Армянский храм Иоанна Предтечи

Был обычный мартовский день. Тепло рано пришло на Урал, и в городе было сыро и слякотно. Река хмуро текла под Царским мостом. В ней отражалось серое небо и блики солнца, редко выглядывавшего из-за туч. Я давно хотел побывать у Царского моста и пройтись по левому берегу Исети. Под стенами многоэтажек-человейников остался кусочек старого Екатеринбурга.

Если вернуться в 1913 год, то улица Декабристов превратится снова в Александровский проспект, а улица Розы Люксембург станет Златоустовской. За усадьбой И.М. Беленькова Вы увидите новую колокольню старообрядческой Свято-Троицкой церкви Белокриницкого согласия, расположенной в усадьбе А.И. Баландина. До 1824 года улица Златоустовская была Заячьей. Заячий Порядок шёл над Исетью до пересечения с Ночлежной улицей, ныне это улица Тверитина.

На улице Ночлежной были приюты и ночлежки, богадельни и часовенки. Простые люди, отчаявшись, могли прийти в них и попросить помощи. Поблизости стояла деревянная часовня Николая Чудотворца, которую построили защитники старой веры Поморского согласия.

И вот прошёл век. Не стало колокольни рядом с остовом полуразрушенной Свято-Троицкой церкви. Никольскую часовню в 2008 году снесли. На её месте выстроена новая часовня, из уральского камня. Однако власти отчего-то не пускают поморцев в здание, и оно пустует.

За новой Никольской часовней я увидел необычный храм старинной кавказской архитектуры. Вокруг него разбит небольшой парк, огороженный чугунной оградой. В нём растут кедры и ёлочки, щедро усыпанные шишками. Интересно, что на церковной земле обустроена хорошая детская площадка, на которой гуляли с детьми молодые мамы.

Солнце скрылось, но оно есть на ограде. Падал снег. Насколько он непривычен для южного храма? Оказалось, что в намоленных местах на бывшей Ночлежной построили храм Иоанна Предтечи Армянской Апостольской церкви. Его имя на армянском языке - Сурб Ованесс-Карапет.

*** АРМЕНИЯ И СВЯТОЙ КАРАПЕТ ***
Апостольская церковь Армении - одна из ранних христианских, относящаяся к Древневосточным православным церквям. Апостолы Фаддей и Варфоломей были первыми проповедниками христианства в Армении и считаются основателями её церкви.

В 301 году произошло крещение Армении. Это первая страна, принявшая христианство государственной религией. Апостольская Святая Церковь утверждена в конституции Армении как "национальная церковь в духовной жизни армянского народа".

Символично, что храм Иоанна Предтечи находится рядом с часовней поморских старообрядцев. Церковь Армении в 451 году н.э. не приняла постулаты Халкидонского собора c новым определением о "двух естествах" Христа. Византийцы и армянские христиане верили в единую природу Христа и не признали новшеств в вероучении.

Карапет на армянском означает Предтеча, Предвестник. Он - герой древнего армянского эпоса, выступающий победителем всех дэвов. Эти чудовища, злые и тёмные силы, есть и в грузинских сказках. В сказаниях и песнях Карапет заключает их в темницу. Один только Хромой дэв просит Карапета избавить его от тюрьмы. До самого Судного дня Хромой дэв служит в монастыре, посвящённом Карапету, и выметет оттуда золу…

После принятия христианства армяне отождествляют Карапета с Иоанном Крестителем, Иоанном Предтечей. В средневековом эпосе "Таронская война" он изображён длинноволосым мужем с крестом и пурпурной короной на голове. В одежде, сверкающей, как пламя, Карапет гремит в облаках подобно Богу-громовержцу.

Султан Святой Карапет – хранитель всех армян. Если враг нападёт, то благодаря его помощи, армяне побеждают и истребляют вражеские войска. Он же – покровитель живописи, музыки и поэзии, других искусств. Карапет приносит удачу в спортивных состязаниях. Народные певцы-музыканты (ашуги) и канатные плясуны, акробаты и борцы, все к нему обращали молитвы, чтобы стать "Сурб Карапеты твац" - одарёнными Святым Карапетом.

