0. Мальчик и Глухомань. Пролог

                Жуть от шорохов и охов и туман ползет с реки
                Посреди болотных вздохов вдруг кикиморы хи-хи...!

                Владимир Маркин. Песенка "Домовой"


   Для начала давайте определимся, кто есть мальчик и что называть Глухоманью.

   Понятно, что Мальчик, это не Девочка. Но не все так просто. Мальчиком однозначно называют  новорожденного малыша с едва заметными признаками мужественности. Но бывает и так, что пожилая медсестра заходит в палату, где лежат древние старики и задает вопрос:

- Ну, мальчики, как дела?

   Давайте договоримся Мальчиком называть человеческого детеныша мужеского пола, родившегося в августе 1964 года, возмужавшего постепенно и закончившего восемь классов общеобразовательной школы. Дальнейший путь – это уже юношество. Это другая история.

   А как быть с Глухоманью? Что это за зверек такой?

   А вот представьте густой лес, в котором Вы заблудились. Тишина. Где-то высоко над верхушками мачтовых сосен перекликаются лесные стражи, черные вороны. Изредка раздается громкий скрип. Скрипучее дерево!
   Мягкой  накидкой прикрывает трухлявые коряги упавших деревьев неистовый и вездесущий мох. В зарослях папоротника явно кто-то прячется. Чудище лесное. Или кикимора, если рядом болотинка. А вот интересно, какие они, кикиморы? Красивые или уродливые? Толстые или худые? Одетые или голые, наконец?

  Спускаешься в низину, и становится еще тише и страшнее! Здесь явно не ступала нога. Во всяком случае, человека. Лоси были. Вот они, лосиные рога! Лежат. Большие! Ай! Это прямо из под ноги шмыгнул под корягу лесной гад. Паганик Рябый. Или Ползун Ясный. Или Гадюк. Это если на местном диалекте.

   И вдруг, раз! Сосны расступаются и вот оно – лесное озеро! Озерок, как говорили местные. И тихо-тихо! И рыбу в озерке ловить бесполезно! Ее здесь много, но не клюет. Сытая! Да и не до рыбы! Заблудились ведь!

  Озерок обойдешь, и вдруг наткнешься на дорогу, по которой только на тракторе, если после дождика. Пойдешь по дороге, да выйдешь к деревеньке в пять домов среди леса. Повезло, что к деревеньке вышел. А то можно было бы и до самой Белоруси дойти из Псковщины. Раньше леса такими объемами не вырезали, как теперь. Плутать можно было долго!

  Вот это все и есть Глухомань. И лес, и болотинка с кикиморами, и деревенька с избушками. И лосиные рога. И Ползун Ясный.

  Понимаю, найдутся  такие, кто пренебрежительно скажет:
- Дыра!

  А пусть говорят. Я точно знаю, что это Глухомань. Со своими принципами, понятиями, законами. В былые годы родители старались на лето отправить своих чад в деревеньку.   
  Воздухом подышать, молочка парного попить. Отдохнуть от города, да жизнь натуральную понюхать.
  Помниться, дочушка моя еще совсем маленькая была. Ни говорить, ни ходить еще не умела. Увезли к бабушке, маме жены моей,  в городок Красногородское близ Опочки. Не деревенька, не Глухомань, но все же… Показали ребенку настоящую живую козу. Коза смирная была. Боднуть пыталась лишь тестя моего. А так – прелесть животинка! Так мы дочку посадили на спину козы и немного покатали. Восторг у ребенка был неописуемый!
   А на утро доча проснулась в своей кроватке, потянулась сладко, и мечтательно глядя в деревянный потолок, выдала нараспев первое слово:

- КАВА!

   Что в переводе с мелко-детского означает “КОЗА!”
   К чему это я? Так ведь  благотворно влияет на детей прикосновение к простой, натуральной жизни! Расширяет кругозор и меняет мироощущение!

  В моем детстве тоже было такое прикосновение. Родители мои в деревеньках родились. Под городом Опочка на Псковщине. Мама из деревни Пружки, что севернее городка, а отец из Глубоковских угодий. Это южнее, где в свое время жил известный граф Гейден. Тот самый, про которого Ленин не совсем лестно отзывался. В том смысле, что граф был весьма положительный, и потому своим существованием не способствовал революционному движению. Народу не хочется революций, если живется хорошо!

  В Пружки мне довелось попасть только на пятом десятке лет. Так получилось. Подрос мальчик и ринулся в места предков.  А вот в отцовских местах бывал с самого раннего детства. Вот об этой Глухомани и рассказывать буду.

  Итак, теперь совсем понятно. Мальчик- это маленький, но подрастающий Я. А Глухомань – это деревенька Секачи в Глубоковской волости.

  Но рассказ не про меня,  а про те времена. Про людей, живших особой жизнью в Глухомани.
  Итак, в путь, помолясь. По Глухомани.

Продолжение  здесь http://www.proza.ru/2020/03/18/767

                Март 2020.


Рецензии
Необычный рассказ.Такой близкий и душевный. Будто сидишь с автором, а он тебе рассказывает о деревеньке Секачи (секачи, это глухари? или дикие кабаны?) но всё равно- родное слово для любогодойо деревенского.
Повеяло Белорусью и его удивительной природой.
Надеюсь, Вы продолжите свой рассказ, запев сделан. Думаю, откроете широкое полотно и Глухомани, но такой, какую и свет не видел, дадите живописное полотно нашей первозданной природы. Загляните ко мне.

Геннадий Леликов   11.10.2021 05:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Геннадий! Секачи - это матерые кабаны... В честь их и названа была деревня. Хотя , на картах частенько писали с ошибкой. Вместо Е ставили И...
А недавно я узнал, что в стародавние времена деревенька носила очень красивое название - Яриловы Мхи....

Продолжение уже есть. Там в тексте - ссылки на последующие рассказы. Вот следующий рассказ...http://proza.ru/2020/03/18/767

Спасибо! С уважением, Валерий. Загляну в гости!

Валерий Павлович Гаврилов   11.10.2021 07:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.