Реквием предкам
священник из станицы Парижской Бикбов Стефан,
избранный атаман станицы Остроленской Арапов Василий Емельянович,
казаки станицы Кассель Танаев Дормедонт Алексеевич и Танаев Михаил Алексеевич… Эта казнь явилась неким эпилогом тех событий, которые произошли вокруг села Кассель.
Вот как описывает эти моменты начала гражданской войны на территориях Верхнеуральского уезда А.В. Ганин в своей книге «Атаман А.И. Дутов»:
«…28 марта (1918 г.) партизаны Дутова предприняли безуспешную попытку отбить город (стр. 120)…. По, оставлении Верхнеуральска атаман 2-го военного округа хорунжий В.Н. Захаров перебрался в станицу Кассельскую в 25 верстах от города, а Войсковое правительство во главе с Дутовом переехало в станицу Красинскую в 12 верстах от Кассельской и в 20 верстах от Верхнеуральска. После провала наступления две недели у Дутова ушло на установление связи с различными районами войска. На 14 апреля в станице Кассельской был намечен созыв окружного съезда 2-го округа, а на 18 апреля - созыв Войскового Круга, однако события пошли по другому сценарию.
14 апреля Кассельская была занята красными, в станице произошел бой, которым руководил отставной подъесаул Г.В. Енборисов (ранен в этом бою), из Красинска подоспел партизанский отряд подъесаула В.А. Бородина (также ранен в этом бою), в результате к вечеру обратили в бегство и преследовали на протяжении 25 верст, вплоть до самого Верхнеуральска» (стр.121). К середине апреля станица Красинская оказалась окружена красными. На военном совете было принято решение пробиваться на юг…(стр.122) (в Тургайские степи). 17 апреля, прорвав окружение, Дутов вырвался из Красинска» (стр.122). Партизанами, со стороны белых, как следует из книги В.Баканова «Доблестный атаман», руководил В.Н. Захаров. Сам В.Н. Захаров, вспоминая свой первый бой с красными, писал: «Это было вооруженное столкновение мелкого порядка местных сил. Казачьи станицы, за малым исключением, в этот период времени молчали, насторожились в ожидании хода событий» (стр.103).
Однако, на мой взгляд, события вокруг Касселя и сам бой подробнее освещены в книге Г.В. Енборисова: «От Урала до Харбина». Ведь эта книга написана участником этих событий и не просто участником, а одним из руководителей этого боя. Ко всему, факты, изложенные Енборисовым, совпадают, с рассказами жителей села Кассель и воспоминаниями моих бабушек Тихоновой Агафии Михайловны (1885-1980 г.г.) и Араповой Евдокии Никитичны (1892-1980 г.г.). По их рассказам, на церкви был установлен пулемёт, и поэтому по ней красными велся огонь из пушек. В книге Енборисова этот момент описывается так: «Кассель начали обстреливать из пулемётов и трёх орудий. Снаряды падали сначала вразброд, а потом сосредоточили на церкви, предполагая там наши пулемёты» (стр. 34).
Из рассказов Агафии Михайловны и Евдокии Никитичны, на крыше школы для мальчиков был установлен второй пулемёт. Это здание по схеме, приведённой в книге Т.И. Васильевой «Нагайбаки. Праздники детства моей мамы», находилось на улице Красноармейская около дома № 59, рядом с основной дорогой, ведущей в Верхнеуральск. По Г.В. Енборисову: «Я приказал пулемётчику, уряднику Ломову, сделать пробных выстрелов из пулемёта, поставленного на крыше одного дома. Выстрелы Ломова оказались роковыми для красных» (стр. 35).
Г.В. Енборисов подчёркивает активное участие в бою местных жителей, что также совпадает с рассказами кассельцев: «Дабы красные не обернулись и снова не восстановили порядок, мы усилили по ним стрельбу, из станицы бросились в преследование почти все жители и даже женщины-нагайбачки , которые ездят верхом на лошади очень смело , и они в глазах противника увеличили нашу конницу» (стр. 35). Разумеется, такой исход боя за станицу Кассельскую был предрешен, ведь местные казаки и бойцы отряда, состоящего в основном из казаков Верхнеуральска, в военном отношении были подготовленные. Все они проходили военную учёбу на сборах, а многие только что вернулись с Первой мировой войны, ими командовали опытные офицеры Енборисов и Захаров, и, наконец, они защищали свою малую родину, устои привычной для них казачьей жизни.
