Одесса

   Это было 50 лет назад. Как всё таки быстро летит время. Пол века прошло с тех пор когда в 1970 году Володя приехал  в Одессу. Об Одессе он много читал и слышал, но увидел её в свой отпуск, решившись прокатиться по югу России, где было ещё довольно тепло в середине осени.
   В купе полупустого плацкартного вагона он ехал один. Было холодно и неуютно. Печку только затопил проводник, высокий парень лет 30. В соседнем купе разместились двое, полная женщина с сумкой забитой продуктами и мужчина с южным выговором, в простой повседневной одежде. У них сразу завязался разговор о жизни, о детях:-Говорил я своему старшему сыну, учись, учись пока есть возможность. Нет пошёл работать трактористом. Счас говорит мне. Папа я понял, что такое жизнь. Верно ты мне говорил. Да ведь поздно уже понял. Женился не давно. В техникум пошёл. Да какая ему учёба. Ребёнок вот скоро будет. Работать надо, семью кормить-с горечью рассказывал мужчина. Женщина сочувственно поддакивала и тоже сетовала на непослушных самостоятельных детей.

    Проводник принёс постели. Сырые, холодные, к ним было страшно прикоснуться, а не только расстелить и спать на них.
-Зачем  поехал в такое время в Одессу. Спал бы спокойно дома в тёплой постели- думал Владимир расстилая простыни. Чтобы согреться он лёг под одеяло в одежде. Колёса поезда ритмично отбивали: То-ли де ло. Я по-ехал. Ночью стало жарко. Откинув одеяло Вова лежал с закрытыми глазами стараясь заснуть под стук колёс.
Днём за окном совершенно не радовал осенний пейзаж. Чёрные поля, ржавая желтеющая трава, отдельные стога сена наводили унылость и тоску прогремевшего тёплого лета 1970 года.

   После обеда на очередной остановке в купе вошли старушка с внучкой. Старушка лет 75 сразу легла в постель застеленной внучкой.
Старушка оказалась далеко не болезненной. Едва останавливался поезд она влезала в потрёпанные тапочки и шла на перрон, что нибудь купить. Покупала варёную картошку с солёными огурцами, булочки.
Ночью опять было жарко в вагоне. Володя спал уже раздетый. Не спал, а просто забывался тяжёлым насторожённым сном. То и дело ворочалась старушка покрякивая и что то нашёптывая, непрерывно стучали колёса. Под утро едва заснув загорелся яркий свет и раздался громкий голос проводника:-Подъём. Подъезжаем к Одессе. Постели собирайте и сдавайте.

   Ровно в 4. 06 утра поезд остановился. Выйдя из вагона от холодного, сырого ветра, по телу Володи проползли мурашки. Оглядевшись он зашагал к вокзалу, к теплу и свету. Не очень большое изящное помещение понравились ему. Возле входа висела карта Советского Союза, а по другую сторону висела карта города Одессы. Володя принялся изучать расположение улиц по схеме. Вот Пушкинская улица, прямо от вокзала и до моря. По ней ходил Пушкин А. С., Паустовский К. , а вот и Дерибасовская, в самом конце Пушкинской улицы. Вот и морской вокзал, а там пляж, как жаль, что так холодно-думал Володя.

      Гулкое, холодное помещение вокзала быстро заполнялось вновь прибывающими людьми. Пока Володя изучал карту и пил кофе, сидя, как петух, за стойкой на улице рассвело. При выходе из вокзала сразу же его внимание привлекло белый купол высокого здания. Пройдя привокзальную площадь со спешащими узенькими трамваями Он подошёл к этому зданию и прочёл, что это планетарий.
-Сюда схожу потом-подумал Вава- сначала на Пушкинскую улицу и пешочком до моря.
Вот она какая широкая. По обе стороны дороги тротуар выложенный плитками. По сторонам возвышаются высокие густые вязы с коричневатыми, узловатыми стволами. Над мостовой, выложенной булыжником натянутые провода тролейбуса. Редкие прохожие, спешащие на работу ничем не отличались в одежде его города. По обе стороны дома, магазины, школы. Вот уже и Дерибасовская на перекрёстке. Такие дома в три , четыре этажа. Дорога выложенная булыжником, а тротуары асфальтированы. Пышные клёны с редко желтеющими листьями. И дя вниз по Пушкинской Володя дошёл до памятника Пушкину А. С. На высоком постаменте из гранита скульптура с надписью внизу:"Граждане Одессы 1888г."

   Пять лет Пушкин прожил в Одессе по воле царя, за насмешки и острый ум. С площади был виден порт и бесконечное серое море. Слышны были гудки пароходов, свистки тепловозов, шум не видимых машин. Величественно поворачивались длинные руки кранов.
От памятника Пушкину начинался Приморский бульвар. Широкий с двумя рядами каштановых деревьев над низенькими скамейками, приглашающих посетителей посидеть отдохнуть, подышать свежим морским воздухом, полюбоваться морем. Закончился бульвар широкой Потёмкинской лестницей уходящей вниз к морскому вокзалу.

