Сказочный мир Эйре

Когда слышишь слово «Ирландия», то представляешь зеленый остров, поля, перемежаемые горами, живописные ущелья и холмы, старинные крепости и дороги.
Это древняя земля, много давшая Европе… Предания седой старины рассказывают историкам и этнографам о первом племени – гоиделов, кельтах, пиктов и бриттов, обосновавшихся на острове.
История этой страны уникальна тем, что ее не завоевали римляне, как Англию. В ней никогда не было рабства (как и в Швеции), хотя существовали полузависимые крестьяне. Общество, примитивное на заре культуры, делилось на свободных и несвободных.
Ирландия заимствовала феодальный строй и структуру общественных отношений у стран Западной Европы. Этот процесс шел параллельно с христианизацией страны. Как и в Скандинавии, средневековые ирландцы причудливо соединили язычество и христианство, сохранив народные легенды и саги, столь необходимые маленькому и гордому народу в будущей борьбе с англичанами.
Особенность страны заключалась и в ее географическом положении, отдаленности от основных торговых путей и центральных городов Северной Европы. Данный факт роднит ирландцев с прежними заклятыми врагами – англосаксами, поскольку изолированность позволяла проводить относительно независимую внешнюю политику, избегая рисков нахождения воинственных соседей.

Островитяне всегда славятся гордостью за свою нацию, независимостью и определенной замкнутостью отношений, свойственных общинам. Семьи, объединенные в кланы, владели земельными участками. Богатые кланы образовывали знать, в среде которой были многочисленные конфликты.
В этом Ирландия не отличалась от современной ей Франции, Германии и Англии. Процессы трибализации и формирования политической структуры, управляемой местной элитой (разбавленной завоевателями) протекали по схожей схеме в средневековой Европе.
Культуру ирландского общества формировали старейшины и мудрецы, учившие нравственным принципам и этике отношений. Они были духовными лидерами, примером высокой культуры для ирландцев.

Показательны белые стихи ирландского поэта Шамаса Мак Мануса, в рассказе «Мудрость Кормака»:
Я слушал лес
Я глядел на звезды
Я избегал тайн
Я молчал в толпе
Я говорил с людьми
Я был кроток на пирах
Я был нежен в дружбе
Я был великодушен со слабыми
Я был тверд с сильными

Я не был высокомерен, хотя был силен
Я не обещал ничего, хотя был богат
Я не хвастал ничем, хотя был искусен во многом
Я не говорил плохо о том, кто отсутствовал
Я не поносил, а восхвалял
Я не просил, а давал

Далее, король Кормак поведал собеседнику о качествах хорошего короля и правилах, которыми должен руководствоваться порядочный человек.
Крупицы мудрости ирландского народа рассеяны по его сагам и легендам, законам и традициям, составлявшим основу культуры и духовности. До принятия христианства  в V веке нашей эры кельты были язычниками, поклонявшиеся сонму богов и сказочных существ.
Не лишним будет напоминание, что в народной ментальности система верований и обрядов смешалась с христианскими догмами, образовав причудливые представления о добре и зле. Злые боги и добрые существа, главенствующие в кельтской мифологии, понизились в «социальной иерархии» потустороннего мира до уровня ангелов и демонов, фей и эльфов, ведьм и брауни, множества иных сказочных персонажей.
Одним из главных сказочных персонажей Ирландии является лепрекон, или домовой. Его можно узнать по зеленой одежде и шляпе, а также пристрастию к алкоголю.
Существа потустороннего мира обитают в холме Сид, или на Яблоневом острове. В реальности таких территорий нет, ибо это – плод народной фантазии.
О борьбе людей с волшебными существами, соперничестве добрых и злых духов простой люд узнавал, слушая легенды и рассказы бродячих певцов (бардов) и музыкантов. Веселые и ироничные сказки, величественные саги, таинственные легенды завораживали слушателей, сидевших у камина или печки с кружкой эля или пунша. Сказки и легенды любили все, от королей и дворянства Ирландии до крестьян и ремесленников.

Помимо исторических саг и древних сказаний, в культуре возникали самобытные истории и анекдоты, притчи, баллады, стихи. С развитием письменной культуры они записывались грамотными людьми, в основном монахами-историками, позднее, в Новое время -  писателями и собирателями фольклора. Так устное народное творчество обретало письменную форму.
Многие сказки и рассказы ирландских писателей отражают гордый и независимый дух жителей Эйре, как называли Ирландию, борьбу с захватчиками, ум и житейскую смекалку простолюдинов.
Конечно, многочисленные пересказы и переводы, стилистика писателей наложила отпечаток на ирландский эпос и сказки, ведь в течение веков менялся разговорный и литературный язык, формы изложения, финалы историй. Тем не менее, скажем «спасибо» талантливым мастерам пера, сохранившим богатство ирландской культуры для потомков.
Нетерпеливый читатель, вероятно, давно ожидает знакомства с героями сказок страны Эйре – строителем Гобом и ученым Фиоргалом, воином Рори и мудрым Патриком и другими персонажами.
Что же, в путь!

