Излишки

Излишки и излишества.

Забота об излишнем часто соединяется с потерей необходимого. – у каждого свои мерки: одному жалко потерять нажитое, чтобы приобрети что-то новое; другой легко расстаётся с тем, что добывал себе с большим трудом. Но потеря старого образа жизни всегда вызывает некоторый дискомфорт.
Однако есть у человека Путь – к развитию, к улучшению своей жизни. Дао – буквально Путь.
Отрицание Дао – это последствия:
1 имеем (+) роскошные дома-апартаменты – и тут же (-) заросшие сорняками поля;
2 имеем (+) пресыщение пищей, богатые модные одежды – и (-) совершенно пустые хранилища-склады.
Заботиться нужно не только о себе и не только на сегодняшний день…

Излишек в чём бы то ни было опасен человеку:
1) грубость – раздражает людей (излишнюю грубость иметь не надо);
2) упрямство – людей отталкивает;
3) с другой стороны: мягкость – вызывает надменное презрение к тебе других;
4) излишние доказательства своей правоты – раздражают, обижают людей;
5) слепая вера твоя – делает тебя смешным в глазах других;
6) а неверие – тебя самого ведёт к порокам.
Не следуй неумеренным желаниям твоим, но не подавляй всех желаний напрочь – советует Даосизм, мера нужна и эту меру узнать поможет только опытный учитель …
Не станет разумный ради малого губить великое. Малым сберечь великое – вот истинная мудрость.
--------------------
Даже излишек знаний не так полезен бывает: «Если бы мы познали все тайны Вселенной, мы впали бы в неизлечимую скуку».
Истинный учёный не может не быть скромным: чем больше он познал, тем яснее он видит, как много ещё можно познать и сделать для науки. (Анатоль Франс).
----------------------
Великий ум проявляется в поразительном равновесии всех способностей (в знании меры вещей, и знании, в виде информации, в том числе); несоразмерное напряжение или переизбыток каждой способности в отдельности – это присуще скорее всего безумию, а не уму.
Не надо спешить: дай мыслям дозреть, - но не перезреть; перезрелые мысли, как плоды (яблоки) впрок не идут.
От любых излишеств рождается цепочка нестроений: пресыщение – рождает скуку, скука – душевное огорчение. А кто этим страдает, того нельзя назвать здоровым, но душевнобольным.
Кто отказался от излишеств, тот избавил себя от лишений.

Есть избыток строгости (который понятен всем) и есть избыток снисходительности: избегать надо обоих состояний одинаково.
Если тщеславие сделало кого-нибудь счастливым, то наверняка этот кто-то был дурак! – как сказал один умный человек.

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1601) написал трактат «Благоразумный», где изложил нравственные принципы аристократического воспитания. Книга содержит 300 правил житейской мудрости:
«Оставляй неутолённым, чтобы уста просили ещё нектара. Желание – мера ценности. Хороший вкус советует даже телесную жажду разжигать, но не утолять; хорошо, да мало – вдвойне хорошо. Во второй раз всё кажется куда хуже. Пресыщение вредит удовольствию, вселяет отвращение даже к веками признанному величию. Верный способ быть приятным: захватить аппетит в тот миг, когда голод его разжёг, и – оставить под голодком. Уж ежели ему раздражаться, то лучше от нетерпеливого желания, нежели от досадной сытости: наслаждение выстраданное вдвойне сладостно».
И ещё: «Отсутствие иногда полезно – прибавляет уважения, поднимает цену. Присутствие умаляет славу, отсутствие увеличивает; тот, кого в отсутствии почитали львом, показался – и жалким порождением горы оказался. Достоинства вблизи блекнут – окружающим видна кора наружного, а не сердцевина духа. Воображение быстрей зрения, и очарование, что обычно через слух входит, через глаза выходит. Кто в зените славы скроется с глаз, тот её (славу) сохранит. Даже феникс исчезает, дабы пуще заблистать: разжигая желание, освежить почитание».
От упорства в споре больше потеряешь, чем выиграешь; победив в споре, ты не истину отстаиваешь, а свою невоспитанность.
--------------------
Ничто не бывает постоянно одинаково хорошим, потому что и хорошее, сделавшись чересчур уж полнокровным, умрёт от своего же переизбытка. И противоядие становится ядом, когда его много.
Учили нас древние умудрённые опытом – так немного вберём же мы мудрости древней!
Конец.


Рецензии