Магия словес

440 лет назад родился поэт Иван Хворостинин
...
Вот же судьба у человека!
Боярский сын из Курской Тьмы, наследник огромного состояния, он умер схимником в далёком монастыре.
А начиналась жизнь - куда лучше. Юношей , на папины деньги, Иван объехал Европу, обучался в тамошних коллегиумах. Знал латынь, немецкий, аглицкий, польский языки. В Падуе состязался с тамошними поэтами. "и побивахом тих латинским же стихом". В Париже сдружился с веселым проходимцем и алхимиком Маржере - тоже поэтом и забиякой. И разбежались только потому, что на них обратили внимания отцы святой инквизиции, заподозрившие молодых шалопаев в колдовстве.. В Голштинии Хворостинин упражнялся "в лекарском рукоделии, сиречь хирургии", а в Кракове "получил Привилей каштеляна". Там же, в Кракове, юный пиит и врач перешёл в католичество. И всё ему давалось легко, и даже бездумно. Папиных денег хватало ещё и на пирушки, и "на красные ляшские девкы", Связался было с цыганами. Да испугался и стал обходить таборы стороной после того, как одна старая , похожая на жабу, гадалка, ему предрекла "Помрёшь, красивый, не естеством, а колдовством".
Словом, к двадцати пяти годам Иван Андреевич стал вполне сложившимся космополитом. Границы он считал анахронизмом , различие вер - недоразумением,а право человека жить , как ему самому угодно - естественным человеческим правом.
Можно сказать, что был Иван Хворостинин первым русским европейцем. Вполне возможно, что стал бы он еще и невозвращенцем.
Но тут на Родине, приключилась беда. Царь Борис Годунов пригласил в столицу двенадцать виднейших северских бояр, дабы обсудить вопрос союза Московиии и Северии - да и удавил их дымом в бане.
И среди тех бояр был батюшка Ивана Хворостинина. А Европа - страна дорогая, без подпитки с Родины не прожить. Потому собрал Иван Андреевич пожитки, связал стопками умные книги - да и отправился в Курск.
Оказалось - там его ждали. Боярская дума наложила на Ивана обязанности его покойного батюшки. Вернулся Иван в веру отцов и впрягся в обыденность.Тут уж ему было не до забав юности. Хозяйственные заботы по отчине, государственные дела по Тьме.
Иван Андреевич скоро оказался, как бы мы теперь сказали , государствообразующим человеком. Как на самого умного и сильного, на него державные мужи возложили все главные правительственные функции. Он стал кем-то вроде Северского царя. А главной заботой в те поры была Московская смута. Курские бояре дюже не хотели, чтобы она перекинулдась и в их пределы. И тут пригодилось Ивану Хвороститину и знание языков, и опыт общения иностранцами. Курская Тьма развернула кипучую димпломатическую деятельность. И эта деятельность была направлена на то, чтобы именно Северская земля стала центром русского государства. А для того надо было пересилить Москву.
Хворостинин с боярами понимали, что собственной военной силой они ничего не сделают. Надо просто пытаться договориться с Москвой об условиях её сдачи.
И Курск направил Ивана, с самыми широкими полномочиями, к царю Фёдору Борисовичу. Иван ехал санным путем и видел, сколь разорена Московская земля по сравнению Северской. За Мценском вообще пошли сожженные деревни, как после Мамая. У Серпухова стали свидетелями разграбления монастыря литовскими лихими людьми. Остановили и посольства Ивана. Да выручил "Привилей каштенляна" - выдал себя Иван за вельможного пана.
В Москве с царем разговора не получилось. Даже не принял курское посольство Борис. В Алексеевском монастыре, где остановился Хворостинин, к нему пришёл митрополит Филарет. Дескать, нужны дары царю. Так принято. А без даров общение с простым боярином из другой земли - поруха чести. Могу, говорит Филарет, я поспособствовать.
Плюнул Иван с досады. Не то ему досадно, что царь не принял. А то, что Москвия в разрухе. И что та разруха очень даже просто может перекинуться и южнее Залесья. Надумал Иван вернуться в Курск за дарами , да тут к нему в келью вошел человек в иноземном платье.