*** АРМЯНСКИЙ ХРАМ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ***
Церковь Святого Карапета выполнена в традиционном армянском стиле V—VII веков, с использованием орнаментов позднего времени. Храм, словно летящий ввысь, облицован туфом, привезённым из Армении. Этот красивый красноватый камень придаёт зданию лёгкость и одновременно праздничность. Оно вмещает до двухсот прихожан, его высота 33 метра.

Двери в храм - настоящее произведение искусства. На деревянном полотне изображена вся Армения. Это солнце, всходящее из-за гор, которому радуются ветви граната, винограда, инжира. Это воцерковленные люди, верящие в Христа и несущие свой крест. Кованые ручки храмовых ворот напоминают священное Копьё Лонгина в сокровищнице Эчмиадзина.

Над входом в церковь Иоанна Предтечи выбита надпись, которая гласит:
"Великое освящение храма совершил Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Гарегин Второй во время первого патриаршего визита на Урал. 12.10 2013".

Церковь с колокольней стремится к небесам. Посмотрите, как она лаконична в своём убранстве! И как веет от неё теплом и любовью! Армяне говорят: "Все знают, что наши храмы отличаются аскетизмом. Мы храним эту традицию и намеренно пытаемся простую каменную церковь превратить в живую". Этот храм несёт Свет. В нём нет помпезности, ничего лишнего.

Церковь была заложена здесь ещё в 2005 году. На торжественной закладке первого камня присутствовал глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Езрас (Нерсисян). Строительству содействовал тогдашний губернатор Свердловской области Эдуард Россель.

Во время визита в Армению Россель встретился с Католикосом Всех Армян Гарегином II и пригласил его на Урал - освятить новый храм. По согласованию со Святым Эчмиадзином первую армянскую церковь в Екатеринбурге освятили в честь Святого Иоанна Предтечи (Сурб Карапет).

*** УРАЛЬСКИЕ АРМЯНЕ ***
Кто-то, наверное, удивится – отчего возвели армянскую церковь на Каменном Поясе? Отсюда так далеко до Кавказа. Послушайте, Урал и Прикамье исторически были "котлом народов", это часть нашей многонациональной Родины.

Сейчас в Свердловской области живёт около двенадцати тысяч армян. В 1988 году они создали в Екатеринбурге общину "Ани", по имени одной из древних столиц Армении. В 1994 году общину переименовали в "Ани-Армения". Безусловно, эти люди нуждались в своём храме.

Впервые я познакомился с представителями этого небольшого кавказского народа ещё в детстве. В 1982 году в Свердловске проводили финал турнира по футболу на приз клуба "Кожаный мяч". Для проживания и тренировок две команды разместили в нашем пионерском лагере "Искра". Это были ребята из Литвы и команда "Маргашат" из Еревана.

Конечно, мы познакомились с ними. Меня поразили открытые, улыбчивые лица армянских парней. Казалось, их карие глаза светятся солнцем. Ереванский "Маргашат" стал победителем среди футболистов 11-12 лет. Кстати, в далёком 1966 году наша команда "Заря" из Каменска-Уралького завоевала серебряные медали турнира, а золото досталось ереванской команде "Ани".

Когда я учился в университете, со мной на одном курсе училась одна девушка из Армении. Её глаза тоже дарили лучистый свет. Солнечные люди! Их не так много среди нас. Валентин Гафт однажды сказал: "Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян".
Этот маленький народ подарил миру столько гениев - композитор Арам Хачатурян, художник Мартирос Сарьян…

Когда грянула Великая Отечественная война, армяне вместе с русскими братьями и другими народами воевали против фашистов. Армянская церковь организовала сбор средств на оборону страны. В 1944 году архиепископ Геворг Чорекчян, местоблюститель Эчмиадзинского престола, передал Советской Армии танковую колонну "Давид Сасунский". Её сформировали на собранные пожертвования.

