Гл1 Детство Ромады

   Всегда хочется проследить судьбу человека с самого начала, чтоб объяснить, что у него от чего, почему он такой, неизбежно это было или случайно? Является ли определение "плохой" человек результатом цепочки событий: трудное детство - дурные привычки - дурное окружение? Но и рождение в благополучной семье не всегда гарантирует положительный результат.
   И всё же я хочу заметить, что впитанные с детства восприятия добра и справедливости оказывают воздействие на человека в течение всей его жизни, при всех превратностях судьбы.
   И вот вам пример одной такой судьбы, сокрушаемой дурными задатками и улицей, но сохранившей в себе человека исключительно благодаря воспитанию в семье.
   Существует два направления в стремлениях человека: достичь чего-либо или просто быть человеком. Достичь многого удаётся не каждому, а быть человеком - тем более.
   Хоть мои собственные притязания велики, но приоритет я отдаю человечности.
   Итак, в маленьком северном городке, стоящем на берегу красивейшей из рек Якутии, в семье учителей родилась моя героиня Ромада Эгиева. В Якутии распространены смешанные браки, но сочетание разных устоев, культур, традиций не всегда способствует гармоничному развитию детей.
   Отца Ромады звали Гордей Платонович Эгиев. Он был чистокровный якут, по крайней мере, колена на три. Ветеран войны, директор школы, учитель истории - он был, вдобавок, сильным, крепким и красивым мужчиной. Мать - Ариадна Ждановна Новикова -  воспитанница Тамбовского детдома - была русской, хотя многие подозревали в ней наличие еврейской крови. Ариадна была младше мужа на шестнадцать лет. Приехала на Север по распределению в 1952-ом году. Активистка, красавица, певица, конечно же, сразу пленила сердце своего холостого коллеги. Гордей, несмотря на свои тридцать девять лет, был самый интеллигентный, уважаемый, порядочный и, к тому же, симпатичный мужчина из всех потенциальных женихов города, поэтому на его предложение Ариадна ответила согласием.
   Школа выделила молодой семье жильё и вскоре Ариадна родила - одного за другим - четверых детей: Агату и Ромаду, Альфреда и Марата. Агата - первенец - была красавицей и любимицей матери. Родилась она в Туве, где родители провели первые, "медовые" годы семейной жизни. Там же была зачата и Ромада. И, хотя родилась она на Севере, благодатный южный климат сказался на её физиеском развитии: девочка была крупной, полной, имела отменный аппетит и недюженную силу. Видно, отец ждал сына.
   Мальчики появились позже, но были малы. А Ромада вовсю старалась быть помощницей отца: рубила дрова, вывозила на санках снег со двора, носила вёдрами воду с реки, играла в шахматы - любимое занятие отца в свободное время.
   Детство у Ромады было счастливое. Зимой - санки и лыжи, летом - рыбалка, осенью - грибы и ягоды. Были у девочки две любимые привычки: перебирать камушки, отыскивая чигорьки, и - любоваться с крыши дома на реку, распевая с ходу придуманные песни о том, какая же красота кругом. Ромада во всём любила находить любимое. У неё были любимые камушки, любимые куклы, игрушки, любимые места для игр, любимые фотографии в альбоме.
   Любимыми фотографиями были несколько снимков, с которых на неё смотрели романтичные глаза моряков в бескозырках и морской форме с полосатыми воротниками. Это были бывшие мамины "поклонники". Куда они так пристально смотрели? Какие чувства выражали их светлые глаза? Наверно, тоску по морю - делала вывод девочка. Если её река Колыма так прекрасна, то каким же чудом является море, к которому стремятся все реки?! И как же счастливы моряки, которые видят море каждый день, а на суше тоскуют по нему. 
   Где-то и лето бывает круглый год. Здесь же долгою зимой неинтересно жить: слишком много холода и тумана, в которых нет никакой красоты. И Ромада - вначале вполне довольная перспективой будущего: она рыбак и охотник - начала мечтать о морях, кораблях и моряках. Её мальчишеская сущность проявилась даже здесь: матрос Ромада, драющий палубу - в тельняшке и клёшах - был пределом её мечтаний.
   Но, в то же время, эти загадочные и нежные глаза моряков разбудили в ней мечты о возвышенной любви, мечты, которые приходилось скрывать, потому что поделиться было не с кем: братья были малы, а сестра всё время занята уроками.
   Читать Ромада не любила, разве что о любви - тайком и взахлёб, ей хватало собственных мечтаний. Да и как можно было читать о людях, которые уже умерли? - жалость, что у них ничего уже не будет, разрывала сердце. Страдания были нестерпимо, и Ромада пыталась их избегать: уж лучше ничего не знать об этих людях, чем мучиться за них. Такая чувствительность не способствовала умственному развитию девочки. И, хотя она училась на "отлично", это было просто данью уважения к родителям.

2.03.1996


Рецензии