Яблоневый сад. Эпилог к рассказу Немец

    О чём мечтает человек,  однажды записавший хотя бы строчку собственных мыслей, особенно если написанное им прожито, многократно обдумано,  пропущено через сердце и в душе с трепетом выношено? Конечно же о том, что это его сокровенное детище, ожерелье, собранное из обкатанных его сомнениями слов, будет прочитано. И не просто  “диагонально” равнодушно  скользнут по тексту беглым взглядом, а прочувствуют каждую фразу, вникнут в суть, проживут сюжет… Именно о встрече с читающим мечтает каждый пишущий, тем более если он ещё только в самом начале писательского пути, и если чаша сомнений перевешивает чашу уверенности... И какую же гамму эмоций испытывает начинающий писатель, получив однажды ответ от читателя. Сначала это удивление: “Надо же, меня заметили?”, потом,  после многих прочтений отзыва, наступает период переосмысления  собственных слов сквозь призму восприятия их читателем. А уж если оный оказался человеком размышляющим, анализирующим, аргументированно критикующим, и написал не коротенькое “спасибо, понравилось…”, а поделился своими чувствами, эмоциями, воспоминаниями, то это – бальзам на душу человека пишущего.

    Я как раз из тех, кто только вступает на писательский путь, "я не волшебник, я только учусь…" ©.  Нет, конечно же какой-то мало-мальский опыт есть. С удовольствием писала сочинения в школе, которые, как пример,  порой зачитывались перед всем классом, а за мнение о Наташе Ростовой была вызвана на экстренно созванный педагогический совет школы. Ну не понравилась учителю моя мысль о моральной распущенности девушки, о её подлости и предательстве... Писала заметки и фельетоны в школьную и академическую стенгазеты, даже мысли о журфаке МГУ посещали мою юную головку. И, конечно же, писала письма. Благословенна будь безвозвратно ушедшая в прошлое эпоха эпистолярного жанра, оставившая нам на память вороха пожелтевших страниц летописей "маленького человека". Как жаль, что мы перестали писать письма…

    Также не буду я и излишне скромничать. Мои читатели мне пишут, немного и нечасто, но пишут. Пишут и в соцсетях, и в мессенджерах, и здесь, на портале. Мне дорого каждое ваше слово, каждое критическое замечание, каждая историческая поправка. Спасибо вам, мои дорогие читатели!

   Не поворачивается язык назвать рецензией недавно полученный мною  текст. Это был отклик, именно отклик – как в журавлиной стае – и это он подтолкнул меня к такому разговору. Уважаемый читатель Игорь Калинин 99, я много раз перечитала Ваше эссе, отзыв на рассказ “Немец” (http://www.proza.ru/2019/04/30/1579), прежде чем взяться за перо, хотя конечно же – не за перо – за клавиатуру. Целенаправленно я не заглядываю пока и на Вашу страничку на портале Проза.ру, хочу абстрагироваться и поговорить с Вами как с читателем, а не как, судя по стилистике и глубине рассуждений – с опытным литератором. Вероятно, пришло время открыть вам, мои читатели, душу.

   С недавних пор я в полной мере познала силу печатного слова. Не знаю как, каким образом, где и на каком уровне это решается, но то, что тебя действительно волнует, о чём ты думаешь, просыпаясь по ночам, что не отпускает тебя долгое время, и что ты однажды выплескиваешь на страницы своих рассказов – самым невероятным образом сбывается.  Непостижима сила печатного слова…

    "Немец"... Этот рассказ легко мог иметь совсем другое название. “Кореец”, “Чеченец”, “Турок-месхетин” или “Грек”, “Калмык”… Сколько их, малых и больших народностей и народов,  прошедших по необузданной воле  "усатого сатаны" через молотилку переселений? Не перечесть… И имя главного героя тоже могло быть иным: Ким, Казбек, Атмаджа, Аргирис или Эрдени, да и не имя важно в этом случае.

