Черный клобук

Сказка

Проживал, не таясь, в Яикском городке казак по имени Акакий.  Городок тот и по ныне стоит в  Щацкой луке, где Чаган с Уралом сливается, а называется он ныне Уральском. Каждый казак наживал себе по труду и разуму. Казак Акакий был рыбаком, семьи не было, так что проживал жизнь в одиночестве.

Во время зимнего багренья надежд на удачный улов не было, потому, как орудие лова - багор пришёл в негодность, а в багрение от казака требуется огромная сноровка и смелость. Акакий надумал изготовить новый багор, пока все казачьи артели после дневного лова расположились на берегу отдыхать. Он отправился в  лес, что виднелся недалеко от реки, надеясь там найти нужный диаметр ствола и длину у растущих в лесу деревьев.

Как только он присмотрел подходящее деревце для изготовления багра, вдруг появился ни откуда туман, и в лесу стало темно, хоть глаз выколи. Место, куда он забрел, оказалось далековато от реки, и как только туман спустился, первым желанием Акакия было поскорее вернуться назад. Ему совсем не хотелось заблудиться в лесу и провести холодную зимнюю ночь под открытым небом.

И Акакий пошел по своим следам, которые едва были видны, думая, что это его следы, которые сохранились, когда он шел в лес, и что они то,  наверное, доведут его до стана казаков. Но очень скоро он понял, что ошибся, так как следы вывели его из леса на какое-то незнакомое место. И к тому времени, когда стемнело, он окончательно сбился с пути.

Бедняга хотел уж найти у берега реки укромное место и провести остаток ночи, спрятавшись в расщелине под яром, как вдруг заметил на сопке мерцающий огонек. Он поспешил на огонек и, подойдя поближе, увидел, что это горит свет в окошке полуразвалившейся мазанки, какими пользовались казаки во время пикета, чтобы бухарские племена не переходили реку.

«Кажется, мне повезло, — подумал Акакий. — Здесь можно будет и переночевать, и у горящего очага погреться».

И он постучал в покосившуюся дверь.

К его удивлению, никто не ответил.
«Кто-нибудь же там должен быть, - подумал Акакий. - Ведь сама по себе свеча не горит».

И он еще раз постучал в дверь. И опять ему никто не ответил, но на этот раз он точно расслышал в хижине чьи-то голоса.

Акакий громко крикнул:

- Люди, не хотите впустить усталого путника погреться в такую холодную ночь?

Из дома донеслись  шаркающие шаги, открылась дверь - настолько, чтобы пробежала собака, — и выглянула голова дряхлого старика, который внимательно оглядел казака.

— Хорошо, можешь остаться здесь на ночь, — пробурчал он неприветливо. — Рядом все одно жилья другого нет. Забредай и располагайся у очага.

Старик впустил Акакия, и затворил за ним крепко-накрепко дверь. В помещении было жарко, а по обе стороны от очага сидели еще два старика. Старики даже не взглянули на Акакия. Дед, который открыл ему дверь, показал рукой на очаг, и казак улегся у огня.

Тем не менее, заснуть Акакий не смог. Что-то противоестественное померещилось ему в самом воздухе этого недоброжелательного  дома, и он решил, что нужно быть на стороже.

Где-то за полночь старики решили, что их незваный гость уснул. И один из стариков  тихо поднялся и подошёл к большому деревянному сундуку, стоявшему в темном углу помещения. Акакий не шевелился и, чуть затаив дыхание, наблюдал, как старик с трудом приподнял тяжелую крышку сундука, достал из него клобук-шапку черного цвета и очень торжественно надел ее себе на голову. А затем произнес тихим голосом:

— На остров!

И прямо на глазах у казака исчез, словно его и не было.

Следом за ним и два других старика подошли к этому сундуку, достали каждый по клобуку, надели их себе на голову, и проговорили те же слова:

— На остров! — и были таковы.

Не успел третий старик исчезнуть, как Акакий встал и подошел к сундуку. Приподняв крышку, и увидел на дне еще одну клобук-шапку. Представьте себе, как разбирало любопытство казака. Ему до того захотелось узнать, куда же испарились три старика. Поэтому нет ничего странного, что он тоже нахлобучил себе на голову клобук и смело повторил, точно как три старика:

— На остров!

В один миг стены мазанки раздвинулись, и его закрутило, завертело и понесло как на крыльях с неописуемой быстротой. А затем он оказался на острове, где когда-то казаки после промысла на море дуванили товар. Но на  ту пору казаки совсем осели и морским промыслом не занимались. Обошёл Акакий весь остров, идет туда, идет сюда, а на острове никого нет. Так он долго бродил, а стариков не нашел. Под вечер подошел он к одной сопке. Он так устал, что захотел уже прилечь. Как вдруг видит прямо перед ним вход в пещеру.

«Дай, - думает Акакий, - загляну, не тут ли старики».

И вошел в пещеру.

Глядит, а там бочек понаставлено.

А оглядевшись, Акакий увидел, что бродят по пещере три старика – колдуна. Приоткроют одну бочку и берут по одному камню, а из бочки свет чернее чёрного выделяется, то камень Меланель. Он превращает черную магию в белую.

