Сокровища гробницы Тутанхамона

    От станции метро до Научно исследовательского института Почвоведения
Ольга дошла, вернее добежала, за десять минут. В отделе кадров уже сидела
сотрудница, недавно оформлявшая её на работу. «Лаборатория гидрологии
на третьем этаже - там на двери табличка. Тебя уже  ждут», - проговорила
она, и новый лаборант отправилась искать своё место работы.
    Понедельник, как известно, тяжёлый день для научных сотрудников.
Это один из обязательных присутственных дней, когда надо находиться в институте на рабочем месте. В понедельник можно решать вопросы, проводить совещания,  подавать и подписывать заявления, но невозможно заниматься
научной работой, которая тоже «не терпит суеты». Именно в такой  день
Ольга в первый раз появилась в лаборатории.
     Для вчерашней школьницы слово «учёный» значило: человек, одержимый
наукой - дерзкий, романтичный, недосягаемый. Впрочем, такими же Ольга
представляла себе писателей, космонавтов и известных артистов. Но всё
было буднично и просто. На какое – то время она привлекла к себе внима-
ние: ей задали несколько вопросов. Потом поручили аспиранту, младшему
научному сотруднику, познакомить Ольгу с обязанностями лаборанта. Оче-
видно, в отсутствие этой штатной единицы ему приходилось нести дополни-
тельную нагрузку, поэтому он с готовностью исполнил поручение.
     Ольга быстро освоила пишущую машинку, научилась пользоваться ла-
бораторными весами, заносить данные в журнал и растирать в ступе фрак-
ции. Выполняя рутинную работу, она с любопытством наблюдала за сотруд-
никами. Это был небольшой, но дружный коллектив. Два дня в неделю он
в полном составе собирался в лаборатории. И поскольку, как уже говори-
лось, заниматься научной работой в таких условиях было сложно, большая
часть времени отводилась общению. Речь шла о лабораторных исследованиях,
о публикациях, но чаще говорили о покупках, кулинарных рецептах, о том,
как провели выходные дни.
    В один из таких дней аспирант положил перед Ольгой лист бумаги и по-
просил нарисовать корову. Она удивилась:
- Зачем?
- Это тест. Тебя никогда не тестировали?
- Нет, - ответила Ольга.
- Нарисуй корову, а потом я тебе объясню.
- Я не умею рисовать корову. Я вообще плохо рисую, - отнекивалась Ольга.
- Это не имеет значения. Мы все здесь рисовали корову, - настаивал аспи-
рант.
- Да, рисовали! – подтвердила старший научный сотрудник.
    Ольга уступила: отложила в сторону папку с описью бумаг, и меньше чем
за минуту рисунок был готов. Обрадованный аспирант пустил его по рукам.
 Рисунок вызвал весёлое оживление. Ольга снова оказалась в центре внима-
ния. Чувствуя подвох, она произнесла:
- Я ведь говорила, что не умею рисовать.
- Нет, вы посмотрите на хвост! А ноги! Какие у коровы ноги! – аспирант
подогревал веселье.
  - Так ещё никто у нас не рисовал,  - продолжили обсуждение коллеги.
    Корова вышла на славу: тонкие паучьи ножки свидетельствовали об от-
сутствии моральных устоев. Маленькие глазки, завитой как пружина и
устремлённый вверх хвост, огромное вымя и длинные рожки тоже нашли
своё объяснение.
    Узнав смысл этого рисунка, Ольга была смущена, но зато стала смотреть
на сотрудников лаборатории проще. Она наконец решилась задать им вопрос,
чтобы избавиться от сомнений: «Скажите, вы – Учёные?».
     Вопрос никого не удивил и не обидел. Все сразу поняли, что Ольга имела
ввиду. Словно каждый из сотрудников уже задавал себе этот вопрос. Выяс-
нилось, что никто из присутствующих не претендует на звание Учёного,
и дискуссия свелась к поиску определения.
     С одной стороны все, кроме аспиранта, имели учёную степень кандидата
наук, проводили полевые исследования,  изучали образцы почв. В лаборато-
рии вдоль стены были установлены трубы  из прозрачного пластика, напо-
минавшие орган. Они были заполнены землёй. Научный эксперимент шёл
непрерывно, годами: на какую глубину и как быстро вода проникает  в поч-
ву? Как долго земля сохраняет влагу? Как изменяется структура почвы под
воздействием осадков? Летом  - командировки, зимой - работа в лаборато-
рии. С другой стороны, результат исследований носил прикладной характер.
Мало творческого было в самой деятельности. К тому же неизвестно,
насколько научные рекомендации находили применение в землепользовании.
   Наконец определение было найдено. Все согласились с тем, что не совер-
шают научных открытий и считают себя не Учёными, а скорее инженерами
от науки. «У нас в институте один Учёный – академик Видов», - добавила
старший научный сотрудник.
   Ольге понравилась строгость и объективность оценок, понравилось
само определение. Наблюдая за дискуссией,  она пришла к другому выводу:
сотрудники лаборатории - настоящие Учёные.
     Закончив обсуждение вопроса, Ольге дали совет:
- Поступай в следующем году в МГУ на биофак. Будешь работать в нашем
институте.
- Нет, я буду поступать в педагогический на исторический факультет.
- Зачем тебе педагогический институт? Мы напишем характеристику,академик
Видов подпишет. Подготовишься и поступишь!
- Учителя летом отдыхают. Рабочий день короче. И мне нравится история, -
ответила мадемуазель Независимость.
     А месяц спустя  в присутственный день профорг принесла в лабораторию
гидрологии один билет на выставку «Сокровища гробницы Тутанхамона».
   Артефакты были доставлены в Москву из Каирского музея. Билеты на вы-
ставку распространялись только в трудовых коллективах.
    Девять одинаково свёрнутых бумажек разложили на столе. Все сотрудники
лаборатории тянули жребий. Ольга развернула бумажку и очень обрадова-
лась, увидев внутри крестик. «Ну что же, это справедливо», - заметила стар-
ший  научный сотрудник, - «Ведь ты собираешься поступать на истфак».
Нисколько не сомневаясь в своём праве, Ольга взяла билет.
               
