5. 6. Летающие в небесах
(черновик)
5.6. Летающие в небесах.
У Лены перед глазами всплыл портрет «Незнакомки» Крамского… Лена любила прогуливаться по ведущим музеям изящных искусств мира… В какой бы город она не приезжала, она обязательно посещала галереи живописных полотен… Лену нельзя было назвать знатоком искусства, она не запоминала даже названия своих любимых полотен…так…только самые основные…самые-самые…Но… возвращаясь каждый раз в Брюссель, Париж, Вену, Мадрид, Мюнхен, Антверпен, Дублин, она шла на свидание к любимым и знакомым образам…
Она разговаривала с картинами, вернее, слушала, что скажет ей подсознание при созерцании полотен…Позже появился цикл философских произведений, в которых Лена отражала мысли, приходившие в голову при созерцании полотен.
Однажды морозным зимним днем, Лена бродила по залам «Третьяковки»… Сначала в новом здании она рассматривала полотна Марка Шагала, заботливо собранные организаторами выставки из различных частных коллекций…
Именно в тот морозный вечер Лена пыталась понять этих летающих в небесах мужчин и женщин, проникала в сложный мир духовных творцов… Приземленному воображению сложно оторваться от земли…сложно выйти за пределы инстинктов и понять красоту возвышенных полетов в любви…не в стае…а в любви…с единственной и неповторимой половинкой божественной…плечом к плечу…крылом к крылу…
Позже, гораздо позже, Лена посмотрела в Доме кино фильм Александра Митты… нет-нет…Лена не «фанатела» от искусства начала 20-го века… это сложное революционное время пугало «девушку», казалось скучным, страшным в своей жестокости и болезненным в попытке просветлить умы и сердца…кровавое время…
- Как же хорошо, - размышляла Лена, - что Шагал сумел продлить себе творческую жизнь и оставил по всей Европе свои прекрасные следы…
Лена встречала витражи по эскизам Шагала во многих Соборах Европы… С удовольствием слушала местных гидов, которые с гордостью показывали эти шедевральные яркие шагаловские образы… И любовная жизнь Марка Шагала была весьма необычна…
« Лишь Гений Гения на подвиг вдохновит…» - всплыла в Ленином воображении не весть где прочитанная фраза.
– И замечательно, - думала Леночка, - что мечта режиссера Александра Митты снять фильм о Марке Шагале воплотилась полвека спустя…мечтал-мечтал…и всё же выполнил задуманное…
- Да…известно, что художник прожил довольно долгую жизнь и умер в лифте, когда ему было 97 лет. Вот такая банальная смерть…Смерть не застала гения дома...в родной постели... он - в дороге…он - в пути… - пропела Лена про себя.
- И всё же бренность тела мешает…мешает доводить задуманное до конца…, - воображение мгновенно унесло Леночку в прошлое…И надо же такому случиться, именно текст, посвященный Марку Шагалу впоследствии стал визитной карточкой Лены…
- А конфликты с друзьями? С близкими друзьями… когда расходишься с другом в главном? Как болезненны расставания в веках, когда знаешь, что расстаешься не на день…а навсегда… - Лена вздохнула и продолжила вспоминать:
- Вот самый яркий - витебский период жизни Шагала… художник открыл Школу искусств и позвал в нее Казимира Малевича, своего друга…а после - между двумя художниками произошел конфликт….конфликт…и всё! Рельсы разошлись…Ну и хорошо! Не надо бояться расставаний, - Лена была убежденной фаталисткой…
- Высшие Силы играют в «куклы», - эта мысли не раз прокручивалась в голове Лены, она цитировала Омара Хайяма, желая убедить или шокировать собеседника, вынуждая его поверить авторитету…или задуматься… но это был запрещенный прием…просто хотелось быть интересной…волнующей воображение…
- «Мы послушные куклы в руках у Творца! Это сказано мною не ради словца! Нас Всевышний по сцене за ниточку водит… и бросает в сундук, доведя до конца», - Лена помнила хайямовские четверостишия наизусть..
«Есть столкновение, а если есть столкновение - есть повод, вокруг этого конфликта накручивать жизнь и творчество», - вот так…Лена ходила по залам Третьяковки и рассматривала почти детские рисунки…
- Или форма…или содержание делают Творца Гением…в Творчестве, чтобы сказать что-то своё – надо переступить рамки привычного, выйти за пределы обыденности… Вот есть семейные «паровозы», которые ездят по рельсам…все такие правильные –правильные, играющие по общепринятым в обществе правилам…а есть малолитражки, способные отклоняться от курса и шнырять по бездорожью, забираясь в отдаленные уголки планеты с единственной целью – получить опыт…опять опыт…проблема опыта…не важно, в какой области жизни, но опыт… познание…преумножить, удовлетворить природное любопытство…и будь что будет… будь что будет… - Лена унеслась в мыслях куда-то в свои миры.
- Ах, да…в жизни Шагала ещё один конфликт – любовный…друг детства…друг детства… Друг Шагала, красный комиссар Наум, пытался увести его жену Беллу. Но сделать ему это не удалось…не удалось..нельзя вмешиваться в природу настоящей любви…нельзя в угоду своим страстям вставать на пути любви…нельзя… - Лена была в этом убеждена…
Третьяковка… почему-то в тот вечер сильно «проговорилась» «Незнакомка» Крамского… Лена прошла мимо полотен Куинджи… насладилась глубоким цветом «Лунной ночи на Днепре», сфотографировала картину…просто так… захотелось… и какое дело всем до всех…примеряя световые оттенки, и выбирая ракурс для съемки, Лена услышала за своей спиной мужской голос:
- И зачем фотографировать картины?
- И какое Вам дело до того, кто что делает? – Лена послала мыслеформу любопытствующему и переместилась к «Незнакомке»… Ей захотелось достать блокнот. Лена включила «автоматическое письмо». «Незнакомка» шептала:
- Никогда не продавайся…только любовь имеет значение…только ради любви можно пойти на всё…кто хоть однажды прикоснулся к любви, не сможет согласиться на меньшее… Знай себе цену… - Лена записывала приходящие слова…- Ты бесценна, Богиня…
( продолжение следует...)
Свидетельство о публикации №220031500053