    Так уж случилось, что  историю о короткой встрече с Борисом Брауном,  настоящим этническим поволжским немцем, героически вынесшем все тяготы Великой Отечественной, мне поведала сестра – много лет назад свела их судьба в одном купе поезда, тогда же нетактичная фраза ещё одной попутчицы вызвала у пожилого человека эмоциональную бурю воспоминаний. Какие-то детали из его биографии уцелели в памяти, какие-то ушли в небытие, да это, впрочем, не столь важно, но врезалась, отпечаталась его фраза: "Да, я – немец, но я – не фашист!".

    Жил человек, и была у него семья, и был у семьи уютный дом и яблоневый сад.  Началась война, и не стало у человека ни семьи, ни дома, ни сада. И тогда человек взял в руки оружие и пошёл отвоевывать утраченное. А какой национальности был этот человек – разве это важно,– когда враг разрушил именно его семью, его дом, его сад, его жизнь?

     Так и родился мой рассказ "Немец" – о среднестатистическом человеке со среднеисторическими деталями в его жизни. ХХ-й век, к сожалению, был скуден в вариантах выбора судеб. И была в этом повествовании одна маленькая географическая точка, до краёв наполненная лично моей болью, потому что это была многолетняя боль моей мамы о без вести пропавшем в годы войны  родном, любимом старшем брате Якове. "Ну как мог пропасть взрослый, сильный мужчина? Разве он один воевал? Как могло оказаться, что не осталось от него следа на земле? Человек – не птица, не улетел же он в небо..." – часто рассуждала мама. Ждали его дома, но так и не дождались, старик-отец, ослепшая и рано поседевшая мама, жена да четверо детей –три сына и дочь. Единственным документальным следом оставалась справка с места его службы рядовым красноармейцем в 801-м стрелковом полку. После многолетних архивных поисков и анализа боевого пути 235-й дивизии, в составе которой воевал полк, мне удалось выяснить, что самые тяжелые бои  у деревни Кулотино в Демянском котле стали последними для второго формирования этой дивизии. Вот там, в зарастающих сегодня лесом полях, в майские дни сорок второго остались лежать непогребёнными мой дядя и тысячи его однополчан, чьей-то волей с лёгкостью зачисленные в сонм "без вести пропавших".

     Потому и написала я, как мольбу, как заклинание, строчку о том, что поисковики нашли-таки останки отца и брата моего героя. И дальше случилось чудо. Вы, дорогие мои читатели, можете верить во Всевышнего, в Христа, Аллаха, Будду, поклоняться Солярису, Мировому океану или ржавому гвоздю в дверном косяке. Я же говорю им всем слова благодарности, ибо буквально через неделю после опубликования моего рассказа, 8-го мая 2019 года, поисковики отряда "Находка" в восьмистах метрах от деревни Кулотино нашли (правильно, по-поисковому, сказать – подняли) останки семерых бойцов, и двое из них имели при себе солдатские медальоны! Вы только представьте: за пятнадцать лет поисков на этом двухкилометровом пятачке удалось обнаружить всего лишь тринадцать медальонов, а тут, за один день – сразу два, да ещё и с заполненными анкетами.

        Криминалистами из ГУ МВД они были прочитаны 22-го мая, ровно день в день спустя 77 лет с момента гибели дивизии в ожесточённых боях. Первый принадлежал нашему дяде Ефремову Якову Егоровичу. А второй… Вы помните о судьбе немцев Поволжья, переселенных в знойно-студёные казахские степи? Вот тут и произошло ещё одно чудо. Второй медальон был заполнен рукой Николая Ивановича Буркова, уроженца тех самых казахстанских степей, где всю свою жизнь его ждали жена и трое сыновей. 22 июня 2019-го восьмидесятипятилетний сын Борис Николаевич Бурков участвовал в торжественной церемонии захоронения на новгородской земле останков своего героически погибшего тридцатидвухлетнего отца.

