Made in England

                Made in England

                об Элтоне Джоне

В клипе, снятом на одну из самых известных песен Элтона Джона – Made in England, в шутливой манере обыгрываются ассоциации с его родиной: то, что у людей вообще возникает в сознании, когда они думают об Англии, некая образная символика. Если заглянуть вглубь исторического процесса – Англия до возникновения в двадцатом веке всемирно-известных рок-музыкантов считалась нацией по большому счету не одаренной музыкально. В ее истории можно было сосчитать очень мало выдающихся личностей: Джон Дауленд, Генри Перселл, Бенджамен Бриттен… И на новом витке в прошлом столетии Англия стала неким гнездом, из которого выпорхнули редкостные птицы со сказочной красоты музыкой и голосами, использовавшие национальный музыкальный колорит (английские, шотландские, ирландские песни, баллады) в сочетании с современной ритмикой (синкопированной, заостренной), особенностями блюзовой гармонии, модными инструментами и эстрадной манерой пения. И это было made in England! Традиционная выдержанность англичан и в то же время новаторство сближали их одновременно с академической культурой и эстрадной, превратившись в творчестве самых талантливых сынов и дочерей Англии в некий неразрывный и на редкость органичный сплав. И отношение к самому языку изменилось – английский стал восприниматься как МУЗЫКАЛЬНЫЙ язык (в академической культуре самым приспособленным для музыки считался итальянский, и Италия была законодательницей мод), люди расслышали его красоту и прониклись ей.

У моего любимого певца Элтона Джона при довольно скромных природных физических параметрах - голос великана, в котором мощь, властная интонация сочетаются с благородной сдержанностью, отстраненностью.  Кроме того – его голос относится к «теплым», он согревает (как и у Фрэнка Синатры). Сам артист напоминал  своеобразное фольклорное сказочное существо.  Интонация его была повествовательной – как будто он рассказчик некой истории. Как старинные сказители в древней культуре.

Можно быть героем песни (или героиней), а можно – тем, кто повествует об этих героях, тогда у исполнителя совершенно иная манера пения, ему не нужно демонстрировать повышенный эмоциональный градус, его задача – спокойно рассказывать. По манере Элтон Джон ближе именно к этому типу певцов, хотя в стихах, написанных поэтом, могут быть строки от первого лица с употреблением «я», «мой» и т.п. Он может отчасти играть роль того или иного человека, проникаясь его чувствами, но до определенного предела, не сливаясь с ним полностью, сохраняя независимый взгляд со стороны.

Английской музыке свойственен лаконизм выразительных средств при эмоциональной глубине и сдержанности. Это отчасти близко скандинавской стилистике – напоминает балладу Сенты из оперы «Летучий голландец» Вагнера. У Элтона Джона это вошло в плоть и кровь – в его гармонии идеальное чувство меры, ничего лишнего. Любование прозрачностью каждого созвучие и вместе с тем насыщенное общее эмоциональное впечатление от фактуры произведений. Строгие геометрически четкие линии голосов. Он не склонен ни перегружать аккордами, ни облегчать задачу для слушателей. В музыке в меру всего: волевого начала, силы, легкости, умиротворения, грусти, сарказма, света, молитвенности.  На тончайших полутонах построена одна из моих любимых песен – «Дом». «Белфаст» может показаться пасторалью и даже музыкой, контрастирующей со страшными словами, но здесь, видимо, важнее всего было передать именно национальный дух конкретного места, знакового для ирландцев, вновь и вновь пытающихся отстоять свою независимость, самость (в том числе и в культуре).

Люди с фундаментальным музыкальным образованием не откликнуться на Элтона Джона не могут, потому что именно этот ФУНДАМЕНТ в нем ощущается. Как что-то само собой разумеющееся – он не прилагает специальных усилий, чтобы это обращало на себя внимание. Человеку, у которого знаний не хватает, к сожалению, достает природного потенциала на несколько хитов, не больше. Или он вынужден обращаться за помощью и скрывать этот факт. Элтон Джон создал такое количество самых разных произведений – он одинаково органичен в созерцательных композициях, драматически напряженных, зажигательных, детских. 

Это не вспышка славы, повлекшая за собой желание всю жизнь «ехать» за счет разового или кратковременного успеха, а самое настоящее полноценное разнообразное творческое наследие, интересное не только для фанатов, которые могут откликнуться на музыку исключительно эмоционально иной раз по им одним понятой причине (а не потому, что произведение этого объективно заслуживает), но и для специалистов.

Элтон Джон и инструмент – нерасторжимое целое, он, сидя за роялем, не играет, а проживает жизнь. И некоторые из его концертов удобны для телевизионного показа – иной раз ему вообще ничего, кроме инструмента, не нужно. Это не тот артист, которого нужно искусственно приукрашивать, скрадывая некие эмоциональные или художественные прорехи. Хотя всем этим и звезды его уровня дарования не пренебрегают, понимая, что иные песни выиграют, если их содержание проиллюстрировать для широкой публики. Для непрофессионалов видео – это способ понять артиста или художественный замысел.

Мне не импонируют звезды, которые все просчитали заранее и изображают на сцене из себя некий «модный» образ, – что-то от компании наркоманов, что-то от бомжей и т.п. При этом еще добавляя такой ингредиент, как вера в бога, – и, соответственно, крестик, который можно театрально везде демонстрировать. (Кто-то выдумывает себе и сатанизм.) И объективно очень средних людей чествуют как Шекспиров. Мадонна, к примеру, абсолютно искусственно созданный персонаж (хотя, конечно, у нее много хитов, созданных командой профессионалов, которых она умеет вовремя привлекать).

В наше время не хватает ПРОСТО хорошей музыки, ПРОСТО хороших голосов. Подлинная оригинальность идет изнутри, а не создается искусственно. Если спросить, в чем секрет популярности Элтона Джона? Ответ элементарнее некуда: нет никакого секрета! Он поет, играет и сочиняет - как дышит.

 


Рецензии
Наташа, а ты не смотрела "Жизнь и смерть Достоевского"? Документальный фильм Игоря Волгина 2005 года. Очень хороший, по-моему, хотя, конечно, смотря кому. Кто и так знает, может быть менее интересно.

Галина Богословская   15.07.2020 19:31     Заявить о нарушении
Фрагменты.

Наталия Май   07.08.2020 13:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.