В полёте

Повторюсь. Читая мои биографические очерки, я предупреждаю, что это малосвязанные воспоминания о моей жизни и тех впечатлениях, которые остались в памяти. Это просто «болтовня» с незнакомцем в вагоне поезда, мчащегося через пространство и  время длиной в жизнь.

Всё время вспоминаю свои перелеты авиационным транспортом. Первый мой перелёт был 16 мая 1972 года. Это был АН-10А. Мы, студенты четвёртого курса ХИРЭ, летели на отдых в Адлер. Мне всё время казалось, что я лечу в старом автобусе. Корпус самолёта дрожал, как на ухабах. Самолёт был полупустой, сидеть можно было где угодно, но мы забрались в хвост самолёта, где и расписали «пулечку».  Долетели нормально. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что 18 мая такой же АН-10А упал под Харьковом в районе Русской Лозовой. Тогда погиб Виктор Чистяков, артист-пародист. Ну, а этот тип самолётов был снят с эксплуатации.

За свою жизнь мне приходилось лететь также на АН-2, АН-24, АН-30, АН-12, ЯК-40, ЯК-42, ИЛ-96, ТУ-134, ТУ-154, МИ-8. География перелётов от Софии до Бишкека, от Адлера до Мурманска. Летал из всех московских аэропортов. Приходилось летать и в туман, и в мороз, и ночью. Часто использовал пересадки в разных направлениях. Запомнились перелёты на АН-2 из Черкасс в Харьков и перелёт на вертолёте МИ-8 из Ахтубинска в нашу часть 06678 в Гурьеве. Перелёт на вертолёте закончился лётным происшествием. Правда, катастрофы не произошло. Уже после посадки на аэродроме мы увидели, что на одной лопасти главного винта вырвалась его часть. Хорошо, что вертолётчики вовремя заметили, что началась вибрация при наборе оборотов винта вертолета, и они не стали увеличивать его скорость. Так и долетели. Потом ещё неделю ждали, когда привезут новые лопасти, и меняли их. Тогда я узнал, что одну лопасть на винте нельзя менять. Только комплект.

Больше всего я летал во время своей службы в армии. Перелёты для меня ничего не стоили. Самолёты летали по трассе, и надо было только записаться на рейс. В то время приходилось летать и попутными бортами. Так, добираясь из Харькова в Гурьев я часто использовал  ведомственные борта нефтяников, летевших на вахту из Харькова в Тюмень. Можно было бесплатно долететь до Волгограда. Надо было только записаться на этот рейс у старшего в аэропорту. Однажды довелось лететь в кабине рейсового АН-24, по маршруту Гурьев-Волгоград. Тогда командир моей воинской части (а мы, всё-таки, были лётной частью) договорился с аэропортом на этот рейс, но билетов уже не было, и командир экипажа сказал, чтобы я шел в кабину пилотов. Тогда самолёты начинали летать сокращенным экипажем и место радиста было свободно. Так, что этот полёт обошелся мне всего одной бутылкой водки.  В полёте мне было прикольно смотреть, как пилоты читают газеты, развернув их на приборной доске. Всю работу за них тогда выполнял автопилот. Их работа была только взлететь, развернуть самолёт на трассе и выполнить посадку. Посадка показалась мне очень ответственным моментом. Весь экипаж работал чётко и слаженно. Особенно мне понравилась работа бортинженера, который успевал следить за приборами, за высотой и всё время что-то подсказывал командиру самолёта.

Правда, последний мой полёт был в 1994 году. Занимаясь бизнесом, мне на перелёты уже денег не хватало. Ну, а на пенсии – и подавно.


Рецензии