А я не верила...

Моего мужа уже почти пятнадцать лет, как нет рядом со мной.  Неожиданно нагрянувшая болезнь забрала у меня горячо любимого человека, с которым прожито было двадцать пять лет, целая жизнь.

Дети, внуки – это замечательно, это то, что заставляло меня жить дальше.
Но жизнь без моего Сергея стала другой, какой-то не полной,  тоскливой, удушливой. Глаза были постоянно на «мокром месте».
 
Мне его не хватало, как воздуха, как глотка воды, как солнца, как неба, как звёзд…  Мне без него было пусто и холодно.

Конечно же, дети, внуки на какое-то время заполняли мою жизнь, они заставили меня вновь улыбаться и даже смеяться, заставили меня вновь стать к плите и готовить для них что-нибудь вкусненькое. Но, как только они уходили, и я оставалась  одна,  моё «одиночество» вновь брало меня в свой плен, возвращало к мыслям о муже, о тех замечательных годах, прожитых с ним вместе, о его заботе обо мне и его внимании.

Ну,  конечно же, спасала ещё и работа, там хочешь-не хочешь а приходилось отвлекаться от мрачных мыслей, окунаться в рабочие проблемы и решать их.

Первые годы часто ходила на кладбище, сидела возле могилки мужа, разговаривала с ним,  делилась своими мыслями, проблемами, жаловалась на то, как мне плохо без него, как тяжело быть в доме одной, как тоскливо, особенно по ночам.

Посижу, поговорю, немного поплачу – вроде немного легче становится,  но…  не надолго.

Рядом с могилкой мужа была похоронена женщина. Иногда и к ней приходила пара людей где-то моего возраста, видимо муж и жена, мать одного из которых, наверное, и была там похоронена.

Поскольку иногда наши «визиты» к этому скорбному месту совпадали, то мы стали здороваться. Поздороваемся, да и всё.

А  однажды  я, вдруг, обнаружила, что рядом с памятником той женщины свежая могилка, подошла, глянула и обомлела:  на фотографии та женщина, которая совсем недавно приходила сюда со своим спутником, стояла немного поотдаль от меня, живая и ещё довольно молодая.
Я даже вздрогнула, когда увидела её глаза, которые, как  мне показалось , как-то пристально смотрели на меня – ну прямо глаза в глаза.

Эти глаза преследовали меня и дома.  Стало даже как-то неприятно, а сама мысль о том, что вот недавно она была жива и вот… долгое время не уходила у меня из головы.

Мне даже  стало не хотеться туда  идти . Извинялась перед своим Серёжкой, что вот уже несколько месяцев не была у него, но заставить себя пойти туда ну никак не могла – настолько непрятны были те ощущения, которые я испытала.

Но подошёл день рождения Сергея и не пойти  к нему я просто не  могла.
Возле  соседних могил  сидел тот мужчина, с которым ТА женщина  когда-то приходила сюда вместе с ним.
Какой-то согнувшийся и  не обративший на меня внимание, когда я подошла к могилке Сергея.
Я постояла с минутку, а потом решилась поздороваться. Он, немного повернувшись  в мою сторону, кивнул головой, а потом, спустя с полминуту сказал: «Здравствуйте!»

Я не знала, как себя вести, промолчать, либо что-то сказать ему, высказать слова сочувствия или не стоило этого делать.

Убралась на могилке мужа, поставила цветы, а потом всё-таки рискнула подойти к нему поближе:
«Простите, что нарушаю Ваш покой, но примите мои соболезнования, я ещё совсем недавно видела Вас здесь вместе и вот когда пришла в прошлый раз, вдруг… глазам не поверила… Это Ваша жена?»

Мужчина молча кивнул головой и быстрым движением  смахнул что-то с лица, наверное,  скупую мужскую слезу.

Я уже хотела было отойти, как он, вдруг, произнёс: «Машина сбила, денёк всего пожила, даже  не успела ничего мне сказать, так без сознания и умерла.  Как теперь жить? Ведь, мы с нею 35 лет были вместе».

Немного помолчав, я спросила: «А дети, внуки есть?»
После небольшого молчания  услышала: «Нет! … По молодости глупость сделали, студентами были, Марина забеременнела, ну и мы решили, что не стоит  нам пока иметь детей. С лёгкостью и я и она решили, что стоит сделать аборт, а детей будем рожать, когда институт закончим.
Ну вот… А оказалось, что она потом детей уже не смогла иметь. И лечилась и молилась и ко всем святым, куда только мы с нею не ездили…. Вот так и прожили вдвоём тридцать пять лет.  Так    расплатились мы с нею за свои ошибки молодости, за свою  несерьёзность и бесшабашность…»

И я увидела, как по щеке мужчины потекла слеза.

