Хитрология. Охота на слова

Не понимаю, как такое случилось. Фильму больше, чем треть века, а я не только не смотрел его, но и не слышал о нём. Я узнал об этом удивительном детском фильме, когда в поисковой системе набрал слово ХИТРОЛОГИЯ, чтобы коснуться  той системы вселенской лжи, которая господствует сегодня на нашей планете и поставила задачи изжить в первую очередь белое население.

Я не тешил себя возможностью стать автором неологизма, таких слов уже хоть пруд пруди, а тут ссылка на телефильм аж 1984 года «Рыжий, честный, влюблённый», причём в рекламных титрах все три слова с маленькой буквы. Это поветрие тогда только начиналось в России, я работал в вечерней газете и слышал о предложениях писать тексты без прописных букв. К тому времени уже выходили книжки со стихами без знаков препинания. Кто же знал, что ложь очень скоро станет глобальной и во власти окажутся лжецы и воры, а звание депутата защитит убийц от судебного преследования?

Оказывается, понятие ХИТРОЛОГИЯ не только давно придумано, но и стало главной наукой в детском музыкальном фильме «Рыжий, честный, влюблённый».  Сценарий Георгия Полонского  по мотивам книги шведского писателя Яна Улофа Экхольма «Тутта Карлсон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.».

На чём построен сюжет? В лисьем семействе живёт маленький лисёнок Людвиг, четырнадцатый в роду Ларссонов. Он самый младший в семье, не терпит вранья, хитрости и всяческих уловок, но именно этому учат зверят в лесной школе. Семья Ларссонов знаменита, основатель рода создал науку ХИТРОЛОГИЮ, чтобы жить припеваючи. Среди учебных предметов – практическая хитрология, зоолингвистика и обмановедение. Это, по словам учительницы, единственная в мире школа, где за обман учителя хвалят.

Чтобы не участвовать во вранье, Людвиг уходит из школы, а потом убегает и из дома. Он очень любит стихи и даже пробует сочинять песни. Но его называют дурачком.  Он пытается разобраться и в песне отразить своё мнение.
Вот текст этой песни:

Может, я и не прав, может, я дурачок,
Может, в этих делах я совсем новичок,
Может, все осмеют это мненье мое,
Только мне надоело вранье, надоело вранье.

Мне за хитрость не надо четыре и пять,
Ставьте кол, я согласен колы получать,
Всем назло, через камни, один напролом,
Я иду с этим честным колом.

Я из школы врунов сам себя исключил,
С их дорожки кривой я в овраг соскочил,
Пусть их школьный звонок разорвется звеня,
Не дождаться им больше меня, не дождаться меня.

Мне за хитрость не надо четыре и пять,
Ставьте кол, я согласен колы получать,
Всем назло, через камни, один напролом,
Я иду с этим честным колом.


Людвиг  случайно выходит к жилью человека, там встречает новых друзей: пса Максимилиана, мечтателя и сочинителя стихов,  и очаровательную Тутту Карлсон, живущую в курятнике.

Тутта и Людвиг неразлучны, они  становятся друзьями. Благородство и честность лисёнка спасает курятник от набега лисьего семейства. А  Тутта подсказала, как обмануть охотников, устроивших облаву на лис.

В телефильме несколько песен, их исполняют лисёнок Людвиг, учительница в школе, брат Людвига Лабан,  Старый Пёс  Максимилиан. В чём особенность этих песен? В них качественные стихи, написанные автором сценария Георгием Полонским, но не очень выразительная музыка Игоря Ефремова. Потому песни отдельно и не звучат.

Вот песня Старого Пса:

Не больно-то весело цепью греметь,
Спросите у пса у любого,
Но будешь греметь, коли хочешь иметь,
К обеду остатки жаркого.

Не очень-то сладко зависеть весь век
От кожаной плетки свистящей,
Но вспомнит хозяин, что он человек
И косточку бросит послаще.

Я не из кошачьей породы подлиз,
И кормят меня не напрасно,
Я сторож, я кур охраняю от лис,
И курам со мной безопасно.

Не раз я трепал воровской рыжий мех
И плутам бывало несладко,
Высиживать яйца могли без помех,
Пеструшки мои и хохлатки.

Бывал я отважен и неутомим,
Расходовал буйно силенки,
В грозу, помню, гнался за лисом одним,
Ему не забыть эту гонку.

А нынче мой хвост безутешно повис,
И сам я печалью измаян,
«Ты, брат, постарел для охоты на лис, » -
Сказал в понедельник хозяин.

Тоже позиция: за кормёжку верно и честно служить глобальной власти.
Людвиг  честно отдаёт пряники Зайцам, их обманул старший брат Лабан, у которого своя идеология обмана, чтобы самому жить припеваючи. Нацеленность на сытую жизнь проглядывает из каждого поступка, каждого слова.

Послушай-ка меня, во всем нужна привычка,
Вот я в ней затвердел, не сбить меня с копыт,
Нельзя же всех жалеть, то зайчика, то птичку,
Так редко будешь сыт и часто будешь бит.

Хоть убейте, не вижу стыда,
Если дельце сработано чисто,
И разбойник бывает артистом.
Уважайте талант.
Уважайте талант.
Уважайте талант, господа!

