Чёрный чур

Сказка

   В давние времена жил-был когда-то кузнец. Жил он хорошо со своей женой и сынишкой. В кузнице с утра до вечера звенела наковальня. Сынишка вертелся подле отца и обучался кузнечному ремеслу. Он даже выковал себе Черного чура. Отец его установил вместе с белым чуром в честь Белобога и Чернобога. И всякий раз перед началом работы они кланялись обоим Богам, а приходило время, подносили обеим требы.

   Однако вскоре пришла беда. Разболелась у кузнеца жена и умерла. Погоревал кузнец, погоревал да женился на другой. Мачеха невзлюбила пасынка, и каждый день говорила мужу:

   — Изгони его из дому, пока он ещё не подрос. Вырастет, станет работать в кузнице и у тебя хлеб отнимет: видишь, какие у него умелые руки.

   Все в округе будут у него заказывать серпы, ножи да топоры, и  мы будем зависеть от него.

   — А что тут плохого? -  он же мой сын, да и кто о нас позаботится, когда мы состаримся. И куда ж я его прогоню? — удивлялся кузнец.

   — Отведи в темный лес, где водится всякая нечисть, и оставь его там, -  не унималась жена.

   — Нет, я этого сделать не могу! — отвечал кузнец.

   Но мачеха тайно от мужа пригласила к себе помощника кузнеца и уговорила отвести пасынка в лес и бросить его там.

   — Отведи его в лес, да столкни в глубокую яму, а я тебе заплачу щедро, – пообещала она.
 
  Тот согласился да и отвёл мальчика в темный лес. В лесу он нашел глубокую яму и столкнул в неё мальчика. В последний момент подмастерью стало жалко “сироту”, он сбросил верёвку в яму и ушел.  По этой веревке мальчик вылез из ямы. Когда выбрался он из ямы, огляделся по сторонам, выбирая, в какую сторону идти, да и пошёл через чащу. Весь день плутал, набрёл на узкую тропинку и пошёл по ней. «А, что будет, то и будет, пойду туда, куда меня выведет тропинка», - решил он.

   Так он шёл три дня и три ночи. И как только на четвертый день лучи солнца стали прятаться, он  увидел на поляне капище . «Авось меня приютят здесь», — подумал он и вошёл.

   Но там он не увидел никого. Мальчик всё обошёл, во все уголки заглянул и лишь в самом темном углу капища увидел старого кудесника, сидевшего на камне перед большим изваянием.

   Было тихо, старец, вероятно слушал, как щебечут птицы, да и о чем деревья между собой шепчутся. … Открыто кудеснику всё тайное, он с богами общается и самому Всевышнему Роду  в лицо глядит. Сама нить Макоши  в руках его - враги мимо пройдут не заметят, а добрые люди откликнутся, потому как советуется кудесник с Богами. А без правды человеку не быть никогда.

   Так и сидел бы кудесник, но вдруг его насторожили чьи-то шаги, шаги то человеческие или звериные? Кудесник обернулся в ту сторону, откуда доносились шаги, и он увидел отрока со слезами на глазах. Он плакал и о чем-то просил, но голоса не было слышно.

   Узрев ослабевшего мальца, кудесник был удивлен его появлением в этом глухом лесу.

   - Не бойся меня, хлопец, ничего плохого тебе не сделаю. Видно потерялся в лесу? Нет видно, не от добра ты здесь. Если не хочешь, можешь не отвечать. А лучше пойдем-ка со мной, я недалече здесь живу на заимке. Молоком тебя угощу,  творогом овечьим, голодный, небось. …  Я кудесник здешних мест. Хочешь, у меня живи сколько надо, а нет – вольному воля.

   Вскоре дошли они до соснового бора, где на лужайке паслись овцы. Увидев кудесника, хромой осел, пасший овец, радостно закричал.
 
   Кудесник нежно погладил осла и сказал мальчику:

   - Видишь, какой хромой у меня осел, а умный какой, многое знает и обо всем рассказывает. Вот и сейчас говорит, что приходили волки, он так на них кричал и от овец отогнал. Ушли они, но пригрозили, что вернутся и задерут не только овец, но и его самого. Придется наложить волчье заклятие, чтобы обходили нашу заимку стороной.

   Удивился мальчик, как складно кудесник про осла рассказывает. Потом он ввел мальчика  в землянку, стал молоком и творогом потчевать. А потом мальчик все рассказал старику, и что зовут его Горицветом. И что раньше жил с отцом, а также работал он с ним в кузнице, и поклонялись они Белобогу и Чернобогу. А как мать умерла, отец женился еще раз, и все пошло не так.

