Сестра Анна
Вот как раз штаны-то больше всего и нужны были Лёшке. Те портки из крашеной холстины, которые он носил, были все в заплатках. Но не это смущало парнишку. Почитай все ребятишки ходили в латаных перелатанных шмотках и кто в чём . Война ведь ,немцы пол Сталинградом. Всё для фронта! Вон Генка, мальчик, эвакуированный из Великих Лук, вообще, ходил а женской кофте. А нужны Лёшке были новые штаны потому, что старые на глазах расползались от ветхости. Он уже сдал 20 килограммов. Осталось ещё пять добрать.
Лёшка сговорился с Генкой и они солнечным августовским утром отправились по Ординской дороге в еловые боры, что с севера подступали к деревне. Прежде чем приступать к тихой охоте, мальчики обежали небольшой березнячок, насшибали с десяток обабков, развели костёр и приступили к приготовлению грибного супа. Для этого деле они захватили с собой в лес котелок, пару картошин, луковицу и немного соли. Вскоре по лесу поплыл аппетитный запах грибного варева.
Очевидно на этот запах и объявилась из-за кустов сухонькая старушка в сером балахоне, повязанная серым же платочком. Это была сестра Анна, как кликали её бабы в деревне, ссыльная монашка. На Урале почти в каждой деревне проживали монах или монашка, изгнанные властью из своих монастырей. По двое, а тем более по трое в одной деревне их не селили – а вдруг сговорятся о чем-нибудь против советской власти.
Дети в деревне любили бабу Аню за ласковость и доброту. И она любила детей: всегда приласкает, приголубит, скажет доброе слово. В деревне жило несколько эвакуированных семей. Прибыв на новое место жительства, они сразу же обзавелись хозяйством: вскопали огороды, развели кур, накупили коз. А, как же?! Иначе не выживешь. Баба Аня была очень старенькой и ничего подобного делать не могла. И работать в колхозе не могла. И хлебные карточки , которые выдавались эвакуированным, ей были не положены. По карточкам получали приезжие немного муки, хлеб из которой получался горьковатым из-за обилия полыни на колхозных полях. Но и этого сестра Анна не видела. Выживала она лишь на том, что ей приносили колхозные женщины. А ещё собирала она щавель, ягоды и грибы. Вот и сейчас её лукошко было полно боровиками.
А женщины в деревне все были верующими. Ещё бы! В 1912 году на околице деревни возвели деревянную церковь в честь Вознесения Господня. В 2939 её закрыли и стояла она опустошённая без оконных рам рам и дверей. Дети в ней играли в хоронушки и лазали на колокольню полюбоваться окрестностями. Церковь закрыли, а вера осталась. А церковь постепенно разрушалась. К нашему времени (2020) уцелела лишь задняя стенка сруба, до и та вот-вот рухнет.
Лёшка и Генка поздоровались с бабой Аней и пригласили отведать грибного супа. Генка протянул ей свою ложку. Но монашка отказалась.
Разговорились. Дети стали жаловаться на скуку . Киношники приезжает раз в неделю, а больше ничего интересного в деревне не происходит. Даже книг нет. Читать нечего. Те, что в школьной библиотеке, все давно читаны перечитаны. Лёшка даже прочитал две книжки, которые стояли на полке в избе председателя сельсовета: «Братья Карамазовы» и «Руководство по коневодству».
-- А вы ко мне загляните. У меня есть разные книги, -- предложила баба Аня..
-- Интересные? – оживился Лёшка.
-- Очень. Опасные приключения, загадочные истории.
Баба Аня попрощалась и поплелась в деревню, а пацаны, дохлебав суп, углубились в ельники. Несмотря на то, что деревня активно собирала грибы, уральские леса не скудели. И Генка и Лёшка набрали грибов под завязку.
В лавке, сдав продавщице недостающие пять кило грибов, Лёшка приобрёл желанную обнову. Какие же это были классные штаны! Без заплат, с множеством карманов. Даже во взрослой жизни Алексей, впервые влезая в модные джинсы, не испытывал такой радости, какая накатила на него от приобретения простеньких хлопчатобумажных штанов.
Дети были правы, жалуясь бабе Ане на скуку . Народ сидел по избам. Вечерами женщины при коптилках пряли кто шерсть, кто льняную или конопляную куделю. Попытки школьных учительниц увлечь их в самодеятельность были безуспешны. Хотя иногда и возникали проблески радости и энтузиазма. Так однажды привезли в лавку три ящика водки. Её можно было купить за деньги либо обменять на неё картошку, творог. Денег-то у колхозниц не было, но картошка водилась. И начались по вечерам пирушки.
Уральские женщины толк в водке знали. Они разбавляли водку тёплой водой, добавляли в раствор клубничного или малинового варения и пили напиток как чай из блюдечек. После такого «чаепития» женщины отходили от гнёта военно-колхозной атмосферы. Начинались весёлые разговоры, песни.
Помня о приглашение бабы Ани, зачастили дети к монашке, которая давала им для прочтения жития святых и другие книжки церковного содержания. Вскоре к ним присоединились ещё две девочки.
Лёшке книжки нравились не очень. Там над людьми издевались, там невинных терзали дикие звери, там какие-то пустынники жили очень странною жизнью, мучая себя то голодом, то разными истязаниями.
По просьбе детей баба Аня рассказывала им как комиссары громили её монастырь: «Приехал две машины. Одна с солдатами. Другая с комиссарами. Солдаты перегородили дорогу, чтобы верующие к нам на помощь не пришли. Комиссары вынесли из церкви иконы, церковную утварь и погрузили в машину. А нас -- в другую и повезли на станцию. Там мы были затиснуты в теплушку. В Кунгуре нас высадили с поезда и развезли по деревням. Вот и весь сказ.»
Конечно, среди советских колхозников нашлись сознательные люди, которые донесли кому следует о том, что ссыльная монашка розводит религиозную пропаганду среди детей. Прибыли следователи.
Первыми опросили детей. Те честно сказали, что брали у бабы Ани книжки для чтения, а больше ничего не делали. На такие вопросы следователей как «Говорила что-нибудь монашка против советской власти?», «Ругала ли она товарища Сталина?» дети отвечали резко отрицательно. После чего следователи долго беседовали с монашкой. А затем уехали.
О чём они говорили со старой женщиной – неизвестно. Наверное, об очень нехорошем говорили, потому как ночью проснулась деревня от яркого зарева. Горел дом, в котором жила сестра Анна. Старушку спасти не удалось. Улетела в огненном вихре душа мученицы к престолу Всевышнего. Наверное Боженька простил ей самосожжение .и пристроил душеньку её в сонме святых.
Свидетельство о публикации №220031600510