Часть 2.

     Все вступительные экзамены Ольга сдала «на отлично». В понедельник
должны были вывесить список зачисленных на первый курс исторического фа-
культета.  Это был присутственный день, но  Ольга  решила отпроситься  с работы ненадолго, чтобы съездить в институт. Один из сотрудников заметил:
- Сдала экзамены на пятёрки - можешь уже не волноваться. Считай, поступила.
-  Пусть съездит. Ей  хочется увидеть свою фамилию  в списках. А мы должны подготовиться к встрече: завтра Ксения Игоревна возвращается после декрет-
ного отпуска, -  сказала старший научный сотрудник.
- Ну почему мы должны выходить на работу именно в тот день, когда ребёнку
исполняется год, - вздохнула одна из женщин.
- Как, уже завтра? Неужели прошёл год?  Кажется, мы совсем недавно провожа-
ли Ксению в декретный отпуск! Поздравляли с рождением дочки!..
     Уходя, Ольга слышала радостные восклицания, и её охватило предчув-
ствие праздника.
     …Возле дверей пединститута, на улице, был установлен стенд. Ольга
нашла список исторического факультета, но её фамилии там не было.
«Какая - то ошибка: случайно пропустили, не напечатали», - убеждала себя Ольга. Она поднялась на второй этаж, где находилась приёмная комиссия:
- В списке поступивших нет моей фамилии. Я сдала все экзамены на пятёрки.
Наверное, это ошибка.
- Присядьте. Я сейчас уточню, - ответила сотрудница.
      Найдя документы абитуриентки, член приёмной комиссии с сочувствием
 посмотрела на Ольгу:
- Нет, это не ошибка. Вы не зачислены в институт, потому что год после
окончания школы работали не по профилю.
- Несовершеннолетних не берут на педагогическую работу, а мне недавно
исполнилось восемнадцать лет, - сказала Ольга.
- К сожалению, я ничем не могу помочь.
- Но у меня приняли документы в институт и разрешили  сдавать экзамены.
Если бы я знала…
     Ольга чуть не заплакала от такой несправедливости. Член приёмной ко-
миссии негромко сказала:
- Не надо пока забирать документы. Сходите на приём к ректору. Он сейчас
в своём кабинете на первом этаже. Существует ректорский фонд. Ректор
может зачислить Вас в институт своим приказом. Поторопитесь.
    Спустившись вниз, Ольга нашла внушительную очередь у дверей руково-
дителя института. Табличка оповещала и предупреждала: «Ректор Д.А.Нешу-
тин». Некоторые абитуриенты пришли с родителями. Стульев не было -
приёма ожидали стоя. Ольга заняла очередь за девушкой, которая пришла 
вместе с отцом – майором.
    Посетители не задерживались долго в кабинете: входили  с надеждой,
уверенно. Уходили расстроенные, опустив глаза. Очередь двигалась быстро.
Майор с дочерью вошли в кабинет. Ольга не слышала их разговора с ректо-
ром за плотно прикрытой дверью, но уже через несколько минут девушка и
её отец вышли. Лицо майора вспотело и покраснело. «Скользкий тип», -
услышала Ольга слова военного, обращённые к дочери, и  вошла в кабинет.
    Нешутин сидел за длинным столом, заваленным бумагами. Он был деловит
и озабочен: «Вы по какому вопросу?».  Пока Ольга объясняла, ректор
бесцеремонно ощупывал взглядом её фигуру. Едва она договорила, Нешутин
произнёс: «Ну что же, по всем статьям Вы нам подходите, но…». Он взял со
стола одну бумагу, другую, затем какой – то график, мотивируя свой отказ.
- У Вас есть ректорский фонд. Вы можете мне помочь. Из потока абитури-
