Повесть об отце Гл. 11 Сирота

               
    Осенью Мишке предстояло идти в школу. Старое низкое здание выглядело неприветливо, но тёплый солнечный сентябрьский день настраивал на хороший лад. В первый класс пришло больше двадцати ребят. Были это, в основном, мальчишки. Девочек всего пять-шесть. Миша даже сосчитать не успел.
    Первый день прошёл быстро. Учителем оказался невысокий старик в очках и с красным шарфом на шее.
    Как потом выяснилось, был он вовсе не старик, а почти ровесник Мишкиному отцу. И покашливал так же, отходя при этом к окну. Звали его Михаил Фёдорович. Мишка всё удивлялся. Он тоже Михаил, только Корнилович.
    
   Учитель сразу заметил способного и любознательного ученика. По сравнению с другими все науки ему давались легко. К тому же он пришёл в школу подготовленным: умел считать, читать и писать.  Так что на уроках иногда мог заменить самого учителя.
     Мишке это даже нравилось. Решит быстрее всех, потом по просьбе учителя проверяет, как другие справляются, помогает им. А Михаил Фёдорович, между тем, с другим классом занимается.
    У них в школе так было: первый класс сидел с третьим, а второй – с четвёртым. В начальной школе было всего два учителя. Это потом всех ребят вытащили из дома и заставили посещать школу. Начальные классы разделили, и занимались все по отдельности.
   
    Иногда, видя старания маленького помощника, учитель предлагал ему почитать свои книги, которые приносил из дома. В библиотеку учеников пока не пускали. А чего там делать: читать-то всё равно не все умеют.
    По просьбе Михаила Фёдоровича строгая библиотекарша давала Мишке книги, но при этом всегда предупреждала, что проверит, всё ли будет прочитано.
     Первоклассник читал быстро. Уже на другой день маленький читатель был готов сдать книгу обратно, но сердитая Мария Тимофеевна относилась к нему недоверчиво. Поэтому Михаил Фёдорович и решил выручить способного и любимого ученика.
   
   Ещё что нравилось в школе – это обеды. После второго урока все убирали с парт и столов книги и тетради, в класс приносили подкопчённый мятый бачок с похлёбкой. Большим половником разливали по алюминиевым мискам, давали по куску хлеба, а на второе – кисель или чай, заваренный на травах.
    Горячее варево согревало, на сытый желудок лучше работалось и соображалось. Но на подходе к дому голод опять напоминал о себе.
   Так незаметно прошёл первый год обучения, потом второй.
   
    В третий класс Мишка шёл с настроением. За лето он прочитал много книг, дед Фёдор свозил его в Нынек к Тихону Семёнычу.  Его все называли крёстным, так и Мишка стал звать.
   Тихон Семёныч ему нравился. На вид хоть и старый, но крепкий. Густые, почти белые волосы, седая борода, которая закрывала чуть не пол-лица, и добрые весёлые глаза.
   Правда, когда он обнял Мишку, тот увидел, как в глазах великана блеснули слезинки. Может, показалось.
       – А ты, Фёдор, оставь-ка нам своего внука. Пусть поживёт среди моих девок. Вот ведь Бог дал: две дочки да жена ¬– целый бабский батальон.
   
    Миша сначала испугался: «Как это он будет с девчонками? Да и постарше они. О чём с ними можно говорить?»
    Но потом увидел, что Лида и Тоня ничем не отличаются от босоногой мальчишеской братии. Так же носятся по улицам села, лазят по чужим садам и огородам, сшибая недозрелые яблоки, так же смело ныряют в сельский пруд, что раскинулся на краю села, и по-мальчишески смело переплывают его с одного берега на другой.  И друзья нашлись сразу. Всем понравился общительный гость, который мог завести или поддержать разговор на любую тему. Книг прочитано много, так что рассказывать можно было о чём угодно.

***
    Гостеванье затянулось.
    Когда Фёдор приехал за внуком, тот не особо и желал возвращаться домой. Но ехать надо было. На удивление Миши, крёстный подарил ему портфель.
    Это уже не какая-то холщовая сумка, что смастерила Наталья, и с которой ученик два года осваивал науки. Это был настоящий портфель!
     Пока школьник с интересом разглядывал блестящие уголки и замок, крёстный тихо шепнул: «А ты, Миш, внутрь загляни».
     То, что Мишка увидел в портфеле, поразило и обрадовало его до глубины души: книжка, альбом для рисования, цветные карандаши и чернильница-непроливайка. Ура, теперь он сможет рисовать всё, что захочет. Такого альбома у него ещё не было. Да и в классе цветные карандаши были только у одной девчонки, Варьки Векшиной – дочки сельского продавца.
    
    А книга! Когда он увидел на обложке  волка и название: «Белый Клык» – сердечко от радости чуть не выпрыгнуло. Как он мечтал об этой книге! В школьной библиотеке была только одна повесть этого писателя про ездового пса Бэка. Так он её не раз читал и перечитывал. И вот теперь – «Белый Клык»!
     Михаил Фёдорович, увидев однажды в руках Миши потрёпанную книгу Джека Лондона, рассказал, что у того много интересных рассказов и повестей, полных романтики и приключений.  С тех пор у паренька, хоть был он ещё мал, пробудился интерес к творчеству писателя.
    
