Кульминация - 3

     3. Поручение

     Люба пребывала в полной растерянности. В трёх шагах от неё на больничной койке лежал умирающий человек. Этот человек сделал всё, чтобы разрушить её семью, и доставил множество других неприятностей. Она простила его. Постаралась простить. Его мучения – телесные и душевные – пробудили в её сердце сострадание к больному. Но и сейчас, на смертном одре, он затевал какую-то странную игру. Игру, совершенно не понятную Любе и, судя по всему, грозящую ей неприятностями. Порываев внешне выглядел спокойным. Он молча смотрел перед собой. Слёзы на его щеках высохли.
     - Павел Сергеевич! – вновь напомнила Люба о себе. – Объясните, что происходит.
     Больной повернул к ней осунувшееся лицо.
     - Устал я, - сказал он. – Опусти лежанку.
     Люба подошла к нему, вернула кровать в исходное положение.
     - Присядь рядышком, - попросил свёкор. – Разговор будет долгим.
     Она послушно села на табурет, с тревогой глядя на больного.
     - Я понимаю: тебе ситуация кажется странной и нелепой. Но на всё есть причины. Необычные, почти невероятные – но они есть. И ты постарайся поверить в то, что опухоль в мозгу здесь совершенно не при чём. Поверь, что мой рассказ – не плод больного воображения, каким бы бредовым он тебе не показался.
     Павел Сергеевич вопросительно взглянул на невестку. Она в ответ молча кивнула.
     - Я виноват перед очень многими людьми, Любаша, - продолжал он. – В том числе и перед тобой. И я не могу уйти просто так, не раздав долги. Хотя бы часть из них.
     - Вы мне ничего не должны, - твёрдо сказала Люба. – Я нахожусь рядом с вами не потому что…
     - Знаю! – перебил он её. – Я теперь всё знаю. Потому и обратился к тебе.
     - …И мне от вас ничего не нужно.
     Он грустно усмехнулся.
     - Что тебе не нужно? Кушать не нужно? Одеваться не нужно? Крыша над головой не нужна? У тебя же никого не осталось, кто бы мог тебе помочь.
     - Это не так, - возразила она. – У меня есть подруги и знакомые. В эти три дня я занималась решением своих проблем. И кое-что уже наметила.
     Порываев тяжело вздохнул.
     - Хорошо. Тебе от меня ничего не нужно. Пусть так. Но есть другие люди, которым необходимо вернуть долг. И сделать это я могу лишь с твоей помощью.
     - Почему лишь с моей? У вас есть дети. Вы сегодня довольно странно и жестоко обошлись с ними, но при желании всё можно исправить. Достаточно мне уйти, чтобы не раздражать их пустыми подозрениями, и всё станет на свои места.
     - В том-то и беда, что всё было не на своих местах. Было так, как не должно быть. И будет так, как не должно быть. Сегодня ко мне приходили не мои дети. Здесь были наследники, нетерпеливо ждущие моего ухода. А Володька даже не счёл нужным повидаться с отцом перед смертью, - он немного помолчал, затем с грустью сказал: – Ты прости нас, Люба, за все обиды и несправедливости. Мы все виноваты перед тобой: и супруга моя покойная, и дочери, и сын. Я вот тут всё думал, что испортил Владимира соблазнами красивой и роскошной жизни. Властью и вседозволенностью испортил. Что, мол, не был он прежде таким, как сейчас. Дочери всегда такими были, а он нет. А теперь вдруг понял, что если проявились в нём не самые лучшие качества, значит, они всегда у него имелись. Просто прикрывал он их надуманными достоинствами: благородством, бескорыстием, заботливостью. Нас обманывал. Себя обманывал. А стоило подуть ветру – и позолота слетела. Да и с чего ему быть другим? Яблоко от яблони… Это хорошо, очень хорошо, что он сегодня не приехал. Не надо мне видеть его лица.
     Последняя фраза свёкра озадачила женщину. Она вспомнила, как странно Порываев сегодня смотрел на дочерей, и по её спине побежал холодок.
     - Павел Сергеевич, я не всё понимаю, - сказала Люба. – Я вам практически чужой человек, а они всегда будут родными, как бы вы на них не обижались. Володя предал меня. Мы с ним теперь чужие люди. Но для вас он сын и всегда будет сыном. Вам надо просто…
     - Люба, мы теряем время, - прервал он её нетерпеливо. – Помочь мне можешь только ты. Это не обсуждается.
