Случай на реке

Х А Р Э

Жили мы в то время в районе Казачьего Ерика по улице космонавта Комарова,мне было лет 12-ть. Учебный год закончился,стояло лето.Прекрасная пора!Фрукты,овощи,теплынь,каникулы во всю, беззаботное время было.Родители правда разошлись,мать много работала,надо было кормить меня,себя,мебель,одежду и прочее хозяйство справлять,а для этого нужны были деньги.Я ее и так видела мало,работа
у нее была сменами,а тут еще одну работу взяла чтобы с кредитом рассчитаться.Я часто оставалась одна дома,иногда мать меня отвозила к деду с бабушкой,но из дома я могла поспать утром лишний час,а от них вставала чуть свет и потом клевала носом на уроках,да и трамвай приходилось ждать долго,они ходили редко и почти всегда полные,но за то бабушка меня и покормит,и постирает что-то с
меня,да и помоет в ванне,по тем временам это была роскошь.Город наш не шибко большим был в то время и люди,в основной своей массе,жили без удобств,то есть жековские квартиры перемежались с частным сектором.Мыться мы с мамой ходили в баню.Откровенно говоря я стеснялась там толстых,зыркающих ,как мне казалось только на меня, теток.С детства я была худой,бледной,но несмотря на это,
мама говорила,что сила во мне все же была,как говорится,в чём душа,а силой слыла.Мы с ней часто,это после её развода  с моим отцом,заготавливали дрова,пилили,кололи и прочее.Когда мама уходила на работу возникала делема или к бабушке с теми плюсами,но ранней дорогой,или оставаться дома,но одна я боялась,да и проспать могла школу,приходилось чередовать то одно,то другое.Подруги выручали крича под нашими окнами по утрам,но это было не всегда.Подружек было 6-ро,
со многими я училась в школе и даже в одном классе,некоторые были старше,были и моложе.Не буду касаться своих родителей,их трудной жизни во всех планах,нет,были и положительные моменты,а так же не буду касаться их развода,это их дело,хотя боль в моем сердце не утихала всю жизнь,вплоть до их кончины,ну да Бог с ними,это их решение было.Скажу только что родители мои не сидели на лавочках,не сплетничали,не проводили бесцельно время,они его ценили.Отец после работы сделав в сарае верстак вечно что-то там мастерил,он работал столяром и многое дома сделано было его руками;скамейки, табуретки,комод,шкаф кухонный,этажерки для книг и прочего,столы для кухни и зала.Все для семьи.Я была с ним почти всегда,мама по дому,готовила ужин,стирала,убиралась, шила или вязала что-то. Квартира наша была без удобств и потому надо было не раз выйти то за водой,то наоборот что-то вылить,туалет так же был во дворе,так что у нас ведра были различного назначения.
Несмотря на то что я больше любила возиться возле отца,но навыки от  матери я тоже усвоила с лихвой,то есть для меня забить-прибить что-то,поклеить обои,напилить,поменять розетку в доме и т.д.,а так же что-то пошить,связать, приготовить или испечь пироги вообще не проблема,это без похвальбы и прекрас,
я  благодарна своим родителям что научили меня всему этому и многому другому,вечно буду их помнить.Благодаря этому я не опустила рук когда их обоих не стало почти сразу и дочь ушла к зятю жить,но немного раньше,а с мамой мы вообще не расставались никогда в жизни,а тут...ее не стало,я сделалась
каменной,у меня из души как-будто вырвали огромный кусок.С отцом было тоже самое.Господи!Как я все это выдержала-то!До сих пор не знаю,теперь вот уже прошло несколько лет,а мысли часто к ним возвращаются,я многое переосмыслила,вспомнила, жаль что мама прожила с отцом только до моих 11-ти лет.Но я с ним не прерывала связи,мы часто встречались,потом  я ходила в нему в гости.2-я его жена ,с которой он прожил 46 лет была тактичной женщиной,меня,после и мою дочь с внуком,с зятем принимала,угощала.Мы у них бывали по праздникам и на дни рождения,в остальное время больше общались по телефону.Ну да Бог с ними,моими родными!