Я не знала, что ему сказать после этой неожиданной исповеди. Единственное, что произнесла: «Простите меня и держитесь, пожалуйста, хотя бы ради того, чтобы она ТАМ чувствовала, что Вы о ней помните. Ну я пошла, всего Вам доброго и до свидания!»

«Да и я, наверное, пойду – вдруг, услышала я – я уж тут часа три сижу. Пойдёмте!»

Когда вышли за ворота кладбища, я попрощалась и повернула в сторону автобусной остановки и, вдруг, уже в спину,  услышала: «Постойте, давайте я Вас подвезу, я на машине.»

«Неудобно как-то, да я привыкла на автобусе…»
«Ну а чего не удобного, я всё равно в город еду, где скажете, там и высажу Вас».

Я немного растерялась: вроде и неудобно садиться в машину к незнакомому человеку и вроде неудобно и отказаться…

Со словами «Ну ладно, спасибо Вам»,  я села в машину.

«А Вам куда нужно?»
«Мне на работу, я отпросилась с утра, у мужа  сегодня день рождения, я всегда в этот день к нему приезжаю…»
«А где работаете?»
«В НИИ, на  Фрунзеской!»
«О, так это совсем недалеко от моего дома,  я Вас прямо к работе и и доставлю».
Весь остальной путь мы ехали молча.
У института я поблагодарила его, пожелала всего доброго, услышала и от него слова «И Вам того же».  И мы: он поехал, а я пошла- каждый своим путём.

На работе моя коллега Катюша и по совместительству подруга загадочно глядя на меня, вдруг, стала донимать меня вопросами: «Что это с тобою? Ты какая-то сегодня не такая?»

Я сначала отбрыкивалась от её вопросов, а потом взяла, да и рассказала о том, что занимало мои мысли.

Катерина, женщина тоже одинокая, но в отличие от меня, постоянно ищущая себе спутника жизни. Она уже «достала»  меня вопросами «почему, да почему я одна, почему не хочу попробовать… Серёжу уже не вернёшь, да и прошло уже столько лет…»

Ну а тут она аж поперхнулась, когда я рассказала ей о своём неожиданном «свидании» с мужчиной, о нашем разговоре.

Катька аж подскочила: «Слушай, да случай прямо в руки тебе идёт: вдовец, без детей, без плетей, присмотрись, а может….»

«Катя, ты же знаешь, не может быть никаких «может». После Сергея я навряд ли смогу с кем-нибудь быть. Таких, как мой Серёга – один на миллион, а другого мне и не надо.»

«Так может это и есть «один на миллион»? Ты присмотрись!»

«Кать, отстань. А? Ну ты же знаешь…»

«Да, знаю, знаю… . Слушай, а может мне познакомиться с ним? Ну, чем чёрт не шутит? Он – одинок, я – одинока, ни детей, ни плетей у обоих, а вдруг?»

Я покачала головой: «Катька, и как ты себе это представляешь?»

«А давай я с тобой буду к Серёге на кладбище ездить, а вдруг пересечёмся, а вдруг  мы и составим друг другу счастье?»

«Катька, ты неисправима. Пенсия на носу, а тебе бы всё в любовь играться».

«Да, тебе легко говорить – у тебя дети, внуки, ты вся при семье. А я что? Детей нет, родителей, нет, Один кот в квартире, да и тот уже меня замучил, паразит такой…»

«Кать, ну остынь!. Но… если хочешь, давай вместе съездим на кладбище. А, вдруг, и правда, там найдёшь своё счастье?

Глянули друг на друга и расхохотались.  Говорят «Дурак думками богатеет». Вот и мы – размечтались.

Встретиться со случайным знакомым, которого я и имени-то не знала, нам удалось только спустя полгода. Моя Катька стала постоянной спутницей моих походов на кладбище. С одной стороны, мне вроде легче было рядом с ней, а с другой, хотелось побыть наедине со своим мужем. Ну а с третьей стороны, меня разбирал смех, наблюдая за тем, как моя Катька вертит вокруг себя головой в ожидании  встречи…

И вот мы, наконец, пересеклись. Поздоровались, я поинтересовалась его здоровьем, он – моим.
«Вот – говорю -  я сегодня с подругой. Её Катей зовут.»
«Очень приятно – отвечает – А Вас-то как зовут, мы уж сколько лет встречаемся на этом месте, а как зовут друг друга и не  знаем».
«Я – Елена!»
«Очень приятно, а я – Николай»

Когда мы засобирались домой,  Николай опять предложил подвести нас.

