Водный и подводный мир. часть 5
Где – где, а в России не любят русалок. Уж очень они другие, не такие как все. Разве можно такое простить? Само собой никогда. И воспринимал их народ соответственно этой своей антипатии. «В противоположность весёлым, шаловливым и увлекательным русалкам малороссов – писал исследователь сто лет назад, - великорусские русалки, злые и мстительные существа». Вот почему убить эту нечисть - лучше всего. А если уж не убить русалку, то на худой конец, хотя бы поймать её. Иногда это удавалось.
В своё время профессиональный интерес к русалкам питали католические священники – миссионеры. Важно было определить люди это или рыбы. Если это люди, у них есть душа, а значит, до них следовало донести слово Божие. Но для начала нужно было изловить хотя бы одну особь. Вот что пишут старые газеты и журналы тех времён и событий :
«Миссионер из ордена капуцинов, на пути к Конго заметил с палубы вместе с другими пассажирами, как жители моря, русалки вместе с тритонами собирали водоросли на неглубоком дне. Корабль бросил якорь и незаметно были спущены сети, но русалки, заметив людское коварство, ловко их избежали. –Ни одна не попалась, констатировал капуцин с понятной досадой. Ещё один миссионер итальянец, отец Франсис из Павии, который в 1701 году посетил Анголу, не поверил сначала, когда местные жители, ему рассказали, что в их озере обитают русалки. Тогда, чтобы ему доказать отловили в сети одну и предъявили ему. Миссионер детально её осмотрел, описал в своих записках, добавив, что через сутки, после того, как её поймали, она, к сожалению умерла.
Уточнить есть ли у русалки душа, важно было в Анголе ещё потому, что туземцы не просто ловили русалок, а часто и ели их. Кого же они ели в конце концов? Рыб или людей? К ответу на этот вопрос церковь никогда не была так близка, как в 1560 году, когда у берегов острова Мандар, близ Цейлона, Голландский корабль, изловил сразу семь русалок. Отцы-иезуиты, оказавшиеся в тех краях. Естественно, постарались не упустить случай и выяснить есть ли у них душа. Но как всегда в таких случаях исследователи потонули в дискуссиях, заседаниях и обсуждениях, порой противоположных и исключающих друг друга, и так и не пришли к какому-то определённому выводу.
К более определённому мнению по этому вопросу, пришёл М Боскэ, личный врач голландского вице-короля в Гоа, оказавшийся там же. Приложив к делу, как свои профессиональные познания в анатомии, так и скальпель, он в своём заключении утверждал, что русалки пойманные у острова Мандар, не только внешне, но и внутренне, по строению, во всём подобны людям. Очевидно, он не резал по живому. Потому что все русалки, которых сразу поместили в большие баки с водой, через несколько дней умерли. Столь же нерадостной оказывалась и судьба других попавших в неволю русалок. Тритон, или морской человек, был пойман в 1682 году, возле приморского итальянского городка Сестри, неподалеку от Генуи. Тогда же многие горожане имели случай вблизи рассмотреть его.
«В течение дня, - писал очевидец, - его усаживали на стул, что убедительно говорит о том, что тело его достаточно гибко и имеет суставы, чего нет у рыб. Он прожил всего несколько дней, плача и испуская жалобные вопли, и всё это время ничего не ел и не пил».