На стороне красных, в основном, бойцы были из рабочих Уфы, Белорецка и Богоявленска, ими командовали Кадомцев М.С. и Калмыков М.В. Отряды красных не имели опыта ведения боевых действий, на это указывал тот факт, как они стреляли по кассельской церкви. «Ни одного снаряда в церковь не попало, хотя рвались очень близко и некоторые осколки били по церкви, вреда не причинили», – из книги Енборисова Г.В. «От Урала до Харбина» (стр.35).
Согласно рассказам кассельцев, помощь отрядам Енборисова и Захарова оказал Танаев Алексей Васильевич (Тэукель бай), купец второй гильдии. Он обеспечил их продовольствием и фуражом. Важную роль в организации обороны сыграл выбранный атаман станицы Кассельская Верхнеуральского уезда Тугульбаев Иван Егорович, ведь кассельские казаки подчинялись только ему. Но в Касселе были и сторонники красных, об одном из таких пишет Енборисов: «… казак А. П. Ишимов дал знать Каширину о том, что кассельские силы очень слабы, только Окружное управление, несколько человек охраны, а Енборисов пошёл на Троицк» (стр.34). На сторону красных переходили люди несостоявшиеся, обиженные властью или теми, у которых были власть и деньги. Они выбрали новую власть, декларирующую: «Мир – солдатам. Заводы – рабочим. Землю – крестьянам». Обещания серьёзные и основательные. Соблазн велик. Чем, однако, всё это кончилось и что было на самом деле, мы, правнуки тех, живших до нас людей, уже знаем.
Основным силам белогвардейцев, как говорилось выше, пришлось оставить Красинск. «Утром 15 апреля в Кассель прискакал со своим войском Дутов, изгнанный из станицы Краснинской, объединил свои силы с отрядами Захарова, повел наступление на каширинцев. Но на помощь Каширину подоспели уфимцы, и Дутов успеха не имел. В это время Пермский полк, отряды А. Чеверева и Ивана Каширина, изгнавшие Дутова из Красинской, разгромили дутовский тыловой заслон и вели наступление на Кассель. Дутов решил, что положение безнадёжное и приказал готовиться к отступлению». (Газета «Магнитогорский рабочий» за август 1964 г. отрывок из брошюры П.М. Герасимова «Доблестный командарм с Урала»). И это был второй бой за Кассель.
После того как часть местных казаков и войска Дутова оставили станицу, красные кинулись догонять их, им была поставлена задача: не дать уйти войскам атамана Дутова в Тургайские степи. С этой целью «…в южном направлении Дутова преследовали отряды Блюхера и Бобылева, также конница Николая Каширина. Отряды М. Кодымцева, Ивана Каширина вели преследование с запада на восток, севернее Джабык-Карагайского бора». (Н. Булучевский, статья «Товарищ Михаил», газета «Магнитогорский рабочий» за 5.05.1988 г.).
Но чей отряд оказался в конце апреля 1918 года в Касселе и кто руководил им, кто казнил наших земляков? Из имеющихся источников мне удалось установить, что в это время в Касселе, после прекращения преследования Дутова и возвращения в свои родные города, могли быть войска под командованием М.В. Калмыкова или под командованием И.Д. Каширина. Ведь эти отряды вели бои против войск Дутова недалеко от Касселя: «19 апреля, потерпев поражение между поселками Остроленским и Арсинским от отрядов М. Кадомцева и И. Каширина, Дутов отошел к посёлку Гумбейскому». (Статья И. Булучевского «Товарищ Михаил», газета «Магнитогорский рабочий» № 52 , 1988г.).
Но п. Гумбейска в то время не было, и тогда между п. Остроленский и п. Фершампенуаз находился летний лагерь второго войскового отдела Оренбургского казачьего войска. Вот как описывает моменты создания этих лагерей Новожилова Л.А. в своей статье, которая была помещена на сайте «Гороховские чтения» 2017 года. «Впервые такие лагерные сборы для новоставочных и льготных казаков в Оренбургском казачьем войске были проведены в 1878 году. Лагерь 1-го отдела находился на реке Черной, 2-го на реке Гумбейка, 3-го на реке Увелька». На этой территории в то время располагались «…специальные лагерные комплексы, включающие в себя жилые и подсобные помещения, столовые, конюшни и стрельбища…». И об этом, конечно же, хорошо знали казаки. А потому, именно на территории этого лагеря расположился со своими войсками атаман Дутов, чтобы отдохнуть самим и дать отдохнуть коням. Действительно, находясь на подготовленной территории казакам легче было организовать серьёзную оборону.