Подходят старики к другой бочке, а из бочки белый свет, то  камень Лелиграль, он старость обращает в молодость.

Они уже у третьей бочки, а из бочки красный свет, то камень Мерлир, что обладает древней памятью и знаниями прошлых эпох, камень сокровения, может делать невидимым что угодно, а также перемещать и возвращать обратно, даже пробуждать от смертного сна.

Они уже у четвертой бочки, но тут один из стариков  заметил Акакия, он сразу обронил дно бочки и схватил двух других стариков за плечи.

- Стойте,  старики, - говорит им Акакий, - а  зачем вы берете эти камни?

Старики вздрогнули. Посмотрели на него.

- А зачем тебе это знать? - удивились они.

- Да вы кто такие? А ну, давайте рассказывайте, зачем вам эти камни? – настойчиво наседал Акакий. – Вы что,  караульщики при этих бочках? Али еще хуже, вы что, тати?

Старики в ответ:

- Мы ведуны-кудесники. А камни берем, чтобы помочь казакам в трудную минуту. Возьми и ты, если знаешь их предназначение. Использовать их надо только в помощь. Если возьмёшь и будешь использовать во вред, будет беда, змей Горыныч проснется, Яик без воды останется, без воды рыба погибнет, птица с небес упадет, и на земле засуха начнется.

Затем старики – колдуны проговорили:

- На Яик, на Яик! – и тут же исчезли.

Акакий почему-то не захотел последовать за ними. Он тщательно обследовал все бочки в пещере и понял, что он вообще о камнях ничего не знает. От усталости он прилег и заснул крепким сном.

Пещера эта, куда судьба странным способом забросила Акакия, принадлежала самому змею Горынычу и находилась под приглядом древних казаков. Утром стражи Горыныча спустились в пещеру, и были удивлены такой наглости: некоторые бочки были вскрыты.

— Да,  давно такого не было, чтобы бочки были открыты, — заявил седой - преседой казак, сам бородой своей по земле метет.

— Такого наглого воровства я еще не видел?

Тут один из казаков увидел спящего в углу Акакия в клобуке на голове.

— Вот тать! Вот тать! — закричал он.

Акакий проснулся и почувствовал, что руки и ноги у него крепко связаны.

Беднягу подвели к старцу, сорвав предварительно с его головы клобук, потому что, как сами понимаете, было бы непочтительно предстать перед седым казаком с покрытой головой.

По решению старцев Акакия приговорили к утоплению в море, за воровство. Предварительно  перед утоплением привязали к нему длинную жердину к ногам и рукам сзади спины. И вот на крутом берегу связанного Акакия поместили в мешок.

Акакий совсем уж смирился с горькой судьбой и готовился героически встретить свой последний час, как вдруг в голову ему пришла счастливая мысль.

— Последнее желание! Последнее желание! — закричал он. — Я желаю отправиться на тот свет в клобуке!

Последнее желание, как говорится, было исполнено. Как только Акакию надели на голову его клобук, как он тут же проговорил:

— На Яик! На Яик!

И, к великому изумлению седых старцев в тот же миг их тать и мешок, в который он был помещен, исчезли. Больше его на острове не видели.

Когда Акакий очнулся, то обнаружил, что лежит на берегу реки. Освободившись от мешка, он обнаружил, что никакой хижины и трех старых - ведунов не было и в помине. Туманная ночь давно сменилась ясным солнечным днем. Акакий увидел невдалеке повозку купца и окликнул его:

— Будь добр, помоги мне отвязаться от этой жердины!

Купец помог Акакию освободиться.

— Кто же это привязал тебя? — спросил купец. Акакий бросил печальный взгляд на жердину и тут только понял, что это прекрасная жердина, совершенно прямая и крепкая, зачем он уходил в лес так далеко во время багрения.

— Видишь ли, я давно ищу подходящую жердь, чтобы сделать новый багор для багрения. И, наконец, нашел. Мне его Горыныч подарил! А вчера был туман, и, чтобы не потерять её, я привязал его к себе. Понимаешь?

Затем купец объяснил Акакию, как далеко продвинулись артели по реке. Акакий запел песню и пустился догонять свою артель.


Рецензии
В Русском сказочном фольклоре не менее 20% сказок содержат участие в сюжете разного типа казаков и казачества. А если брать казачьи синонимы, то пожалуй весь русский фольклор с участием казачества. Так уж обрастала землями Россия. А вот в славянском фольклоре почти не встречал. В русо-славянском есть, это Украина, Белоруссия, Молдавия. Есть много соприкосновений казачества с цыганами в цыганских сказках.

Фольклор, он изустный, это как сам народ про себя думает. А романы все авторские, это как один человек, пусть и талантливый, думает за многих других. Тоже полезно. В сущности, и начальный сюжет, исходный код сказки, тоже кто-то придумал. Но потом туда было много ещё включений, сказка ведь путешествует из уст в уста, так что каждый, кто её пересказывает, становится соавтором её. Сказка записанная умерла, но её изустный вариант продолжает жить. В современных сказках про Илью Муромца уже самолёты летают, а записанный Афанасьевым почил в бумажном гробу

Олег Данкир   03.04.2024 12:01     Заявить о нарушении
Благодарю за рецензию!

Михаил Илекский   05.04.2024 14:49   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.