Воспоминания. Учителя

     Учителей у меня за 10 лет учебы в школе было  немало,  по каждому предмету у нас был свой учитель, да еще они менялись за эти десять лет. И каждый учитель, в силу своих возможностей, стремился передать нам свои знания, научить чему то хорошему. У одних учителей это получалось блестяще, у других не очень хорошо. Но вот я не помню учителей, которые бы преподавали их рук вон плохо. По-моему таких не было.  Но всегда для любого человека остаются учителя, близкие его сердцу, о которых тепло вспоминаешь всю жизнь. Любимые учителя для каждого ученика свои. Ведь и учителя и  ученики имеют свои характеры, свои взгляды на жизнь, свое отношение к людям. Поэтому, вполне допускаю, что для одних ребят любимыми были одни учителя, для других - другие. Пожалуй, надо начать с моей первой учительницы Александры Алексеевны Редькиной (Березкиной). Она не была моей самой любимой    учительницей, но была первой учительницей, обучавшей меня в течение первых четырех лет моего пребывания в школе. Высокая, молодая (в то время ей было 25 лет) со слегка грубоватым голосом, она вошла в наш класс и стала знакомиться с нами, впервые пришедшими в школу. И с ней мы прошли первые годы нашей учебы. Я пришел в первый класс, зная только буквы, не умея ни читать, ни писать. И именно она научила меня и тому и другому. Мама еще удивлялась как это так - я пыталась научить его читать и не научила, а Александра Алексеевна сделала это очень быстро. Через два месяца я уже читал. Вообще в начальной школе я учился хорошо, у меня были практически одни пятерки. Правда, тогда программа была не такой сложной как сейчас. Мы научились читать, писать, выучили арифметику. Тогда в начальной школе была арифметика, т.е. мы изучали все простые действия с цифрами. Сложение, вычитание, умножение и деление. Никаких элементов алгебры или геометрии у нас не было. Зато у нас было много классного и домашнего чтения. Был русский язык устный и русский язык письменный, а еще было чистописание. Мы читали, пересказывали, учили стихи и т.д. Через чтение мы познавали и мир. У нас в учебнике по русскому языку были рассказы, сказки, стихи разных русских писателей и Толстого, и Чехова, и Пушкина, и других авторов. Были рассказы по истории, были былины и т.д. Были рассказы и о природе, животном и растительном мире. Но все это было в доступном виде для детей. Вот во втором классе у нас появилось рисование и пение. Эти предметы тоже вела Александра Алексеевна. Но, надо сказать, что я совершенно не помню этих уроков.  Учеба в начальной школе не была для меня в тягость. Хотя в ту пору я не очень любил читать. Я читал все, что нам задавали, а вот читать вне учебников,  вне школы, другую художественную литературу, не любил, вернее просто не читал, даже под нажимом родных. Я помню себя прилежным учеником в школе. А вот дома был крайне непослушен. Мама даже ходила в школу и просила, чтобы меня не принимали в пионеры, потому что я был непослушен дома. Но, к счастью, ее не послушались и в марте 1953 года меня приняли в пионеры. Почему я уделил такое внимание приему в пионеры. Тогда, в самый  пик расцвета коммунистической идеологии в СССР, это было очень важным этапом в жизни каждого школьника. Не принятый в пионеры ученик становился изгоем в своем же собственном классе, среди своих друзей.
     Мы окончили начальную школу, перешли в пятый класс. Впереди у нас была семилетка. Тогда после седьмого класса получали свидетельство об окончании неполной средней школы и с ним можно было или продолжать учиться в средней школе или поступать в техникум или идти в профессионально-техническое  училище. Тогда очень многие поступали в техникум.
