Я не скучаю по прошлому

ДЖАМАЛЯ ТАБИБА - http://proza.ru/avtor/tabiba - ПЕРВОЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ КОНКУРСЕ "МЕМУАРЫ" - МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

 В будний  январский день я зашла в одно Агентство за бытовой справкой,  и   терпеливо ждала, когда  номер моей очереди высветится на электронном табло.
За окном, наплевав на календарную зиму,  шел проливной дождь. Люди входили и выходили.  Минуты тянулись, как резиновые.
Женщина в синей куртке, взяв номерок из электронного аппарата, села в соседнее кресло .
- Дождь. Не люблю дождь. Лучше бы пошел снег. Наши зимы такие скучные, практически продолжение осени, - сказала она негромко, и улыбнувшись, посмотрела на меня, как бы извиняясь за свою словоохотливость.
Я улыбнулась в ответ, собираясь погрузиться в чтение статьи в моем телефоне, но вздрогнула от громкого голоса сидящей по соседству дамы лет шестидесяти в красном пальто:
- Что Вы! Снег не для нашего  Баку. От него столько проблем. Что угодно, только не снег! - она произнесла это с таким возмущением, будто пыталась предотвратить наше влияние на изменение погодных условий.
- Ну, проблемы и от дождя бывают. Помните, в прошлый раз половину  города затопило, - парировала собеседница.
- Да, Вы правы. В наше время все отвратительно. Вот, помню, в советские времена, жизнь была налажена. За такие безобразия быстро бы чьи-то головы полетели. А сейчас беспредел. Законов нет, молодое поколение бездарное. Всюду разврат, хамство. Вот раньше....
И дама  разразилась длительным монологом скорби по прошедшим временам.
Благо, её очередь подошла быстро и она направилась к кассе.
Я подняла глаза и посмотрела на женщину в синей куртке. Она, почувствовав мой взгляд,  взглянула на меня.
- Я тоже люблю снег, - вдруг решила поддержать её я.
 Она заулыбалась и спросила:
- А вы тоже считаете, что раньше все было лучше, чем сейчас?
-Во все времена было и есть что-то плохое и хорошее. И сейчас также. Не вижу смысла жить прошлым.
- Но всегда найдется кто-то, кто скажет:  «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя. Богатыри - не вы!», - произнесла  она и засмеялась.
Мне тоже стало смешно от того, с каким наигранным  пафосом она  продекламировала отрывок из Лермонтовского «Бородино», используя интонации удалившейся недовольной дамы.
В это время подошла  моя очередь и я проследовала к окошку, над которым высветился мой номер.

Завершив дела в агентстве, я вышла на улицу. Дождь прекратился, но огромные лужи растянулись по тротуарам и мостовым. Нужно было их обходить, а местами даже разыскивать место помельче, чтобы перейти дорогу, не черпнув воду в ботинки.

Вспомнились слова дамы в красном пальто. В чем-то она права, но в целом я вовсе не разделяю всю эту пафосную скорбь по исчерпавшему себя прошлому и нарочитое придание сегодняшним реалиям клейма порочности и вырождения всевозможных ценностей.

Как-то так повелось, что если ты с умилением вспоминаешь «те времена» и отчаянно ругаешь все, что тебя окружает сегодня - ты свой, «нашего поколения», особого сорта, выделки, воспитания и качества. Соответственно все, что происходит сегодня - это хаос, разврат, отсутствие души, глубины, приличия и воспитания.

Не соглашаясь с этим устоявшимся мнением  рискуешь, что на тебя обрушится шквал негодования, обвинения в непонимании а порой и в глупости, отсутствии сострадания к гражданам, оказавшимся в печальном положении нынешнего бытия....

Снова стал накрапывать дождь. Я открыла зонт и игнорируя лужи, медленно направилась к саду моего детства.
Когда мне  хочется побыть одной и подумать, я всегда иду туда,  и именно там испытываю чувство, будто  срабатывает машина времени и масса ярких  воспоминаний и образов оживают перед глазами.


