Орел или решка? В стиле Н. Носова

    Прозвенел звонок. Закончился урок русского языка. Наступило время большой перемены. Ребята побежали во двор играть в футбол. Я тоже хотел пойти с ними, но Мишка  затащил меня в коридоре  за кадку с огромной, под потолок, пальмой и, оглянувшись по сторонам, зашептал:
 - Понимаешь, я плохо выучил басню. Знаю только начало и конец. Учить стихи — это наказание! Лучше бы меня лишили мороженого на пять дней!.. Нет, на два...или один. Ну, не важно на сколько лишили...
Мне надоело слушать про наказание мороженым, которое Мишка мог есть каждый день, и  я перебил друга:
 - Для чего ты меня сюда притащил? Говори уже главное!
 - Так я и говорю! Сейчас будет литература и Анна Васильевна обязательно меня спросит! - и Мишка опять посмотрел по сторонам.
 - Чего ты все оглядываешься? Я себя начинаю чувствовать заговорщиком!
 - А мы и есть заговорщики!
 - Да? Интересно! Как это можно быть заговорщиком неизвестно в чем.
 - Какой ты непонятливый! Друзья познаются в беде! - произнес Мишка с пафосом и драматично сложил руки на груди.
 - О-ох! - вздохнул я, вытащил из кармана конфету и протянул ее Мишке.
 - Спасибо, конечно. - сказал друг, засовывая любимую сладость в рот и продолжая говорить:
 - Вообще-то, я хотел тебя попросить: пересядь за первую парту в среднем ряду, а когда меня вызовут, переверни учебник и я буду по нему читать. Понял?
Я пожал плечами, подумал и ответил:
 - Понять то понял. Только Анна Васильевна не разрешит пересесть без уважительной причины.
 - А ты скажи, что... уши заложило. Простыл. Плохо слышишь. Как такая болезнь называется?  Глухомания, да?
Мне стало смешно. Мишка  много читает, но очень поверхностно. Иногда, не понимая смысла, коверкает слова. Поэтому у него проблемы с русским языком: выше тройки не получает. Я кашлянул и ответил:
 - Чудак-человек! Нет такого слова. Есть глухота и глухомань.
Теперь Мишка меня перебил:
 - Ну, нет и не надо. Можешь не пересаживаться. Подсказывай мне знаками.
 - Это как?
 - Как в пантомиме! - и Мишка очень выразительно показал.
 - Здорово!  Но я так не умею... Мишка, может Анна Васильевна тебя сегодня не спросит?
 - Спросит. У меня сложная ситуация с отметками: между двойкой и тройкой.
Я присвистнул, помолчал и сказал:
 - Ладно. Попрошусь пересесть... Столько читаешь, а стихи или басню выучить не можешь!
 - Не могу! Не дружу я с рифмами! У меня от них в голове пертурбация!
 - Что у тебя в голове? - спросил я удивленно, не зная такого слова.
Мишка, довольный тем, что поразил меня своими знаниями, многозначительно произнес:
 - Что-то вроде беспорядка. Но это не важно! Давай, на всякий случай, подбросим монету, на удачу!
Он достал из кармана монетку и объяснил:
 - Этот ритуал магический! Был придуман еще в Древнем Риме. Покровительницей его считается богиня Юнона — Монета — Убеждающая. Нужно выбрать сторону монеты - «орла» или «решку», и загадать, какая сторона отвечает «да», а какая - «нет». Я  загадываю желание: прочитать басню на четверку. Если будет «орел», то значит «да».
Мишка подбросил монетку. Она упала на пол. Мы присели одновременно, наклонились и ударились лбами.  Потирая ушибленное место, Мишка поднял монету. Она лежала вверх «орлом».
 - Ура! Значит все получится! И что мы все о стихах да о баснях? Пойдем играть в футбол!
Я с улыбкой смотрел на своего сияющего друга. Он радовался так, словно уже получил загаданную четверку.
 - Мишка! Ты, конечно, гениальный выдумщик, но через три минуты перемена закончится. Пошли в класс. Попрошусь пересесть.