«Рори спасет Ирландию»

Немало ирландских легенд и рассказов посвящено борьбе нации с врагами – англичанами, французами, шотландцами, немцами, скандинавами. В XVII веке Англия приняла нидерландского принца Вильгельма Оранского, предоставив ему скипетр короля. Перед Ирландией встал выбор: сдаться англичанам либо французам. Вера в будущую свободу страны выразилась в крохотном рассказе, скорее, зарисовке, о парне Рори, оставшемся защищать страну, когда все соплеменники сдались английской власти.
В средние века Ирландия подверглась набегам викингов, покорившим Ольстер, Дублин и ряд других территорий в 795-818 годах нашей эры. Однако ирландцы не смирились с владычеством норманнов (датчан и норвежцев), и в 1014 году вождь Бриан сумел разбить войско норманнов, изгнав их с острова (битва при Клонтарфе). Естественно, на этом военная история страны не закончилась…впереди были войны с могущественным соседом – Англией. Негативную роль в истории сыграли междуусобные конфликты ирландских вождей, ослаблявших Эйре.
Частые военные конфликты поддерживали национальное самосознание ирландцев, что выражалось в песнях и фольклоре. Вере в освобождение от власти Англии посвящена легенда Зачарованный Геройд Ярла, в изложении Айлин О’Фойлин. Некогда граф Джеральд был искусным воином, знатоком черной магии и мастером превращений. Однажды он превратился в щегола и часто играл со своей женой. В один из дней щегол прилетел, преследуемый злым ястребом. Он влетел в дом за щеглом, но не рассчитал путь и убился о край стола. А щегол пропал. Легенда рассказывает, что Геройд Ярла раз в семь лет объезжает свои владения, по ночам.  Ирландцы верят, что Геройд Ярла и его воины спят в пещере под скалой, но однажды они проснутся, сразятся с англичанами и освободят страну.
Эрудированный читатель вспомнит легенды о короле Артуре и спящих рыцарях, ждущих часа битвы с иноземными захватчиками (норманнами). Сейчас трудно (и нужно ли ?) установить дату и место рождения эпической легенды. Такие предания свойственны всем нациям, подвергшимся оккупации.

Мудрость Темного Патрика

Народная культура рождала не только героев, талантливых ремесленников, поэтов и музыкантов, но и философов. Символом ирландской мудрости был Темный Патрик, бедный крестьянин, живущий в Донеголских горах. Конечно, это собирательный образ мудреца и философа.
В легендах о Патрике проявились национальное самосознание, гордость народа за культуру, мечты  о независимости. Так, Патрик выбирает простого парня, Джонни Одноглазого, в противники знаменитому ученому Фиоргалу, представлявшему Оксфордский университет. Джонни выигравает интеллектуальное молчаливое состязание, сам того не подозревая. Простота побеждает хитроумие.
Он же помогает ученым Мангретского университета хитростью победить коллег из английских университетов. Для этого Патрик выбрал трех лингвистов Мангрета – знатоков латыни, греческого и языка сверхученой премудрости (здесь автор иронизирует над учеными!) – расставив их на пути следования английских профессоров. Те удивились, что каменотесы (в которых переоделись ирландские ученые) свободно владеют иностранными языками. Убоявшись поражения в ученых спорах, англичане развернулись и уехали обратно.
В ирландских сказаниях ум бывает нередко побежден хитростью, как в случае с женой строителя Гоба или музыканта Рафтери. Но это не значит, что герои глупы…просто смекалка, находчивость – хорошее подспорье для ума.
К слову, ирландцам свойственна ирония и добродушный юмор, применимый даже к мудрецам и ученым. Это признак зрелости нации и мудрости ее представителей.