    22-го августа 2019-го в городе оружейников  Ижевске на Северном мемориальном кладбище по православному обычаю и с высочайшими воинскими почестями, с участием главных лиц республики Удмуртия, предали земле останки деревенского плотника, простого солдата Якова Егоровича Ефремова, в тридцать пять лет отдавшего жизнь за нас сегодняшних. В последний путь  провожали героя жители города – пожилые и совсем юные, и более пятидесяти человек его потомков, – близких и дальних родственников, собравшихся со всех концов страны, и "Журавли" откликнулись хрустальным детским голосом правнука, взмывая клином в бездонное синее мирное небо. Кстати нас, его родственников, сотрудница музея, занимавшаяся поиском потомков солдата, смогла “вычислить” по строчке из моего рассказа “Фантик” http://www.proza.ru/2018/02/08/2163, что ещё раз подтверждает мысль о “неслучайности” любого случая.

      Мне выпала великая честь посетить место последних боёв 235-й стрелковой дивизии второго формирования. В 42-м это было голое поле около трёх километров шириной с двумя невысокими пологими увалами, носящими название Верблюжьи горбы, и примыкающее к деревне Кулотино, где окопались до зубов вооружённые гитлеровцы. Прямо с марша, без предварительно проведённой разведки, без огневого подкрепления, без горячего питания,  командование дивизии отправляло полк за полком на штурм укреплений врага. Именно там, на склонах Верблюжьих горбов, в непосредственной близости от захватчиков накрыло минометным огнем противника группу наших бойцов, проводивших там либо разведку, либо корректировавших огонь наступающих полков.
 
   Сегодня здесь шелестят листочками вязы, берёзки и осины, тянутся к свету чахлые ёлки. Земля под ними заболочена, камениста и насквозь нашпигована осколками и хвостовиками мин, бомб и костями наших солдат, тех, кто “душу свою положил за други своя”. Воздух в лесу плотен и осязаем, настоян на ароматах мхов, иссиня-черных, как капли засохшей крови, ягод ежевики и черники, крепеньких, словно с картинки, боровичков, незатейливых лесных ромашек, вечнозелёной кассандры, вереска и ядовитого, с одурманивающим запахом багульника. Плотен и осязаем воздух там, под пологом деревьев, наверное ещё и потому, что неупокоившиеся души солдат и их командиров  всё ещё ждут того часа, когда их тела будут по-человечески погребены и отмолены потомками. 77 лет назад минные разрывы бросили погребальную горсть суглинка на павших бойцов, а сама Мать-земля год за годом  ткала своим верным защитникам саван из увядших трав, укрывала их плащаницей из опавших листьев, оплакивала чистыми слезами "слепых" дождей... Сколько их, Великих солдат Великой Отечественной – ещё ненайденных, неподнятых, неопознанных, забытых, неоплаканых – ждут своего часа в лесах, полях, болотах, в ущельях и толщах ледников, на дне озёр, рек и морей? Наши пропавшие без вести бойцы вернутся с войны домой, когда потомки будут готовы их встретить, чтобы с великими воинскими почестями похоронить останки в родной земле.

    Это письмо я получила от сына Николая Ивановича Буркова, погибшего в одном бою, в одной воронке вместе с моим дядей. Вот что пишет ранее незнакомый, а теперь родной  мне по духу и крови Борис Николаевич Бурков:

    "Рассказ "Немец" напомнил мне эпизоды из моей жизни. Я в свое время сначала окончил техникум, а уже потом, гораздо позже, институт. Вместе со мной в техникуме учились несколько парней, высланных из Крыма и из Немецкой Республики Поволжья. Немцы. А двое юношей жили со мной в общежитии в одной комнате. Это Гейлер Андрей Адамович и Райзер Бенно Самуилович.