В машине о чём-то говорили, в основном болтала Катя и чувствовалось, что ей очень хотелось произвести на Николая хорошее впечатление.

Меня  высадили возле моего дома, а Катьку Николай повёз дальше.

Вечером по телефону Катя «достала меня» своими воздыханиями: «Какой мужчина! Ленка, какой мужчина: интеллигентный, внимательный, чувствуется – добряк! Слушай, Лен, я так хочу с ним замутить, только вот не знаю, как.  Пригласила его на чай, отказался. Ну что мне сделать, как ещё  с ним встретиться?...»

В следующие свои  посещения кладбища я Катю с собой старалась не брать, хотя иногда от её назойливого  присутствия отвертеться и не удавалось . Её  желание заполучить Николая стало просто какой-то манией. 
Мне это было почему-то неприятно и немного не удобно перед Николаем. К счастью, несколько наших совместных походов на кладбище не увенчались успехом, мы не пересеклись.

Следующее моё «пересечение» с ним случилось  где-то спустя полгода. Поздоровался, спросил: «А что же Вы сегодня без своей подруги?»
Чувствуя, что от вранья начинаю краснеть, ответила: «Да,  она редко когда присоединяется ко мне».

Посидели каждый у своих могил, поперекидывались несколькими словами, в основном о памятниках и проблемах с их установкой.

Когда собралась уходить, он вновь предложил подвести меня, а когда прощались, спросил: «А можно мне у Вас номер телефона попросить? Может, когда я буду в следующий раз ехать на кладбище и Вас бы захватил».
Я смутилась,  как-то замешкалась с ответом, он это заметил и извинился: «Извините, не хочу навязываться, но мне бы хотелось иногда с Вами поговорить, быть может даже просто по телефону. Обещаю не быть  навязчивым. Буду делать это крайне редко».

Я сначала задумалась, а потом подумала: «А почему бы и нет? Разве меня это к чему-то обязывает? Человек одинокий, а вдруг ему когда-нибудь помощь какая понадобится, жалко как-то его?» и назвала свой номер телефона.

Звонок от него случился спустя месяца два-три.  Я даже немного растерялась: «Какой Николай? Ой, простите, я не сразу Ваш голос по телефону узнала. У Вас что-то случилось?

«Да, нет! Вот просто мне по случаю Дня Победы  в качестве подарка, я – человек военный, в отставке правда, так вот мне преподнесли два билета на праздничный концерт. Один я не пойду, вот и подумал, может Вы согласитесь пойти со мной? Это 8-го числа в Кремлёвском Дворце, в 7 вечера.»

Поскольку я немного оторопела и от его звонка и от такого предложения, замешкалась с ответом, то он очень деликатно добавил: «Вы подумайте, а я Вам завтра, если Вы позволите, перезвоню. Можно будет Вам позвонить?»

Немного успокоившись я ответила: «Да, конечно.»
«Ну, всего Вам доброго! Я Вам обязательно позвоню» - услышала я в ответ.

После смерти мужа я никогда ещё так пристально не смотрела на своё отображение в зеркале.

«Постарела! Потухшие глаза, нависшие на ними веки, морщины, скорбные складки у губ. Да, возраст даёт о себе знать. 58-мь, почти шесть десятков. Конечно, это ещё не глубокая старость, но и далеко не молодость.  Если соглашаться на предложение пойти на концерт, нужно как-то и чем-то оживить лицо. Кроме губной помады я теперь уже ничем и не пользовалась, никак его не стремилась украсить.
А что делать с одеждой? Повседневной-то у меня много: должность обязывает быть строго и красиво одетой, а вот с праздничной – проблема. Я давно уже ничего праздничного себе не покупала, а прежнее, оно хоть и не старое, но давно вышедшее из моды.  А если идти в Кремлёвский дворец, это что? Значит нужно идти покупать что-то праздничное?

Нет, наверное, вежливо откажусь, не пойду. К чему мне эти заморочки, эти напряги и с одеждой и с причёской и вообще с внешним видом?»

