У профессора

       Утром, в моём подвальчике, появился Анастасий, профессор. Он недавно вернулся из Америки, где прочёл несколько лекций по теме своей давней  кандидатской, и  был полон впечатлений.               
 - Я буквально на минуту.  Но хочу сказать тебе, Ораш, это просто другая цивилизация. Люди из другого мира,  – он восторженно смотрел на меня. – У них страна, точнее население, поделена пополам. Половина республиканцев, половина демократов. И друг за другом глядят. Поправляют друг друга. Там культ личности невозможен  – он немного помрачнел.  -  Да-а, это не Россия.
-  Рад тебя видеть, Анастасий. Может быть чайку?
 – Спасибо. Приходи  часам к семи ко мне.  С интересным человеком  познакомлю,  в  шахматы сыграем.               
Профессор озвучил обе мои слабости,  и я  согласился. А он продолжил.
-  К сожалению, Варвары Ивановны дома не будет, загостилась в Москве, у дочери, но, я думаю, чаёк и  сами сообразим. 
        Мне уже доводилось  два раза бывать  у него, и оба раза супруга отсутствовала.  Я думаю, если бы  она была дома, меня бы в гостях не было.
Дверь открыл  Анастасий, рядом с ним стоял незнакомец.
- Знакомьтесь.  Ораш, это Владимир Ионович, мой давний коллега, сейчас – бизнесмен. А это Ораш, Пророк, в переводе с  таджикского,  мой хороший собеседник.
         Коллега Анастасия, невысокого роста и абсолютно лысый,  был лет на пятнадцать моложе его, и примерно настолько же старше меня.  Я вручил хозяину квартиры пакет,  в котором  был армянский, судя по оформлению,  коньяк пятилетней выдержки. Сам я алкоголь не употреблял, но знал слабость Анастасия к марочным напиткам.
       В профессорском кабинете, слева от окна, стоял письменный стол, а напротив два кресла  у стены,  скобками ограждали шахматный столик.  Рядом стояли  третье кресло  и журнальный столик, с  нарезанным лимончиком, конфетами и печеньем. Всё было готово к приёму напитков,  игре и дискуссии.
Анастасий ушёл на кухню, за напитками, а мы разыграли первую партию.
- Ораш, вы слышали последнюю новость? -  Владимир Ионович нажал на часы и  с прищуром посмотрел на меня.
- Конечно, Владимир Ионович. Коронавирус  идёт по планете, доллар – семьдесят пять рублей, а Евро – просто сказать стыдно. Кризис, сами понимаете.
        Вернулся Анастасий с фарфоровым чайничком и бутылкой коньяка.
-  Это правда. Но я не об этом. – Мой соперник сделал очередной ход и продолжил. -  Сегодня два космических корабля столкнулись при выходе на орбиту. Не поделили вход.
- Какой вход?
Оба ученых враз  удивленно посмотрели на меня.

                - Ораш, ты что,  и вправду элементарного не знаешь? Вокруг  Земли есть сфера…
-  И не одна – дополнил его  Владимир Ионович.
-  И сферы эти алмазные – поддержал я, чтобы не выглядеть белой вороной, - я читал где-то.
- Может быть и алмазные, но не уверен, впрочем,  это не важно, - продолжил Анастасий.  – Ты, наверное, обратил внимание, что корабли запускают в расчётное время, ни минутой  раньше, ни позже. Как ты думаешь, почему?
- Если следовать вашей логике, чтобы не промахнуться. – Я снова сделал ход  пешкой  «Е»  во французской защите, которую  обозначил соперник, и  Владимир Ионович  задумался уже над своим  вторым ходом. А  в блице это важный фактор. 
- Совершенно верно. Чтобы не промахнуться. Космические державы согласуют пуски, а если  вклинивается начинающая страна, не знающая всех тонкостей строения  Земли, то ЧП неизбежно  – продолжал отвлекать моё внимание от партии профессор.  Понимаю, научная солидарность.
      А мы с Владимиром Ионовичем устроили  настоящую мясорубку на доске. Взятая фигура не успевала опуститься на стол, а била по часам, запуская время соперника. Стрелки на обоих циферблатах из последних сил поддерживали флажки, и каждое мгновение могло стать роковым. Мне трижды повезло.
         Анастасий и Владимир Ионович соприкоснулись стопками, я присоединил с легким звоном  чашку и чаепитие началось
       Мы поменялись местами с профессором,  и теперь он пытался защититься от дерзко атакующего бывшего коллеги.  После нескольких стопок, пары чашек чая, партий блица,  тема разговора плавно опустилась на политику.
- Ораш, а что ты думаешь о пожизненном правлении президента?
- Я думаю, в Конституции надо прописать и нахождение его  после жизни.
- Отлично! Тогда чего уж мелочиться – мгновенно среагировал Владимир Ионович. -  Мавзолей-то свободен. Во всяком случае,  половина его, Никита постарался. Провидец.
- А,  в  крайнем случае,  Ульянов предостаточно полежал там, его  можно и в стену замуровать - озвучил свою идею профессор.
- А кто Мавзолей предлагать будет? Снова космонавт?
- Нет, надо чтобы  из своих  кто-нибудь, но из народа. 
- Значит,  олигарху доверить? Олигархи ведь тоже народ.
- Я думаю, лучше пусть будет авторитет.
- Верно, криминальный. Уж  он-то ближе к народу, чем олигарх. Да и по Конституции президентом стать не сможет. Не конкурент.
- А что, это мысль. Добропорядочный сиделец, выходец из народа, миллиардер, член Единой…
- Лучше беспартийный.
- Согласен. Беспартийный авторитет предлагает вписать в Конституцию местонахождение президента после… Красота!
- А ты что  думаешь, Ораш?
         Из своего скромного опыта я знал, что следующей темой мужской дискуссии станут женщины, а в этих вопросах я не дока. Пора и честь знать.
- Я думаю, что это дела сугубо российские, а нам, таджикам, пора на боковую. Спасибо за чай,  - я встал, посмотрел на профессора, перевел взгляд на Владимира Ионовича - и за интересный, впечатляющий  вечер.
        Анастасий даже не сделал попытку остановить меня, он  знал, что это бесполезно. Мы прошли в прихожую, обменялись рукопожатиями, и я вышел.
        Фонари у дома открывали всю прелесть дальневосточной  весны. Хлопьями шел снег. Снег  ложился на тротуар, проезжую часть улицы, где ему предстояло  пасть под ногами редких пешеходов и колёсами  машин. Снег готовил мне фронт работ на завтра.


Рецензии