Объект как срез потока в Диалектической логике

ЧАСТЬ 1.

"Получается, что в основе нашего мышления лежит Граница?" - Да. Различение - это первая логическая операция, которую использует сознание.

"Формально-логическое мышление движется вдоль границы Конечного и Бесконечного, использует Бесконечное для создания Конечных форм". - Да, Из бесконечного потока мира, данных, оно формирует конкретные образы, формы. Любая форма - это ограничение. Любая форма - это "отрезание" конечного "куска" от бесконечного потока. Формально-логическое мышление осмысляет формы и затем оперирует ими, исходя из закона тождества "А = А".

"А диалектическое мышление удерживает это различие, как модель самого себя, тем самым создавая текучие формы". - Да, удерживает и Конечное, и Бесконечное. У Платона: "...все, о чем говорится как о вечно сущем, состоит из единства и множества и заключает в себе сросшиеся воедино предел и беспредельность" (Филеб, 16с). - "Сросшиеся воедино предел и беспредельность" = "удерживает и Конечное, и Бесконечное".

Удерживает благодаря тому, что закон тождества в диалектической логике выглядит так: "А = А и, одновременно, не = А", т.е. в результате использования этой формулировки закона получаем:

Оперировать бесконечным (бесформенным) не можем (человеческое сознание не приспособлено для работы с бесконечностями), можем "эмулировать" работу с бесконечностями используя принцип "последовательного рассмотрения" срезов потока, понимая что истинным "объектом рассмотрения" является поток (т.е. явление, обладающее бесконечным количеством аспектов, с возможностью рассмотрения его в бесконечном количестве контекстов), но на практике рассматривать мы его можем, только рассматривая последовательность "срезов потока" (т.е. "модели", обладающие конечным количеством элементов, причем в одном выбранном контексте), т.е. фактическим "объектом рассмотрения" всегда является "срез потока". 

Т.е. поток мы рассматриваем "мысленным взором" (держим в уме), а срез потока "видим глазами" (непосредственно работаем с ним, в т.ч. включая нашу интеллектуальную и вычислительную работу). У Хадеггера: Все вокруг есть сущее,  но ни что из сущего не является Бытием, но именно сущее есть форма существования Бытия, а Бытие является подложкой всего сущего. У китайцев: Все есть дао, но ни что не есть дао. У Платона: Бытие неизменно (истинно, божественно, едино), вещи изменчивы (преходящи, тленны, множественны), вещи мы видим глазами, Бытие мысленным вором души.

Принцип "последовательного рассмотрения" срезов потока (понимая, что "объектом рассмотрения" является поток) мы реализуем через принцип "А = А и, одновременно, не = А" (закон тождества для диалектической логики). Т.е. мы не боимся того, что явление теряет "самотождественность" и поэтому находится лишь в этапе "становления", а истинное оно, "ставшее", неизменное, находится только вне материального мира, в мире идей, который существует объективно, и именно там вещи, в виде идей - самотождественны, едины, неизменны, - включая все Бытие в целом.

Именно требование "А = А" в применение к миру явлений (а не только к арифметике и геометрии) порождает всю метафизику, разделяя мир "преходящих, изменчивых, находящихся в процессе становления вещей" и мир "истинного бытия, мир, неизменного, непреходящего, совершенного, мир идей". Разделяя Конечное и Бесконечное, предел и беспредельное. Это как "артефакты" на видео, как аберрации света на линзе - иллюзия, порождаемая конструктивными особенностями инструмента, через который мы смотрим на мир.

Принцип "последовательного рассмотрения", реализуемый через закон тождества "А = А и, одновременно, не = А", работает так: удерживая в уме, что мы работаем с потоком, который и есть главная и неизменная "Омега", смотрим на срезы потока и говорим: этот срез не равен этому срезу, это естественно, в потоке произошли изменения (был мальчиком, стал юношей), но то что срезы не равны (был А, стал Б) - это неважно, потому что закадровая "Омега" - та же самая. Это и есть "А = А и, одновременно, А не = А" (при условии видения внутренним взором того закадрового потока, чьи срезы мы рассматриваем, и понимания, что мы рассматриваем именно поток, рассматривая срезы). У Витгенштейна: Есть "смысл", и есть "значение". Т.е. рассматриваем "срез", а понимаем, что видим "поток"  (через его отражение в "срезе", через его проецирование в виде "среза").

Каждый "срез" - это "срез" явления, т.е. рассмотрение этого явления в определенных, конкретно проведенных "границах рассмотрения", - таких срезов может быть бесконечное количество.