Отчаяние неволи было тому причиной, или еда, которую им предлагали, и которую они не могли принять, только все обитатели моря, которых удавалось поймать, жить у людей не могли. В январе 1738 года, газета «Лондон дейли пост», сообщила своим читателям, что в заливе возле городка Топсхэм, графство Девон, поймали русалку. Её показывали потом публике в городах Экстер, Бристоль, Бат. Неизвестно, сколько она прожила в неволе и что было с ней потом. Хотя если верить свидетельствам тех лет, русалки встречались в морях повсеместно, но для людей они всё же оставались дивом. Вот почему, когда в 1531 году, в Балтийском море в сети поймали русалку, её тут же поторопились отправить в подарок польскому королю Сигизмунду II. Король и весь двор, имели случай своими глазами видеть её. К сожалению тоже недолго. На третий день пленница умерла. И только в двух случаях зафиксировано сообщение о русалках, которым какое-то время , удалось прожить в неволе. В 1430 году, в Голландии, буря размыла дамбу, и многие земли оказались затоплены морем. Жителям приходилось передвигаться на лодках. Как-то поутру, девушки из городка Эддам, плыли в лодке доить коров. В мелководье, в жидкой грязи, они заметили русалку, застрявшую там. Они взяли её с собой и она стала жить с ними. Русалка прожила у них пятнадцать лет! Правда говорить она так и не смогла, но зато они научили её носить платье, вязать и есть вместе с ними. Кроме того, как добрые католички, они научили её поклоняться кресту. Этот факт, как гласит хроника, дал повод, когда она умерла, похоронить её по-христиански.
О другой русалке, что тоже жила в неволе, сохранились не только запись, но даже её портрет, который был написан знаменитым Сью Готье с натуры в 1758 году, в Париже. Здесь она выставлена была для всеобщего обозрения в большом аквариуме на ярмарке, в предместье Сен-Жермен. Кормили её хлебом и рыбой. Была она «очень подвижна, и с удовольствием ловко плескалась в чане с водой, где держали её. Отдыхает она в положении вертикальном. Внешность же имеет уродливую и мерзкую».
Пока отправляясь в плавание, человек не был уверен, что вернётся назад, пока ощущал он всесилие водных стихий, его животный страх распространялся и обитателей водных пучин. В те далёкие библейские времена, он и помыслить не мог, чтобы поднять руку на обожествляемых им обитателей вод. И всякий случай встречи в морях и океанах, незнакомых или же похожих на человека существ, вызывали у людей помимо изумления, почтение и преклонение перед неизвестным и загадочным; но никак не агрессию. А от чувства почтения и преклонения до чувства любви, расстояние небольшое. Вот почему любовь человека к русалкам, о которой создано так много рассказов и сказаний, мифов и легенд, стихов и поэм, не только литературный сюжет или художественная аллегория. Навряд ли найдётся такой народ и этнос, у которого не было бы рассказов о жителях лесов, озёр, рек и морей, и о встречах с ними, и не только о встречах, но и более продолжительных контактов, вплоть до совместного сотрудничества, охоты и даже совместного проживания. И в этих рассказах и фактах, всегда бывают эпизоды симпатии и любви, между человеком и русалками. Причем иногда эта любовь, как и положено, быть по всем канонам жизни, завершалась браком, как бы это фантастично не казалось, мой уважаемый читатель. Но так же, как всё в этом мире имеет две противоположности, по той или иной причине, случался и иной исход.
Шотландцы рассказывают, что когда-то, жил в их краях пастух по имени Манкс. А в местном озере, жила русалка. Она влюбилась в молодого красавца-пастуха. Как-то раз, когда пастух сел отдохнуть на камень лежащий у воды, русалка приметила его, и подкравшись незаметно сзади, так обняла его, что у пастуха затрещали кости. Он вырвался и грубо оттолкнул её. Конечно, деревенский пастух, что с него взять? Но русалке обиженной и оскорблённой, разве что-нибудь объяснишь? Она швырнула в него камнем. Камень попал аккурат в голову. Удар был настолько болезненный, что пастух вскоре – умер. А ведь всё могло быть совсем по-другому! Но ещё хуже, когда в отношения, которые касаются только двоих, вмешиваются другие. И хотя делают это они из лучших побуждений (как им кажется), но, как правило, не к добру. Рассказывает Тувинский шаман, (запись 2004 года).