По окончании активных боевых действий по преследованию Дутова, как пишет Булыкин Е.И., активный участник этих боев: «Уфимский отряд красноармейцев под командованием М. Кадомцева совместно с верхнеуральскими и белорецкими красногвардейцами в конце марта 1918 года очистил Верхнеуральск от дутовцев и стал преследовать дутовские части, отступающие в степи Казахстана. Выполнив свою задачу, отряды Красной гвардии в станице Полтавка (станция Карталы) погрузились в вагоны и прибыли в Троицк. Командующий отрядом М. Кадомцев запросил по телеграфу Уфимский губернский штаб о дальнейших действиях и получил указание о роспуске личного состава до особого распоряжения».
Кадомцеву надо было в Уфу, а оптимальный путь - это по железной дороге, поэтому отряд Кадомцева в конце апреля 1918 года в станице Кассельская не был. В пользу этой версии говорит и то, что «Первого мая 1918 года отряды М. Кадомцева вернулись в Уфу и участвовали в демонстрации». (Статья Н. Булучевского «Товарищ Михаил», газета «Магнитогорский рабочий» за 5.05 1988 год). В.К. Блюхер и Н.Д. Каширин в Касселе также не могли быть, ибо «Состоялось совещание комиссаров и командиров дружин и отрядов, на котором Василий Константинович отдал приказ о возвращении Уральских дружин в Екатеринбург. Часть сил – отряд Н.Д. Каширина – продолжал преследование до Ново-Орска. А сам В.К. Блюхер со своим отрядом прибыл на станцию Карталы и через Троицк отбыл в Екатеринбург». (Статья А. Булучевского «В.К. Блюхер. Апрель 1918 года», газета «Магнитогорский рабочий» за 16.06.1988 год).
Остаются И. Каширин и М. Калмыков. Каширину И.Д. надо было вернуться в Верхнеуральск, и мимо Касселя он со своим отрядом проехать не мог, ибо основная дорога, ведущая в уездную столицу, проходила через Кассель. Что касается М. Калмыкова, то «в конце апреля 1918 года со станицы Полтавская (ст. Карталы) Калмыков созванивается с Блюхером, который находился в Парижской. Состоялся разговор, выдержки из которого мы приводим.
"Калмыков: Фуража нет. Продуктов тоже. Невозможно ехать, распутица. Как быть? Блюхер: Центр считает задачи кампании выполненными. Преследование прекращается. Отрядам приказано возвращаться по местам. Следуйте и вы на свой завод.
Калмыков: Понял, товарищ Блюхер". (Статья Булучевского «Комкор М.В. Калмыков», газета «Магнитогорский рабочий» за 28.04. 1988 г.).
Калмыкову и его отряду возвращаться в Белорецк можно было по железной дороге через Уфу или же вместе с И.Д. Кашириным до Верхнеуральска, а там уже недалеко до Белорецка. Думаю, Калмыков выбрал второй вариант, ведь ему надо было в Кассель. Его, несомненно, мучило чувство мести за первый проигранный бой, и главное - ему надо было забрать тело своего племянника П.И. Калмыкова, который попал в плен после первого боя за Кассель и скончался от полученных ран. А сразу же после второго боя Калмыкову надо было догонять войска атамана Дутова и постараться ликвидировать его самого (такой был приказ центра). И потому ему заниматься вопросом племянника просто не было времени. Бездыханное тело находилось в подвале дома (ул. Труда №71), и оно было там до возвращения красных. Эта версия подтверждается воспоминаниями пожилых жителей п. Кассель. Захоронен же Петр Калмыков был на родине, в Богоявленске. «В 1957 году останки Петра Калмыкова перенесли в сад школы его имени, что стоит на улице Калмыкова, той школы, где когда-то учился Петр. Здесь был открыт памятник». (Журнал «Уральский следопыт» №11 за 1983 год, стр.7). Выходит, что из Касселя тело П. Калмыкова было вывезено. И кто это мог сделать, если не родной дядя?
Красными во время боёв был взят в плен священник из станицы Парижской Бикбов Стефан. То, что именно он в это время был священником Парижской церкви Верхнеуральского прихода, подтверждается записью в Оренбургских епархиальных ведомостях (стр. 115, том №1). Согласно архивным данным: «Священник Бикбов Стефан (Степан) Михайлович, 1858 г.р., в конце апреля 1918 года был захвачен в плен красноармейцами и казнен в станице Кассельской. (ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1873. Л. 14 об.). Также в Кассель красными партизанами был привезён избранный атаман станицы Остроленская Арапов Василий Емельянович. Их обоих держали в подвале дома, где от ран скончался плененный П. Калмыков. В самом же посёлке Кассель были арестованы: Танаев Дормедонт Алексеевич и Танаев Михаил Алексеевич, сыновья Танаева А.В.