Я не скучаю по прошлому.
Я помню его.
Помню наш старинный дом, построенный моим прадедом в центре Баку еще до революции, который после прихода советской власти был экспроприирован и заселен чужими людьми, а нашей семье осталась небольшая площадь на последнем,  третьем этаже.  Входом со стороны улицы в нашу квартиру служила просторная парадная.
А мы, малолетки, через второй,  «черный ход», ведущий в крохотный  дворик,  бегали вверх-вниз,  то к одним соседям поиграть, то к другим, и везде нас угощали конфеткой или вкладывали в руки яблочко, потому что детям нужны витамины и вообще,  дети не делятся на своих и чужих.
Но стоило кому-то из нас нажаловаться  маме что «меня обидели» или «а она ругается», как из окна выглядывала голова мамы-заступницы,  и короткой перебранкой между соседками быстро решались все проблемы. Правда потом надо было выслушать негодующую речь уже в собственном доме о том, что «если бы ты вела себя правильно, матери не пришлось бы позориться», потому подобные инциденты мы старались часто не провоцировать.
А еще в этом крохотном дворике жил странный и угрюмый дядя Гриша. Он ходил в большой старой кепке «аэродром», постоянно оглядываясь на подошвы своих ботинок, как-будто боялся, что к ним что-то прилипнет, и ругался на нас, играющих во дворе детей. А мы не любили его и немного боялись.
Однажды мы сидели на лавочке, о чем-то болтая,  как вдруг во двор зашел мужчина с большим мешком, перекинутым через плечо. Одна из девчонок постарше шепнула:
- Он детей в этот мешок собирает.
 И все гурьбой бросились наутек к черному ходу.

 В один миг я осталась одна посреди двора. Я попыталась бежать, но мои ноги налились свинцом и так отяжелели, что я не могла даже медленно переставлять их.
Я попыталась позвать на помощь маму, но голос стал таким тихим, что выдавливался лишь странный хрип. Страх парализовал меня полностью.  Это  длилось несколько секунд, но казалось целой вечностью. И тут во двор вышел дядя Гриша. Я не видела, что происходит за моей спиной, только услышала, как он стал кричать на чужого дядю, что нечего  тут  шляться и пачкать дворовый туалет.
За это время я пришла в себя и убежала домой. С тех пор дядя Гриша перестал казаться мне вредным и опасным,  и я стала относиться к нему как к надежному сторожу нашего маленького двора.

Я не скучаю по прошлому.
Я вспоминаю поездку в Шушу, красивейший азербайджанский город в Нагорном Карабахе, потрясающий пейзаж и красоту которого мог оценить даже совсем еще маленький ребёнок, каким была я. Помню, как наловила в  коробку чудесных разноцветных  бабочек сачком на поляне,  а потом выпустила их в комнате. Не представляю, что бы я сделала, если б такое вытворили сейчас мои дети. Но никто меня не отругал за эту шалость. Бабочки были везде -  на тюлевых занавесках, на люстре и на диванах.  В тот день мне исполнилось семь лет и это был незабываемый день рождения!


Я не скучаю по прошлому.
Просто помню, как позже, когда мне было уже десять, мы переехали в новый девятиэтажный кооперативный дом с огромным двором, в котором располагалась детская площадка, стоянка для машин(тогда никто не использовал слово парковка), и даже детский сад под одним из выходящих сюда домов.
Здесь я в первый же день встретила девочку, которая стала моей самой лучшей  подругой. Девочка сидела на корточках и копалась в земле под большим деревом.
-  А что это ты делаешь?, - спросила я, решившись первой начать знакомство.
-  Секретики, - дружелюбно ответила она, не отрываясь от своего занятия. - вот смотри, в ямку можно положить бусики, пуговички или все, что тебе нравится, а потом прикрыть плоским стеклышком и засыпать землёй. Место надо обязательно запомнить. А потом приходишь, пальчиком сверху расчищаешь стекло от земли и любуешься своим секретиком.