   Полюбовавшись великолепной панорамой Володя пошёл на Дерибасовскую улицу. Пройдя мимо морского музея он подошёл к массивному зданию с лепными украшениями, статуями "Театр оперы и балета"-прочитал Вова. Неожиданно пошёл дождь. Сначала  медленно, но уверенно набирая силу. Листва каштанов уже не спасала и Володя подбежал под крышу крыльца трёх этажного дома. Здесь уже стояла девушка лет 20 в  красных расклёшенных брюках и красном пиджаке.
-Дождь всегда не кстати-проговорил он. Придётся постоять.
-Вы не скажете сколько время?-спросила она.
-Сорок пять минут девятого, взглянув на свои квадратные часы-произнёс Вова. Часы эти он себе купил в прошлом году на день рождения, на своё тридцатилетие.
Дождь немного утих и девушка быстро застучала туфлями об асфальт удаляясь по улице.
-Она спешит на работу, а мне некуда спешить-думал Володя. Не очень то приятно ходить по городу мокрому. Подожду пока прекратится совсем.
Вскоре дождь прекратился совсем и Володя медленно зашагал по незнакомой улице, потом ,почему то свернул налево и вышел на мост под которым мчались машины. шагая по мосту, а затем по скверу он увидел строящиеся дома из тёмных толстых кирпичей. Ещё были пусты глазницы окон, но скора счастливые люди заселят дома с видом на море. Пустое кафе" приморское" привлекло вниманием огромных окон с занавесками. Есть не хотелось и Володя прошёл мимо и опять зашагал прямо, а потом опять свернул в лево и зашагал по не широкой мощёной улице с двух и трёх этажными домами до пересечения, как он думал, с Дерибасовской. Пересечения не произошло, но зато он оказался на рынке войдя в широкие распахнутые ворота.

   Посередине базара стояло множество прилавков с наваленными на них всевозможными овощами, фруктами, ягодами, дынями, арбузами и красными мясистыми помидорами. По сторонам их окружали лавки с промтоварами, павильоны для продажи молока, творога, мяса. Рынок был большой и уже шумел от многочисленных посетителей. Рынок окончательно сбил Володю с ориентира и он зашагал по улице Красной гвардии в сторону солнца, на юг, где должно быть море. Моря что то долго не было видно и он свернул на лево и зашагал по длинной Ковалёвской улице куда то заворачивающей. Вскоре кончились каменные дома потянулись небольшие дома с приусадебными участками. Володя понял, что окончательно заблудился и позорно пошёл обратно. Почему то не попадалась столовая. Хотелось есть, а столовой всё не было видно. Но вот на другой стороне улицы он читает "Дальня" и видит что люди сидят и кушают. Это же идальня-столовая значит догадался Вовка и зашагал в "Дальню". Народу было не много и он взял украинский борщ, шницель южный, компот.

   Выйдя из столовой Володя прищурился от яркого солнца на совершенно чистом небе. Если бы не легкий прохладный ветерок, не пожелтевшая трава и листва на деревьях, то всё как летом и это в октябре, когда в его городе герое идут дожди и дует холодный ветер. Сев в проходящий троллейбус Вова попадает на автовокзал. Большое квадратное здание, с буфетами, кассами, табличками. Сев снова в тролл
ейбус идущий до железнодорожного вокзала он снова приехал в центр города, а вскоре показался и знакомый купол планетария. Увидав заведение под названием "Галушки" Вова идёт попробовать украинских галушек. Галушки ему не понравились-Нет ничего лучше русских пельменей-думал он садясь в трамвай № 18 идущий до пляжа.
    Оставив позади шумный город он вышел на конечной  16 станции. Здесь было тихо. По обе стороны дороги были дачи, санатории, за ними показалось и море. Вот оно калышадшее, зеленоватое, безбрежное. Перевёрнутые лодки, закрытые киоски, пустынный пляж-всё говорит об ушедшем лете. Прохладный ветер сбивает желание раздеться, искупаться. Тихо и ласково набегают волны на песчаный беоег. К причалу подошёл катер Орлёнок. Купив билет он едет обратно в Одессу к морскому вокзалу.  В море заметно покачивает. Дует уже сильный прохладный ветер. За бортом плавает множество больших, с волейбольный мяч, медуз. Они то белые, то фиолетовые, то совсем синие покачиваются в прозрачной воде показывая мягкие соски или пряча их за мягким колышащим цветным зонтиком. В дали, в дымке уже еле виднелся пляж. На холме виднелись дачи, санатории. Вышедшие в море рыбацкие лодки сильно качает  и кажется, что вот вот захлестнёт их холодная вода. Не возьмутиво сидят рыбаки в лодке ожидая клёва. На катере всего человек 10. Вот девушка, не обращая внимания на холодный встречный ветер,, залюбовалась медузами. Пожилые пассажиры сидят в застеклённой кабине. На 2 ой остановке вошла парочка влюблённых молодых людей, Они сели на последний ряд и всё время целовались. Они буквально впивались губами в друг друга и никого не замечая, вкушали сладость любви, а потом смотрели с нежностью друг на друга, словно их хотят разлучить. Иногда, словно очнувшись, они смотрели в море, на медленно двигающий берег и встретившись взглядом снова впивались губами в долгий поцелуй.