Именно это и называется "рассматривать явление в развитие". Это основное требование диалектического рассмотрения процесса, явления. Другими словами, требование рассматривать явление, опираясь на принцип "А = А и, одновременно, не = А" (закон тождества для диалектической логики).

Основная опасность здесь - заблудиться. Закон "А = А" выполняет здесь роль лонжи, страховки. Ну, это как младенца выгуливают на помочах. Ну, куда так особо выгуляешься? Мастерство высокого уровня невозможно проявлять, будучи привязанным на веревку. Так и сидит вся наша "философия" в бассейне-лягушатнике с налитой по колено водой, но яркими надутыми бортами. Что не мешает, конечно, им блудить в 3-х соснах. Ну, как-то ж нужно себя чувствовать людьми? Тем более, что публика - дура, и все равно ничего не поймет. Она ж глупее философов?.. Да нет, понятно, что и среди них дураков хватает... Вот так как-то все и катится.

"И там, и там Число. Но формальное Число фиксировано на самом себе, а диалектическое Число - это Единое, которое Многое, но остающееся Единым?" - Это детали. Метафизика.


ЧАСТЬ 2.

"А как Поток можно удерживать мысленным взором?"

Поток - это «поток данных». Любое явление, процесс: 1. имеет бесконечное количество аспектов и 2. развивается во времени.

Бесконечное количество аспектов, элементов, связей придаёт любому «явлению, процессу» такое свойство как «континуальность», что является свойством потока (в отличие от «дискретности», которая характеризует не «поток», а «собранную из деталей конструкцию»).

Развитие во времени превращает любой «объект» в «поток».

Например, человек или яблоко. Если его снять на видеокамеру, а затем ускоренно прокрутить, он ничем не будет отличаться от облаков, реки и от других «процессов». Объект - это всего лишь «срез» процесса.

Любое явление - это процесс. Любой процесс - это «поток».

«Удерживать мысленным взором поток» - это почти то же самое, что удерживаю в голове «абстрактное», видя «конкретное». Например, когда вы видите улицу, то перед глазами у вас асфальт, фонари, деревья, люди и прочее. Ничто из того, на что падает ваш взгляд, не является «улицей». «Улицу» вы удерживаете в голове, в уме. Примерно то же самое с Бытием, если убрать метафизику. ; Почти, но не совсем. Разница на Бога, который есть все. ;

Любое явление - это «колбаса» во времени, «поток», интеграл бесконечного количества «срезов».

Удерживать в уме поток - это помнить об этом. ; Не считать «срез» вершиной бытия. Понимать, что если видишь явление как поток (в развитии), то его срезы - это одновременно «разное» и одновременно «одно и то же».

Вы вчера и сегодня, сегодня и год назад, сегодня и 10 лет назад - это одновременно «разное» и одновременно «то же самое». Т.е. А рано А и одновременно А не равно А.

И никаких тупых «А = А». При рассмотрении живых явлений в развитии, естественно.

В этом заключается кризис философии в последние 100 лет.


ЧАСТЬ 3.

"Это не очень удобно, когда воспринимаешь сиюминотность того, что делаешь, и, одновременно помнишь о том, что нет ничего нового под солнцем. Получается, что в потоке многие явления при определенном срезе теряют свое значение? Или сливаются в иное, более общее и сложное значение?"

Поток не мистичен. И не неудобен.

Поясню:

Я не даром говорю о «базовой логике мышления». И говорю, что их 2 - формальная логика и диалектическая логика.

Одна на основе «А = А», «объект».

Другая на основе «А = А и не А», «поток».

Это действительно «базовые логики мышления», первая и вторая.

Обладатель мышления на основе «первой базовой логики» никогда не будет понимать носителя второго типа мышления. Это примерно так, как есть «магические картинки» - разноцветные пятнышки, паттерны, закорючки, скоси глаза и увидишь объём - сверкающее пространство, в котором парит 3D фигура. Тот, кто не видит этого пространства, может стать специалистам по закорючкам Платона или Маркса, но он никогда не увидит того объема, того сутевого объекта, которые те увидели и описали. Потому что его мышление работает в другой операционной системе - менее сложной, с обеднённым функционалом, на базе простой логики.

Задача - не «понять что-то, на что указывает носитель продвинутой операционной системы», а «поменять операционную систему».

А это делается автоматически, бонусом к тому, что человеку заменяют «базовую логику мышления».

Поэтому задача звучит так: «Заменит базовую логику мышления».


Александр Клейн
16 марта 2020


Рецензии