Казалось бы для кого вставать рано утром и делать дела,зачем,но я,по старой закалке,продолжаю их делать,да и собака требует свое.Дисциплина-хорошая штука,держит всегда в тонусе.Ну да ладно,речь не об этом,это скорее написала для молодых чтобы не тушевались перед трудностями,а проявляли силу воли и духа.Скажу только что всему вышеперечисленному специально родители меня не учили,скорее я просто все это видела и так училась,не было никаких нравоучений мол делай так,а не иначе,смотри осторожнее и прочее,нет,этого не было,без всяких сюсюканий и причитаний,я просто брала с них пример,с деда с бабушкой тоже кстати сказать по маминой линии,к моему стыду деда с бабушкой по отцу я не знала,они жили очень далеко от города,в селе, и к нам не приезжали,мы к ним тоже.Вообще надо сказать детство у меня было на зависть многим,прекрасное,в нем было все что можно было себе представить,но расскажу вам только об одном случае на реке,о котором я и затеяла этот рассказ.Хочется поделиться пережитым,прочувствованным,может кто-то позавидует,кто-то сделает выводы для себя,вспомнит прошлое и себя в нем.

Мы нашли хорошее место для купания,это от плодопитомника примерно 15 минут ходьбы.Сам он тоже был расположен,примерно,на таком же расстоянии от моего дома.Вот наш двор с 6-ю домами двухэтажками,на ним трамвайные пути,потом большой пустырь и слева на взгорке и был тот плодопитомник.Скажу только что в него мы лазали через забор за яблоками, айвой,грушами,все там было сортовое, вкусное,спелое и как нас сторож чуть не поймал,дырка-то в заборе была маленькой,пока все пролезли,а сторож-то не стоял на месте,он бежал за нами с берданкой,я кажется осталась последней,и вот когда я чуть убрала ногу от забора он стукнул по доскам,ругал нас по чем зря,мы больше туда не лазили. Хулиганили,это да.У моего деда была же дача,пойти бы да попросить что я хотела,тем более он был агрономом и чего только в его саду не было,у него был дар к этому делу,как бы сказали от Бога,ан нет,так интереснее,азарта больше,куража,да и потом к деду мы ходили с мамой не часто,она была постоянно занята,я фруктов хотелось.Мы конечно знали что воровать не хорошо,но детство,есть детство,мало ли что мы делали в нем как хорошего,так и не очень,хорошо что это не привилось в дальнейшем,а так,на уровне шалости осталось.Да!В 2-х словах не расскажешь,как впрочем и о всех вехах моего детства,а оно было насыщенным,уж поверьте мне,я не вру,врать это грех,не достойно человека.Я придерживалась этого правила в жизни,хотя соврать или исказить правду было бы проще.