     - Хорошо. Что я должна делать?
     - Во-первых, слушать и не перебивать. Ты готова?
     Она опять кивнула. Павел Сергеевич прикрыл глаза и стал рассказывать:
     - Тебе, вероятно, уже сообщили, что я пережил тяжёлый приступ. Не знаю, как это выглядело со стороны, но у меня есть все основания полагать, что я побывал по ту сторону. Я не пролетал по тёмному тоннелю с вереницей огней по краю. Не было ничего такого, о чём любят рассказывать люди, пережившие клиническую смерть. Я просто оказался нигде. Вокруг меня была мёртвая тишина и непроглядная тьма. Я пытался крикнуть, но не слышал собственного голоса. Я пытался прикоснуться к своему лицу, но ничего не чувствовал. Казалось, что это продолжается бесконечно. Меня захлестнуло отчаяние. Тогда я впервые в жизни обратился к Богу за помощью. И он откликнулся. Не могу сказать, что я слышал его голос. Слова звучали у меня внутри. А может быть, это были вовсе не слова. Но это не важно. Главное, я понимал всё, что до меня хотели донести.
     Порываев умолк, готовясь сказать о самом главном.
     - Вы получили указание раздать долги? – спросила Люба.
     - Да. Но не только. Чтобы я не делал ошибок в оставшееся время, мне была дана необычная способность. Я стал видеть людей, как принято говорить, насквозь. Читать чужие мысли я не научился, но сущность человека, его намерения и мотивы поступков стал различать отчётливо. Сначала меня это напугало. Особенно лица. Любая зверушка, живущая в человеческой душе, стала для меня отображаться на его лице. За минувшие три дня мне довелось общаться с небольшим числом людей. Главным образом с врачами и медсёстрами. И я сделал поразительное открытие: все мы носим в себе страшных диких зверей. Порой самые неприглядные чудовища обнаруживаются у людей, которые прежде казались милыми и приятными. Я попросил медсестру убрать из палаты зеркало.
     Он опять умолк, ожидая вопросов. Но Люба взволнованно молчала, и Павел Сергеевич продолжил свой рассказ:
     - Я стал перебирать в памяти людей, к кому бы мог обратиться с просьбой о помощи в решении моей задачи. Нужен был человек с чистой и светлой душой, который не поддастся соблазнам, не отступит от правильного пути. И я пришёл к выводу, что таким человеком можешь быть ты. Но я не был на сто процентов уверен в том, что твоя забота обо мне бескорыстна. Мне было необходимо увидеть твоё лицо. А ты вдруг исчезла. Два дня я с нетерпением ждал тебя. А на третий после долгих раздумий решил, что нет у меня оснований сомневаться в тебе. Вызвал сюда своего юриста и нотариуса. Передал юристу права на выполнение ряда операций от моего имени. В ближайшее время он подготовит для тебя всё необходимое.
     - Что? – спросила Люба испуганным голосом. – Что он подготовит?
     - Об этом мы сейчас поговорим. А пока… Когда я услышал за дверью твой голос, то похолодел от страха. Но вот ты вошла, и в палате стало светлее, словно сюда явился ангел. Ты стояла у двери в ореоле чудесного света. Я прежде и не предполагал, что ты настолько красива. И тогда я понял, что не ошибся в тебе. Ты чистый, светлый, искренний человек. Но тебя легко обмануть. Любой прохвост в два счёта обведёт тебя вокруг пальца. Светлые люди излишне доверчивы и потому уязвимы. По этой причине были приняты некоторые меры по твоей защите.
     - Павел Сергеевич, что вы задумали?! – воскликнула женщина. – Говорите прямо, а то всё ходите вокруг да около. Страху на меня нагоняете, а сути дела так и не сказали.
     - Да, конечно, - согласился он. – Вступление несколько затянулось. Но это было необходимое предисловие. А сейчас мы подойдём конкретно к делу. К сожалению, Светлана права: ты не можешь претендовать на долю в наследстве, даже если я включу тебя в завещание…
     - Да что вы!..
     - Молчи и слушай. Так вот. Всё богатство, которым я пока ещё владею, очень скоро будет поделено между моими отпрысками, которые ждут – не дождутся моей смерти. Но у меня есть кое-какие средства, неизвестные и недоступные им. Вот эти средства я хочу передать тебе.
