Музыкант Глава 2 часть 7. Стили разные - душа одна

Начало http://proza.ru/2020/03/22/663
 2.7. СТИЛИ РАЗНЫЕ — ДУША ОДНА
   — Любимый стиль ваших песен? — задала я Дёмину очередной вопрос.
   — Любимого стиля у меня нет, все зависит от стихов. Стиль подбирается под текст. В общем, всякий стиль бывает. В патриотике, конечно, виды маршей. А в лирике бывает и вальс, и танго, и фокстрот, и умца-умца, и босса-нова.
    — Вот с босса-нова и начнём. Что это?
    — Это латиноамериканский стиль. Он появился на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века. Первые песни в стиле босса-нова создал бразильский композитор Антонио Карлос Жобин. Словами не объяснить. Нужно слушать. В этом стиле у меня песня «Моя любовь жива» на слова Игоря Кохановского.
  — Того самого Игоря Кохановского, на стихи которого написаны песни для звёзд российской эстрады: Клавдии Шульженко, Людмилы Зыкиной, Софии Ротару?
  — Да. Того самого. А история этой песни такова.
    «Осенью 1983 года я работал руководителем оркестра в ресторане «Океан». В перерыве ко мне подошёл парень, лет двадцати пяти, протянул листок и довольно громко спросил: «Вы можете сделать песню на слова, которые я написал в тюрьме?»
   Текст с названием «Моя любовь жива» мне очень понравился. Удивился, молодой человек, а такие совершенные стихи. Родилась мелодия. Она как-то быстро ко мне пришла. На следующий день записал ноты, принёс в ресторан, но парень больше не появился.  Мы стали часто петь эту песню в ресторане.
  До 2008 года я так и думал, что слова того, незнакомого парня. А в 2008 году выставил свою аранжировку со словами на сайт «миди.ру». Что тут началось! Уже на следующий день получил кучу гневных писем, что это откровенный плагиат песни группы «Синяя птица». Я отправил модератору сайта свой «плюс» (мелодию с моим исполнением), текст, объяснил, что не знаю автора слов, но мелодия моя. Тот прислал мне «плюс» группы ВИА «Синяя птица» (исполнитель Сергей Дроздов) и указал, что слова Игоря Кохановского, музыка Роберта Болотного. Я послушал. Слова те же самые, но мелодия совершенно другая, и мне она меньше понравилась, нежели моя. Можете сравнить. Набирайте в поисковике: песня «Моя любовь жива». Слушайте Дроздова.
   Послушала.
   — Ясно! Включайте ваш вариант!
    Со смартфона полилась песня с теми же словами, но исполненная иначе.
    — Что скажете? — прозвучал вопрос.
   Мой ответ:
   — Мне тоже ваша мелодия понравилась больше. Медленно и печально звучит у них прощание с любовью: «Твоей любви листва растаяла, как дым». На грустной ноте многократным повторением этих слов заканчивается песня. Но! У песни же «Моя любовь жива» название! В вашем варианте сделано повторение слов о радостных воспоминаниях: «Снова ягоды рябины своим алым цветом посреди дубрав пустынных мне напомнят лето». И заканчивается песня словами: «Моя любовь жива, как алый цвет рябин». Другой стиль! С изюминкой энергичного ритма.
   — Это и есть босса-нова! Медленный вариант. Еще послушайте быструю мелодию в этом стиле в исполнении оркестра Куинси Джонсона.
   — Мне хочется прыгать и смеяться! — воскликнула я, слушая энергичную музыку.
   — Прыгайте, смейтесь! Это музыка из фильма «Остин Пауэрс». Набирайте название фильма в поисковике.
   Набираю. Высвечивается: «Austin Powers» — Quincy Jones & His Orchestra — Soul Bossa Nova, год 1960-й. Под весёлую быструю музыку на экране веселятся, прыгают.
   Отмечаю:
   — Фильм шестидесятых! Столько времени прошло, а реакция на музыку та же.
   — Послушайте мою мелодию босса-джаз среднего темпа. Записал лет пятнадцать назад.
  Звучит жизнеутверждающая музыка. Замечаю:
   — Хочется слушать и слушать.
   — Сброшу на почту. Слушайте для поднятия настроения. Есть у меня несколько песен про безответную, разбитую любовь в медленном варианте стиля босса-нова.
  — А в каком стиле песня «Моя любовь жива» у «Синей птицы»?
  — Медленный бит.
  — Переключаемся на бит. Чем он характерен?
  — Это самый популярный стиль. Вся попса на нём написана. Тоже бывает медленный, средний, быстрый темп. Разнообразие большое. В музыке доминируют, как правило, чистая гитара, сильный и гармоничный вокал, четкая партия ударных инструментов. Характерна смена барабанов большого и малого. Обычно бит исполняют оркестры в составе четырёх-пяти человек: барабаны, бас, две гитары, клавишный инструмент. Песни в основном имеют запоминающиеся мотивы.
   — Что у вас написано в стиле бит?
   —  Песня «Не забудь» — медленный бит. Я уже говорил, что в восьмидесятые годы у меня была жажда писать песни. Я покупал в книжном магазине томики стихов, выбирал песенные. Попался томик небольшого размера поэта Мурата Базоева. В предисловии сказано, что автор одессит, по профессии моряк, в душе лирик. Участник Великой Отечественной войны. Из пятидесяти стихов я выбрал два: «Не забудь» и «Память». Вторая песня написана в стиле диско.
   — В кроссвордах на вопрос: популярный стиль восьмидесятых? ответ — диско.
   — Это яркие мелодии с танцевальными ритмическими оборотами, Размер 4/4 с акцентом на каждую из долей. Пик диско был в конце семидесятых - начале восьмидесятых. В середине восьмидесятых мода на диско закончилась. Я успел написать песен пять.
   Собеседник включил смартфон. Прозвучали такие разные по стилю песни на слова Мурата Базоева. Особенно мне понравилась «Память» в стиле диско, где красивые аккорды чеканят слова поэта:

