Водный и подводный мир. часть 4

 Часть 4

   Зарубежные и Российские издания, как дореволюционные, так и современные переполнены мифами и легендами, сказаниями и фактами, очевидцев и свидетелей видевших воочию русалок, и зафиксировавших не только в своей памяти, но и на фото и кино плёнку, события и явления невольными участниками которых им пришлось быть в той или иной мере. Первыми образами русалок-сирен, дошедшими до нас можно считать сообщения Гомера. В своём бессмертном шедевре всех времён и народов, он поведал о том, как хитроумный Улисс- Одиссей, попросил своих земляков и товарищей привязать себя к мачте корабля, а всем остальным залить воском уши. Сирены, сладкоголосым пением имитируя голоса родных Одиссея: матери, жены, детей и друзей, попытались погубить героя Троянской войны. Но он не поддался на уговоры русалок, так как был крепко привязан к мачте корабля. На Руси же, русалки были явлением обычным, и в какой-то мере даже обыденным, если не сказать рутинным. Русалок считали душами утопленников обитающих в тех водоемах, в которых они утонули, и в соответствии с этим суеверием их избегали и боялись. Но иногда всё-таки такие встречи происходили, и довольно регулярно. И не только встречи, но и поимки русалок. Про одну из таких встреч, записал свой рассказ В. И. Даль.
   «В Петровском правлении есть деревня; крестьяне зовут её монастырём; выстроена она на берегу озера, имеющего в окружности версты две. Рассказывают, что давно тому, мужики этой деревни, неводя рыбу, вытащили из озера сетями ребёнка; ребёнок резвился, играл, когда опускали его в воду, и плакал, томился, если вносили его в избу. Мужик-рыболов поймавший ребёнка сказал ему однажды:
-Слушай мальчик, больше тебя я томить не буду, пущу к отцу в озеро, только услужи и ты мне: я по вечеру расставлю сети, нагони дружок в них побольше рыбы.
   Ребёнок, сидевший на шестке, задрожал, и глазки его засверкали. Мужик расставил крепкие сети на озере, посадил ребёнка в ушат, и вынесши на берег бросил в воду. Поутру приходит мужик осматривать сеть: полна рыбы! Мужичок обогатился рыбной ловлей».
Но не всегда русалок отпускали на волю. «Ловили рыбу - поймали русалку. Смотрим –девка
Коса – длинная предлинная. Только что не говорит. Положили её в школу. В школу сначала – в школу ещё не ходили. Положили в школу, а мы ходили глядеть. А потом её отправили… куда следовать. Вот какую русалку поймали!» (запись 1982 года, деревня Хвойное, Новгородской области).
   Этот случай произошёл совсем недавно можно сказать, и скорее всего эта русалка, как и другие, попав в неволю долго не прожила. Там же, куда отправили, (куда следовать), концов естественно не нашли. Если же углубиться в историю, то там, в глубине веков, этих встреч, превеликое множество.
   В 1619 году, два советника Датского короля Христиана, плывя из Норвегии в Швецию, заметили с борта человекоподобное существо, плывшее по тому же курсу. Добрые люди бросили ему ломоть бекона, просто чтобы покормить. Простодушная тварь неискушённая в людском коварстве, не могла конечно предположить, что в беконе спрятан крючок на прочном шпагате. Попавшись на эту приманку, морской водяной был вытащен на палубу. Но он так громко кричал, в крике его было столько угрожающего, что суеверные моряки сочли за благо бросить его обратно в море.
Иногда пойманных русалок и водяных отпускали обратно и сами рыбаки. Как сообщил журнал издававшийся в Эдинбурге, Рыбаки, доставая сеть близ одного из Шетландских островов, вытащили сети с русалкой. Была она сероватого цвета, и без чешуи на хвосте. Подержав её в лодке какое-то время, они решили её отпустить, и вскоре выбросили за борт.