В Cвердловской области проживали и трудились известные армяне:
Авет Тертерян - композитор, народный артист СССР;
Степан Акопов - директор Уралмашзавода в 1937–1939 годы:
Аршак Александров - ректор УПИ в 1928–1930 годы:
Иосиф Саркисов - директор СУМЗа в 1964–1976 годы;
Геворг Геворкян – скульптор и заслуженный художник России, автор памятника "Седой Урал", памятника Пушкину в Литературном квартале Екатеринбурга;
Геворк Исаханян - Герой России.

*** АРМЯНСКИЙ ОБРЯД ***
Купола храма Иоанна Предтечи притягивают взгляд. Постой, и посмотри на них.
Ты слышишь, как с тобой разговаривают небеса?
Ты чувствуешь, как душа хочет воспарить и петь?

В ритуале Армянской Церкви большое значение придаётся литургии, которая осталась неизменной с X века и до нынешнего времени. Церковная литургическая музыка и пение с характерной армянской нотацией восходит к началу XI века. Вся церковная служба, кроме проповеди, проводится на классическом армянском языке VI-VIII веков - грабаре.

Я никогда не был в Армении, но хотелось бы однажды увидеть древние армянские церкви и послушать прекрасное пение на литургии с армянским распевом.

Касательно причащения, хлеб в Апостольской церкви Армении по традиции используется пресный, а вино цельное, не разбавленное водой. При совершении таинства евхаристии освящённый хлеб (Тело) священник погружает в Чашу с освящённым вином (Кровью). Преломлённый пальцами на части, хлеб подаётся причащающимся.

Особенностью обряда Армянской Апостольской церкви является матах ("поднести соль"). Его смысл заключается в принесении дара Богу в виде оказания милости бедным, а не в жертвоприношении:
"Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. Лук.14:12-14"

Матах может быть в виде общественной трапезы прихода по случаю больших церковных праздников или в связи с освящением церкви. Для матаха закалывают быка, барана или домашнюю птицу. Участие священника в обряде ограничено освящением соли, с которой варится мясо животного. Мясо раздают бедным или устраивают трапезу у себя, и оно не должно остаться на следующий день. Мясо бычка раздают в 40 домов, барана - в 7 домов, петуха - в 3 дома.

*** АРМЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ ***
Ани Овеян рассказала агентству ЕАН о национальных праздниках: "Недавно армяне отмечали праздник Терендез. Около церкви зажигается большой костёр, через который прыгают молодые пары - только те, кто уже помолвлен или недавно поженился. Ритуал означает, что молодые очищаются и готовы к семейной жизни.

Я тебя люблю – Ес кез сирумем

С женитьбой связан и праздник святого полководца Саркиса - Сурб Саркис. В ночь перед ним молодые люди и девушки, которые хотят найти свою судьбу и вступить в брак, съедают солёную лепёшку. После этого до самого утра нельзя пить, несмотря на жажду. Считается, что если выполнить все условия, ночью приснится будущий суженый, который подаст стакан с водой".

Ха - Да
Воч - Нет
Нерецек - Извините

Ани говорит: "Это звучит смешно, но очень многие рассказывают, что на самом деле снятся будущие мужья или жёны. Моя мама любит повторять историю о том, как в молодости она выполнила ритуал, и ей приснился мужчина с усами, такими же, какие сейчас у моего папы. Говорит, что ей никогда не нравились парни с усами, и она очень удивилась утром. А через некоторое время мама встретила папу и узнала его. У меня пока ни разу не получалось съесть эту лепёшку и не пить после этого - слишком уж она солёная!"

Праздник Вардавар отмечается на 98-й день после Пасхи. Принято украшать дом цветами и обливать друг друга водой. Обижаться на это нельзя, так как считается, что в этот день вода обладает целебной силой. Есть ещё один интересный армянский праздник. В день рождения писателя Ованеса Туманяна армяне обмениваются книгами, и 19 февраля - День дарения книг.