Вспоминая этот эпизод, задумываюсь, какая вроде бы незатейливая  забава, а сколько интереса вызывало у нас это занятие, как мы украшали свои секретики и соревновались, чей маленький клад окажется красивее и оригинальнее.

Я не скучаю по прошлому.
Я просто вспоминаю, как  моей лучшей подруге «достали из-под полы»  новый музыкальный альбом группы «Абба». Ее мама была близко знакома с продавщицей и та намекнула, что может продать пластинку популярной группы по «договорной» цене. Для тех, кто не застал те времена поясню, что дефицитный товар предприимчивые работники советских магазинов прятали и продавали с наценкой и по большому «блату».
Нет, речь не шла о больших суммах. Переплатить надо было всего несколько рублей. Но сложностей найти способ, через кого и как это сделать возникало немало. Ведь подпольная торговля наказывалась по всей строгости закона и каждому встречному получить доступ к припрятанному товару было невозможно.
Подруга поделилась этой новостью со мной и мне ,конечно, приспичило немедленно  стать обладательницей "Аббы". Я уговорила подружку и мы вдвоём, ничего не сказав взрослым, отправились в магазин..
Там, подойдя к продавщице, она тихим но  твердым голосом заявила:
 - Мама просит, чтоб вы дали еще одну пластинку.

Продавщица, недоверчиво посмотрев на двух маленьких пигалиц,  все же наклонилась и вытащила в прямом смысле слова из-под прилавка черный виниловый диск в красивой картонной упаковке, с которой улыбались солисты знаменитого квартета. Я протянула заранее выпрошенные под каким-то предлогом у родителей деньги и счастью моему не было предела.

Я не скучаю по прошлому.
Просто помню, как летом мы с девочками нашего двора играли в советскую армию.  Отрабатывали какие-то упражнения,  шагали по команде и  бегали строем к автомату пить сладкую газировку за три копейки из слегка обмытых после предыдущих пользователей граненых стаканов, засекая по секундомеру, кто быстрее допьёт.
А еще мы бомбили девчонок из соседнего двора, когда они проходили под нашими балконами, самодельными бомбами. Бомбы готовились у меня на кухне в отсутствии родителей, по придуманному мной рецепту. Из картошки выскребали сердцевинку, заливали в пустоту яйцо и сверху залепляли пластырем. А потом пуляли ими с моего четвертого этажа под ноги «вражеским объектам».

Я не скучаю по прошлому.
Я  помню, как мама пообещала взять меня с подружкой в кино «на Бельмондо» но только после того, как мы отстоим огромную очередь за маслом. Был конец семидесятых. К этому времени такие продукты как масло и мясо уже исчезли из свободной продажи. Их привозили в районный продуктовый магазин один раз в месяц  и   выдавали на руки по одному или два килограмма.
Выстраивалась  огромная очередь и люди хитрили, приводя по несколько человек, чтобы взять дефицитный товар  с запасом.
Вот так мы выстояли в тот день двухчасовую очередь, отнесли масло домой, а потом мама купила нам мороженное и отвела в кино. И я запомнила  тот день на долгие годы.

Я не скучаю по прошлому.
Я помню как в нашем новом доме не было телефона и я бегала к уличному телефону-автомату , чтобы сообщить бабушке, что у нас все хорошо и чтобы она не беспокоилась. У автомата обычно собиралась небольшая очередь нетерпеливых тетенек и дяденек, которые шипели на меня, недавно отрезавшую длинные косы и разгуливающую в клетчатой рубашке и вельветовых брюках:
- Мальчик, не балуйся с телефоном, освободи быстрее кабину.