     В пятом классе у нас каждый предмет вел свой преподаватель. В первую очередь хочется рассказать о нашем классном руководителе - Скузоватовой Тамаре Петровне. Она нас приняла в пятом классе и довела до девятого класса. Но после девятого класса ушла из школы из-за болезни горла. Не могла долго и громко говорить, у нее садился голос. Врачи порекомендовали ей перейти на другую работу. Она ушла работать в институт в Лосиноостровской (станция по нашей ж.д). Тамара Петровна преподавала у нас биологию, а в седьмом классе и позднее - химию. Она много времени проводила с нами, везде, во всех общественных мероприятиях всегда сама принимала вместе с нами участие. Будь то поездка в колхоз, сбор макулатуры или металлолома, турпоход и т.д. Помню, после седьмого класса мы все те, кто дальше решил продолжать учебу в восьмом классе, пошли в поход, в Тишково. С нами была Тамара Петровна и ее муж дядя Ваня. Мы отправились в поход от школы, перешли мост через Учу, вышли на Акуловское шоссе и вдоль Учинского водохранилища пришли к Тишково, а там на лодках нас переправили на острова. Остров был небольшой. Мы на острове соорудили два шалаша из веток деревьев. Один для ребят, другой для девчат. На острове мы провели несколько дней, купались, загорали, вечером сидели у костра. Я, помню, заснул на солнце и подгорел. Но скоро за нами пришли лесники. Оказалось эти острова охранная зона и там нельзя рубить не только деревья, но даже и ветки. Лесники посчитали каждую ветку и хотели оштрафовать нас. Но мы во главе с нашими взрослыми товарищами сбежали с острова, перейдя вброд с острова на берег. И вдоль канала вернулись домой. Спрашивается, какая бы еще другая учительница да еще с мужем, пошла бы в поход со своими учениками. Я больше не припомню такого за другими учителями. Много времени Тамара Петровна уделяла нам. Она же приохотила меня к химии. Я занимался в химическом кружке и частенько помогал в лаборатории по химии. Помню наши опыты с Сережкой Ануфриевым по получению водорода и его поджиганию. Были очень интересные опыты, мне они понравились. Ездила с нами Тамара Петровна и в колхоз и на картошку. По-моему, мы были в колхозе после восьмого класса, жили в каком то доме, но не у хозяйки, а то ли в клубе, то ли в помещении для приезжих. Там мы пробыли больше недели. Слабо помню чем мы занимались в колхозе, что убирали. Помню только, что мы спали на матрацах на полу, в общем зале. С нами была и Тамара Петровна. Как то мы поехали на картошку в один из колхозов нашего района. Ехали на грузовике. Обратно мы выехали очень поздно, то ли не было машин, то ли еще что. Но мы все набрали с собой картошки и радостные приехали поздно ночью домой.
     Была у нас еще очень хорошая преподавательница литературы и русского языка в 5-7 классах Силантьева Екатерина Васильевна. Уже много лет спустя, мы с ней случайно встретились в нашем поселке в магазине. (Она в то время уже жила в другом месте). И представьте себе, я сразу узнал ее, а она меня. То что я её узнал, меня это не удивило. В конце концов, учителей у нас было уж не так много. Да к тому же она была у меня одной из уважаемых мною учителей. А вот то, что спустя много-много лет, она узнала меня и не только узнала, но и назвала по имени и фамилии, это для меня было полной неожиданностью. Значит она меня запомнила, не думаю, что она помнила только меня, но мне это было очень приятно. Чем я ее запомнил. Умением читать произведения поэтов и писателей. У нее была привычка (или методика?) перед началом знакомства с тем или иным писателем (поэтом) читать наизусть какой - либо отрывок из его произведения. Читала она хорошо, с душой, с выражением. Любила литературу. И еще она умела держать класс в руках, у нее всегда во время уроков был порядок и дисциплина. Было жаль, что она преподавала у нас только до седьмого класса. Вообще на преподавателей по литературе нам повезло. Правда в восьмом классе у нас преподавала литературу ничем не примечательная (на мой взгляд) учительница. А вот после нее пришла преподавать литературу Журавлева Вера Николаевна, о чем я напишу дальше.
     По географии у нас была уже немолодая, но очень опытная, мудрая и интересно преподававшая учительница Варвара Петровна. У нее был какая-то особая атмосфера на уроках. Мы ни разу не слышали от нее какого то грубого слова, окрика или оскорблений. Она всегда держалась очень ровно, но строго. Умела завлечь класс своими уроками. Мне лично казалось что это не уроки, а задушевный рассказ о природе и окружающем мире. Хорошо помню как мы, по моему в шестом, а может быть в седьмом классе, ходили на карьер в Пушкино , на Акулову гору. Она там наглядно показала нам слоистую структуру почвы, рассказала как геологи исследуют земную кору. Иногда она нам предлагала сделать какие то макеты рельефа. Я, помню, принес макет холма, слепленный из глины. После нее географию нам преподавала Панина, молодая учительница, очень симпатичная. И тоже увлеченная своим предметом. Но она преподавала недолго. Вышла замуж и уехала куда-то с мужем. А после нее преподавала Вера Ивановна. Высокая женщина с резковатым и грубоватым голосом. Больше о ней я ничего не помню. Она вела уроки в девятом классе. Тогда это был последний год изучения географии в школе. В десятом классе ее уже не проходили.


Рецензии