Всех четверых казнили рядом с ограждением кладбища п. Кассель при насильно согнанном народе в присутствии матери Танаевых, не пожалели даже её. Всем шашкой отрубили головы. Похоронили их в братской могиле. И эта казнь была не просто местью. Это был продуманный акт запугивания, чтобы не смели не только противостоять, но даже думать против новой власти.
Список людей, которых казнили, не случайный. Священника за то, что он призывал: «Не убивать друг друга». Атамана за то, что он остался верен присяге и не перешёл на сторону красных. Танаевых за то, что остались верными устоям казачьей чести. То, что убиты, вернее, казнены именно эти люди, следует из рассказа жительницы села Кассель Бидяновой Евдокии Макаровны, которая утверждает, что всех арестованных сначала поставили на колени, а затем отрубили шашкой головы. Евдокии Макаровне более ста лет, она в здравом уме, и у неё хорошая память. Эту версию подтверждает, ссылаясь на рассказы своей тёти М.Ф. Ишимовой, Вдовина С.И. в своей книге «Соты Памяти народной»: «… на кладбище были зарублены сыновья Танаева, Михаил и Дормидонт, а вместе с ними погибли батюшка села Париж и атаман села Остроленское» (cтр.30). То, что на кассельском кладбище были казнены сыновья Танаева А.В, пишет также и Т.И. Васильева: «…а сыновей в 1918 году казнили партизаны Блюхера...» //«Нагайбаки. Праздники детства моей мамы», стр.14.
Даже если моё предположение окажется неверным, и Калмыкова М.В. в конце апреля не было в Касселе, то И.Д. Каширин мог один организовать публичную казнь, ибо он был человек решительный и жестокий. Вот как пишет о нём А.В. Ганин: «И.Д. Каширин отличался жестокостью. Например, есть данные о том, что он лично застрелил 11 казаков посёлка Курапатинского, в станице Арсинской им же сожжено 90 домов». («Атаман А.И. Дутов», стр.121). Неким доказательством того, что И.Д. Каширин мог и один организовать казнь, являются факты из его биографии: «Советская власть его часто посылала на подавление восстаний и бунтов». Несомненно, человеку не жестокому, такое не будут доверять.
И теперь о непосредственном исполнителе, то есть о палаче. Им мог быть молодой татарин, о котором пишет М. Полосин: «У Кодомцева был даже свой палач – здоровенный молодой татарин, мастерски отрубавший головы шашкой» (там же, стр. 139). Вполне возможно, что М.Калмыков мог взять его с собой, чтобы свершить задуманное, ведь не каждый способен исполнить такое страшное злодейство. На такое предположение меня натолкнул рассказ моего учителя Мухамедьянова Р.А., которому информацию об этом палаче-татарине передали жители п. Полосинский.
Казнь свершилась, и это были первые жертвы произвола новой власти. Конечно, были жертвы в открытом бою, были жертвы расстрелов: многие были убиты выстрелом в упор. НО ПУБЛИЧНАЯ КАЗНЬ, СОВЕРШЕННАЯ ВАРВАРСКИМ СПОСОБОМ, НЕСОМНЕННО, ЯВЛЯЛАСЬ НЕКОЙ ЗНАКОВОЙ ЧЕРТОЙ НОВОЙ ВЛАСТИ! А потому впереди казаков и жителей Верхнеуральского уезда, как и всей России, ждал период истории, который А.И. Солженицын назвал «КРАСНЫМ КОЛЕСОМ». И были жертвы: Гражданской войны, голода 1921 года,раскулачивания,коллективизации,доносов в органы, великих строек….
Только через сто лет хочется спросить: зачем нужны были многомиллионные жертвы, и почему такое свершилось с нашей родиной? Ведь по писателю Валентину Пикулю, в 1917 году была подстрелена «Птица на взлёте». Это он о России…
Времена пришли другие. Многое запрещенное стало доступным и возможным, а потому мы, живущие сейчас, должны, помня о тех, живших до нас, пусть даже через сто лет восстановить справедливость -
ПОСТАВИТЬ ПАМЯТНЫЙ КРЕСТ ВСЕМ ЖЕРТВАМ ТЕХ СТРАШНЫХ КРОВАВЫХ ЛЕТ…
Место казни было установлено благодаря рассказам кассельцев.
п.Кассель,
Руслан Утешев.
Впервые опубликовано в газете «ВСХОДЫ», №№ 61,62,63 за 2016 год.
Свидетельство о публикации №220031601903