     - Но как?!
     - Ты невнимательно слушаешь, - недовольно произнёс Порываев. – Я же тебе сказал, что мой юрист всё подготовит.
     - А он… юрист… какое у него лицо? – спросила Люба.
     - Хищное.
     - Почему же вы уверены, что он вас не обманет?
     - Не обманет. Хищники бывают верными.
     - Ну, так и поручите ему свою благородную миссию.
     Павел Сергеевич усмехнулся.
     - Он этим заниматься не станет. Он вообще меня не поймёт. Решит, что рак окончательно съел мои мозги. Благотворительность – не его добродетель.
     - А по отношению ко мне?..
     - Помощь близкому человеку – совсем другое дело.
     Люба с сомнением покачала головой.
     - Это вы теперь считаете меня близким человеком. А в его понимании я обычная сиделка.
     - Это не так, - возразил больной. – Ты – моя сноха. Родственница по закону.
     - Но он наверняка знает о готовящемся разводе. Иначе все эти финансовые мероприятия не имели бы смысла.
     - Знает. Но это не важно, - Павел Сергеевич слегка смутился. – Я намекнул ему, что мы с тобой в последнее время… стали несколько ближе.
     - О, господи! – женщина опять уткнула лицо в ладони.
     - Такие вещи ему вполне понятны. Кроме того, с этой сделки юристу причитается неплохой процент. Поэтому накладок не будет, - Павел Сергеевич протянул невестке визитку. – Возьми. Позвонишь ему завтра утром. Представишься: Анжела.
     - Почему Анжела?
     - Потому что это имя означает – ангел. Виктор Анатольевич, мой юрист, выдаст тебе паспорт на новое имя. Послушай! – повысил он голос, видя, что она собирается возразить. – Это временная необходимая мера. Светлана тебя так просто в покое не оставит. Она уверена, что тебе кое-что достанется от моих запасов. Подключит брата. А он теперь зам прокурора города – человек с возможностями. Начнут тебя пасти. Учуют деньги – всё отнимут. Так что старый паспорт пока припрячь. Как только получишь все документы и счета, сразу уезжай из Калуги как можно дальше.
     Люба бросила на свёкра удивлённый взгляд.
     - А как же квартира?
     - Квартиру бросишь. Ты рискуешь потерять не только её. Светлана это ясно дала понять. Ни под каким предлогом не встречайся с моими детьми. Выпиской и подобными глупостями не занимайся. Просто исчезни. У тебя будет возможность приобрести любое жильё, какое захочешь. В любом городе.
     - Любое жильё? В любом городе? – испуганно спросила женщина. – О какой сумме
идёт речь?
     - Не бог весть какое богатство, - успокоил её Порываев. – Но ты человек не избалованный. Тебе хватит на решение всех вопросов.
     - Но что мне делать с остальными деньгами? Где я смогу найти тех людей, с которыми вы хотите расплатиться?
     - Никого искать не нужно. Эти деньги теперь твои. Распоряжайся ими по своему усмотрению. Сама решай, кому следует помочь, а кому нет. Но в первую очередь позаботишься о себе. Это непременное условие. И ещё. Кроме денег ты получишь от меня в наследство мой новый дар.
     Люба не поняла его.
     - Какой дар? – спросила она растерянно.
     - Скоро ты станешь видеть людей такими, какие они есть на самом деле. Как только это случится, знай: я умер.
     - Но… к чему мне такой подарок?! – Люба поднялась, взволнованно зашагала по палате. – Павел Сергеевич, мне это не нужно. Зачем вы так со мной?
     - Так тебя никто не сможет обмануть. Нет смысла спорить на эту тему. Неужели ты думаешь, что я способен наделять людей такими возможностями? Всё решено там, - он кивнул головой наверх. – Я лишь выбрал тебя. А теперь пора прощаться. Ступай, Любаша. Ступай, хорошая. Счастья тебе и удачи во всех делах!
     Люба вышла из палаты в крайнем смятении. В груди бешено колотилось сердце. То, что ей предстояло сделать, пугало её до дрожи во всём теле. Но отступать было поздно. Так и не справившись с волнением, она спустилась вниз, взяла в гардеробе своё пальто и покинула больницу.


Рецензии