За рекой у старой дороги

Ясным зимним днем Леха на своей старой иномарке, после длительного пути, переехал мост через реку и свернул в родное село. Ехал медленно, так как от дороги здесь было только одно название. Подъехав к деревянному дому, он обратил внимание на незнакомый высокий забор. Заглушив двигатель, вылез из машины и, помедлив, постучал в дверь.
За забором послышались тяжелые шаги. Дверь отворил здоровый небритый мужик в тельняшке с простреленной дыркой на груди. На плечи был накинут старый армейский бушлат.
– Чо надо?
– День добрый.
– Да ни хрена он не добрый, чо хотел?
– На Родину взглянуть.
Мужик с удивлением посмотрел на незнакомца и почесал подбородок. Леха быстро оценил обстановку – хозяин его когда-то родного дома явно не приветлив, да еще и может быть опасен, судя по прострелянной тельняшке.
– Я здесь жил до семи лет, пока в город не увезли.
– Поздравляю, – равнодушно кивнул мужик.
– Двадцать лет прошло, а дом все забыть не могу. Разреши посмотреть? Быстро гляну и всё.
– Не хрен тут глядеть.
И закрыл дверь.
– Мужик, погоди…
– Да иди ты! – крикнул мужик.
Леха сел на бревно у забора и задумался: «так, добраться-то я добрался, а вот хозяин – центнер с запасом – даже на порог не пускает. Что делать, а? Бабок что ли ему предложить? А еще лучше сразу пару литров купить и закуски подороже. Чего толку капусту совать? С ней еще в магазин топать надо. А тут сразу доставка на дом». Этот замысел ему очень понравился, и через пять минут он уже был у сельского магазина, расположенного в старом деревянном доме, где раньше был дом культуры. У кассы Леха поприветствовал продавщицу:
– Здрасьте! Мне две…нет, четыре литровки. Самой дорогой. И что-нибудь закусить: колбаску, сырок, икру, консервы и прочие радости.
За Лехой заняла очередь худенькая старушка с тростью.
– Праздник какой? Али чо?
– Домой я вернулся, бабушка. На Родину.
– Ну и правильно.
Перед уходом, Леха достал из кошелька несколько банкнот и протянул старушке. Столько добрых, искренних пожеланий он давно уже не слышал, так как городские пенсионерки значительно отличаются от сельских. Простота русской души и неподдельная искренность чуть не выдавили у него слезу и оставили хорошее настроение.
Он вернулся к мужику и протянул ему набитый едой и выпивкой пакет.
– Вот, держи.
– Чо это? – мужик заметил торчащее из пакета горлышко литровки.
– Колбаска, сырок, мясо, рыба, овощи, фрукты, водяры четыре литра. Даже икра красная есть.
– Я не понял, – растерялся мужик и скривил недовольную физиономию. – Ты из благотворительного фонда что ли?
– Какой на хрен фонд? – нервно вздохнул Леха. – Я же говорил, я жил здесь. Это мой дом. Дай мне хоть снаружи на него взглянуть. У меня ностальгия уже несколько лет…
– Слушай ты, ностальгия! – перебил его мужик. – Забирай свою жрачку и ступай отсюда по-хорошему. Еще раз сунешься – заряжу в бубен! Аккуратно и от души. Поняно?
«Ну, козел…  – подумал Леха и бросил пакет на снег. – Ладно, еще не вечер». 
Он вернулся в машину, включил печку и стал что-то тихонько насвистывать: ну и что будем делать? А чего тут думать-то? Мочить его надо. Ствол у меня есть, напугать им точно можно.
В этот момент Леха увидел, как мужик вышел со двора с деревянными санками. Закрыв дверь, он поставил санки на снег и за веревку покатил их за собой, уходя вдаль по дороге. Леха с интересом наблюдал за ним: «куда это он пошел? Неужели на горку кататься? Вроде взрослый человек, седина на башке…гм, странный тип. Ну, и чего ты сидишь? Ныряй через забор и любуйся Родиной, пока его нет. В дом не попадешь, зато хоть снаружи все глянешь».