Память! Память!
Стучит в моём сердце память.
Память! Память,
Не гаснет в памяти пламя!

   — С песнями на слова Мурата Базоева был такой эпизод. В 1983 году в Севастополь на гастроли приехал Иосиф Кобзон. К тому времени у меня уже набралось около десятка песен, которые мы исполняли в ресторане. Зародилась мысль дать Кобзону хотя бы одну-две свои песни, чтобы он исполнил их. Я договорился с администратором филиала Крымской филармонии Григорием Футерманом (мы с ним дружили с 65-го года), чтобы он организовал  встречу. Выставил Грише бутылку армянского коньяка. На следующий день он зашёл к нам в ресторан «Океан» на репетицию и сказал, что договорился о встрече с Кобзоном возле гостиницы «Украина» в 15.00 на пятнадцать минут. Я взял с собою переносной магнитофон «Яуза», кассету с песнями, ноты пяти своих песен. Кобзон вышел из гостиницы и Гриша подвел его ко мне. Мы сели на скамейку. Я проиграл по одному куплету свои песни. Кобзон выбрал как раз «Память» и «Не забудь». Я отдал ему кассету с записью и ноты со словами. Он пообещал, что обязательно исполнит и запишет эти песни. Обещанного я ждал не только три года.
   — Обижаться на Кобзона не стоит. В его репертуаре более трёх тысяч песен. Куда ему новые песни разучивать? Он же был не только артист, а и общественный деятель. Побывал с концертами на всех советских стройках. В восьмидесятые выступал в Афганистане перед нашими военными. Затем — перед ликвидаторами аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Помню приезд Кобзона с мэром Москвы Юрием Лужковым в девяностые в Севастополь. Слух быстро разлетелся по городу: в Доме офицеров бесплатно концерт Кобзона. Зал — битком. Певец публично отругал Лужкова за плохую акустику зала и предложил подавать заявки на песни. Что просили, то он и пел. Два часа!
   Собеседник продолжил:
   —  Обе эти песни на слова Мурата Базоева успешно исполнялись на моём творческом вечере «О войне не забывай» в мае 1985 года. Песню «Память» исполнил я, «Не забудь» —  наш бас-гитарист и вокалист Андрей Пинчук.
   — Какая лирика встречается чаще?
   — Чаще поэты пишут любовную лирику. Таких песен написано мною более пятисот. Для любовной лирики характерен стиль бит. У него большое разнообразие. Всё зависит от ритмики. Есть песня «Милая моя», где и слова, и музыка мои.
   Лицо собеседника осветилось той особенной улыбкой, которую рождают лишь радостные воспоминания, и он продолжил:
   —  В 2005 году поздней осенью, в конце ноября, жена послала меня вечером
в магазин за хлебом. Когда я возвращался домой, пошёл редкий снег. Красивые снежинки закружились в торжественном танце, как посланцы других миров.  Крупная многоузорная снежинка упала мне на ладонь. Почему-то подумал вообще о красоте и, в частности, о моей жене. Мне захотелось подарить ей песню. В голову сами собой пришли слова и мелодия. Я поспешил домой записать и представить песню.
   Со смартфона зазвучала песня "Милая моя":