Я не скучаю по прошлому.
Я вспоминаю, как в восемьдесят втором
году во время урока в девятом классе вошла директрисса и сообщила, что скончался генсек Советского Союза - Леонид Ильич Брежнев. Нас собрали в актовом зале и провели экстренный траурный митинг. Страх и отчаяние охватили меня тогда. Ведь Брежнев управлял страной  со времени моего рождения, и мне казалось, что  мир рухнет вместе с его уходом и даже, возможно, произойдет что-то ужасное.
Но последующие генеральные секретари сменяли друг друга так часто, что это перестало быть чем-то из ряда вон выходящим. .

Я не скучаю по прошлому.
Я помню, как мой будущий муж занял очередь с ночи перед дверьми загса, чтобы на утро мы могли подать заявление. Потом была красивая церемония бракосочетания, которую мы провели в так называемой «Брежневской резиденции», потому что старинное здание «Дворца бракосочетания» в тот год закрыли на реставрацию.

А через пару месяцев муж взял короткую командировку на период моих студенческих зимних каникул, и мы отправились  в свадебное путешествие в Москву.
Помню, как мама говорила, что в России бывают морозы и очень важно одеться потеплее, и заставила меня облачиться в кустарно сшитую рыжую лисью шапку
 и тяжелую бесформенную, перешитую  каракулевую шубу, доставшуюся ей самой от моей бабушки. И я, похожая на огородное пугало,  в установившуюся на тот момент десятиградусную январскую солнечную погоду, взмыленная  но счастливая, гуляла по широким проспектам советской столицы. Помню, как мы жалели, что  не успели приобрести билеты в Большой театр, а «с рук» за двадцать пять рублей не смогли себе позволить. Ведь билет на самолёт до Москвы  обходился в то время за тридцать рублей.
Но страшно обрадовались, когда отстояв огромную очередь, "достали" выдаваемый по две коробки в одни руки зефир в шоколаде,  чтобы не возвращаться  в Баку без гостинца для близких. Это был конец восьмидесятых.

А потом начались девяностые. Оглядываясь назад, это время вспоминается с содроганием и тяжестью на сердце. Но мы тогда не знали, что его будут называть «лихими девяностыми».  Мы просто жили, рожали и растили детей, справлялись с постоянным дефицитом еды и одежды, болели за нашу израненную  Родину – Азербайджан,  которая на тот момент тяжело с болью и кровью отрывала сросшиеся корни от тела распадающейся и тонущей, как «Титаник»,  страны Советов, и обретала собственную Независимость.

Я не скучаю по прошлому.
Я просто храню его в сердце, как ценность, которая мне дана и которая является частью меня.
Там, в прошлом, остались дорогие мне  люди, которых уже нет. Остались счастливые и не очень события и дни моего детства и молодости.
Там,  в прошлом, старый интернациональный Баку с его плоскими крышами, мощеными улочками и трамвайными путями.
Там, в прошлом осталась целая большая страна, разлетевшаяся на осколки.


Там, в прошлом были люди, которые сокрушались о своем прошлом. Они ругали хиппи, джаз, джинсы,грязь на улицах, бесконечные очереди и многое другое, и считали, что во времена их молодости общество было скромнее и целомудренней.


Я уверена, что  лет через сто, когда люди будут летать на работу в аэромобилях, чертыхаясь на пробки в воздухе, найдётся какой-нибудь седовласый господин, или почтенная дама, похожая на сегодняшнюю в красном пальто, которая скажет что-то вроде неизменного Лермонтовского:
 «...да, были люди в наше время,
 не то, что нынешнее племя...»


Я вышла из сада и направилась в сторону дома. Моё сегодня неизбежно укатывалось в прошлое...
А тяжелые капли дождя вдруг неожиданно сменились хороводом весёлых крупных снежинок.



На учебный Конкурс - Мемуары - http://www.proza.ru/2019/10/01/1190 Фонда Великий Странник Молодым


Рецензии