24 апреля - День памяти жертв геноцида армянского народа. В этот день во всех армянских церквях служат панихиду по соотечественникам, погибшим в 1915 году в Османской империи.

*** КРЕСТЫ-ХАЧКАРЫ***
У армян сложилась традиция устанавливать кресты-хачкары в память о значительных событиях в жизни армянского народа, во имя братства и взаимопомощи. Мы прошлись по парку и осмотрели памятные кресты. Один из них был воздвигнут в 1998 году при патриаршестве католикоса Гарегина Первого - во имя братства армянского и русского народов.

Рядом в 2002 году установлен Хачкар, который хранит всех армян, живущих в России. Поблизости от него находится и Памятный крест в благодарность уральцам за помощь дружественной Армении в годину страшного землетрясения 1988 года.

Надпись на обратной стороне креста гласит: "С чувством глубокой признательности жителям и правительству Свердловской области за оказание помощи в ликвидации последствий землетрясения в республике Армения в 1988 году. Армянская община Свердловской области Ани-Армения".

Аллея с мраморным фонтанчиком и большим крестом из белого камня – следующее памятное место. По сторонам от Большого Хачкара расположились красивые светильники на каменных столбах. Этот Святой крест призывает помнить о землетрясении невиданной силы, произошедшем в Армении.

7 декабря 1988 года - помните! Для многих армян Время навсегда остановилось на отметке 11 часов 41 минута. Город Спитак, и ещё 58 сёл были стёрты с лица земли. Частично разрушены города Ленинакан (ныне Гюмри), Степанаван, Кировакан (ныне Ванадзор) — всего 21 город, и ещё более 300 селений. Погибло не менее 25 тысяч человек (по другим оценкам, до 150 тысяч чел.), остались инвалидами 140 тыс. человек. Полмиллиона людей были лишены крова.

В Спитаке, эпицентре землетрясения, интенсивность толчков достигла 10 баллов, в Ленинакане - 9, в Кировакане - 8 баллов, большая часть республики подверглась землетрясению силой в 6 баллов. Волна, вызванная землетрясением, обошла планету два раза...

У одного из кедров оборудована беседка для матаха. Трапезную беседку венчает крест. Сооружение из металла украшено художественной ковкой и литьём с виноградной лозой. Рядом с памятным местом высажена аллея пушистых кедров.

Поблизости зимуют кусты можжевельника. В сторонке я обнаружил резную деревянную скамеечку и столик в виде мифического животного. Пожалуй, присяду ненамного на скамью, полюбуюсь на прекрасный храм. Хорошо-то как здесь!

*** ЗАКЛЮЧЕНИЕ ***
Настоятелем церкви Святого Иоанна Предтечи (Сурб Ованесс-Карапет) служит Аристакис. Послушайте, что говорит этот мудрый человек: "Если человек вошел в храм, он не должен отсюда уйти, не ощутив любовь".

Барев дзес! - Здравствуйте!
Бари галуст - Добро пожаловать!
Вонц ес? - Как дела?
Лав - Хорошо.

Аристакис в интервью агентству ЕАН сказал: "Принять и выслушать человека - это прямое проявление служения. Люди оказались в этом городе, освободились, переехали, к кому обратиться? Все знают, что в Екатеринбурге действует армянская церковь".

Апрес - Спасибо
Шноракалутюн - Пожалуйста

"Поэтому все идут сюда - поодиночке, с семьями. Из колоний тоже идут сюда. Есть такие, у кого нет успешных родственников на Урале или знакомых бизнесменов, на помощь которых можно на первое время положиться". Получается, армянский храм продолжил давние традиции Ночлежной улицы Екатеринбурга.

Стесутюн - До свидания

Дорога к храму… Знаешь, она всегда есть.
Нуждаешься ли ты в ней - другой вопрос.


Рецензии