Я твою красоту заберу в седину белых далей,
В сказку синих озёр, в кружева своих розовых снов.
А в душе сохраню призрак светлой и нежной печали,
И оставлю тебе я на память мечту и любовь.      
Милая моя, нежная,    
Я люблю тебя по-прежнему.
Ты мила мне всегда. Я люблю аромат твой печальный,
Твою светлую грусть, окаймлённую отблеском глаз.
Словно с неба звезда из прозрачных, невидимых далей,
Прилетела ко мне в этот поздний и сказочный час.
Милая моя, нежная,
Я люблю тебя по-прежнему.

    — Красивая песня. Проигрыши очень украшают мелодию. Прошло двадцать лет с 1984-го  года! Вот и  получился ответ на любимую вами песню Юрия Антонова «Двадцать лет спустя».
    Собеседник продолжил представлять стили:
    — Бит считается предвестником  рока. Тот возник в середине пятидесятых с появлением электрогитары. Рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких (танцевальный рок-н-ролл), до агрессивных. Например, дэт-метал, получивший своё название от характерного «рычащего» вокала и соответствующей тематики в песнях. Содержание песен в стиле рок варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого, философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке. Истоки рок-музыки лежат в блюзе — 12-тактовой форме и гармоничном сопровождении. Как стиль блюз появился в конце 19 — начале 20 века. Гармоний блюзов тоже много. Если нежно, то лирический блюз. А исток  блюза — спиричуэлс  (духовные песни афроамериканцев). С появлением электроинструментов возник гибридный музыкальный стиль — блюз-рок, где основу составляют электрогитара, бас-гитара и ударная установка.
 — Ваше отношение к року?
—  Я с роком не дружу, а блюз фигурирует в моих работах. Есть несколько инструментальных пьес. Ещё студентом в 1967 году я написал "Осенний блюз", как инструментальную джазовую пьесу. В 2004 году в каком-то сборнике (не помню фамилию автора) встретил стихи, которые ритмически совпали с мелодией. Спел. Послушайте!
   Я послушала песню "Осенний блюз" и четыре  джазовые инструментальные пьесы собеседника.
   — Понравилось всё. Особенно пьеса "Мечты".
   — С "Мечтами" была история. Еду в маршрутке, вдруг в голове возникла мелодия. Кто-то отвлёк. Всё пропало. Спустя месяца два она опять заиграла в голове. И снова отвлекли. И только спустя год, когда в третий раз мною овладел этот "сумрак восторга", удалось добежать до дома, схватить нотный листок и записать "Мечты".
   — Такая завораживающая музыка должна звучать в парках!
   — Она звучала. Работая в ресторанах, первое отделение мы играли облегчённые вещи. Полуджазовые. Блюзы не умерли и сейчас.   
   — А традиционные фокстроты, танго, вальсы? — поинтересовалась я.
   — Вальсы тоже разнообразные: быстрые, средние, медленные. Я написал в восьмидесятые штук тридцать вальсов. Потом они как-то отошли. Счёт 3/4  заменил более выразительный счёт рок-баллады 6/8 (три слабых звука, сильный, два слабых). Это уже знакомая песня "Вечер в Севастополе". Но в наши дни к юбилейному вечеру капитана 1-го ранга  Бориса Салагаева я написал на его слова "Ветеранский вальс" в классической форме.