Так Леха и сделал. Пока перелезал через забор, порвал куртку и упал в сугроб. Выбравшись, он осмотрел все вокруг, затем обошел дом со всех сторон, заглянул в баню, в сарай и облюбовал небольшую полянку, где игрался в детстве. Только вот полянка показалась ему больше. Странно, вроде дом мой, а полянка у хаты какая-то другая. Но сильного значения он этому сомнению не предал. Прошелся по ней и, грустно улыбнувшись, вспомнил далекое прошлое.
– Ну что, Родина? Не помнишь меня уже?
– Опять ты?
Леха обернулся и заметил в десяти шагах мужика с рассерженным взглядом. Мужик схватил полено и побежал на незваного гостя:
– А ну иди сюда, чо скажу!..
Гость рванул за сарай. Мужик за ним. Четыре раза оббежав сарай, они сделали небольшую пробежку мимо бани и у крыльца, парень поскользнулся и упал. Мужик подбежал к нему и резко остановился, когда увидел дуло пистолета.
– Стоять! Руки вверх и пять шагов назад! – скомандовал Леха на повышенных тонах.
– Ух ты, – опешил мужик и незамедлительно выполнил его требование.
– Вот так…и полено выбрось.
Тот бросил полено под ноги и обиженно пробубнил:
– Я думал, ты простой вор, а ты оказывается целый бандит.
– Дурень ты, – усмехнулся Леха. – Реальный бандит тебя бы сразу на мушку взял, а не приперся бы с пакетом жратвы и пойла. А денег уж точно не дал бы.
– Короче, чо тебе надо?
– Мне нужны кое-какие вещи.
– Ясно, грабить приехал.
– Ну, дур-рак… – закашлялся Леха и попросил мужика принести воды из дома. Тот, сообразив, как обезвредить преступника, сделал вид, что на двор пришел сосед.
– Здорово, Михалыч! – крикнул мужик в сторону калитки. Леха обернулся и неожиданно лишился оружия. Мужик ловко выбил пистолет ногой. Затем заломил гостю руки за спину и связал их.
– Еще не нашелся тот фраер, что меня переиграл бы. Сейчас Пырина вызову, и поедешь в обезьянник.
Мужик вошел в дом, набрал номер участкового:
– Алё! Яша?.. Здоров! Давай прыгай на свой драндулет и газуй ко мне…
Выйдя на двор, мужик усадил Леху на табурет и для подстраховки связал ему еще и ноги. После развел костер, поставил пень напротив гостя и устало присел.
– Давай колись, на хрена приперся? Чо хотел выкрасть у простого крестьянина? Только не вешай мне про Родину и ностальгию. Тупее отмазки я еще не слышал.
– Да не вор я, мужик.
– А кто ты? Перелез через забор, угрожал стволом. Да ты уже себе в камеру путевку оформил.
И тут Леха рассмеялся:
– Где ствол? Неси его сюда.
Мужик вынул из сугроба пистолет и сел обратно на пень, в недоумении рассматривая оружие.
– Какой-то странный пистолет у тебя.
– На курок нажми.
Мужик осторожно отвел дуло в сторону и нажал на курок – из дула появился маленький огонек.
– А теперь покури и успокойся, – посоветовал пленный, продолжая хихикать.
– Ну, огурец пупырчатый, скажи спасибо, что я тебя из дробовика не успокоил, – мужик засунул пистолет под ремень, вынул из костра горящую щепку и от нее прикурил. – Давай, бомби: кто? зачем? откуда?
– Ладно, слушай. Я тут жил до семи лет. Потом дед помер, бабушка вслед за ним, и батя сдал – пить начал. Когда родители развелись, я остался жить с мамой. Она познакомилась с одним городским хмырем, и вскоре мы переехали жить в город. Примерно через полгода, я сбежал из дома и поехал к бате. Стырил деньги на дорогу, но в электричке меня менты поймали и отвезли обратно в город. Потом узнал, что батя помер, а дом продали.
