По клавишам underwooda. часть 5. модерн от бабы ма

По клавишам Underwood"a.


Часть 5. МОДЕРН от Бабы Мани -1

Мемуарная литература-кусочек совести того времени.Борис Пастернак.

Дрицы. КОРНИ.«Черный ящик».* Мариванна + Иван Васильевич.

Мой первый банк.* Цветные фотографии-детскими красками.



Порой одна фотография из архива или старого альбома, сделанная обычными людьми, простой фотокамерой, больше, чем просто снимок. Она лучше длинной статьи может рассказать целую историю, заставить задуматься или улыбнуться.

«100 фотографий лучших фотографов Латвии». Каждый фотограф мог предложить для этого альбома только один свой снимок. Герц Франк, известный кинодокументалист, уступил свое место папе – в альбоме снимок Вульфа Герца, фотографа довоенного латвийского провинциального городка.
Поступок Герца Франка впервые навеял мне запоздалую идею собрать лучшие снимки кисти моих родителей,тоже профессиональных фотографов.

Память в подушке … Как-то, перебирая старую, чудом сохранившуюся пуховую подушку из приданого мамы, я нашла в ней монетку «1/2 копейки. 1897», года ее рождения. Замечательная в старину бытовала традиция зашивать в подушку монетку в память года рождения нового Человека! Та монетка не старится, хотя ей уже давно более века. Как амулет, как оберег, она и сегодня хранит мамино тепло, согревает душу.
Фото монеты из АЛЬБОМА+
+Фото мамы в юности оттуда же


ДРИЦЫ. КОРНИ.
Фамильные корни- это отдельная история. Генеалогическое дерево воссоздается по крохам – уже почти не у кого спросить.

DRITZ FAMILY HISTORY compiled by Eric M. and Judy E. Bloch
THE FAMILY TREE
AW1112. DRITZ, REUVIN GUTMAN. Born ca1883, probably in Dvinsk
Married Rivka (bat Haim) Gordon, born 1892.

Липецкие страсти

Город Липецк конца 1920-х, где тогда проживала семья Дриц. Тогда, в пору репрессий и раскулачивания, главу семьи Рувима Дрица, как бы сказали сегодня, предпринимателя малого бизнеса, а тогда – мелкого торговца, лишили избирательных прав «за торговлю с оборотом 26 000 рублей в год», как значится в справке Липецкого государственного архива.
Лишенцу грозили дальняя дорога и другие наказания, а членам семьи запрещалось работать во многих отраслях народного хозяйства; перед детьми после школы закрывалась дорога к дальнейшему образованию...

О лишенцах по Конституции
В 20-е годы по стране прокатилась кампания по выселению лишенцев из коммунальных квартир, а также исключению их детей из школ. Отобрали возможность учиться в старших классах и получать образование в вузах у отпрысков «эксплуататоров» и «нетрудовых» классов (ремесленники, кустари, торговцы, зажиточные крестьян

, практикующие частным образом врачи и т. д.). После призыва в армию сын лишенца ,порой, попадал в штрафную роту, зачислялся в так называемое «тыловое ополчение».
Пораженных в правах граждан и их семьи попросту не включали в систему государственного социального обеспечения продовольствием и потребительскими товарами (карточная система в СССР существовала до середины 30-х годов) .

 Лишенцы – люди, как правило, образованные, способные, предприимчивые, умеющие и желающие работать – по сути превратились в изгоев общества.

Потому, бросив имущество в Липецке, семья лишенца Дрица бежала в Уфу, Башкирию, где к тому времени существовала большая колония беглых, ссыльных и переселенцев из Латвии. Среди них и один из шести братьев мамы, Мендель-Михаил Гительсон с молодой женой.


Башкирия, Татарстан, Урал
«Черный ящик». Карабаш, Миасс. Мариванна и Иван Васильевич


... В Уфе Дрицы решили стать фотографами. По примеру брата Миши. Начали с элементарной пятиминутки – черного фанерного ящика на штативе со светонепроницаемыми рукавами. «Внимание, улыбочку. Птичка!» – и в темноте, внутри черного ящика,свершалось чудо – в ванночках с проявителем-закрепителем через несколько минут на фотобумаге появлялись очертания лиц, портреты. Потому и пятиминутка. Затем готовые снимки купались в ведре с чистой водой – отмывались от химикатов. Еще мокрыми их плюхали на кусок от газеты или любой другой бумаги, и свернутый в трубочку заказ через несколько минут вручался дожидающемуся клиенту.


