Сюрпризы евреев. Великие поэты де Эредиа
То, что у каждого из португальцев и испанцев, включая басков и каталонцев, могли быть еврейские предки широко обсуждалось в Кастилии в уже в середине 15 века. Для последующих веков, особенно после массового крещения евреев на рубеже 15-16 столетий, почти что стало аксиомой, что нет иберийца без струи еврейской крови, но одно дело прочитать об этом в работах других, другое дело "наткнутся" на этот факт в собственных исследованиях.
Я крайне редко ищу интересующих меня предков у великих людей, потому, что я исследую историю родов, а не знаменитостей. На этот раз я отступил от своей методологии и решил посмотреть найдутся ли еврейские предки-конкистадоры, завоёвывшие Ноый Свет, у их поздних земляков уроженцев Кубы великих поэтов двоюродных братьев Эредиа. Старший из кузенов Хосе Мария (1802-1839) национальная гордость Кубы: во всём испаноязычном мире он признан одним из величайших поэтов, творивших на испанском языке. Его тёзке Жозе Марии де Эредиа (1842-1905), отдавшему свой талант французской поэзии, французы воздали высшую для поэта честь-его первым и до сих пор единственным из иностранцев избрали членом Французской академии-прославленной академии бессмертных.
В случае с Эредиа широко распространённое мнение о том, что в каждом испанце течёт еврейская кровь на первый взгляд казалось бы подтвердилось. Один из известнейших конкистадоров носил ту же фамилию, что поэты. Педро де Эредиа (1484-1554) родился в Мадриде в богатой дворянской семье крещёных евреев, имевших хорошие связи с королевским двором. Он отличался воинственным характером, оказался вовлечен в ссору с шестью бандитами, которые пытались убить его в темной городской аллее. Был он физически силён, яростно дрался, от нападающих отбился, но они изуродовали его нос. За лечением пришлось обратится к королевскому хирургу. В отместку Педро не стал дожидаться судебных разбирательств, выследил и убил трёх из своих обидчиков. Он с удовольствием прикончил бы и остальных, но после устроенной им резни ему пришлось срочно бежать от правосудия в Новый Свет.
Его роль в создании испанской колониальной империи неоценима. Он основал Картахену на карибском берегу Колумбии, главный испанский порт Америки. До него испанцы пытались укрепится на карибском побережье, но неудачно. В 1510 они построили поселение, но индейцы взяли его его штурмом и перебили колонистов. После такого разгрома у испанцев отпало желание рисковать жизнями в негостеприемной земле. На два десятилетия с лишним они отказались от колонизации карибского побережья. За эти годы они посетили побережье Колумбии всего лишь один раз в 1527, но не для завоевания и колонизации, а для географического исследования. Это сделал великий конкистадор-мореплаватель крещёный еврей Родриго у Бастидас.
Ко времени появления Педру де Эредиа, положение в Испании Новом Свете ухудшилось. В Карибское море нашли путь её мощные соперники из Европы-англичане и голландцы, действовавшие под чёрными флагами пиратов. Они дерзко грабили испанские суда, портовые города, склады, а у огромной испанской колониальной империи всё ещё не было надёжного порта.
Тогда-то и настал час Педру де Эредиа. В Америке он разбогател, выменивая у индейцев золото за побрякушки или же попросту грабя их в военных экспедициях. Человек авантюрного склада, он был верен своей натуре до конца. Он не только рисковал жизнью в боях с индейцами, но решился поставить на кон своё состояние. Получив разрешение Мадрида, Педро на свои средства исследовал побережье Колумбии и нашёл идеальное место для портового города-между двух рек на берегу залива с прекрасной бухтой. Её было удобно защищать от пиратов. Вновь на свои средства он организовал небольшой отряд из 150 солдат, завоевал у индейцев приглядевшиеся ему земли и в 1533 основал город-порт Картахену.
Всего через несколько лет она стала главным перевалочным пунктом для торговли Испании с её заморской колониальной империей и оставалась им на все века существования испанских владений на континенте. Через неё шли тысячи тонн разных товаров и тысячи человеческих голов, важнейшими из них были в золото из Перы в Испанию, из Африки на американские плантации-рабы.
Даже сейчас, когда в мире память о европейском колониализме крайне негативна и в Нью Йорке зелоты политической корректности не только отменили знаменитый ежегодный парад в честь Христофора Колумба, но и снеcли памятники ему, обвинив его в бедах, которые принесло коренному населению открытие Америки, испанцы с уважением упоминают о деяниях Педро де Эредиа, называя его среди славных предков, сделавших Испанию великой.
Преуспев в Америке, Педро де Эредиа перевёз к себе родствеников их Испании, семейство Эредиа приобрело обширные владения на острове Санто-Доминго (Гаити) и в Колумбии. Предки поэтов Эредия вначале были плантаторами на Санто Доминго. На Кубу они перебрались, спасаясь от победоносного восстания чёрных рабов. Исходя из этих сведений, казалось бы можно было предположить, что поэты Эредиа родственники великого конкистадора, но имеющиеся родословные не показывают между ними родства.