«У нас был человек, Байгыр Байоно. Он встречался с русалкой. Весной у берега реки, он встретился с необыкновенной красавицей. Стал встречаться с ней каждый вечер. А когда они прощались, она уходила, а куда, он не знал. Вдруг, он совсем другим человеком стал. Другие заметили, что он совсем ничего не кушает. А маленько пастухом работает, очень любит ходить туда, где речка. Почему не кушает, родители не знают. Потом пригласили великого шамана Тангака: у нас мальчик таким стал, не кушает, не поёт, не питается, к речке ходит. Тогда шаман совершил камлание и прогнал красавицу-русалочку. Если бы великий шаман не сделал бы этого, он бы давно погиб от этой красавицы – русалочки. Кто с ней встретится, от этой связи никогда не уйдёт!»
И неизвестно, так бы это было, или может быть совсем по-другому, кто знает? Ведь человек всё равно живёт в своём мире, а его возлюбленная в другом. И встречаются они только на кромке соприкосновения этих двух миров. У многих народов, и не только в России о таких встречах есть немало зафиксированных документально сообщений.
«Служил Андрей Ушаков во флоте, а русалка к нему выходила и песни пела. И так она ему на сердце запала, что влюбился. А у ней любовь, настоящая. И ребёночка нажили. А что моряку делать, как её с собой привезти, ведь она не умеет говорить, и ребёнок не умеет говорить. И переслали его на другой корабль. Она приходит, смотрит, нет его. А её показывают – уехал. Тосковала очень» ( записано в 1990 году деревня Хорошово Новгородс-кой области).
Впрочем, не обязательно, чтобы всё завершалось печально. В России, в народе считали, что, если русалку крестить, или хотя бы надеть на неё крест, она становится человеком и может быть среди людей, жить и всё остальное. В воду больше её не тянет. Конечно, всё это можно представить как фантастику, если бы не было фактов, что такое действительно имело место быть неоднократно. В этих случаях, как можно понять, речь идёт, всё о тех же речных или луговых русалках, у которых вместо рыбьего хвоста – две ноги.
«В деревне Мальцевой Вязницкого уезда – писал этнограф Д. К. Зеленин в 1916 году, - мне рассказывали о двух случаях, когда на русалках женились деревенские парни, причём священник через крещение сделал их предварительно людьми».
На такие случаи ссылаются и другие исследователи. «В Орловской губернии женился один на русалке. В Калужской губернии на русалке женился пастух: священник крестил её, и она стала обыкновенной женщиной. Такие случаи бывали и во Владимирской губернии, где даже два парня женились на окрещённых русалках». (Этнографическое обозрение, 1914 года).
Случаи эти, подразумевают более человекоподобных речных или же луговых русалок. Память о подобных браках имеется и в других странах. В Греции, по словам исследователей, имеются семьи, хранящие запись поколений своих отдалённых предков. В перечислении этом редко, но всё же встречаются иногда записи и упоминания о речных русалках – нереид.
В Шотландии, где память предков также чтут с достоинством, и ведут скрупулёзные записи из века в век, считается, что один из кланов Макларен, произошёл от брака простого смертного с русалкой. В Ирландии тоже есть прецедент, род Machaire, ведущий по преданию своё происхождение от русалки. И там же в Ирландии, на побережье, есть деревня, где все жители считают себя потомками такого брака. Потомки подобного брака есть и в Канаде, в одном из индейских племён, где на протяжении многих поколений, хранится память о вожде, поймавшим в реке русалку, принёсшим её в свой вигвам и женившись затем на ней.
Но все эти документальные, а потому правдивые истории, со счастливым финалом, всё- таки исключения, которые лишь подтверждают правило. А правилом для человека, считающего себя полубогом и «венцом творения», к сожалению, остаётся всё тот же охотничий инстинкт: желание изловить, а лучше всего убить русалку, как только представиться малейшая возможность. Если бы нас где-то точно также встречали и относились к нашим представителям, мы также , не раз бы подумали, стоит ли нам вообще появляться там. Мы же не можем знать, мы только догадываемся, только предполагаем, каков тот другой, их мир, откуда русалки и приходят к нам. Может быть там им ещё хуже? Но как бы то ни было, насколько можно предполагать, они, пока ещё не забыли дорогу к нам, в наш мир, в наше измерение.