• Творчество на колесах

...Каждую раннюю весну и по глубокую осень, с начала 1930-х и до предвоенных лет, семейная трудовая команда Мама,папа , и я, малолетка, еще дошкольница в придачу, постоянно находились в «творческой командировке»- на заработках в провинциях , в районных центрах Башкирии, Татарстана, Челябинской области Приуралья. По несколько сезонов мы работали в Карабаше, Миассе. Хотя там были и местные фотографы, уфимцев очень ждали , узнавали в лицо, знали по имени-отчеству. Правда, Мария Ароновна и Рувим Абрамович, такие имена местным выговаривать было трудно.Поэтому там уважительно их называли Мариванна ( Мария Ивановна), и Иван Васильевич. Ароновна, Рувим, да еще и Абрамович-это звучало уж слишком по иностранному.

Уверена, что те фотографии, портреты от Мариванны+ И.В. и сегодня бережно хранятся в поколениях. Во многих семьях они не только в старых альбомах. Как и в ту сравнительно недавнюю старину, они в рамках -альбомах на стенах горниц.
Фиксируя повседневные события, уфимцы фактически создавали фотоисторию края .


За мамой даже в те годы приезжали государственные автомашины, которые тогда были на перечет, и отвозили фотомастера на объекты, чтобы она зафиксировала моменты и факты строительства новых школ, цехов комбинатов, заводов.

Снимки мамы вместе с письменными отчетами отправлялись наверх, в Москву , подкрепляя рапорты местных государственных мужей о проделанной работе.
И меня иногда брали на стройку. Но не для того, чтобы прокатить на автомобиле. Сохранились снимки, на которых ребенок стоит у стены, как бы подчеркивая масштабность новых объектов. Постановочные кадры фотографа, а ребенок , модель у стены – это я.
Постоянно за Мариванной приезжали и деревенские подводы, чтобы заснять свадьбы, крестины.И похороны.

Фактически те снимки фиксировали разные стороны , этапы, жизни края. Рождалась его фотоистория.

ххх
Корзина, картина, картонка...

К выездам готовились заранее и тоже всей семьей . Братья, Ося( Иосиф), студент; и старший брат, геолог Серафим-Фима, когда были дома, тщательно, по списку, готовили профессиональное снаряжение. И потом, по весне, они провожали нас до места работы со всем багажом и житейским скарбом, хозяйственной утварью. Багаж получался тяжелый и очень объемный.

При отъезде, посадке в поезд или на пароход, и по прибытию , все сверялось тоже по списку и счету – « корзина, картина, картонка». Мест получалось 13- 15, а то и больше. Разрисованные фанерные складные лодки, автомобили в натуральную длину. Огромные рулоны рисованных фонов размерами 3х4, 3х5 метров. И все заказное творчество местных художников- красавцы кони, сельские пейзажи, нарядные набережные, фоны с вырезом для лица... Картины рисовались на плотных тканях , клеенках. Использовали все, что удавалось достать. Порой ,рисовали на двух сторонах и на обороте с подклейками для утяжеления , чтобы ровнее оттягивались.
*Греби смело! На такой лодке не утонешь!*Когда за фанерным рулем мой брат Ося, и нам с мамой спокойно. 1930-е годы.

Строить те местные гиганты помогали специалисты-иностранцы . У одного из них, итальянца Берната Антоновича, мы ежегодно снимали квартиру.
На заре строительства социализма в край Карабаша , богатого залежами цветных металлов, его пригласили строить медеплавильный завод. Он успешно « завел» механизм большого комбината и вскоре заводы уже выдавали продукцию на гора и без советов итальянца. Но он влюбился в местную красавицу , и остался там навсегда. Они построили добротный дом, развели сад-огород , завели хозяйство и старились вместе.


У Берната Антоновича для моих родителей профи -все удобства. В добротном каменном амбаре -популярная « Фотостудия Марииванны», лучшего фотографа городка...
 На воротах дома, на амбарных стенах во дворе и красовался тот большой арсенал тематических работ мастеровых Уфы, столицы Башкирии. Только сядь за на весла фанерного силуэта лодки, или за руль модного автомобиля, и поплывешь по морским волнам, понесешься по дорогам проселка. А если просунешь голову в вырез одного из фонов- лихо поскачешь на красавце коне.


• Антикварная технология с творческим акцентом

Технология Мариванны была на ступеньку выше «черного ящика», пятиминутки. Папы. Ее солидные кабинетные фото камеры сегодня увидишь разве что в кино или на старинных фотографиях. Потому и работы всегда было много.
Возле студии во дворе обычно много люднее становилось к вечеру. После смены, чуть не до захода солнца, приходили молодые пары, строители, рабочие комбинатов.