   - А три дня назад утром, - говорил, всхлипывая, Горицвет, - увел меня по приказу мачехи подмастерий в лес, и оставил. С тех пор я и брожу по лесу. И не знаю теперь, что делать, страшно мне. …

   Обо всем поведал кудеснику мальчик, открывшись сердцем, как раньше перед белым и черным чурами. И о том, что он – сын кузнеца, не утаил, и о мачехе, что его невзлюбила.

   - Отец молится хоть за меня, только его молитвы силу вероятно не имеют.
 
   - Ничего, Горицвет, все сладится. Сейчас я одно ведаю, должен ты у меня остаться.

   И  поселился мальчик у кудесника.

   Стал Горицвет обучаться волшебству и серой магии. Он впитывал в себя способности своего кудесника быстро, что старика это очень радовало.

   - Кудесник, а зачем меня учите магии и волшебству? - спросил как-то Горицвет.

   -Ты же внук божий, и работая у отца, ты выковал черного чура, а магией ты должен владеть как кузнец молотом, так как душа и разум у тебя чисты.

   - А вот серая магия? – спросил Горицвет. - Что это такое?

   - Это самая древняя, и самая … страшная магия на свете, - задумавшись, ответил кудесник. – Но Чернобог будет рад, что ты познал ее силу. И придет время, ты ею будешь владеть в совершенстве.


   После пропажи сына прошло много лет, кузнец состарился и помер, оставив кузницу своему подмастерью.  А тот был далек и не столь мудр, как мастер. Женился на жене мастера и зажил с нею по ее нравоучению.

   - Ты кузнец Огня и Железа, что ты кланяешься двум Богам Белобогу и Чернобогу.  – Упрекала его жена.
 
   С той поры стал оставлять без треб и молитв черный чур. Перед тем, как начать работать, молился только Белобогу, а проходя мимо черного чура, плевался в его сторону.

   И вот однажды появился  в кузнице молодой паренек – подмастерье. Очень быстро сравнялся он в мастерстве с мастером – тот обрадовался, что паренек будет больше работать, а он только указания давать.  В скорости кузнец стал подолгу оставлять кузницу на своего помощника.

   В один из летних дней подкатила к кузне карета со старенькой княгиней – расковались кони. Подмастерье подковал скакунов, а между делом предложил княгине перековать и ее в молодую красавицу. Старость кому в радость?  Согласилась княгиня. Подмастерье растопил жарко-жарко горн, схватил княгиню клещами и сунул в огонь. Затем окунул в молоко, ударил молотом – осыпалась угольная корка, и показалась из-под нее писаная красавица. Посмотрелась в зеркало, заплатила кузнецу серебром, села в карету и унеслась со двора. Но и после этого случая исчез и сам подмастерье.

   Искал его кузнец, искал, да так и не нашел. А тут опять подъехала княгиня со своим старым мужем и потребовала перековать и князя в молодого витязя.

   Удивился кузнец рассказу княгини, но виду не подал, что подмастерье лучше мастера, в кузнечном деле разумел. Тут и жена стала уговаривать мужа перековать старого князя. Растопил кузнец, как рассказывала княгиня, жарче жаркого горн, клещами схватил старика, да в огонь! Вслед за тем, сунул в молоко, ударил молотом, а головня, что осталась от князя рассыпалась золою по двору.

   Княгиня тут в крик – посередь белого дня князя извели! Кузнеца стража схватила и потащила на строгий княжий суд, а там с душегубами разговор короткий.

   А навстречу кузнецу едет подмастерье на вороном огнегривом маштаке, у того коня из ноздрей дым да искры сыплются да и сам он одет в дорогом черном кафтане.

   - Ну что, - говорит, - кузнец, несладко тебе? Не будешь, чай, на мой чур плеваться, да детей в лесу бросать в ямы?

   По-разному говорят – чем закончилась эта история. Кто рассказывает, мол, это был сам Чернобог. Забрал он кузнеца в свое подземное царство, и пришлось ему там несладко.

   А вот старики сказывают, что простил Черный владыка кузнеца и даже князя оживил, молодым сделал.

   Однако все мифы и легенды тем и заканчиваются – «Белобогу молись, а Чернобога не гневи».




       Требы - это жертва, приносимая богам.
       Капище – древнеславянский храм, где установлены изваяния славянских Богов.
       Род Всевышний - является первоначалом и источником всего у славян. Он дает
        жизнь всему сущему на трех уровнях бытия в Великом Триглаве Миров: Прави,
        Яви и Нави.
       Макошь - Славянская Богиня Судьбы и Магии, почитание которой сохранилось
        даже во времена христианства.


Рецензии
Поучительная сказка!

Николай Русаков   07.04.2024 11:48     Заявить о нарушении
Благодарю, Николай!

Михаил Илекский   10.04.2024 08:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.