Как нас учили благородным манерам

Рассказ из цикла «Юношеские страсти» - Маленькие рассказы о любви и счастье. 2

Ты спрашиваешь, как мы познакомились? А мы не знакомились. Я даже не сразу узнал, как её зовут.

Мы учились в разных школах: я в мужской, она – в женской. Тогда было раздельное обучение. Это, конечно, было плохо. Мы, мальчишки, с девчонками совсем не общались. И не знали, как с ними обращаться. Чтобы это исправить, наши педагоги ввели факультатив – школу танцев. В 7-м классе. Записалось полкласса. И я в том числе.

На первое занятие нас собрали в спортзале нашей школы. Занятия вела пожилая, очень грациозная артистка. Впрочем, пожилой она была лишь в наших глазах. Вполне ей могло быть лет 45. Но мы об этом не задумывались.

Выставили нас вдоль противоположных стенок зала. Стоим, разглядываем друг друга.
 
– А теперь кавалеры должны подойти к стоящей напротив даме и поклониться ей.
Подошли, поклонились, как умели. Девочка, которая мне досталась, была маленькая, круглолицая, веснущатая, с тонкими косичками. Сразу же захотелось дёрнуть за косичку. Наверно, девчонки специально их заплетают, чтобы хотелось дёргать.

Конечно, юные кавалеры всё сделали не так: и шли вразвалку, под ноги смотрели, а не на даму, и поклонились, как чурбаны. А дамы прыскали от смеха (или от страха?), что кавалеров, конечно, не поощряло. Так что для начала нас стали учить благородным манерам. Как ходить, как улыбаться, как поклониться даме. Как даме приседать… Наша артистка всё показывала, и не один раз.

– Выпрямились! Грудь вперёд! Смотрим на даму! Пошли. Не обязательно в ногу, мы не на занятиях по военному делу. Остановились на расстоянии одного шага. На даму смотрим! Да не так угрюмо – вы же её на танец приглашаете! Улыбнулись даме! Поклонились. Дамы, смотрим на кавалеров. Улыбнулись. Чуть присели. Выпрямились. Кавалеры, ещё раз поклонились, повернулись, спокойно вернулись к своей стенке.

Потом дам учили, как взять кавалера под руку. Пара должна была сделать круг по залу, и кавалер галантно отвести даму на её место, распрощаться и вернуться к своей стенке.

Такое вот было вступление к танцам. И лишь затем нас стали учить разным бальным танцам.

Как трудно это нам всем давалось! Мальчишкам и девчонкам, уцелевшим в недавно закончившейся кровопролитной войне и благородным манерам не обученным.
 
Мою партнёршу с косичками на последующих занятиях я менять не стал. Вот так мы с ней и познакомились.

Затем нам стали устраивать совместные вечера отдыха. На них приходили те же девочки, танцевали те же бальные танцы. На вечерах я танцевал с разными девочками, но и мою партнёршу не забывал. А после вечеров всегда хотел её проводить. Но… я был очень застенчивым мальчиком, и просто сказать ей «Пойдём, я тебя провожу» не решался. Довольно часто мы гуляли компаниями с теми же девочками. Я долго не решался взять её под руку или хотя бы подставить локоть так, как нас учили на уроках танцев.

Я предложил ей свою дружбу, и она с радостью согласилась. Но что это была за дружба? Мы почти не рассказывали друг другу о себе. Она отказывалась приходить ко мне домой и к себе не звала. Я обижался: не доверяешь, значит! Уже потом, в студенческие годы она призналась мне, что была в меня влюблена. А я? Пожалуй, всё-таки не был, хотя она мне нравилась.

Что было дальше? А ничего. Мы ведь с ней ни разу даже не поцеловались. У неё была своя жизнь, а у меня – своя. Она окончила педагогический институт, преподавала в школе. Семья – муж, сын. Не один раз мы потом с ней встречались, но никогда – наедине. Только в компаниях. Я не знаю подробностей её жизни. Мы жили в разных городах, и я не сразу узнал о её кончине. И очень жалею, что не имел возможности проводить её в последний путь.
 
Но девочка с косичками, с которой у меня так ничего и не было, стала частью моей жизни, и я часто о ней вспоминаю. С большой теплотой.


Рецензии