   Так же поступили и шестеро рыбаков у острова Йелл, которые в 1883 году, тоже поймали русалку. Ростом она была фута три – то есть около метра. На теле её не было жабр, а на хвосте чешуи. По их рассказу она не сопротивлялась, и даже не кусалась, а только жалобно стонала. Подержав в лодке её часа три, они тоже выпустили её в море. Она тут же нырнула и ушла на глубину. Впрочем, не только русалки появляются из морских глубин. Порой существо это, тоже с рыбьим хвостом, оказывается мужского рода. В Английских летописях упоминается о таких «морских людях», которых ловили и вытаскивали на берег. В 1187 году на побережье графства Суффолк, поймали такого «человека». Неведомо сколько пришлось провести ему в заточении, но то ли не особенно стерегли его, то ли оказался не нужен он своим хозяевам, но каким то образом ему удалось избавиться от неволи. «Бросился в море, - заключает писавший, - и больше его никто не видел».
   В 1830 году, на острове Бенбекула, одном из Гебридских островов, местные жители собирали водоросли вдоль кромки прилива. Море было спокойным, и одна из женщин, услышав внезапный всплеск, обернулась. Она увидела рядом с собой в воде существо, «представляющее собой как бы женщину, только в миниатюре»  На её крик сбежались другие, и в изумлении наблюдали, как существо это, радостно резвилось в воде, ныряло и кувыркалось как маленький ребёнок. Близость людей русалку ничуть не смущало и не пугала. Но когда мужчины , попытались вброд обойти её с моря, чтобы поймать, та тут же поняла их маневр, и без труда уплыла подальше. Мальчишка под одобрение взрослых, стал кидать в неё камни. Один, к восторгу и радости всех, угодил в неё. По этой причине, а может от шока, русалка вскоре погибла, и прилив принёс её тело. Местный житель, видевший её сам воочию писал:
   «Верхняя часть этого существа была как у хорошо упитанного ребёнка трёх-четырёх лет, но с ненормально развитыми грудями. Волосы длинные, тёмные и блестящие, кожа белая и мягкая. Нижняя часть тела представляла собой хвост, как у лосося, но без чешуи».
   Известие о происшедшем, о чём написали газеты, собрало на побережье толпы людей, желавших убедиться во всём своими глазами.  И им это удалось. Ещё в 1900 году, исследователь, который побывал в тех местах, застал людей, которые своими глазами видели то существо, лежавшее на берегу, и даже трогали его своими руками, и охотно рассказывали об этом. Никто не знал, что делать с русалкой, пока местный шериф, Дункан Шоу, не распорядился изготовить для неё гроб, и похоронить там же на берегу, немного повыше.
   Известно ещё несколько свидетельств о встречах именно с таким миниатюрным  видом этих существ. Русалку, размерами с десятилетнего ребёнка, многие видели в 1819 году у берегов Ирландии. Английская газета «Дейли Телеграф», в 1886 году рассказала о двух рыбаках, которые заметили с лодки русалку, проплывавшую неглубоко под водой мимо них. Она тоже была не больше ребёнка, или как описал её рыбак: «величиной с тридцатифутового лосося». Рассказывают будто таких небольших русалок , видят иногда и в других местах. Их можно встретить и в Балтийском море, и в Финском заливе, и в Ладожском озере.
   «Перед бурей попадаются маленькие дети, моему знакомому рыбаку попался один, он сам видел, женщина была. И грудями воспитывают их, мы не раз в нашей речонке видели их. Плавают такие маленькие человечки». (Этнографическая запись. Эстония).
   По словам рыбаков заметивших с лодки русалку, размером с лосося, была она черноглаза и черноволоса. Случайное совпадение или нет, но и миниатюрная русалочка с острова Бенбекула, тоже была брюнеткой.
   «Шиппинг Гэзет» от 4 июня 1857 года приводит рассказ нескольких моряков- шотландцев, которые поклялись на Библии, что «недалеко от берега, своими глазами видели в море существо с внешностью женщины, с полной грудью, черноволосую».
