Сестра Анна

     В лавке на стене висел прейскурант, в котором указывалось сколько килограммов грибов нужно  сдать, чтобы получить в обмен на них чулки, майку, трусы, рубашку. Такой обмен возбудил детей. И ребята и девки во всю шустрили в окрестных лесах. Грибов сдавалось много, поскольку принимались все грибы и пластинчатые и губчатые, были бы съедобными. Вечером  из Орды приезжала подвода и забирала весь сбор. Самым дорогим обменным предметом были хлопчатобумажные штаны. За них требовалось сдать  25  килограммов грибов.

      Вот как раз штаны-то  больше всего и нужны были Лёшке. Те портки  из крашеной холстины, которые он носил, были все в заплатках. Но не это смущало парнишку. Почитай все ребятишки ходили в латаных перелатанных шмотках и кто в чём . Война ведь ,немцы пол Сталинградом.  Всё для фронта!   Вон Генка, мальчик, эвакуированный из Великих Лук, вообще, ходил а женской кофте.    А нужны Лёшке были новые штаны потому, что старые на глазах расползались от ветхости.    Он уже сдал 20 килограммов. Осталось ещё пять добрать. 

     Лёшка сговорился с Генкой и они солнечным августовским утром отправились по Ординской дороге в еловые боры, что с севера подступали к деревне. Прежде чем приступать к тихой охоте, мальчики обежали небольшой березнячок, насшибали с десяток обабков,  развели костёр  и приступили к приготовлению грибного супа. Для этого деле они захватили с собой в лес котелок, пару картошин,  луковицу и немного соли. Вскоре по лесу поплыл аппетитный запах грибного варева.

      Очевидно на этот запах и объявилась из-за кустов сухонькая старушка в сером балахоне, повязанная серым же  платочком. Это была сестра Анна, как кликали её бабы в деревне, ссыльная монашка. На Урале почти в каждой деревне проживали монах или монашка, изгнанные властью из своих монастырей. По двое, а тем более по трое в одной деревне их не селили – а вдруг сговорятся о чем-нибудь против советской власти.

     Дети в деревне любили бабу Аню за ласковость и доброту. И она любила детей: всегда приласкает, приголубит, скажет доброе слово. В деревне жило несколько эвакуированных семей. Прибыв на новое место жительства, они сразу же обзавелись хозяйством: вскопали огороды, развели кур,  накупили коз. А, как же?! Иначе не выживешь. Баба Аня была очень старенькой и ничего подобного делать не могла. И работать в колхозе не могла. И хлебные карточки , которые выдавались эвакуированным, ей  были не положены. По карточкам получали приезжие немного муки, хлеб из которой получался  горьковатым из-за обилия полыни на колхозных полях.  Но и этого сестра Анна не видела. Выживала она лишь на том, что ей приносили колхозные женщины. А ещё собирала она щавель, ягоды и грибы. Вот и сейчас её лукошко было полно  боровиками.

      А женщины в деревне все были верующими. Ещё бы!  В 1912 году на околице деревни  возвели деревянную церковь в честь Вознесения Господня. В 2939 её закрыли  и стояла она опустошённая без оконных рам  рам и дверей.  Дети в ней играли в хоронушки и лазали на колокольню полюбоваться окрестностями.  Церковь закрыли, а вера осталась.  А церковь постепенно разрушалась. К нашему времени (2020)  уцелела лишь задняя стенка сруба, до и та вот-вот рухнет. 

       Лёшка и Генка поздоровались с бабой Аней и пригласили отведать грибного супа. Генка протянул ей свою ложку. Но монашка отказалась.

      Разговорились. Дети стали жаловаться на скуку . Киношники приезжает раз в неделю, а больше ничего интересного  в деревне не происходит. Даже книг нет. Читать нечего.  Те, что в школьной библиотеке, все давно читаны перечитаны. Лёшка даже прочитал две книжки, которые стояли на полке в избе председателя сельсовета: «Братья Карамазовы» и «Руководство по коневодству».

     -- А вы ко мне загляните. У меня есть разные книги, -- предложила баба Аня..

     -- Интересные? – оживился Лёшка.

      -- Очень. Опасные  приключения, загадочные истории.

       Баба Аня попрощалась и поплелась в деревню, а пацаны, дохлебав суп, углубились в  ельники.  Несмотря на то, что деревня активно собирала грибы, уральские леса  не скудели. И Генка и Лёшка набрали грибов под завязку. 

      В лавке, сдав продавщице недостающие пять кило грибов, Лёшка приобрёл желанную обнову. Какие же это были классные штаны! Без заплат, с множеством карманов. Даже во взрослой жизни Алексей, впервые влезая в модные джинсы, не испытывал такой радости, какая накатила на него от приобретения простеньких хлопчатобумажных штанов.

       Дети были правы, жалуясь бабе Ане на скуку . Народ сидел по избам. Вечерами женщины при коптилках пряли кто шерсть, кто льняную или конопляную куделю. Попытки школьных учительниц увлечь их в самодеятельность были безуспешны.  Хотя иногда и возникали проблески радости и энтузиазма. Так однажды привезли в лавку три ящика водки. Её можно было купить за деньги либо обменять на неё картошку, творог. Денег-то у колхозниц не было, но картошка водилась. И начались по вечерам пирушки.

     Уральские женщины толк в водке знали. Они разбавляли водку тёплой водой, добавляли в раствор клубничного или малинового варения и пили напиток как чай из блюдечек.  После такого «чаепития»  женщины отходили от гнёта военно-колхозной атмосферы.  Начинались весёлые разговоры, песни.

     Помня о приглашение бабы Ани,  зачастили дети к монашке, которая давала им для прочтения жития святых и другие книжки церковного содержания. Вскоре к ним присоединились ещё две девочки.

      Лёшке книжки нравились не очень. Там над людьми издевались, там невинных терзали дикие звери, там какие-то пустынники жили очень странною жизнью, мучая себя то голодом, то разными истязаниями.

      По просьбе детей баба Аня рассказывала им как комиссары громили её монастырь: «Приехал две машины. Одна с солдатами. Другая с комиссарами.  Солдаты перегородили дорогу, чтобы верующие к нам на помощь не пришли. Комиссары вынесли из церкви иконы, церковную утварь и погрузили в машину. А нас  -- в другую и повезли на станцию. Там мы были затиснуты в теплушку.  В Кунгуре нас высадили с поезда и развезли по деревням. Вот и весь сказ.»

      Конечно, среди советских колхозников нашлись сознательные люди, которые донесли кому следует о том, что ссыльная монашка розводит религиозную пропаганду среди детей. Прибыли следователи.

      Первыми опросили детей. Те честно сказали, что брали у бабы Ани книжки для чтения, а больше ничего не делали.  На  такие вопросы следователей как «Говорила что-нибудь монашка против советской власти?», «Ругала ли она товарища Сталина?» дети отвечали резко отрицательно. После чего следователи долго беседовали с монашкой. А затем  уехали.

     О чём они говорили со старой женщиной – неизвестно. Наверное, об очень  нехорошем говорили, потому как  ночью проснулась деревня от яркого зарева. Горел дом, в котором жила сестра Анна. Старушку спасти не удалось. Улетела в огненном вихре душа мученицы к престолу Всевышнего. Наверное Боженька простил ей самосожжение .и пристроил душеньку её в сонме святых.


Рецензии