Чудо на таинстве соборования

В свои неполные 45 лет Анна была сущей развалиной: два раза в году, как минимум, её скручивал радикулит до крючкообразного состояния, почему-то немела нога, посыпались зубы. И это было еще не самое страшное: несколько лет назад у неё обнаружили язву 12-перстной кишки… И пошло: глотание трубок, мини-телевизоров, хождение в поликлинику, как на работу… Больница, санаторий, годы строжайшей диеты не избавили от жестоких весенне-осенних обострений этой болезни. Доходило до того, что передвигаться приходилось мелкими шажками, схватившись за живот…
В православие Анна «впала» как бильярдный шар в лузу: сомнений, колебаний и духовных поисков больше не было. Для прохождения православного ликбеза она записалась на лекции при СПбДА, где и узнала  в подробностях о таинстве соборования. Анна тут же поменяла место лечения: вместо поликлиники отправилась собороваться в храм. Однако ожидаемого исцеления не произошло. Это несколько удивило её, но неофитского пыла не охладило. Анна стала ходить на соборование ежегодно, не подозревая, что совершает грех: нельзя многократно докучать Богу с одной и той же болезнью. Не исцелил Господь, значит, почему-то так надо. Смиряйся и терпи. Но она этого не знала и упорно соборовалась каждым Великим постом. Один из постов совпал с таким резким обострением язвенной болезни, что на очередное соборование пришлось ползти, обхватив живот руками, со скоростью трехсотлетней черепахи Тортиллы…
В храме Анне стало полегче: когда сидишь, резкая боль притупляется. К тому же началось совершение таинства, и она старалась сосредоточиться на словах молитвы и Евангелия, на действиях при совершении соборования. Семеро батюшек с кисточками в руках обходили ряды болящих. Нужно было то зажигать и тушить свечи, то подставлять лоб, щеки и другие части тела для помазывания елеем.  Все было красиво, таинственно и как-то очень  умиротворяюще.
По дороге домой Анна раздумывала о том, почему в притче о десяти девах, которую читали при совершении соборования, самые мудрые из них не поделились маслом с неразумными. И хотя этот неблаговидный поступок мудрых дев вызывал недоумение, она чувствовала, что есть в нем какой-то глубинный, все объясняющий смысл, который пока скрыт от её понимания. Она прибавила шаг, чтобы поскорее найти дома толкование этой притчи у св. Феофилакта Болгарского. И… остановилась, как вкопанная, неожиданно осознав, что она резво бежит по тротуару и у нее ничего не болит! Она постояла в недоумении, еще страшась думать, что на таинстве соборования с ней случилось чудесное исцеление. Но где-то внутри нарастала радость и уверенность, что так оно и есть! Она не ошиблась: болезнь отступила.
С того дня прошло уже более двадцати лет, но Анна хорошо помнит то мгновение, когда она поняла, что произошло чудо.


Рецензии
Лариса Ильинична!
Удивило меня идея, что грех "докучать" Богу с просьбой об одной и той же болезни. Во-первых, "просите и обрящете", притча о неправедном судье, притча о друге пришедшем в полночь и прочее (что Анна и делала - просила, и не просто просила - тратила последние силы и средства доползти до соборования), во-вторых, как можно человеку с постоянными сильными болями говорить, что это грех просить Бога об исцелении?! Есть люди, которые подвижничают, претерпевая боли, сознательно отказываясь от анальгетиков и даже опиоидов. Это их выбор, плюс это их путь, который не каждому по силам. И в чем несмирение и нетерпение Анны? Она не кричала на каждом углу, какая она бедная страдалица, не роптала, принимала свое неисцеление и шла трудиться в молитве дальше. Не унывала, приходила через год. Даже не каждым постом!
Я думаю, что Бог исцелением Сам ответил на вопрос, где тут был грех. Не было в молитве настойчивой этой, в ежегодном соборовании греха.
Слава Богу!

Мария Молчанова   20.03.2020 11:52     Заявить о нарушении
О неоднократном соборовании в течение одной и той же болезни:

Согласно Православной Энциклопедии «соборование в одной и той же болезни, продолжающейся непрерывно, большинство богословов вслед за свт. Петром (Могилой) запрещают. В Требнике Петра Могилы указано, что на протяжении одной болезни соборуются один раз. Если болезнь хроническая и человек не получает в Таинстве Елеосвящения исцеление, то в следующем году с этой болезнью он собороваться не может.

Однако свт. Филарет (Дроздов) писал в письме архимандриту Иоанникию, наместнику Чудова монастыря, что совершение Елеосвящения всегда благотворно и не может ограничиваться случаями тяжёлой болезни и близости смерти и «едва ли когда может быть погрешительным». Считаю, что данная фраза могла иметь в виду не многократное совершение Таинства в одной болезни, а лишь тяжесть болезни.

Лариса Калюжная   20.03.2020 12:46   Заявить о нарушении