   Рыбаки, ловившие крабов в районе Оркнейских островов, заметили на одном из камней русалку «с черноволосой небольшой головой, белым телом и длинными руками» 1890 год.
   Так же выглядят часто и речные русалки, о встречах с которыми в разных местах, в России, рассказывали не только в прошлом, но и в наши дни.
   «Как девка стоит среди болота, волосе чёрное, до сих пор, не косой, так распущены. Лицо белое, глаза чёрные». И ещё: «Как-то бывает, она появляется. Обязательно на камне, посреди реки. Сидит женщина с чёрными волосами» запись 1990 года.
   «А вот дядя мой по маме дядя, Макарий звали, он пошёл на берег за водой, Иду говорит по берегу, а она сидит на камне. И там говорит, была в деревне ихней Катерина Прокофьевна, девка чёрная. Он с ведром-то идёт, подходит к берегу и говорит: Катерина, ты что рано купаешься? А волосы говорит распущены… А та волосами взмахнула, и в воду. И исчезла. Хоть верьте, говорит, хоть нет». Запись 1973 года.
 
   Вобщем, свидетели из разных мест и времён, говорят о русалках, почему-то в основном черноволосых. В местах удалённых от моря, русалок знали в двух видах: в традиционном, с рыбьим хвостом, и без хвоста – с ногами. Во втором случае, русалка отличалась от обычной женщины только тем, что жили в воде, в реке или в озере. Такие русалки часто выходили на сушу, в прибрежные кусты и деревья. Помните у Пушкина: «Русалка на ветвях сидит» Такими же были озёрные и речные русалки греков-наяды. Такой была и продолжает быть русалка в России, да пожалуй, и у всех славян в целом.
   «Дедушка был сторожем в саду. Там был хороший пруд. В этом пруду он видел русалок. Они купались. У них были волосы». (село Княжуха, Сурского района).
   «Девочки лет по 18, они ходили по воде. Как хоровод на Ивана Купала, и пели что-то. Это в Гулюшеве было. И вот из середины круга выплыла с рыбьим хвостом, большая женщина волосы зелёные. Ну, стали разбегаться, она за ними поплыла, но не успела…». Село Хмеевка Сурского района.
   Озёрные и речные русалки известны и у народов Сибири. В древности такая русалка была известна у тевтонских племён, а сегодня у немцев. Европейцы пришедшие в Африку, и в Америку, в мемуарах тоже упоминали русалок, видевших их в озёрах и водившихся в реках.. Некоторые даже ловили их, а некоторые даже… но по порядку.
   Бойкий английский мальчик который пытался подбить русалку камнем, конечно же не был таким уж очень злым и агрессивным. Просто через это у человека проявляется и находит выход охотничий инстинкт, тот самый звериный инстинкт охоты, который заложен в каждом человеке на генном уровне. И волей неволей, повинуясь этому инстинкту, люди при виде русалки, тут же старались изловить её или убить, без особых на то раздумий. Да и какие раздумья могут быть там, где действует инстинкт? Как-то в заливе Каско, возле Портленда США, рядом с плывущей лодкой, из воды появилось вдруг человекоподобное существо. «Тритон», как обозначил его потом один из матросов. Имел в виду он конечно же не мелкое земноводное животное, а морское божество, сына Посейдона. Или «водяной», как сказали бы в России. Он ухватился двумя руками за борт. То ли очень был любопытен, то ли познакомиться  захотел. Но не успел. Среди снастей валялся топор, и матрос с одного взмаха, отрубил «мерзкой твари» руку. Оставляя кровавый след на воде, «тритон» сразу ушёл на дно. Рука же осталась в лодке, как рассказывал всем потом ловкий матрос, была она «совершенно как человечья мужская рука».