Вот с такими мыслями я провела весь вечер, склоняясь к тому, что я откажусь.

А тут позвонила дочь. Видимо, уловила она какую-то грустинку в моём голосе: «Мамуль, а почему  у тебя такой грустный голос? Что-то случилось?»
«Случилось, доча – потухшим голосом ответила я ей. - Понимаешь, меня пригласили на концерт в Кремлёвкий Дворец, а я глянула на себя в зеркало, да на свои наряды и пришла к выводу, что мне придётся отказаться от этого приглашения.»

«М-а-ам! А кто тебя пригласил? И почему такой голос? У тебя проблема пойти что-то купитть себе новенькое? Хочешь, пойдём с тобой  вдвоём, я помогу тебе! НЕ вздумай отказываться от приглашения! Тем более в  «Кремлёвский» ! Сколько можно монашкой сидеть дома, никуда не выходить?  Всё, завтра же встречаемся после работы и идём в магазин! Понятно?"

«Понятно!»

«Понятно-то понятно, да вот нужно ли мне это?» - голос внутри меня. Отвыкла я от светских мероприятий, отвыкла от того, что я могу быть рядом с мужчиной, отвыкла от общения с этой половиной человечества.


Я от всего отвыкла.  Н-да-а... общество, прямо скажем....
А где же я? Как человек, как женщина?  А может прислушаться к словам дочери и повернуться к себе лицом…?

На концерт пойти я согласилась. Волновалась! 
Салон красоты: укладка, маникюр, макияж…, новое платье, туфли. Кажется, даже помолодела.

Николай заехал за мной за полтора часа до начала концерта.
Похоже, что он сначала меня и не узнал, а когда я подошла к машине, выскочил из неё, подскочил к дверце и… остолбенел.
Мне пришлось его «спустить на землю» словами: «Так мы едем или нет?» Поздоровалась!

Он, слегка прокашлявшись, заговорил: «Я Вас сразу и не узнал. Вы – невероятно красивая женщина! То, что Вы красивая, я уже давно отметил, но чтобы такая…. Бога ради, простите меня за мою, наверное, бестактность!»

«Ну что Вы? Мне приятно! Я сама уже давно не видела себя такой. Вот благодаря Вам и Вашему приглашению, мне пришлось вспомнить, какой я была прежде. Так что это Вам я обязана таким преображением!»

А спустя полгода Николай сделал мне предложение.
Мне было и приятно и стыдно: в таком-то возрасте и замуж? Нет, Я не могу изменить Сергею. Ведь, я по-прежнему его люблю, хоть и прошло уже больше 15-ти лет, как его нет рядом со мной, но то тепло, которое я к нему испытывала, оно не ушло.

Но… что-то потянуло меня и к Николаю. Может одиночество,  а может его тактичность, уравновешенность, благородство,  ненавязчивость  и готовность ждать ответа на его предложение столько, сколько она захочет.

Дети были не против, напротив советовали попробовать начать новую жизнь.
Катька брызжала слюной: «Ах, ты, тихоня, не нужен ей никто, не нужен и вот те на…  Отобрала у меня мужика, не дала его охомутать, стерва ты, Ленка, а ещё подруга называется….»

«Кать, да ты что?  Ты всерьёз? Да я и сама от себя такого не ожидала! Ну, прости»

Катька расхохоталась: «Да шучу я , шучу, я рада за тебя, наконец-то ты выбралась из своего «подземелья», да глаза открыла.
А мужик классный! Это я тебе говорю! Эх, и как же это я его «промухала»? Ладно, будь счастливой! Ты этого заслужила!»

«Кать, а, ведь, я и не верила, что такое когда-нибудь может быть! Никогда не думала, что со мною такое может случиться. Я, ведь, никогда и не стремилась к этому и вот те на... »

С Николаем мы вместе вот уже десять лет и пока я об этом ни разу не пожалела!


Рецензии
Добрый вечер, Людмила!
Спасибо за Ваш такой искренний и добрый рассказ.
Как хорошо, что Вы решились связать свою судьбу с этим человеком.
И не потому, чтобы бежать от одиночества, а потому, чтобы полноценно жить и приносить радость другим, дарить любовь, создавать вокруг себя пространство доброты и участия.

Всего Вам самого наилучшего, Светлана



Лана Вальтер   21.02.2024 16:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана, за прочтение и неравнодушный отклик на мой рассказ.

Людмила Калачева   23.02.2024 09:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.