В 1890 году, русалок замечали трижды, в районе Оркнейских островов расположенных рядом с Шотландией. В одном из заливов видели русалку, сотни свидетелей. По словам одного из них, «она была больше шести футов ростом, черноголовая, белое тело, две руки, и когда она плыла, можно было принять её за человека. Она часто располагалась на подводном камне, и махала людям рукой».
Автор одной из работ посвящённых этому феномену, встречался в Шотландии с человеком местным землевладельцем, который поведал ему, как в 1990 году, он пошёл со своей собакой
выручить из оврага попавшую туда овцу. Он шёл вдоль оврага, впадавшего в море, когда собака его даже не залаяла, а вдруг испуганно завыла. Когда он подошёл, он увидел в шести футах от себя русалку. Она была ростом как человек, с рыжевато-жёлтыми вьющимися волосами, зеленовато-голубыми глазами и бровями «домиком». По людским меркам, русалка была очень красива, с белой и пропорционально развитой фигурой, стройная, с прекрасными полными грудями. Но во взгляде, которым она его встретила, он прочёл только ярость и страх. И он опрометью не глядя, бросился бежать прочь. Она оказалась на мели и видимо ждала прилива, чтобы выбраться в море.
Несколько раз замечали русалок в 1913 году, в лимане Портленд, возле острова Хой, также Оркнейские острова. Другая русалка замечена была в 1926 году в США, в ручье, впадающим в Миссисипи. Фермер под окнами, у которого протекал ручей, жаловался местному шерифу на беспокойство, которое причиняла обитающая там эта особа. Этот факт попал в местную газету, так как на русалку жаловались и местные шофёры-экспедиторы, у которых русалка приспособилась таскать рыбу. Особенно часто русалок видели у Шотландского побережья и в районе Северных островов. Возле острова Мак, Гебридские острова, в 1947 году, рыбак видел русалку, которая плыла на ящике из-под крабов. Почувствовав на себе взгляд, она обернулась, и тут же нырнула в воду. После путешествия знаменитого Тура Хейердала на бальсовом плоту «Кон-Тики», другой известный мореплаватель, Эрик де Бишоп, отправился также на самодельном плоту на восток от Таити по направлению к Чили. В своём дневнике, он приводит рассказ, о случае, произошедшем с ним лично.
«Вскоре после полуночи, 3 января 1957 года, я поднялся на палубу. Матроса стоящего на вахте, не было. Через минуту он появился с передней части плота. Он шёл не видя меня и ругался последними словами. Пьяным он не был, так как не пил вообще, да и тем более на вахте. Увидев меня, он бросился ко мне и страшно волнуясь и сбиваясь, взахлёб поведал мне, что услышав громкий удар на передней части плота; предположив, что из пучины выпрыгнула крупная рыба или же дельфин, а такие случаи иногда бывают, он пошёл посмотреть в чём дело. Но то, что он там увидел, повергло его в смятение и даже в страх, хотя сам он был явно не робкого десятка; на самом краю плота он увидел человеческую фигуру стоящую вертикально и опирающуюся на хвост. На голове у этого существа было какое-то подобие волос больше напоминающее пучок водорослей. В шоковой ситуации многие люди ведут себя неадекватно. Вместо того чтобы уйти, он решил потрогать эту тварь рукой. За такую дерзость, он был немедленно наказан, и хотя он и успел коснуться её рукой, она выпрыгнула за борт, успев с силой сбить его с ног хвостом».
«Это была русалка!» всё время твердил он убеждённо. И сколь бы иронично не был настроен сам Бишоп, скептицизм его значительно поколебался, когда он увидел на рукаве и на руке матроса блестящую рыбью чешую, а на обнажённом торсе матроса огромный кровоподтек синеющий прямо на глазах.