Версия о рдстве поэтов Эредиа с конкистадором Эредиа не нашла на данный момент подтверждения, но ... и в этом неожиданность и увлекательность генеалогии, мнение о том, что в каждом испанце течёт еврейская кровь блистательно оправдалось. У поэтов Эредиа нашёлся еврейский предок-конкистадор Родриго де Бастидас, тот самый, который исследовал Карибское побережье до Педро.
История его незаурядна и в то же вемя обычна для Испании его эпохи. Жил и был он преуспевающим нотариусом в прекрасном городе Севилье жизнью обеспеченной, хотя предсказуемой и монотонной, но душа его стремилась к большему. В нём говорил неутомимый дух сефардских евреев. Воображение севильского нотариуса взбудоражили новости об экзотике и богатствах открытой Колумбом "Индии", и он принял неординарное решение-променять городской уют на испытания океаном и неизведанными землями ради реализации себя и поиска сказочных заморских богатств. Ему повезло. Колумб готовился ко второму плаванью к берегам Нового Света и согласился взять воодушевлённого нотариуса с собой. После экспедиции Колумба де Бастидас остался в Америке, плавал с другим великим мореплавателем, тоже крещёным евреем Алонсо де Охедой, первым исследовавшим карибское побережье Южноамериканского континента. Охеда дал название стране Венесуэле.
Набравшись опыта мореплавателя, Родриго де Бастидас получил у короля разрешение на свои собственные экспедиции и продолжил исследования Охеды. Он оказася достоин своих великих учителей и сам завоевал имя в пантеоне гигантов Великих географических открытий. Он первым исследовал около 1000 километров карибского побережья от Венесуэлы до Панамы, путешествовал по морю и по суше, открывал новые страны и первым из европейцев вступил на Панамский перешеек.
Жестокость испанских конкистадоров в обращении с индейцами покрыла их позором, несмотря на их вклад в познании планеты Земля. Родриго де Бастидас отличался от своих земляков. Он заслужил славу благороднейшего из кондотьеров благодаря уважению и дружелюбию по отношению к индейцам. Он строго следил за своими солдатами, чтобы они не творили насилия над индейцами. Всё это верно, но лишь в его отношении с соседями. Далёкие от испанских поселений племена он грабил. Иначе, он не смог бы удержать под командой своих солдат.
РОДОСЛОВНАЯ ПОЭТОВ ЭРЕДИА ОТ РОДРИГО де БАСТИДАСА .
1. Родриго де БАСТИДАС (ок. 1467-1527).
2. Дочь 1. Isabel de Bastidas y Rodriguez de Romera (?-1550). Муж Hernando de Hoyos (?-?).
3. Дочь 2. Ana Benavides y Penalosa (16-17 века). Муж Gonzalo Fernandez de Oviedo Esteves de Figueroa, IV (16-17 века).
4. Дочь 3. Ana Teresa Fernаndez de Oviedo de Bastidas (17-18 века). Муж Juan Pеrez-Caro y Guerrero (17-18 века).
5. Дочь 4.Teresa Francisca Caro (1711-?). Муж Francisco de Mieses Ponce de Leon (1686-1762).
6. Сын 5. Juan de Mieses (1729-1759).
7. Дочь 6. Maria-Francisca de Mieses (1752-1827). Муж Manuel de Heredia (1741-1813).
8. Сын 7. Josе Francisco de Heredia (1786-1820).
9. Сын 7. Domingo de Heredia (1783-1849).
10. Сын 8. ХОСЕ МАРИЯ ЭРЕДИА (Jose Maria Heredia) (1803-1839).
11. Сын 9. ЖОЗЕ МАРИЯ ДЕ ЭРЕДИА (Josе-Maria de Heredia)(1842-1905).
Неизвестно, был ли муж №5 потомком другого великого кокистадора Хуана Понсе де Леона (ок. 1460-1533). Понсе де Леоны уже к началу 15 века настолько перероднился с евреями, что считались еврейским по происхождению родом-конверсо. Так называли евреев, принявших христианство, и их потомков. У Понсе ве Леон были предки из знаменитых аристократических родов конверсо Аяла, де Толедо (предки герцогов Альба), Рибадоуро. Немомненно, что у поэтов Эредия были так же другие еврейские предки. Сам род поэтов Эредиа мог быть еврейским. Эредиа распространённая фамилия среди испанских евреев.
Источники.
https://www.jewishvirtuallibrary.org/alcala-de-henares
El linaje de pedro de heredia en cartagena de indias,
Pedro de Heredia
(Madrid, hacia 1520 - Oc;ano Atl;ntico, 1554). Conquistador espa;ol que fund; la ciudad de Cartagena de Indias y explor; la costa y el interior de la actual Colombia hasta Antioquia.
Cartagena de Indias en el siglo XVI
By Mar;a del Carmen Borrego Pl;
Ruiza, M., Fern;ndez, T. y Tamaro, E. (2004). Biografia de Pedro de Heredia. En Biograf;as y Vidas. La enciclopedia biogr;fica en l;nea. Barcelona (Espa;a). Recuperado de https://www.biografiasyvidas.com/biografia/h/heredia_pedro.htm el 15 de marzo de 2020.
Sobre este sitio Contacto Enl;cenos C;mo citar Cookies
© Biograf;as y Vidas, 2004-2020
Свидетельство о публикации №220031600138