– Ближе к делу, ко мне, зачем полез?
– У бати оставалось много фотографий. А главное дедовские медали с фронта.
– И ты думаешь, это все до сих пор хранится? – удивился мужик.
– Я несколько раз батю во сне видел, и фотки те снились…
Мужик иронично уставился на гостя.
– Двадцать лет прошло и вот, здрасьте! Сынок объявился. За фотографиями и медалями приехал. Где ты раньше-то был, родственничек хренов?
– Да пошел ты! – разозлился Леха. – Ты чо такой правильный что ли? В чужом доме живет и еще что-то фыркает. Где твоя Родина, дядя?
– Слышь ты, патриот-переселенец! Я на своей земле живу. Это мой дом.
– Чего-о? – Леха поднялся с табурета, дергая руками, пытаясь их освободить. – Чо ты гонишь? Я тут все обошел кругом, это наш дом был, понял? Все на месте: и сарай, и баня. Ее батя сам строил. Серега Селиванов. Его все село знало. Всем помогал.
– Погодь, погодь…– мужик тоже поднялся. – Кто строил?
– Батя мой. Серегой его звали.
– Селиванов? Серега? Япона мать! – обрадовался мужик и подошел к пленному. – Дак ты Леха что ли?
– Ну, да, – растерялся тот.
– Гребаный пропеллер! Леха, шпана ты мелкая! А кто тебя ходить-то учил? Забыл что ли все?
Парень засиял улыбкой.
– А кто тебе деревянный пистолетик на день рождения выстрогал вот этими руками? – мужик показал ему грязные рабочие ладони. – Забыл подарки от Коляна?
– Не помню… – виновато ответил парень. – Совсем ведь малой был.
– Вот эту баню, мы вместе с Серегой делали. Сначала ему, а потом мне. Точно такую же.
Оба посмотрели на баню.
– А дом твой Леха вон за тем забором, – мужик показал рукой на соседский сгнивший забор. – Просто у нас дома снаружи похожие.
– Да у вас тут много чего похоже.
Со стороны дороги послышался шум подъехавшего мотоцикла. Двигатель заглох. Через полминуты к костру подошел нетрезвый мужчина крупного телосложения в милицейской форме и с красным испитым лицом.
– Здорово, Колюня! – участковый Пырин протянул руку давнему приятелю и разглядел связанного Леху. – Грабителя поймал?
– Яша, извини, ошиблись малёха. Парень свой оказался. Это сын моего давнего другана.
– И чего? – Пырин высморкался в платок, засунул руки в карманы и выставил вперед здоровое пузо. – Я все бросил, приехал на вызов… кстати, а где пистолет?
Мужик отдал участковому пистолет. Тот, нажал на курок, полюбовался огоньком и, скрипя зубами, бросил недружелюбный взгляд на обоих виновников события.
– Вы чо из меня клоуна делаете? Так, а ну поехали оба в отделение! В камере поржете вместе с цыганами.
– Да, завязывай, Яша! Какая камера? Ну, перепутал парень.
– Меня прямо со свадьбы дернули, – обиделся Пырин, – только за стол сели, селедку под шубой не успел…
– Короче, – мужик достал из кармана деньги, – бери за ложный вызов и по рукам.
Пырин взял смятые банкноты, пересчитал.
– Мало.
Ненадолго зависла пауза.
– Колян, вытащи у меня кошелек во внутреннем кармане, – попросил Леха и подпрыгнул к мужику. – Там рублей пятьсот осталось.
– Ну что, Яша? Хватит, чтобы забыть обиду?
– Ну, про тебя я уже забыл, – Пырин убрал деньги в нагрудный карман рубашки и глянул на парня. – А этого фрукта я, пожалуй, заберу. Тем более уже связан.
– Погодь, земляк же мой.
