Религия и мораль
______________________________________________________
Уже немало времени теологи, и богословы пытаются объяс-
нить этическое несоответствие текстов, имеющееся в Ветхом
и Новом Завете. Несоответствие настолько отрицающее по-
нятития этики и нравственности что, по сути, положительно
невозможно считать их таковыми. Однако, так ли в этой
ситуации всё однозначно.
Во-первых, возникает вопрос, что в Священном Писании яв-
ляется главным? Конкретный текст Божьего Закона, в десяти
заповедях и его смысл, и сущность или конкретные тексты
примеров его исполнения в истории евреев?
К самому Декалогу (десяти заповедям) взятому в неприкаса-
емом изначальном виде, никаких претензий и вопросов
этического плана не возникает. Но, как только, авторами
книг Ветхого Завета, этими же заповедями, начинается объ-
яснение исторических событий, с добавлением соответству-
ющих слов от Самого Бога, тогда и начинается беспредел
осквернения нравственных понятий. Разность в стартовой
позиции Божьего Закона и его использовании, мгновенно
раскрывает ошибку отношения к нему со стороны авторов
книг, и никакими объяснениями откровения её не оправдаешь.
В итоге, очень уверенно и просто, за Божье слово, прячутся
не только нравственные преступления, но и явно уголовно-
криминального плана. В определённой степени, это можно
объяснить национальным характером евреев, их менталите-
том и традициями тех давних времён. Из чего можно вы-
вести, хотя бы условное оправдание в их сторону, но никак
не щадящее саму этику и мораль, тем более в её современ-
ной философии. Подобное рассуждение можно констатиро-
вать, как защиту слова Божьего по Закону, но этическое
оправдание и защита остальной конкретики самого писания,
не получается.
Если же религиозное мышление, от этой проблемы несколь-
ко отодвинуть и обратиться к философии, то можно заметить
следующее.
Существует определённое философское понятие морального
релятивизма, т. е. (относительности) добра и зла. Но пос-
кольку философема добра и зла являет собой категорию
этики и понятия морального сознания, хотя и в предельно
обобщающей форме, то этим определяется необходимость
рассматривать добро и зло диалектически, пытаясь осознать
меру добра, за пределом которой оно становиться злом.
Отсюда сам факт применения якобы слова Божьего, как
меры добра, в книгах Ветхого Завета для объяснения крова-
вых исторических событий, допускается этически неоправдан-
но. Но цель этого действа полярно противоположна так, как
понимание евреями своих поступков, в их сознании, являло
собой сущность добра. И будучи уверенные в этом, своё
понимание добра, (а значит этику) они вкладывали в уста
Бога и в повествование библейских книг. Поэтому их иск-
ренность, спекуляцией Божьим словом, назвать было бы
неправильно. В этом и выражен релятивизм перехода добра
и зла.
В данной проблематике необходимо учитывать тот факт,
что Закон Божий, (как религиозная этика), был получен
евреями по последовательному проходу жизни шести основ-
ных ветхозаветных патриархов, живших от Адама до Мо-
исея. Однако учитывая продолжительность их жизни невоз-
можно представить, что за такое время уже организован-
ная общность людей не выработала никаких нравственно-
этических норм. В этом плане связь рассуждения, прослежи-
вается в том, что логика Бога, как Абсолюта, в отношении
конструкции добра и зла нашей морали иная, в отличие от
логики которую может выстроить сознание человека. При-
чиной этого, является несопоставимость абсолютной свободы
Творца и ограниченной свободы человека. Более того нам
не дано знать, как мыслит Бог, поэтому мы не можем знать
какова Его логика. Единственное, что определяется очевид-
но, это Его отношение к людям, не на основе понятия эти-
ки или человеческой справедливости, а глубиной Его беско-
нечной любви.
Отсюда если бы древние, выстраивали свои отношения
также, то никаких духовных и этических проблем не могло
бы возникать. Соответственно в сопоставлении с современ-
ным философским понятием этики, в их сторону не появи-
лось бы никаких упрёков.
Что касается Нового Завета, то схема процесса таже. Писа-
ние свято и существует в жизни. Только вот вопрос как?
Скорее всего, религиозная этика существует внутри храма
и теоретически, как бы музейным способом, а снаружи
существует этика реальной жизни.
В итоге, как было сказано ранее, стартовый вариант запове-
дей оставался не тронутым, а значит его всеобщая и уни-
версальная сущность имела место быть и дошла до наших
дней. Но на тогдашний момент времени и истории, в отли-
чии от идеала заповедей, добром было то, что и оценива-
лось в сознании древних, как добро. При том, такая этика
была присуща не только евреям.
К сожалению, на сегодняшний день, и в глобальном чело-
веческом масштабе, проблема осталась та же.
По вопросу возникновения морали и нравственности со сто-
роны его религиозного обоснования, в определённой степе-
ни, есть некоторый разрыв логики. И видится он в том, что
насильственно, волевым способом, заставить человека быть
морально-нравственным невозможно. Также, как невозможно
заставить любить. Но ведь любой закон или заповедь по
своей сути должен быть активен. Он должен, если не застав-
лять то, по меньшей мере, активно дисциплинировать, а это
уже является воздействием на свободу.
Поэтому, скорее всего, процесс морально-нравственного раз-
вития человека, происходил одновременно и параллельно со
словом Божьим. Эволюционно исторически и в социальной
направленности, как это ни парадоксально, именно в жесто-
ких формах люди искали пути к уменьшению зла так, как
это было выгодно и для общества в целом и для индиви-
дуума в отдельности.
Не останавливая этот процесс, а значит, не влияя на свобо-
ду, Бог встраивает Своё слово, чем и подсказывает его пра-
вильное развитие. Но приходиться повторить, что этой по-
мощью люди не воспользовались до сих пор.
_________________________________
Свидетельство о публикации №220031701867