Я тоже не люблю насилия и вопли,
Когда бегут, свистят и лают сторожа,
Мне больше по нутру подход душевный, теплый,
Когда клиент - мне друг в процессе грабежа.

Хоть убейте,  не вижу стыда,
Если дельце сработано чисто,
И разбойник бывает артистом
Уважайте талант.
Уважайте талант.
Уважайте талант, господа!

Меня смешит до слез, мечтатель и чистюля,
Такой он честный весь, от носа до хвоста,
Но ежели в обед пуста его кастрюля,
То значит,  голова тем более пуста.

На мой взгляд, фильм талантливо отражает предстоящую эпоху, показывает тех, кто придёт в политику, в экономику на волне перестройки. Не окажется тех, кто сможет последовательно противостоять тому, что несёт хитрология. Людвиг - единственный из лесной школы – задумался над смыслом слова ОБЪЕГОРИТЬ, он думал, что это нечто новое, а оказывается,  это надуть, одурачить, облапошить, обвести вокруг пальца, обмануть, обжулить, предать.

Охренеть можно. Явление настолько укоренилось в нашей жизни, что словари синонимов дают до 200 слов. Я посмотрел их и уверен, что ещё в состоянии к ним добавить.

Людвиг восстал против лжи, а потому сокрушается, что его благородный поступок, когда он возвращал Зайцам украденное у них,  никто не видел. А сова Илона признаётся, что видела, знает, но промолчит из опасения, что если дело дойдёт до суда, а судьёй будет Россомаха, то против неё выставят трёх лжесвидетелей. Она боится пролетающих мимо сорок, чтобы они не услышали и не разнесли что-либо о ней самой.

Вот песня совы Илоны:

Я осовела, скажем честно,
И доктор Сыч меня просил,
Жить с осторожностью известной
И не затрачивая сил.

Не лезу я в чужие споры,
Что мне за дело до других,
С утра я опускаю шторы,
Вот эти бархатные шторы,
Темно-малиновые шторы,
Непроницаемые шторы,
Все покрывающие шторы,
Нет ничего мудрее их.

Я не пою, я завываю,
Как сиплый ветер ноября,
Я не живу, я доживаю,
Не при сороках говоря.

Ищите правду, лезьте в горы,
Бичуйте зло, рискуя всем,
А мне мои оставьте шторы,
Вот эти бархатные шторы,
Темно-малиновые шторы,
Непроницаемые шторы,
Все покрывающие шторы...
- Чтоб осоветь уже совсем!

Эту песню в фильме спела Татьяна Пельтцер, а прозой добавила:  «Безобразие! Каменные шторы нужны в наше время! Нет, чугунные! Железобетонные!»

Это ведь тоже позиция. Ничего не вижу. Ничего не слышу. Ничего никому не скажу. Из-за такой позиции и свершается много подлости на Земле из расчёта, что все промолчат, не увидят, не заметят.

Мне очень понравилась эта трогательная история про честного, рыженького лисенка Людвига и его подружку цыпленка Тутти Карлссон. Фильм этот, на мой взгляд, обречен на успех, как и другие картины режиссёра  Леонида Нечаева, «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Сказка о звездном мальчике».

Но, увы… Те фильмы я посмотрел не по одному разу, а  «Рыжий, честный, влюбленный», вышедший 35 лет назад, в 1984 году, увидел только сейчас, в те дни, когда мировые средства массовой дезинформации нагнетают мировой страх перед коронавирусом. Из мухи создали слона и продолжают его накачивать… Как говорится, хитрология с хитрожопией из лесной школы лисьего молодняка шагнула в массы и разорвала связи, которые устанавливались десятилетиями между странами, материками, народами и отдельными людьми. Людей призвали к самоизоляции.

Надо сказать, что  режиссер Леонид Нечаев собрал великолепный актерский состав: Ирину Мирошниченко, Альберта Филозова, Екатерину Васильеву, Николая Трофимова, Татьяну Пельтцер. Детские роли в фильме «Рыжий, честный, влюбленный» сыграли неизвестные актеры: Денис Зайцев, Маша Яхонтова,  Лёша Круглов, Полина Кутепова, Саша Новинский и другие.

Великолепны костюмы. Много съёмок на природе где-то под Ригой и в Крыму.
Я уверен, что ещё посмотрю этот фильм. Но вопрос остаётся открытым:
 
Как случилось, что я 35 лет не слышал ничего об этой серьёзной работе, сделанной для детей?

А завершить хочу песенкой про эхо, в телефильме её поёт лисёнок Людвиг Четырнадцатый из рода обманщиков Ларссонов:

Когда само небо над вами смеется,
И в горле комок, и слеза на носу,
Когда уж никто больше не отзовется,
тогда отзовется вам эхо в лесу.

Как хочется эхо, чтоб нас не бросали,
Чтоб честным и добрым почаще везло,
Услышало эхо,  в какой я печали,
Спустилось с вершины и рядом пошло.

Теперь не один я и трусить не буду,
Хоть будет мне плохо и трудно не раз,
Уходим мы с эхом, уходим отсюда,
Пускай эти плуты плутуют без нас.

Как хочется эхо, чтоб нас не бросали,
Чтоб честным и добрым почаще везло,
Услышало эхо,  в какой я печали,
Спустилось с вершины и рядом пошло.


Рецензии