ентов лишь немногие сдали все экзамены «на отлично», - убеждала Ольга.
- Вы толкаете меня на должностное преступление!- с негодованием произнёс
Нешутин и откинулся назад. Его лицо выразило возмущение: «Я ничем не могу помочь. До свиданья!».
      Ольга вышла из кабинета растерянная и смущённая: «О каком должностном
преступлении говорил Нешутин? Разве я предлагала взятку?». Вспомни-
лись слова майора: «Скользкий тип».  Она снова поднялась на второй этаж в
приёмную комиссию, и та же сотрудница посоветовала ей съездить на Чистые
пруды в Министерство Просвещения. Ольга последовала её совету. Оставив там  заявление с просьбой о зачислении в педагогический институт, она к концу рабочего дня вернулась в лабораторию гидрологии.
      Присутственный день прошёл очень плодотворно. Стены украшали два
листа ватмана: на одном был нарисован забавный карапуз и детские игрушки.
На другом – сочинённые кем – то стихи: «Хороши бывают детки, если мамы – почвоведки!». В шкафу лежал подарок для дочки Ксении Игоревны. А чаепитие
с тортом решили перенести на следующий присутственный день. В лаборатории царило радостное оживление. «Заодно отпразднуем и твоё поступление в институт!»,- сказал Ольге аспирант, и у неё потекли слёзы.
- Что случилось? Ты почему плачешь?  Не поступила? Разве это возможно?       
     Ольга не ожидала такой поддержки. Благодаря деятельному участию со-
трудников лаборатории, тотчас была написана прекрасная характеристика.
Из неё Ольга узнала, что, работая в институте, она проявила особый интерес
к истории почвоведения.
- Академик Видов ещё у себя? Надо успеть подписать характеристику. Ты потом отвезёшь её в Министерство Просвещения,  - с этими словами старший научный сотрудник  ушла, но скоро вернулась с подписанной и заверенной печатью бумагой.
    Наспех написанный, наивный и трогательный текст, втиснутый в Прокрус-
тово ложе канцелярской формы... Ольга не стала отвозить характеристику
в министерство. Ещё много лет она напоминала ей о лаборатории гидрологии.
               

    
      
 


Рецензии
ну, здесь не обошлось без помощи Светила...)
ибо египетское имя Тутанхатон означает - «Живое подобие Солнца»
и тогда, вместо слова подвезло, скажу -
подсветило...

Нимитта   29.01.2023 19:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Нимитта. Я не знала, что означет имя фараона.Зачислили на вечернее отделение. Пришлось и работать, и учиться. Потом более тридцати лет
работала учителем в средней школе, рассказывала о Древнем Египте. А вот
побывать там не довелось.:))

Елена Петровна Мартьянова   29.01.2023 23:39   Заявить о нарушении
теперь понятно почему ваши рассказы такие (во всех смыслах) безупречные...
но, всё же этот так странно, что вы не побывали в Долине Царей...
и дело не в сокровищах гробницы -
сам фараон это сокровенное (даже намеренно сокрытое) явление...
ведь Тутанхамон обладал уникальной женской атрибутикой Богини-Матери
дело в том, что один из его титулов "небти" означал «две дамы»,
эти «две дамы» - Кобра Уаджит и Коршун Нехбет
именно они изображены на знаменитой короне фараона...
такая двойная символика явный намек на фараона женщину,
и если фараон-женщина - живое воплощение Бога Солнца
то это меняет всю канву истории...

Нимитта   30.01.2023 15:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.