   Миша прижался к Тихону Семёнычу, обнял его и неумело поцеловал прямо в бороду. Девчонкам такие подарки были не в новинку, поэтому они удивлялись бурной реакции своего нового родственника.
   Прощаясь, Елена Артемьевна не могла сдержать слёз. Уже отъехав на порядочное расстояние, Миша оглянулся и увидел, как она то и дело прикладывала платок к глазам. Плакала…

***
    Третий год обучения промелькнул быстро. Фёдор с Натальей на внука нарадоваться не могли. Одно их печалило: Пашка, ушедший на фронт по молодости, так и не вернулся, и Санко пропал. Кто-то из мужиков, вернувшийся с фронта, говорил, что видели Пашку, но где, когда и с кем, так и осталось тайной. 
     А Санко, устроившись в Можге на кожевенном производстве, связался с какой-то дурной компанией, писать и ездить к родным перестал, а потом и вообще связь прервалась.   
     Печалило Фёдора с Натальей и другое: Анисья угасала прямо на глазах. Потеря самых близких людей далась ей нелегко. Глубокая печаль не давала ни жить, ни радоваться.
     Одно хорошо: внук рядом. Сколько раз Фёдор просил отдать Мишку, чтобы избавить её от забот. Анисья – ни в какую. Может, добрый и щедрый на ласку внук продлил её годы. Хоть и был шаловливым и озорным, но с потерей родителей немного остепенился, стал послушным. А доброта у него была с рождения.

***
      В середине лета, испив холодного кваску прямо из погреба, Анисья заболела и слегла. Поднялась температура, силы её оставили, три дня промучилась в горячечном бреду и умерла. До последнего момента просила Лизаньку простить её. А за что? Так и не было понятно.
     Пришлось десятилетнему внуку перейти к Фёдору. Наталья любила Мишку, как своего родного внука. И раньше привечала, всегда в закромах её хранился какой-нибудь немудрящий гостинчик для всеобщего любимца, а тут стала сироту за сына считать. 
    
    Изба у Ёлышевых требовала ремонта, и как-то за ужином было решено перейти в акимовский дом. Думали недолго. К концу лета перебрались на новое место, а свою избу разобрали. 
    Правда, стоило всё больших трудов. Не так-то просто занять чужой дом. Пока оформляли какие-то документы, пока то да сё, шло время. Вопрос решился положительно, и Мишке не надо было менять место жительства. Здесь каждый уголок знаком.
    По утру, поднявшись чуть свет, Наталья спешила к печи. Не всегда удавалось испечь любимые внуком постряпушки, но старалась, чтобы тот не голодал. Горячая похлёбка, каша с молоком да горбушка ржаного хлеба были на столе всегда.
   
   В школе дела шли неплохо. Учитель был доволен успехами любимого ученика. Предметов в четвёртом классе добавилось, особенно по нраву пришлось любознательному Мишке природоведение. Чтение и математика – само собой, давались легко. Особых усилий прилагать не требовалось. А тут – природоведение! Перед учеником открывался новый мир, полный тайн и открытий! 

***
    Горечь потери близких стала ослабевать, он, как и прежде, громко смеялся, что-то рассказывал друзьям на переменах, часто ходил в библиотеку и запоем читал книги. Учителю нравилось слушать рассказы своего подопечного, он видел, что способного Мишу ждёт хорошее будущее. Но как продвинуть сироту, не знал.


 На снимке: Удостоверение, подтверждающее сиротство, выдано отцу 20.08.1928 года


  Продолжение:http://www.proza.ru/2020/03/16/533 


Рецензии
Валентина, добрый вечер!
С неослабным интересом прочитал повесть до 12-й главы. Как ручеёк текло и журчало повествование, читал и получал удовольствие и от слога, и от лексики, и от метафор и от всего-всего. Как хорошо складывалась у Корнила жизнь: женился на любимой девушке Лизе, сын Миша родился, в доме мир и спокойствие, налаженный быт. Но недолго у Корнила длились счастливые деньки, почему-то всё хорошее быстро заканчивается. В старинной песне «Шумел, горел пожар московский» есть такие меткие слова:

Судьба играет человеком,
Она изменчива всегда,
То вознесёт его высоко,
То бросит в бездну без стыда.

Вот и Корнила судьба бросила в бездну без стыда. А всему виной была война. Загремел Корнил на фронт, а вернулся с фронта, надышавшись газом, инвалидом. Быстро зачах и умер. Вслед за ним умерла Лиза, и остался сын Миша круглым сиротою. А сиротство – не мёд. Но Мишу окружают хорошие люди, а потому
верю, что его ждёт хорошее будущее. Как это случится, гадать не буду, прочту следующие главы - узнаю.

Мира Вам и добра!
С поклоном -
Вадим И ыванович

Вадим Прохоркин   04.09.2021 21:18     Заявить о нарушении
Доброе утро, Вадим Иванович.
Спасибо большое Вам за добрые слова.
Трудно сказать, как складывалась жизнь моих деда и бабушки. Отец не рассказывал. А я не спрашивала. Вот о сиротской своей жизни вспоминал. Порой со слезами на глазах.
Зная его родственников из этого большого заводского села, их быт, нравы, привычки, решила написать именно так. Хотелось хоть в повести приукрасить их недолгую счастливую жизнь.
Хорошего Вам дня.
С уважением В.М.

Валентина Колбина   05.09.2021 06:54   Заявить о нарушении
Не расспрашивали мы своих родителей и в этом наша беда. И почему мы были такими не любопытными?..

Вадим Прохоркин   08.09.2021 10:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.