Пришли мы как-то с подругами в один из таких дней на берег искупаться,это за плодопитомником,кстати,сейчас молодежь даже и не поймет о чем это я толкую,так как того сада уже нет.Ах,какой плодопитомник был!Чего там только не было,не росло!Выкорчевали и построили многоэтажки,как-будто места больше нет в городе,в пригороде,всюду пустоши стоят,но,что сделано того не исправишь.А какие дубы
там стояли!Загляденье!Они какое-то время еще боролись за жизнь,но потом без ухода,да и Ерик сильно обмелел,они высохли и часть моей души с ними.Так вот,вернемся в то лето когда мы собрались на речку.Сговорились,пошли мы туда после обеда,часа в 4-е уже или 5-ть,на берегу купалось несколько человек,
кто-то уходил,кто-приходил,но ближе к вечеру людей стало убывать больше,чем прибывать,потом мы как-то остались одни,купались,хулиганили в воде гоняясь друг за другом,ныряли,плавали,в общем резвились и не заметили как пришел парень,мы его не знали,а видно мы и кричали,и окликали друг друга,вели себя свободно,в то время к нам прицепилось одно слово-харэ,это краткое от хорош,но в другом смысле
в смысле хватит,мы им пользовались меж собой,вот этот парень услышал что я его крикнула кому-то из девчонок и прицепился ко мне мол не говори так,это не хорошо,так мол мужики говорят,а ты девочка,в общем какой-то "ПРАВИЛЬНЫЙ" пришел нас учить.Сначала мы на него не особо обращали внимания,я так и вообще была упрямой и не желала чтобы меня хужой чему-то обучал.Вообще надо сказать в то время старшие негласно брали шефство над младшими даже совсем хужими,нередко в транспорте пожилой человек мог сказать девочке или девушке что у нее слишком короткая юбка или кто-то слишком громко говорил,или еще что.Плохо это или хорошо?Если учесть что родители не всегда были рядом,а учить невоспитанных надо было тут и сейчас,а не потом,я думаю в какой-то степени это правильно если не доводить до крайности.Таким же макаром боролись и с пьяницами,лентяями,тенеядцами,коих было
мало и о них знали,на работе,соседи по дому и т.д.,участковые работали хорошо,беседы проводили.А как же иначе?Жди,пока он сам поймет что хорошо,а что плохо.Так вот о том парне,уж не знаю подействовало ли его учение,или мы с подругами переключились на что-то иное,но от того слова отошли по истече
ние какого-то времени.Появились другие интересы.Так  вот,мои подруги накупавшись собрались выходить из воды и идти домой,уже начинало смеркаться, парень тот их беспрепятственно пропустил,они оделись и не сразу,но ушли, меня он кажется
не собирался отпускать,он был старше и сильнее меня и думал что упорнее,хотел настоять на своем,он кидал в меня камушками а я отвечала ему харэ,он мне мол перестань так говорить и пойдешь домой не выпуская меня из воды,как только я пыталась выходить он в меня запускал камешками,я ему опять машинально так же.Начало темнеть,я все еще была в воде и стала замерзать,зубы мои стучали выбивая чечетку,парень упорствовал,я тоже,потом он видя что я буду идти до конца даже если останусь в воде до утра и замерзну вовсе,он мне и говорит мол ладно,выходи,но запомни что бы больше так не говорила,тебе мол ясно,я наверное в ответ сказала угу,он разрешил мне выйти,я уже не помню как схватила свой хала-
тик,как бежала всю дорогу до дома,и не помню была ли мать дома или она в тот день не дождавшись меня ушла на дежурство,видно так.У нас было негласное правило что если кто-то и куда-то уходил,то обязательно оставлял записку,мама мне часто писала их с приказами или поручениями.Вам наверное тоже родители писали так?Прошло какое-то время,подружки не раз потом приходили ко мне и купаться ходили в то место кроме меня,я туда больше не пошла,перенервничала видно сильно, защиты не было,приходилось бороться самой как уж могла,защищать себя тоже.Помню по прошествии какого-го времени одна из подруг как бы невзначай проронила что мол про тебя спрашивали,я мол кто это,она,помнишь того парня что не выпускал тебя из воды,он спрашивал про тебя мол где она,почему не приходит купаться,пусть не боится,я ее не трону,наоборот,и подруга многозначительно улыбнулась сказав что мол он хотел бы с тобой подружиться и что ему понравился твой несгибаемый характер,я ей ответила что мол пусть не мечтает,я больше туда не пойду и не потому что его испугалась,хотя тогда это так и было,вы меня бросили,я была совсем одна.Подруги мои постояли чуток,помолчали,а потом в детстве все как-то быстро забывалось,забыли мы и об этом инциденте,были другие дела.Вот такой случай произошел со  мной в отрочестве.Со мной много чего случалось и не всегда мама об этом знала,меня как-то не приучали жаловаться или ябедничать,бог миловал, провидение,высшие силы или еще что,и потом я в детстве несколько лет занималась балетом,а он слабых не терпит.


Рецензии