– Сигнал был? Был. Нарушитель будет задержан до выяснения личности. Может он уже и в самом деле кого-нибудь обчистил до тебя.
– Сколько тебе еще надо, чтобы это дело закрыть?
– Еще столько же.
– До аванса терпит? Через пять дней.
– Колян, развяжи меня, – попросил парень. – Есть выход.
Леху наконец-то развязали. Он размял руки, ноги и медленно доковыляв до машины, вынул пакет с продуктами и вручил участковому. Пырин охотно принял пакет, заглянул вовнутрь и проглотил слюну.
– Это значительно смягчает дело, даже думаю, можно его закрыть.
На этом и порешили. Участковый, погрузив пакет в коляску, уехал догуливать на свадьбу.
– В одной школе с этим Яшей учились. Ни хрена не изменился.
– Извини, что так вышло, – Леха протянул руку.
– Да брось, – они пожали руки, – все нормально. Дом-то будешь смотреть?
По колено в снегу они пробрались к запущенному деревянному дому. Отворив кривую дверь с давно облезшей краской, они вошли вовнутрь. По скрипучим сгнившим доскам Леха прошел в родную комнату. Кругом грязь и сырость. В комнате не было ничего, кроме сломанной табуретки с одной ножкой и большой стрелки от настенных часов. Обои со стен почти все были содраны. В углу валялись порванные книги.
Леха поднял с пола стрелку от часов и разглядел ее, вспомнив что-то очень далекое и почти забытое. Мужик по-дружески похлопал его по плечу:
– Когда дом опустел, цыгане сразу все растащили. Мы их потом выгнали из села. А Серега, как в воду глядел. Как будто знал, что так случится. Кое-что он мне успел передать.
– Что? – оживленно спросил парень.
– Пошли ко мне в хату.
В доме у мужика было чисто, уютно, без роскоши. Леха снял шапку и скромно сел за стол на кухне, а мужик затопил печь, затем сходил в комнату и принес картонную коробку.
– Это все, что Серега мне передал на сохранение. Он знал, что ты приедешь.
Леха открыл коробку и достал из нее отцовский армейский фотоальбом, затем фотографии деда с фронта, послевоенные снимки бабушки с дедом, а так же свои давно забытые черно-белые детские фото. Мужик присел рядом за стол, посмотрел на фотографии и заметил, как у гостя заблестели глаза.
– Это же я с батей. Я хорошо помню эту фотографию.
– Да знаю, знаю.  Извини, что сразу не узнал. За двадцать лет ты сильно изменился.
Вытащив все фотографии, Леха достал из целлофанового пакета медали «За Отвагу» и «Ветерану труда».
– Награды деда, – догадался парень.
Затем черные погоны танкиста с желтыми буквами – «СА», нагрудные знаки – «Гвардия», «Специалист 3-го класса» и другие.
– А это папины.
– Забыл, есть еще одна вещь, – вспомнил мужик и принес из комнаты старую Тульскую гармонь.
– Узнаешь?
– О, ее тоже помню! – улыбнулся сквозь слезы Леха. – Дед играл на ней и меня учил.
– Умеешь?
– Могу немного.
Леха взял гармонь и надел лямки на плечи:
– Колян?
– Ну.
– Дом поможешь починить?
Мужик улыбнулся:
– О чем речь? Хоть завтра. А ты решил вернуться к родным истокам?
Леха пожал плечами:
– Тянет.
Пили чай, ели, говорили до позднего вечера. Еще засветло мужик предложил ночлег гостю и выделил ему целый диван. Но Леха решил вспомнить детство и, как раньше, забрался на большую русскую печь. Ночью за окном ударил мороз. К этому времени печь немного остыла, и спать на постеленном матраце было очень даже тепло. Но они не спали. Каждый думал о своем. Леха много чего вспомнил за этот вечер.
А заснул он лишь под утро. Печь еще долго согревала его тело и душу, которой в этот день стало легче.

2019 г.


Рецензии