20 декабря 1977 года, южноамериканская газета «Претория Ньюз» напечатала сообщение своего корреспондента в Лусаке, Замбия. В период дождей и муссонов, озёра и реки тех мест обычно выходят из берегов, все, заливая кругом. Водами половодья и занесло, наверное, одну из русалок в коллектор для сбора воды в пригороде Лусаки. Сначала её заметили дети, которые криками оповестили всех, так что возле коллектора собралась толпа; по словам очевидцев была она внешне как « белая женщина». Что стало с русалкой потом, из репортажа понять нельзя. То ли ей удалось выбраться ночью и уплыть, то ли местные жители поймали её и съели, в чем, конечно же они никогда не признаются. Но очевидно одно – русалка была, и видели её там сотни людей.
В следующем 1978 году, 15 июля, австралийская газета «Мельбурн Сан» напечатала заметку о рыбаке филиппинце, которому , когда он вытаскивал сеть, стала вдруг помогать русалка, вынырнувшая из воды. Газета называет его по имени и указывает возраст - 41 год. Русалка была голубоглаза, и очень красива с его слов. Теперь пишет газета, где бы он не появился, его сопровождают насмешки и шутки по этому поводу. Так что другим рыбакам, случись с ними что-либо подобное, вряд ли стоит рассказывать об этом.
И ещё одно сообщение, датированное 1991 годом. Австралийский стражник береговой охраны (по-нашему пограничник), Квинсленда, подал рапорт, где сообщил, что во время дежурства видел русалку, во время прилива. Собственными глазами.
Подобные свидетельства, также последних лет, имеются и в России. Причём это свидетельства именно тех, кто лично сам встречал или видел русалок. Свидетели таких встреч, в основном сельские жители, хотя иногда попадаются и горожане. Только в сёлах Сибири и Севера, на глухих озёрах и таёжных реках, появляются именно те, кого мы всеми силами стараемся отрицать, а также отпугнуть и отвадить, если вдруг встречаем воочию. Тем не менее, записи этнографов и фольклористов об этих встречах сохраняют особенности местного языка и произношения. Всё это придают таким фактам добавочную документаль-ность, кажется, что слышишь голос именно того, кто рассказывает:
«Камынин рассказывал… он ехал ночью, там, где омут был, и на камне сидит русалка»
- Я еду, сидит женщина, я смотрю, вот гыт, встал, посмотрел, а она чешется. Ну гыт, волосы у неё золотые, блестящи. А ноги в воде. Я, гыт, скашлял, она сидит. Я гыт, ишо скашлял – сидит. Ну-ка подойди к ней. Я к ей-то подошёл, она – бульк! В воду… и никого не стало. 1977 год Читинская область.
«Я подхожу к озеру – русалка сидела на берегу. И в озеро кинулась. Вижу: она сидит. Длинные волоса, задом сидит. В личности я ничего не видала – она боком сидела.». 1989 год, село Ушаково Новгородской области.
Одним словом, ни в России, ни в других местах русалки как видно не перевелись, и время от времени, как и прежде, людям встречать их случается.
К счастью, мне самому дважды довелось в своей жизни встречаться с русалками. Первый раз это произошло в Киргизии, на высокогорном озере Сонг –Кёль (Сон-Куль), где я работал на снеголавинной станции, снеголавинщиком. Второй раз, встреча с русалкой произошла в Краснодарском крае на Чёрном море, в бухте Инал, расположенной между Джубгой и Архипо-Осиповкой. Но это уже совсем другая история, о которой можно прочитать в моей книге, документальном романе «АПОЛЛОНИЙ», который возможно скоро выйдет в свет. Там кстати описаны и мои встречи с «ЙЕТИ», называемым ещё «Снежным человеком», а если быть уж совсем по научному точным, «Реликтовым Гоминоидом»
Свидетельство о публикации №220031500457