Поэтико-музыкальная Ирландия

В этой удивительной стране, полной легенд и преданий, особую роль играли барды, повествующие о легендах и сказках далекой старины. При дворе ирландского наместника, в домах богатых феодалов нередко жили музыканты, обладавшие поэтическим даром. По деревням и городам ходили небольшие группы музыкантов – волынщиков, скрипачей, лютнистов. Кстати, это было характерно для соседей Эйре – Англии и Шотландии. Особенной популярностью пользовались рождественские вечера с музыкальными ансамблями. Музыкальная культура объединяла народ, дарила им надежды и мечты о лучшей жизни, вдохновляла на новые свершения.
Шамас Мак-Манус приводит прекрасный пример любви ирландцев к музыке в рассказе Воскрешение Рафтери.
Рафтери был шанахи, то есть бродячим музыкантом, виртуозом-скрипачом. Примечательна ирония писателя, отметившего, что Рафтери был не только музыкантом, но и человеком.
«…В его скрипке слышались и завывание ветра, и дыхание моря, и шепот банши под ивами, и жалоба бекаса на вересковой топи. В ней звучали одинокость болот и красота небес, свист черного дрозда и песня жаворонка, легкая поступь тысяч и тысяч фей, топот их маленьких ножек в ночной пляске до самой зари…И самая черная душа светлела, гордость уступала кротости, а суровость таяла как снег в мае…». Поэзия захватывает нас в сладостный плен, заставляя забывать о мирскм…
Рафтери, талантливый музыкант, добрейшая душа, умный человек, умеющий посмеяться над пороками, с тонкой иронией, олицетворял душу ирландского народа. Но, как я уже говорил, ирландцы были готовы посмеяться и над мудрецами вроде Рафтери, которого в другом рассказе обманула простая крестьянка. Так хитрость иногда побеждает ум…
Ирландцы ценили не только мудрость и знания, но и искусства, особенно музыку. По сей день в Дублине играют на старинных народных инструментах, а фольклорные ансамбли пользуются большой популярностью. Это легко проверить, пройдясь по Золотой миле Дублина…
Если попробовать выразить душу ирландского народа в нескольких словах, то можно сказать: Музыка, Красота и Любовь –триада, которой поклонялись и поклоняются жители зеленой страны.

Добрые и злые духи Ирландии

Потусторонний мир ирландцев полон таинственных существ: фей и эльфов, банши и брауни (домовой), ангелов и демонов. Под землей и горами живет Маленький Народец, или гномы. Ирландцы верили, что большинство этих существ недолюбливает людей, и мало кто помогает им. Даже хорошие люди подчас бывают одурачены феями и гномами. Христианство сделало часть персонажей ирландской мифологии злым, враждебными к человеческой расе.
Нередко сказочные существа наделены человеческими чертами и пороками: пьянством, гордостью и тщеславием, обжорством и страстью к азартным играм. Например, герой рассказа Души в клетках, Джек Догерти, знакомится с водяным Кумарой, который ловит души погибших моряков, держа их в клетках. Их дружбу подтачивает мысль Джека о несчастных душах, и он тайком выпускает их. В итоге старик Кумара покидает свой дом на дне моря. В сказке есть место юмору, иронии и сатире на пьянство и похвальбу героев.
Добро обычно побеждает зло, как в рассказах о графине Кэтлин О’Шей и Господин и слуга. Демонов поражает сила молитвы и помощь ангелов, а иногда и бога.

Ирландские саги, легенды и сказки редко имеют счастливый финал. Мудрая нация предпочитала дать нравоучение, или мораль, по выражению англичан.
Так, вера в умственные способности нашла отражение в фразе: такой уж он, человек. Докажет самому папе римскому, что тот – протестант.
О роли семьи и детей говорит поговорка: дом без ребенка, кошки или собаки – дом без любви и радости.
Как правило, ирландские сказания имеют небольшой формат. Жители страны Эйре считали, что хорошая песня может быть немногословной. Главное в песне – выражение красоты и силы Природы, героев и ученых, славящих родину.
Эту задачу блистательно выполнили ирландские сказочники Айлин ОФойлин, Шамас Мак Манус, Уильям Батлер Йетс. Не менее яркое имя в этом ряду – Оскар Уайльд, создавший «Мальчика Звезду».
В наши дни Ирландия продолжает дарить миру таланты, среди которых стоит отметить детских писателей Джона Бойна и Патрика Маккейба. Хотя их творчество носит мрачный, готический характер, и более интересно молодежи, нежели детям, они являются выразителями дум будущего поколения Эйре.
Народные саги, эпос, поэзия продолжают питать фантазию современных ирландских писателей, создающих новые удивительные миры.


Рецензии
Олег, домовой в зелёной одежде употреблял спиртное, никогда об этом не читала)смешно
Зелёная кнопка.

Ольга Нобари   17.06.2021 07:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.