И был тот человек французской земли житель Маржере. Ну, тот самый, с кем по молодости чудил Иван в Париже. Расцеловались они, и рассказал француз, что служит теперь при царе посланником своего короля Карулоса. Что случайно услашал он о посольстве Ивана, и что тотчас примчался к нему, чтобы предупредить. Что-де царь Фёдор помнит, как его отец Борис удавил дымом двенадцать северских бояр, и теперь думает, что Иван Хворостинин приехал мстить за отца. И сказал Маржерет, чтобы Иван спешно уезжал из Москвы, потому что ночью его велено повязать и заключить в темницу.
Мы не знаем, как долго общались тогда русский и француз. Но только Маржерет выдал Ивану весь расклад вокруг московской короны. Он рассказал ему и про царя Дмитрия, известного нам теперь, как Лжедмитрий, и про рать Ивана Ботлотникова, и про то, что всё только начинается.
Словом, уже спустя месяц мы видим нашего Ивана Хворостинина в лагере Самозванца. Да больше того - он тут числится в Больших боярах. Присутствует в возведении митрополита Фиалерат в сан Патриарха...
...да-да - того самого Филарета, что от имени царя требовал с Ивана взятку на Москве. Того самого, чей сын Михаил совсем скоро станет первым царём из династии Романовых.
А пока Иван, во главе Курских полков, в войске Самозванца воюет с Москвой. Он и военвода при войске, и лекарь при лазарете. Идёт драка за главенство в русской земле. Кто пересилит - того и корона.
Но исторический очерк - не наша тема. Мы говорим о поэте Иване Хворостинине. А он, и среди ратных дел, не оставляет сочинительства. Глядя на беды Родины, пишет "Словеса дней и царей святителей Московских" Тогда же начинает большой силлабический цикл "Изложение на еретики". И заканчивает его, когда в Москве воцаряется Михаил Федорович. Иван Хворостинин возвращается в Курск. Но это уже не столица самостоятельной земли, а рядовой город Московского царства. Царства, без остатка растворившего в себе Северские княжества.
Иван пытался скрыться за границей. Но его поймали и представили на суд Патриарха. Да-да, того самого воровского Патриарха Филарета, который...
...который укорял Ивана в отступлениим от веры. Вспомнили ему и заграницу, и сочинительство. Ивана обвинили в колдовстве, ибо "магия словес суть колдовство еси" В подземельи Данилова монастыря оказался он рядом с другим страдальцем - стихотворцем Евстафием. Пожалуй, в этой тюрьме состоялось первое в Росии состязание поэтов.
И был суд. За колдовство и "шатость веры" Ивана облачили в схиму и отправили на покаяние в Кирило-Белозерский монастырь. Горько вспомнилось тогда Ивану пророчество цыганки.
В монастыре Иван и умер. А может - и не в монастыре. История вообще или молчит об Иване Хвороститнине, илы выдает сразу несколько верский одного и того же события с ним. И честь быть родиной Ивана оспаривают несколько городов. Да и труды его то приписываются Хворостинину, то авторство ставится под сомнение.
Впрочем - чего мы хотели? Смутное время. Если что и осталось от Хворостинина несомненным, так его вот эта заповедь :

"О господ; братиа, христианския чада,
Избавите себя от темнаго ада!

Не в научниах латинских в;ру разум;вайте,
Ихъ вредами от православия не отступайте.
Не погубите святую богол;пную веру,

Не приимайте латинскую сугубую м;ру."


Рецензии
Прекрасно!

Как много в этой истории про наше всё.
Внизу - власть тьмы, а наверху - всегда тьма власти.
Человеческий гений в опале - пройда с жезлом власти в куколи судьбы вершит.

И очень понятно, почему о такой выдающейся личности мало известно - это ещё один враг народа.
Как же много у нас талантов в этих списках и как много пройдох во власти!

Спасибо что написали!
Успехов.

Виктор По   19.03.2020 22:05     Заявить о нарушении