Чёрный чур
В давние времена жил-был когда-то кузнец. Жил он хорошо со своей женой и сынишкой. В кузнице с утра до вечера звенела наковальня. Сынишка вертелся подле отца и обучался кузнечному ремеслу. Он даже выковал себе Черного чура. Отец его установил вместе с белым чуром в честь Белобога и Чернобога. И всякий раз перед началом работы они кланялись обоим Богам, а приходило время, подносили обеим требы.
Однако вскоре пришла беда. Разболелась у кузнеца жена и умерла. Погоревал кузнец, погоревал да женился на другой. Мачеха невзлюбила пасынка, и каждый день говорила мужу:
— Изгони его из дому, пока он ещё не подрос. Вырастет, станет работать в кузнице и у тебя хлеб отнимет: видишь, какие у него умелые руки.
Все в округе будут у него заказывать серпы, ножи да топоры, и мы будем зависеть от него.
— А что тут плохого? - он же мой сын, да и кто о нас позаботится, когда мы состаримся. И куда ж я его прогоню? — удивлялся кузнец.
— Отведи в темный лес, где водится всякая нечисть, и оставь его там, - не унималась жена.
— Нет, я этого сделать не могу! — отвечал кузнец.
Но мачеха тайно от мужа пригласила к себе помощника кузнеца и уговорила отвести пасынка в лес и бросить его там.
— Отведи его в лес, да столкни в глубокую яму, а я тебе заплачу щедро, – пообещала она.
Тот согласился да и отвёл мальчика в темный лес. В лесу он нашел глубокую яму и столкнул в неё мальчика. В последний момент подмастерью стало жалко “сироту”, он сбросил верёвку в яму и ушел. По этой веревке мальчик вылез из ямы. Когда выбрался он из ямы, огляделся по сторонам, выбирая, в какую сторону идти, да и пошёл через чащу. Весь день плутал, набрёл на узкую тропинку и пошёл по ней. «А, что будет, то и будет, пойду туда, куда меня выведет тропинка», - решил он.
Так он шёл три дня и три ночи. И как только на четвертый день лучи солнца стали прятаться, он увидел на поляне капище . «Авось меня приютят здесь», — подумал он и вошёл.
Но там он не увидел никого. Мальчик всё обошёл, во все уголки заглянул и лишь в самом темном углу капища увидел старого кудесника, сидевшего на камне перед большим изваянием.
Было тихо, старец, вероятно слушал, как щебечут птицы, да и о чем деревья между собой шепчутся. … Открыто кудеснику всё тайное, он с богами общается и самому Всевышнему Роду в лицо глядит. Сама нить Макоши в руках его - враги мимо пройдут не заметят, а добрые люди откликнутся, потому как советуется кудесник с Богами. А без правды человеку не быть никогда.
Так и сидел бы кудесник, но вдруг его насторожили чьи-то шаги, шаги то человеческие или звериные? Кудесник обернулся в ту сторону, откуда доносились шаги, и он увидел отрока со слезами на глазах. Он плакал и о чем-то просил, но голоса не было слышно.
Узрев ослабевшего мальца, кудесник был удивлен его появлением в этом глухом лесу.
- Не бойся меня, хлопец, ничего плохого тебе не сделаю. Видно потерялся в лесу? Нет видно, не от добра ты здесь. Если не хочешь, можешь не отвечать. А лучше пойдем-ка со мной, я недалече здесь живу на заимке. Молоком тебя угощу, творогом овечьим, голодный, небось. … Я кудесник здешних мест. Хочешь, у меня живи сколько надо, а нет – вольному воля.
Вскоре дошли они до соснового бора, где на лужайке паслись овцы. Увидев кудесника, хромой осел, пасший овец, радостно закричал.
Кудесник нежно погладил осла и сказал мальчику:
- Видишь, какой хромой у меня осел, а умный какой, многое знает и обо всем рассказывает. Вот и сейчас говорит, что приходили волки, он так на них кричал и от овец отогнал. Ушли они, но пригрозили, что вернутся и задерут не только овец, но и его самого. Придется наложить волчье заклятие, чтобы обходили нашу заимку стороной.
Удивился мальчик, как складно кудесник про осла рассказывает. Потом он ввел мальчика в землянку, стал молоком и творогом потчевать. А потом мальчик все рассказал старику, и что зовут его Горицветом. И что раньше жил с отцом, а также работал он с ним в кузнице, и поклонялись они Белобогу и Чернобогу. А как мать умерла, отец женился еще раз, и все пошло не так.