   
     В дверях класса мы столкнулись с девчонками: Верой и Ниной. Обе отличницы. Нина держала перед собой блюдце, на котором стояла пустая чашка. Я видел, как на уроке русского языка, из нее пила  Анна Васильевна.
 - Куда направляетесь? - полюбопытствовал мой друг, загородив дорогу девчонкам.
Вера отодвинула рукой Мишку и гордо ответила:
 - Анна Васильевна попросила нас сходить в столовую и...
Мой друг, не дав договорить, выхватил у Нины блюдце, и, со словами: «Я сам принесу ей чай!», помчался по коридору. Я побежал за ним, догнал и спросил:
 - Зачем тебе это нужно?
Мишка ответил на бегу:
 - Это тактический ход! Обычно так девчонки подлизываются! Вот принесу я Анне Васильевне чай, а она, от радости, поставит мне хорошую отметку.
Я сомневался, что тактика удачная, но не смог оставить друга одного и зашел с ним в столовую.

      Прозвенел звонок на урок. Мишка осторожно держал блюдце с чашкой, наполненной горячим чаем. Наконец-то ему в голову пришла логическая мысль:
 - Давай подождем, пока все разбегутся по классам. Что-то мне не хочется облиться кипятком!

   
       Когда мы вернулись в класс, то урок уже шел. Я открыл дверь и друг торжественно внес блюдце с чашкой, которая была наполнена чаем только наполовину, а остальное — было в блюдце. Анна Васильевна смотрела на нас с удивлением. Мишка поставил ношу на стол и вежливо произнес:
 - Вот! Решили помочь девочкам. Пейте на здоровье!
Учительница улыбнулась и ответила:
 - Спасибо за старания, но я просила девочек просто отнести чашку в столовую
Девчонки захихикали, а Мишка показал им кулак.
Анна Васильевна велела мне сесть на место, а Мишке сказала:
 - Ну, что, герой! Рассказывай басню! Исправляй последнюю двойку.
Я уже не мог пересесть и понимал, что друга спасет только чудо.

       Мишка начал читать басню:
 - Крылов. «Ворона и лисица».  «Уж сколько раз твердили миру...»
Он рассказывал медленно, с выражением, а когда произнес фразу: «На ту беду лиса близехонько бежала...», у Анны Васильевны зазвонил телефон. Обычно она не отвечает на звонки, а сбрасывает их или вообще отключает связь. Но, вероятно, звонок был важный и учительница стала разговаривать, махнув Мишке рукой, чтобы он продолжал. И, в этот момент, мой сообразительный друг, затараторил отдельные слова из середины басни, которые запомнил. В порыве вдохновения, он сопровождал свое «выступление» жестами и мимикой. Анна Васильевна быстро закончила разговор и перевела взгляд на Мишку. Тот произнес последнюю строчку, которую знал: «Сыр выпал. С ним была плутовка такова». Класс разразился аплодисментами. Мишка раскланивался. Анна Васильевна строго повысила голос:
 - Прекратили балаган! Я знаю, что ты, Миша, хороший артист. Но у нас урок, а не спектакль!
Потом  она, задумчиво, постучала  ручкой по столу и продолжила:
 - Ну, что же. Можешь выучить, если захочешь. Ставлю тебе сегодня отлично. - и Анна Васильевна поставила отметку в журнал, добавив:
 - Неси дневник. Порадуешь родителей.


       Мишка с дневником, в котором красовалась первая пятерка по литературе, сел рядом со мной за парту. Я с восхищением смотрел на своего везучего друга. А он достал из кармана монетку и тихо мне сказал:
 - Не зря древние римляне придумали этот магический ритуал! Столько веков прошло, а он работает!
Я  не стал его переубеждать, что дело не в «орле» и «решке»...  Нельзя Мишку захваливать, а то зазнается...


Рецензии