   Инстинкт «убить», включается мгновенно, от одного вида непонятного существа. Как-то неподалеку от английского городка Экстер, рыбаки вытаскивали на берег сеть с уловом. В ней запуталась какая-то морская тварь, которая неразумно пыталась вырваться на свободу. Чтоб наказать за строптивость, они палками забили её. Рыбаки рассказывали потом: «Тварь эта умирая, стонала как человек». Глаза, рот и нос у неё оказались тоже как у человека. Но главное у неё был хвост как у лосося. О происшествии этом сообщил английский журнал «Джентлмэнс Мэгезин» за 1737 год. Непонятное существо это длиной 4 фута (фут- 30,5 см.) было выставлено для публичного обозрения там же в Экстере. Любопытные съезжались со всей округи и даже из соседних графств. Любознательность, впрочем, как и честолюбие, не знает границ. Моряки английского корабля «Галифакс»,  движимы были по всей вероятности именно этим благим чувством. Об этих моряках писал журнал «Скотс Мэгезин» в 1739 году. Они не ограничились тем, что на побережье Маврикия отловили нескольких русалок, где их оставил отлив. Хотя те, по словам моряков, имели человеческий облик и «весьма жалобно и громко стенали», матросы зажарили их и съели. Мясо русалок понравилось им, так как по вкусу было похоже на телятину.
   Путешественники-европейцы и миссионеры в Центральной Африке в своих отчётах отмечали, что туземцы отлавливают в озёрах и реках русалок и едят их. Вопрос этот активно обсуждается и даже в церковных кругах – считать ли это явление каннибализмом или нет. Грех, конечно сказать, но такие убийства имели хоть какой-то гастрономический смысл. Другие случаи, когда убивали русалок, лишены были даже такого смысла. В один из дней 1819 года в Ирландии замечена была русалка, которая плескалась в водах прибоя у самого побережья. Собравшиеся на берегу смотрели на это редкое зрелище. Пока один из зрителей не попытался «для интереса», её пристрелить. Он выстрелил, и она, писал репортёр, «с пронзительным криком ушла под воду». Эта же сцена повторилась позднее, в 1892 году, у деревеньки Диернес, Оркнейские острова. Сначала русалку заметили рыбаки, ловившие крабов. Потом с берега многие тоже наблюдали её. Один же на всякий случай её пристрелил. В ажиотаже, к месту , где она была, подплыло сразу несколько лодок, но и не повезло, добыча ушла на дно.
   В России народ относится к русалкам со страхом, а значит с почтением и уважением. Но так было в старину. Времена эти давно прошли, и почтение и удивление сменились на откровенную враждебность и неприятие. Вот записи сделанные разными экспедициями и энтузиастами уже в наши дни:
   «Раньше говорили: вон чертовка на камне сидит и чешется. Теперь пришёл фермер и говорит: - Вы видите, кто на камне сидит? – Видим . Взял и с крыльца на мушку – хлоп! Она упала в воду. К камню подбежали, а на нём – золотой гребень лежит. Взяли и в омут за ней же и бросили в воду».
   Одну историю рассказал сельский милиционер, который с обидой жаловался на своё начальство, что имел неприятности от него, за то, что всю обойму расстрелял в русалку:
   «Возвращаюсь вечером, поздно уже. Но Луна. Иду мимо пруда, у нас тут в Потылихе большой пруд есть. Гляжу, русалка в воде, и, главное, не боится, на меня смотрит: Ну думаю, стерва! И с ходу – бах , бах, бах в неё… Всю обойму расстрелял, а она то нырнёт, то вынырнет, и появляется всякий раз в другом месте». Но занимала его не русалка, не то откуда она, почему? Важнее всего было то, что от начальства влетело ему, и что в «стерву», в неё, не попал. Другие, к сожалению попадали.
   Совсем недавно, в деревне Дунаево, Читинской области, записан был рассказ о русалке, что рискнула объявиться в реке: «…а потом, этот забулдыга Сафонов, убил эту русалку. Из воды её вытащил и показывал всем. У неё голова, руки и тело-то, человеческое. А ниже хвост рыбий. Чёрный и в чешуе».


Рецензии