 
А потом, когда я уже спала, мама-папа допоздна обрабатывали заказы. Сначала папа при свете красной лампы проявлял негативы . На столе возле увеличителя- ванночки с проявителем. закрепителем, проточной водой для тщательной отмывки.

К ночи негативы высыхали и тогда с них ,снимки печатались уже на фотобумагу.
Смоченные в специальном растворе (поташа или чего-то родственного), отпечатки валиком накатывали на обычные стекла большого размера.
 К утру они уже глянцевые и блестящие , чуть пощелкивая, отскакивали на пол. Тогда в том технологическом цикле появлялось ответственное дело и для меня - в большой куче фотографий мне нужно было найти и сложить пачечками  « по пуговицам» одинаковые лица. Мне было интересно.


Пуговицы Ваши? Значит это Вы!
«По пуговицам»--это была тогда такая профессиональная шутка. Придет ,бывало, парень с девушкой, сфотографируются , закажет снимки с виньетками »На вечную память» или « Люби меня, как я тебя!»,а через несколько дней он же приходит снова но уже с другой девушкой бывало навеселе.

-Вроде бы это не я,- пытается он оправдаться перед новой пассией.

-Посмотрите внимательнее. Пуговицы на рубашке Ваши, значит это Вы!
ХХХ


За образование детей
Встав на ноги новые уфимцы Дрицы старались дать возможность старшим детям получить хорошее образование. Их отправили учиться в другие города.
Но мой старший брат Серафим, Фима, так и остался без «верхнего» образования. Он поступил в уральский геолого-разведочный техникум. После окончания по распределению он успешно разведывал ценные полезные ископаемые в недрах района Миасс ( с башкирского- топкое место, болото).

Миасс находится на восточном склоне Южного Урала. Гордость миассцев - Ильменский заповедник - единственное место в мире, где встречаются около 200 видов минералов- амазонит, солнечный камень, аквамарин ц вета морской волны ,и синий содалит, густо вишневые альмандины и красный нефелин, прозрачные гиацинты. В Ильменах впервые были обнаружены 30 минералов. Несомненно, среди них и песчинка труда экспедиции молодого геолога Серафима Дрица.
После войны его геологическая экспедиция обнаружила первые следы нефти в Латвии, на родине его предков.

Дипломированным инженером стал Иосиф Дриц, мой второй брат. Он после войны закончил Свердловский политехнический институт и годы проработал на заводах в Челябинске и Риге. Марина, его дочь, стала инженером рыбного производства.

Оправдались, наконец, усилия наших дедов дать образование своим наследникам.
=====
Ps. По заказу сына-геолога.

Мама, буду дома через два дня. Как всегда, жду борщ, фамильную фаршированную рыбу и наш знаменитый компот! Целую, ваш Фима .

Такую телеграмму мой брат присылал каждый раз, когда собирался из очередной геологической командировки домой, в Уфу. И мама бежала на рынок за свежей щукой. Другого сорта для фаршировки в Уфе не признавали, придерживались еврейских традиций. И начинала колдовать на кухне : нарезала рыбину кусками, с каждого куска аккуратно , без разрезов, снимала шкуру-«рубашку» , и долго, долго старинной тяпкой с художественной ручкой толкла фарш со специями, яйцом . Уже в «рубашках» кусочки укладывались в специальную рыбную большую кастрюлю.На дно ее выкладывала кусочками морковку, шелуху от лука , от чего готовая рыба отливала золотистым цветом. Рыба варилась более двух часов. Гефилте фиш мамы Марии для всех нас всегда была самой-самой.

Потом по заказу Фимы готовился большой борщ и компот из сухофруктов, « не жалея заварки».

Из сухофруков тогда варили все. Но вкус ее компота и сегодня у меня на языке. Насыщенный, ароматный, густой, чтобы ложка в стакане стояла... Иначе таким компотом можно голову мыть. Не запачкается,- шутила мама.

Еще до начала Второй мировой войны Фима с 1940 года служил в Выборге. С1941-го –на ленинградском фронте. Первое письмо от солдата Дрица с фронта пришло летом -1941

« Наша боевая часть получила первое боевое крещение. Надеюсь дожить до того дня, когда будем добивать фашистов в их собственной берлоге, на земле германской...».
«Боевое крещение, ...берлога на германской...». Что значили эти слова я, девчонка начальной школы, поняла не сразу.

Из справки о награждении орденом Красной Звезды:
ДРИЦ Серафим Рувимович, 1916. Звание: |гвардии лейтенант. в РККА с 1940 года...
1. Приказ (указ) о награждении и сопроводительные документы к нему.
(Продолжение в следующем файле)


Рецензии