- А три дня назад утром, - говорил, всхлипывая, Горицвет, - увел меня по приказу мачехи подмастерий в лес, и оставил. С тех пор я и брожу по лесу. И не знаю теперь, что делать, страшно мне. …
Обо всем поведал кудеснику мальчик, открывшись сердцем, как раньше перед белым и черным чурами. И о том, что он – сын кузнеца, не утаил, и о мачехе, что его невзлюбила.
- Отец молится хоть за меня, только его молитвы силу вероятно не имеют.
- Ничего, Горицвет, все сладится. Сейчас я одно ведаю, должен ты у меня остаться.
И поселился мальчик у кудесника.
Стал Горицвет обучаться волшебству и серой магии. Он впитывал в себя способности своего кудесника быстро, что старика это очень радовало.
- Кудесник, а зачем меня учите магии и волшебству? - спросил как-то Горицвет.
-Ты же внук божий, и работая у отца, ты выковал черного чура, а магией ты должен владеть как кузнец молотом, так как душа и разум у тебя чисты.
- А вот серая магия? – спросил Горицвет. - Что это такое?
- Это самая древняя, и самая … страшная магия на свете, - задумавшись, ответил кудесник. – Но Чернобог будет рад, что ты познал ее силу. И придет время, ты ею будешь владеть в совершенстве.
После пропажи сына прошло много лет, кузнец состарился и помер, оставив кузницу своему подмастерью. А тот был далек и не столь мудр, как мастер. Женился на жене мастера и зажил с нею по ее нравоучению.
- Ты кузнец Огня и Железа, что ты кланяешься двум Богам Белобогу и Чернобогу. – Упрекала его жена.
С той поры стал оставлять без треб и молитв черный чур. Перед тем, как начать работать, молился только Белобогу, а проходя мимо черного чура, плевался в его сторону.
И вот однажды появился в кузнице молодой паренек – подмастерье. Очень быстро сравнялся он в мастерстве с мастером – тот обрадовался, что паренек будет больше работать, а он только указания давать. В скорости кузнец стал подолгу оставлять кузницу на своего помощника.
В один из летних дней подкатила к кузне карета со старенькой княгиней – расковались кони. Подмастерье подковал скакунов, а между делом предложил княгине перековать и ее в молодую красавицу. Старость кому в радость? Согласилась княгиня. Подмастерье растопил жарко-жарко горн, схватил княгиню клещами и сунул в огонь. Затем окунул в молоко, ударил молотом – осыпалась угольная корка, и показалась из-под нее писаная красавица. Посмотрелась в зеркало, заплатила кузнецу серебром, села в карету и унеслась со двора. Но и после этого случая исчез и сам подмастерье.
Искал его кузнец, искал, да так и не нашел. А тут опять подъехала княгиня со своим старым мужем и потребовала перековать и князя в молодого витязя.
Удивился кузнец рассказу княгини, но виду не подал, что подмастерье лучше мастера, в кузнечном деле разумел. Тут и жена стала уговаривать мужа перековать старого князя. Растопил кузнец, как рассказывала княгиня, жарче жаркого горн, клещами схватил старика, да в огонь! Вслед за тем, сунул в молоко, ударил молотом, а головня, что осталась от князя рассыпалась золою по двору.
Княгиня тут в крик – посередь белого дня князя извели! Кузнеца стража схватила и потащила на строгий княжий суд, а там с душегубами разговор короткий.
А навстречу кузнецу едет подмастерье на вороном огнегривом маштаке, у того коня из ноздрей дым да искры сыплются да и сам он одет в дорогом черном кафтане.
- Ну что, - говорит, - кузнец, несладко тебе? Не будешь, чай, на мой чур плеваться, да детей в лесу бросать в ямы?
По-разному говорят – чем закончилась эта история. Кто рассказывает, мол, это был сам Чернобог. Забрал он кузнеца в свое подземное царство, и пришлось ему там несладко.
А вот старики сказывают, что простил Черный владыка кузнеца и даже князя оживил, молодым сделал.
Однако все мифы и легенды тем и заканчиваются – «Белобогу молись, а Чернобога не гневи».
Требы - это жертва, приносимая богам.
Капище – древнеславянский храм, где установлены изваяния славянских Богов.
Род Всевышний - является первоначалом и источником всего у славян. Он дает
жизнь всему сущему на трех уровнях бытия в Великом Триглаве Миров: Прави,
Яви и Нави.
Макошь - Славянская Богиня Судьбы и Магии, почитание которой сохранилось
даже во времена христианства.
Свидетельство о публикации №220031601560