Он блестящ, а вы профаны!

- А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего, понимаете ли, Шекспира? - спросил актеров самодеятельного театра в фильме "Берегись автомобиля" Евгений Евстигнеев устами своего героя, режиссера оного театра. И они замахнулись. И сыграли.

- А не замахнуться ли мне, - спросила сама себя Ирина Шатуновская, -  на Пушкина нашего, Александра Сергеевича? И замахнулась.

"Блестящий Пушкин" Ирина Шатуновская

" Третьеклассник учит знаменитейшее стихотворение поэта-классика. Я вслушиваюсь, и мне кажется, что ученик подвирает в тексте. Заглядываю в учебник и думаю, что там опечатка.
Достаю с полки томик стихов, сверяю... Надо же! Все верно! Но сколько "блеска"! Заранее каюсь, что замахнулась я на нашего Александра, понимаешь, Сергеевича!
Смотрите:
"Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
БЛЕСТЯ на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом БЛЕСТИТ.

Вся комната янтарным БЛЕСКОМ
Озарена. Веселым ТРЕСКОМ
ТРЕЩИТ (!) затопленная печь.
Приятно думать У (!) лежанки,
А знаешь: не велеть ли в санки
КОБЫЛКУ (!) бурую ЗАПРЕЧЬ (!)?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого КОНЯ (!)..."
---------------------------

Что имеем?

1. Три следующих друг за другом предложения "БЛЕСТЯТ"!
2. Тавтологически ТРЕЩИТ печь! (ТРЕСКОМ ТРЕЩИТ, ПИСКОМ ПИЩИТ, БЕГОМ БЕЖИТ...)
3. Почему У лежанки? ( Она для того и лежанки, чтобы НА ней лежать! "У", наверное, для того, чтобы лежанка с санками рифмовалась?)
4. Так КОБЫЛКА, или КОНЬ? (Сдается мне, что это не одно и тоже!)
5. Жестко придерживаясь рифмы, поэт готов ради нее на литературные огрехи:  тавтологию, частые повторы однокоренных слов (блестя, блестит, блеском),орфографические нарушения (вместо правильного "запрячь",пишет "запречь").
Вот напиши так какой - нибудь заштатный поэт - не избежать ему критических разносов. А тут - Пушкин, гений русской поэзии! Из этических соображений воздержусь показывать, как можно было бы "исправить" огрехи стихотворного текста великого мастера.

Ну, Пушкин! Ну,...а ему как раз можно! В этом его очаровательная вольность!

Он же Пушкин!"

На эту "блестящую" критику классика уже не замахнулись, а откликнулись три десятка рецензентов. Мало кто покритиковал, пожурил критичку, напротив, отметили ее наблюдательность и то, что и у великих встречаются огрехи. Не обошел вниманием эту критику классика "литературовед" Павел Маслобойников, добавивший и свои критические замечания:
"Речка подо льдом блестеть не может...ибо блестит именно ЛЕД, который НАД речкой.

Я вот что ЕЩЕ подумал...
строчка

"Прозрачный лес один чернеет"
что-то не складывается в этой строчке...
"черный и прозрачный" -явная "нестыкуйка"..."

Нестыкуйки, огрехи, говорите? Придется тогда разложить все по графоманским полочкам!

1. Кобылка или Конь? Вам сдается, что это не одно и тоже? Это одно и тоже! Как женщина и человек, то есть женщина принадлежит к роду людскому, является человеком. Кобыла это самка лошади. Самец лошади - жеребец. Кастрированный самец - мерин. Конь это другое название лошади, совсем не обязательно жеребец или мерин. То, что эта кобыла является КОНЕМ, ясно в упоминании - КобылКА! Не кляча какая-то старая, не кобыла, а именно КОБЫЛКА, то есть молодая, резвая лошадь. Так что кобылка это конь.

2. Почему У лежанки, а не НА лежанке? Потому что У лежанки достаточно тепло (печь топится), а вот НА лежанке жарко, может и сморить, в сон потянуть, уже не до дум.

3. Почему "БЛЕСТИТ"и ТРЕЩИТ? Если бы И.Шатуновская была знакома с термином АЛЛИТЕРАЦИЯ и тем, что он обозначает, то она вряд ли бы задала свои вопросы (1 и 2).
В стихосложении аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. Например:
"Задремали Звезды Золотые,
Задрожало Зеркало Затона..."(С.Есенин)... так что, учите матчасть, критиканы!
А.С.Пушкин пошел еще дальше: употребил три раза подряд однородные слова (блестя, блестит, блеском). На то он и Пушкин! И в этом его БЛЕСК! И пусть пища, пищит писком графоман, поражаясь его блеску...

4. Запрячь или запречь? Если открыть справочник, можно увидеть, что запречь указано как устаревшая форма того же глагола запрячь. И весьма вероятно, что в просторечии употреблялось именно запрЕЧЬ. И не ради лишь рифмы Пушкин вставил запрЕЧЬ. Во всяком случае, имел на то достаточные основания!

А теперь разберемся с "эфиопским футболистом", П.Маслобойниковым, то бишь...
В фильме "Жмурки"так называли персонажа этой картины, темнокожего, мулата, но вообще-то к Эфиопии никакого отношения не имевшего. Просто его так называли - "эфиоп".
-Я русский! - говорил он, и по сути был прав. Кстати, и предки самого Александра Сергеевича Пушкина были также из Эфиопии.
Маслобойников, по собственному признанию, "слямзивший" свой псевдоним у М.Салтыкова-Щедрина, тоже никаким "эфиопом" не является. Неписатель я, говорит он о себе. Тем не менее, этот неписатель любит подвизаться на поприще "литературной критики". Досталось от этого критика и Евтушенко, и Высоцкому, и Булгакову, а теперь вот и Пушкину. Этот "литературный мим"(так он называет роман "Мастер и Маргарита" - МиМ, характеризуя его как бессмысленное, бездарное произведение) сам в написании художественных произведений замечен не был. Имеющиеся у него в наличии пара тысяч творений это нечто другое...

Ну, так теперь с ним, с этим "футболистом":

5."Прозрачный лес один чернеет". Не складывается? Черный и прозрачный - "нестыкуйка"?
Когда действие происходит? Летом? Или зимой? Хотите сказать, что зимой лес не прозрачный, облиственный? Конечно, если бы это был ельник, назвать такой лес прозрачным было бы опрометчиво. Но никаких отдельных упоминаний, что это именно ельник нет, и следовательно, к такому лесу поэтическое определение "прозрачный" подходит. Как и то, что он не темнеет, а чернеет. Ведь зима, и такой контраст:  белое-черное особенно ощутим. К тому же поэзия, да и вообще художественная литература это особый язык, не скучных математических цифирь..

6. "Речка подо льдом блестеть не может... ибо блестит именно ЛЕД, который НАД речкой" (П.Маслобойников). Блестящий лед, который НАД речкой это замерзшая вода. И он не над речкой, а над ВОДОЙ. Если уж быть точным, то зимой речка состоит и из воды, и изо льда.  Блестит и сам лед, который составная часть речки, и сама речка, вот эта верхняя часть речки, которая превратилась в лед. Летом речка может казаться голубой, зимой же она подо льдом, поэтому и блестит.


Рецензии