    Время- 1951-1954г.г. Труднейшее послевоенное время! Всем было трудно, а ребятам-немцам еще труднее. Питались плохо. Все были плохо одеты. А Бенно и Андрей хуже всех. Достаточно сказать,что Бенно (мы звали его Борисом) все зимы проходил в больших резиновых сапогах и фуфайке-телогрейке. Как он не обморозил ноги, я не пойму до сих пор. Все ребята немецкой национальности, как и все немцы, ежемесячно ходили в спецкомендатуру отмечаться. Чтобы выезжать на практику – иди и выпроси разрешение. Ну в чем были виноваты эти молодые парни? И еще. Немецкая пуля (или снаряд) лишили жизни моего отца, а молодые парни немецкой национальности стали моими друзьями...

      И опять я вынужден с горечью сказать, что уже нет в живых ни Андрея, ни Бенно-Бориса. А ведь они мои одногодки. 
   
     По-разному сложилась их дальнейшая жизнь. Андрей Гейлер удачно женился, быстро поднялся по служебной лестнице (тогда уже отменили комендатуры), переехал в Краснодар. До отъезда на юг, мы несколько раз встречались с ним у меня в Петропавловске, где я обосновался на всю жизнь. Однажды, в выходные дни, семья Андрея выехала на отдых на берег Азовского моря. Оно расположено недалеко от Краснодара. Начали купаться. Огромная волна накрыла Андрея и его внука. Они начали тонуть. Люди бросились спасать. Вынесли их на берег. Внука "откачали", Андрея – НЕТ...   
    Бенно-Борис работал в совхозе, куда был направлен по распределению после окончания техникума. Когда представилась возможность выехать за границу на ПМЖ, он с семьей эмигрировал в Германию. Все время мы переписывались. В 2017 году его не стало… Сейчас мы с его женой Адалиной посылаем друг другу дважды в год красочные открытки с поздравлениями и добрыми пожеланиями в день рождения и на Новый год. 
      
      Зачем я все это рассказал Вам? Не знаю. "Виноват" Ваш рассказ "Немец". Извините. С уважением, Борис Бурков."

     Придёт время и я обязательно напишу обо всём этом: о героической гибели 235-й стрелковой дивизии, о подвиге семерых её бойцов, о поисковиках, чьими неутомимыми трудами возвращаются домой с войны “пропавшие без вести”. Скажу одно. Для нашего рода в майские дни 2019-го года Великая Отечественная война  наконец-то закончилась. Наш солдат вернулся домой.

   В своём эссе вы, мой уважаемый читатель Игорь Калинин 99,  затронули тему многонациональности нашей страны. А мне кажется, что не только страна наша такая, у нас многонациональны и многие семьи, и люди в них. Как мало порой мы знаем о наших корнях, о том, кровь каких народов течёт в наших жилах. Совсем недавно в архивах я сама с удивлением обнаружила  анкету родной старшей сестры моего отца, где её собственной рукой написано, что родилась она в 1898 году в саксонском городе Лейпциге, и её родными языками являются немецкий и французский, а язык русский для неё – иностранный… Мама же моя родом из финно-угорской группы народностей. Так кто по национальности я? Лично мне это неважно. Важно только то, чтобы мы оставались людьми и для наших потомков сохранили на нашем маленьком земном шарике чистые родники и озёра, плодородные чернозёмы, бескрайнюю тайгу, белоснежные горные вершины, ковыльные степи, арктические льды. И, конечно же, под мирным небом  благоухающие ароматами яблоневые сады...

Фото автора.


Рецензии
Рамки рецензии не позволяют давать слишком развёрнутый комментарий, поэтому я ограничусь словами о поддержке вашей позиции, отражённой в публикации. К сожалению, на страницах сайта нередко появляются произведения, в которых демонстрируются нетерпимость к иной точке зрения. С уважением,

Александр Смирнов 83   21.11.2022 23:17     Заявить о нарушении
Спасибо! А нетерпимость - это проблема демонстрирующих 😉
С уважением, автор.

Ульяна Васильева-Лавриеня   22.11.2022 10:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.