  "Ланжерон"-последняя пристань катера. На песчаном берегу видны редкие фигурки людей. Закалённый смельчак в плавках вбежал в колышащую воду окунулся и выскочил на берег махая руками и прыгая. Катер вскоре отчалил. Уже виден был весь город. Морской порт, краны, корабли, дымящиеся трубы в дали, телевышка. Прошли белый маяк и вошли в бухту, где рядом с причалом катеров стояли громадные теплоходы.

 Он поднялся по лестнице с причала на морской вокзал. Огромное стеклянное здание, двери гостеприимно распахнуты. В помещении тепло, светло. На втором этаже ресторан. Познакомившись с расписанием и с расценками Володя вышел в город.
-Дорогое это удовольствие на теплоходе плавать-подумал он выходя. Лучше я по вечернему городу похожу. Поднявшись по Потёмкинской, широкой лестнице он снова оказался на Приморском бульваре.

    На улице уже было много народу. Рабочий день окончен и люди спешили домой. Проходили переполненные трамваи, троллейбусы, автобусы. Сказывалась уже усталость от проведённого на ногах дня. Дерибасовская улица оказалась сюрпризом. Она просто была одной из центральных улиц с многочисленными магазинами, кафе, ресторанами и кинотеатрами. Приятно удивил Володю "Пассаж". Великолепное здание со скульптурами и светлым помещением в центре. Праздничная Дерибасовская переходит в Садовую улицу, проходящую паралельно Пушкинской улице. Вот он вышел на улицу Советской Армии по которой спешили постоянно узкие трамвайчики. На ней было много магазинов, кафе. Трёх и четырёх этажные дома привели Вову в парк имени Шевченко.
Ноги отказывались идти дальше и Вова зашёл в ближайший кинотеатр, посмотреть кино и отдохнуть немного. Уже давно зажглись огни. Нарядней стали выглядеть дома с подсветкой, красочные рекламы. Выйдя из кинотеатра он поехал на троллейбусе к вокзалу. Было уже поздно. Улицы опустели.

    По осеннему неприветливо наступил второй день пребывания в Одессе. Зябко поёживаясь на остановках стояли люди дожидаясь транспорта. Сев в трамвай №3 володя поехал опять к морю. Вышел возле судо-ремонтного завода . Здесь видны были только краны за которыми скрывалось во мгле море. Пересев в трамвай №9 он поехал дальше. Город остался позади, потянулись разные конторы, небольшие предприятия. Выйдя на улице Котовского он пошёл к синевшему морю. На пустынном пляже лежат перевёрнутые лодки, стоят заколоченные киоски. Дует холодный ветер прямо с моря. Большие волны набегают пенясь на берег. Холодная сырость тянет обратно в город.

   В городе было потеплее. Ветер ослаб да и моросящий дождь прекратился. Володя снова оказался на улице Красной Армии. За "Пассажем" оказался парк и рынок. Высокий брезентовый шатёр привлёк его внимание. Мотогонки под куполом-читает
Вова рекламу над шатром. Внутри шатра ревут два мотоцикла. Представление будет вечером и Володя идёт дальше по городу.
Возле вокзала он слышит как приглашают познакомиться с катакомбами.
-Это же то что надо обязательно посмотреть-думает Вова и уплатив садится в автобус.
  Экскурсовод, худощавая женщина лет под 30, всю дорогу рассказывала о партизанах
которые воевали с фашистами в годы войны. Сидевшая впереди пожилая женщина вытирала слёзы, сочувственно кивая головой. Не доезжая села автобус остановился возле балки, где был вход в катакомбы. На мраморной плите у входа, были выбиты имена героев партизан. Получив по свечке группа вошла катакомбы. Низкий неровный потолок заставлял пригнуться. Холодные шершавые серые стены из серого ракушечника наводили унылость и жалость к тем кому приходилось здесь жить и воевать. Через 20 минут группа вышла на встречу солнцу и голубому небу. Все молча,подавленно садились в автобус.. Экскурсия закончилась в городе у могилы неизвестного матроса, где стояли в карауле старшеклассники в матроской форме. Через каждые 15 минут, чеканя шаг приходила смена караула.

   Вечером Володя пошёл в русский драмтеатр имени Иванова посмотреть комедию"Сослуживцы" . Комедия доставила большое удовольствие и наслаждение хорошей игрой артистов, особенно игрой Е. Котова заслуженного артиста УССР. Вот само помещение театра было не важным, далеко не идущему театру.
После театра Володя приехал на вокзал и купил билет до Кишинёва.


Рецензии