Экономические реформы Александра II и Самара

Экономические реформы Александра II и Самара

Часто задается вопрос: почему же при капитализме дореволюционной эпохи не знали такого массового воровства и аферизма, с которым мы встречаемся каждый день? Может люди тогда были другими: честнее, добропорядочнее, религиознее? Однако, дело здесь в ином. Об этом стоит поговорить.

Широкомасштабные рыночные реформы император Александр II начал после отмены крепостного права 1861 года. Переход от тоталитарного режима Николая I, прозванного в народе Палкиным, к рыночной экономике происходил в условиях укрепления жесткой авторитарной власти. Сохранялся и даже усиливался полицейский аппарат, а также жандармский корпус. Население находилось под полным контролем со стороны органов правопорядка. Самым низшим полицейским чином являлся, кто бы вы думали, - каждый дворник. Да-да, простой дворник с метлой в фартуке не только следил за чистотой улиц и двориков, но и наблюдал за нравственной чистотой вверенных ему жильцов. Метёт улицу в 5 утра, а сам прикидывает: где ещё огонь горит, кто куда собрался в ранний час, кто возвращается откуда? А уж со старушками поговорит, что на лавочках отдыхают - тут полная картина и выявится. Всё знал дворник: кто гуляет, кто пьёт, кто блудит, а кто живёт не по средствам. Каждую неделю к исправнику - и все рассказывает. С таких вот российских дворников и начиналось могущество Империи и порядок, которому удивлялись иностранцы.

В 90- е годы XX века в условиях ельцинско-гайдаровских реформ тоталитарная власть была сломана и пошел процесс распада полной государственной монополии на средства производства. Сложилось так, что благодаря залоговым аукционам заводы, фабрики, недра из рук государственных структур перешли к теневым мафиозным группам.
Проводя экономическую реформу, Александр II огромное внимание уделял национальной валюте и её экономическому здоровью. Валюту можно считать основным кирпичиком, из которого строится экономическое здание страны. Плохие кирпичики, рыхлые, непрочные - таковой же становится вся экономика. Ненадежными оказываются все финансовые отношения на любых уровнях. Стабильность рубля при династии Романовых покоилась на нескольких факторах: во-первых, Россия была страной производящей, а не перепродающей как сегодня, во-вторых, экспорт в Империи преобладал над импортом, а тем самым золотой запас государства постоянно возрастал. Здесь хочется вспомнить строки А.С.Пушкина из его знаменитой поэмы. Главный герой Евгений Онегин знал: “Как государство богатеет, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет”. Именно простой продукт, производившийся по всей России, становился основой её финансового могущества, наполнял каждый рубль с двуглавым орлом материальным содержанием. В тоже время сам Император следил, чтобы стоимость русского рубля постоянно росла на рынке мировых валют. Рубль тогда соответствовал примерно одному грамму золота, на которое его меняли в любом отделении государственного банка. Рабочие, получая жалованье серебром и золотом, возмущались, мол, зачем эти тяжести: “Кассир, давай лучше ассигнациями!”. Боже мой, как далеко мы ушли от тех времён.
Само государство начала ХХI века в угоду сиюминутным интересам готово устраивать финансовые обвалы на МВБ, крушить банки, создавать денежные пирамиды, дутые ипотеки с тысячами обманутых дольщиков и валить рубль с изображением ощипанной двуглавой курицы вместо благородного орла на десятки пунктов в день. Царственные особы в случае любых кризисов и неблагоприятных политических событий выбрасывали на мировой рынок миллионы золотых и тем самым всегда держали свою валюту стабильной. Как это не шокирует нашего читателя, но западные бизнесмены любили хранить свои сбережения в русских рублях, считая их самыми надежными. В любом французском магазине или ресторане хозяева с огромным удовольствием принимали оплату российскими ассигнациями. Только английский фунт считался сильнее и стоил около двух рублей. Таким образом по стабильности и надежности своей валюты Россия вышла при Александре II на второе место в мире.

Однако это достижение не просто радовало великороссов, но и приносило им колоссальные дивиденды. По законам мировой экономики в страну с наиболее устойчивой финансовой системой стекаются лучшие интеллектуальные кадры и направляются новые технологии и осуществляются капиталовложения с других концов света. Стабильность и надежность денежной системы России приводило к тому, что русским предпринимателям оказывалось невыгодным вывозить свои капиталы за пределы Империи, наоборот они стекались сюда.
Интересно здесь вспомнить дневниковые записи Максимилиана Волошина, который прямо говорил, что в соответствии с договором России с другими странами Антанты русские капиталы практически нельзя было вывезти за пределы Империи вплоть до её падения. Немало предпринимателей с новейшими технологиями ехали в нашу страну и добивались огромных успехов. В Самаре, например, новейшие технологические линии по производству пива построил австриец А.Ф. фон Вакано. Его завод на Волге по техническому совершенству не имел равных в мире. Вспомним также немцев братьев Клодт, оснащавших наш город современнейшими сантехническими достижениями, водопроводными линиями, телефонными и электрическими сетями, лампочками с вольфрамовым накаливанием. А немец Баар с его керамическим производством, а его соплеменник Ротман с технологией производства дешевого и прочного силикатного кирпича. Всё это считалось тогда революцией в области производства. Опять же вспомним механический завод Бенке. Иностранцы приезжали сюда не для создания дочерних предприятий. Они находили здесь свою вторую Родину, дававшую им крылья для финансового взлёта. Россия в то время считалась одной из самых благоприятных стран для коммерческой и производственной деятельности.


Рецензии