15. Взятие Севска

     Севск стоял на пути наступления частей и соединений Центрального фронта.
     Гитлеровцы в течении пяти с половиной месяцев укрепляли свои рубежи, используя при этом водную преграду-реку Сев и каменные строения города.
    Впереди оборонительных полос были проволочные заграждения в несколько рядов, малозаметные препятствия против пехоты, глубокие рвы и волчьи ямы против танков.
     Оборону должны были прорвать стрелковые части 65-й армии генерала П.И. Батова И тогда в прорыв вводилась 2-я гвардейская танковая армия генерала И.С. Богданова.
     26 августа наша бригада сосредоточилась на исходном рубеже и ждала сигнала на ввод в бой.
     Под грохот орудий стрелковые части переправлялись через реку. Саперы строили переправы для машин и танков. Мы смотрели в бинокли на левый берег реки Сев, где бушевал огненный смерч. Но вот разом стрельба прекратилась, пороховая гарь начала медленно подниматься вверх. Стало видно, что первые траншеи противника нашей пехотой заняты, враг парализован.
 Радист подошел к комбригу, протянул ему трубку
-Вас зовут
   Артамонов взял трубку и услышал то слово, которое ждал сам и вся бригада. Его глаза устремились на начальника штаба, стоявшего рядом.    
      Тот сразу понял  о чем речь. И все пришло в движение.
    Мотострелки тронулись ротными колоннами. Громче заурчали танковые моторы: две танковые роты гвардии старшего лейтенанта И.Евенко и гвардии старшего лейтенанта М.Колесникова устремились за 1-м батальоном в направлении южной   окраины Княгинино к высоте 194,7
     3-я танковая рота гвардии старшего лейтенанта М.Зайцева поддерживала мотострелков 2-го батальона.
      Вслед за танками тронулся «Виллис» комбрига, за ним штабной автобус и машина со связистами.
     На рубеже Покровской и Безымянной высот обогнали стрелковые части. Там же комбриг развернул бригаду. Вперед пустил танки, за ним пехоту.
     Артамонов, несмотря на разрывы вражеских снарядов и свист пуль, шел вслед за подразделениями, наблюдая за ходом боя.
   На батальонных наблюдательных пунктах он появлялся как из-под земли, опираясь на увесистый дрючок: рана мешала ходить. За ним-радист с радиостанцией, телефонист с аппаратом через плечо и бригадный «бог войны»  Чурюкин со стереотрубой.
    Комбриг таким путем наступал на пятки комбатам и прижимал их ближе к гвардейцам  для того, чтобы они своими глазами видели всю динамику боя и своевременно принимали контрмеры против выпадов врага.
     Некоторые комбаты говорили, что опасно располагать  его  КП вблизи боя, но Федор Владимирович загадочно улыбался и  в шутку говорил
-  Я от пули и бомб заговорен, а погибну совершенно от другого.
      Артамонов всегда был на виду  у гвардейцев и они все больше и больше проникались к нему уважением и преданностью, сил в бою не жалели.
Отличились они в первых же боях за село Княгинино и на высотах.
Особенно жаркий бой был на высоте 193,1 и на южном склоне высоты 194,1
     На высотах гитлеровцы отрыли траншеи в полный рост, оснастили проволочными ограждениями, волчьими ямами и железобетонными колпаками.
     Тяжело было гвардейцам выкуривать фрицев из глубоких траншей. И тогда комбриг приказал танкистам снять «колючку» и проутюжить траншеи.
       Приказ  комбрига быстро  долетел до исполнителей.
      В бой пошло несколько тридцатичетверок. Они порвали гусеницами колючую проволоку, ворвались на  траншеи.
    Не обошлось без потерь. Танк гвардии младшего лейтенанта П.Опанасенко попал в волчью яму. Опанасенко отбивался от врагов до последнего патрона, а когда они кончились, высунулся из люка и гранатами уничтожил несколько фашистов, пока сам не был сражен вражеской пулей. Он был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1 й степени.
          Тяжелый, кровопролитный бой завязался у двух дзотов на высоте 194,7 перед совхозом имени Революции, где сраженные пулеметным огнем пали смертью храбрых четыре молодых взводных командира из батальона Куткина.
         Артамонов через  окуляр видел, как падали его гвардейцы. Он тут же приказал Чурюкину подавить  артиллерийским огнем вражеские  дзоты.
Куткину сделал серьезное внушение
-Зачем же посылать людей под огонь дзотов противника? Для этого есть артиллерия и танки. А вот из траншей выбивать  фашистов могут только солдаты. Учтите на будущее.
В городе батовцы застряли. Выручили их танкисты.
 К исходу 27 августа они вытеснили гитлеровцев из Севска, а на внешнем фронте 7-й гвардейский межкорпус отражал яростные атаки противника, стремившегося пробиться на помощь своим войскам
       К вечеру бригаде Артамонова было приказано занимаемый участок передать стрелковым частям, а самим выступать на  Орлию.
      


Рецензии
Да что говорить, бились до последнего мгновения жизни, а иначе не победили бы.
С уважением

Миланка   19.06.2020 09:55     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.