14. Командирами не рождаются

   
       Федор Владимирович Артамонов входил в плеяду отважных советских командиров, вышедших из народа.
      Родился 30 августа (12 сентября) 1906 г. в деревне Палькевичи Старосельской волости Карачевского уезда Орловской губернии (ныне в Хвастовичском районе Калужской области) в семье крестьянина. В 1911 г. с родителями переехал в деревню Челноково Тобольской губернии (ныне Абатского района Тюменской области). Учился в Пермском финансово-экономическом техникуме. Член ВКП(б) с 1930 г.

      Еще до того, как стать военным он уже  понимал, что  оголтелый империализм не даст спокойно жить и развиваться первому в мире социалистическому государству.
    Артамонов чувствовал, что рано или поздно  придется  драться с врагами Отечества. Поэтому свой путь в армии начал с изучения военного дела.
      С июня 1932 г. по апрель 1934 г. - курсант Ульяновской бронетанковой школы, которую окончил с высокими показателями.
        До Великой Отечественной войны где только не служил Артамонов.
 
       С апреля 1934 г. - командир танка и командир взвода 15-го механизированного полка 15-й отд. кавалерийской дивизии (ст. Даурия, ОКДВА).
           С февраля 1937 г. - инструктор вождения в учебно- танковом батальоне 25-й бронетанковой бригады (Забайкальский ВО).
         С октября 1937 г. - командир роты 3-го танкового батальона, с апреля 1938 г. командир роты учебно-танкового батальона 25-й бронетанковой бригады.
        С ноября 1938 - пом. командира по строевой части 195-го отд. танкового батальона 33-й танковой бригады.
         С июле 1940 г. назначен командиром 195-го отд. танко-огнемтного батальона 50-й легкотанковой бригады.
        С 7 апреля 1941 г. командир батальона огнемётных танков 114-го танкового полка 57-й танковой дивизии (с мая 1941 г. - отдельная), формировавшейся в МНР в г. Баин-Тумень. По сформировании дивизия входила в 29-й мех. корпус ЗабВО.
       Накануне войны переброшена в Киевский ОВО.
      Стремление к знаниям привело его в стены Академии  бронетанковых и механизированных войск Красной Армии.
Но только год проучился Артамонов в Академии. Потом  фронт.
     Майор Артамонов оказался на западном направлении. Был заместителем командира танковой бригады. А на Калининском направлении он уже командир  154-й отдельной танковой бригады. Под его командованием бригада принимала активное участие в разгроме гитлеровских войск под Москвой. Те сражения для него были школой командного мастерства. Только ранения и контузия на время прервали его боевую деятельность.   И вот снова фронт.
     В лесу, севернее станции Дерюгино, бригаду пополнили личным составом, танками и оружием. Укомплектовали штаб и политотдел.
     Артамонов с утра  и до поздней ночи проводил занятия в ротах, учил своих питомцев тому, что нужно на войне, учил премудростям современного боя.
    Как-то на привале, после утомительного марша Артамонову вспомнились родные места. Ведь его детство прошло на Орловщине и Брянщине.
      С семи лет Федя Артамонов зимой учился в церковно-приходской школе, а летом зарабатывал себе кусок хлеба. Пас гусей и свиней у местного помещика.
     Империалистическая война еще более усугубила тяжелое положение русского крестьянства. Федя к тому времени немного повзрослел и болезненно  воспринимал своим детским сердцем  беды войны.
        Он видел как его мать из последних сил надрывалась на чужом поле, зарабатывала крохи, чтобы хоть как-то поддержать всегда голодных четверых детей.      Мальчик искал способ  облегчить тяжелую ношу матери. И он его нашел.
     Выпросил у зажиточного мужика куль из рогожи. Вместе с девчонкой из соседского дома Мотей (впоследствии она стала преданной подругой жизни) они сшили из него зипун и в нем он нанялся в деревне  пасти телят.  Через год пошел подпаском стеречь коров. Хозяева коров кормили его, а заработанные деньги он до гроша передавал матери.
   Но все равно не выдержала  Федина мать непосильного труда. Пришла мачеха. Жизнь детей стала еще тяжелее. Малолетнюю сестру отдали  ухаживать за зажиточной больной старухой. Там она заразилась и вскоре умерла.
    Двенадцатилетний Федя отправился в Жиздру на заработки. Там физически крепкого мальчика с большим трудовым стажем приняли на лесопилку разнорабочим. На лесопилке Федя взрослел, работал, а вечерами учился.
       Прошло  несколько лет. Позади остались гражданская война, голод, доживал свои годы НЭП. Страна Советов становилась на ноги.
      В лютую зиму после похорон В.И. Ленина в  приемной Центрального Исполнительного Комитета появился закутанный в башлык  молодой краснощекий парень. На лаптях и онучах притащил воз снега, на спине висел замызганный, сшитый из холста мешок.
   Развязав башлык, он очистил  им от снега лапти  и чинно подошел к столу референта, держа в левой руке башлык, а в правой  суковатую палку.
-Мне,-сказал он бодрым голосом,-надо попасть к главному старосте, к дяде Мише.
-Вы что родственник Михаилу Ивановичу?
-Не-е-е!
-А зачем он вам нужен?
  При этих словах референт внимательно посмотрев на Федю, потрепал его вихрастую рыжеватую шевелюру и с любопытством ожидал ответа
-По важному государственному делу
-Вот как...,-удивился референт,-откуда же будешь?
-Мы из Сибири
-Значит ходоки? И сколько вас?
-Я один.
-Тогда раздевайтесь вот здесь.
Референт подвел его к шкафу и указал куда вешать полушубок.
-Пойду доложу и узнаю, когда Михаил Иванович может принять.
      Раздевшись, Федя устроился на мягком стуле и задремал. Да так, что пришлось  будить.
-Проснись, ходок. Михаил Иванович ждет.
       Тут смелый ходок немного струхнул, как-то съежился и осторожными шагами, прячась за спиной референта, вошел в кабинет Председателя ВЦИК.
    Сперва разговор не клеился. Федя сильно волновался и никак не мог связано что-либо рассказать о цели приезда в Москву. Референт налил в стакан  крепкого горячего чая, подал на тарелке сахар и печенье.
-Выпей чайку, согрейся,-ласковым голосом говорил ему Калинин.
    Федя выпил чай и стал все еще  дрожащим  голосом рассказывать. Встреча проходила тяжело, смущаясь  он не договаривал отдельные фразы, тер кулаком прямой и высокий лоб, хмурился.
    Рассказывал о своей горькой жизни, о семье и мытарствах деревенского  мужика.
      Их деревня окружена лесами и болотами. Когда правительство объявило о добровольном переселении на плодородные земли  Сибири, Федина семья и другие семьи переехали в нынешний Абатский район.
-Собралось нас много переселенцев. Землищи- ни края ни конца. Мы решили создать коммуну по совместной обработке земли. Поэтому и послали меня к вам  за советом
-При таком положении как у вас, коммуна- одна из лучших форм коллективного хозяйства,-сказал Калинин,- но не мне решать. Поезжайте домой, посоветуйтесь с народом и какую они  форму примут, ту и создавайте. А  сельхозмашинами и тракторами поможем.


Рецензии
А мне кажется рождаются.В человеке уже заложены лидерские качества, которые и проявляются в нужное время. С уважением

Миланка   19.06.2020 09:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.