   Разверни, ветеран, свои гордые плечи,
   И надень ордена, и пригладь седину.
   Пусть проходят года, но останутся встречи.
   И поднимем бокалы за нашу судьбу!

   — Есть и свободный стиль, — продолжил Дёмин. — Это романс. Здесь главное — текст. Музыка поддерживает слова. В прошлом романс исполнялся как самовыражение. С импровизацией. У певицы Нани Брегвадзе пианистка выполняла импровизации. Когда по просьбе заказчика из Канады я ритмически переделывал её репертуар, оставляя мелодию, то эта работа оказалась чрезвычайно сложной. Современная форма романса исполняется без импровизации, как замедленный вальс или бит. У меня написано около сорока романсов. Это "Мне бы знать" на слова Татьяны Штерн, "Ноябрь", "Осенние розы" на слова Калерии Макшановой и другие.
   — Ещё есть марши, гимны. Там что за стили?
   — Известный композитор Исаак Дунаевский считал, что существует только два стиля: вальс и марш. Всё остальное — производные. Разновидности. Маршей я написал сто пятьдесят. Эта оркестровая музыка мне нравилась с детства. В послевоенное время было много духовых оркестров. Они играли на улицах. Мы, мальчишки, пристраивались и гордо вышагивали рядом с музыкантами. Я часто замечал маршевое звучание у меня в голове. Слышал мелодии, которые не исполняли оркестры! Но ничего не записывал, и они быстро исчезали.
   — Марш называют то жанром, то стилем.
   — Эти понятия взаимосвязаны. Функции разные. Жанр отвечает на вопрос: что?, стиль — на вопрос: как? Практически это одно и то же. В песенной классике всё разделили по жанрам: марш, вальс, фокстрот, рок-баллада, баллада, полька. А после внедрения джаза, рока музыканты стали называть это стилями и добавили ещё к стилям блюз, свинг, рок и так далее. В понятие "стиль" входят и ритм, и музыка. Лучше сказать, что стили — это сочетание ритмических рисунков вкупе с сочетанием различных музыкальных звуков. Ритм может быть пунктирный и триольный. В пунктирном ритме (это хорошо известная песня про весёлый ветер Исаака Дунаевского) чередуются ноты: восьмая с точкой и шестнадцатая. У меня — песня "Первоклассникам" на слова Татьяны Штерн».
   Музыкант подошёл к инструменту. Послушные его рукам клавиши заговорили пунктирной мелодией. Он пропел:

Звенит звонок! Открыла школа двери.
Встречает новичков своих опять.
И голоса, подобны нежной трели,
Не может здесь никто перекричать.
 
   — В  триольном ритме первая нота длиннее второй. Она объединяет в себе две из триоли. Идут импровизации ритмическая и мелодическая. На триольной основе написаны марши: "Мой любимый Севастополь" (слова мои), "Тридцать пятая батарея" (слова Валерия Вовка, музыка моя совместно с Вовком), "Бессмертный полк" (музыка Вовка, аранжировка и бэк-вокал мои) и ещё несколько. В маршах размеры бывают 2/4, 4/4, 8/4.
   — Работа с Валерием Вовком — особая страница вашего творчества. Он рассказывает об этом так:
   «Осенью 2016 года я совместно с Вячеславом Примаковым написал стихи “Гавань русских кораблей”. Положил на них музыку. Получилась песня патриотической направленности. Мне нужна была аранжировка. В городе много музыкантов – я позвонил одному из них. В ответ услышал, что аранжировку к тому, что я написал, может сделать только Вячеслав Дёмин.
   Получил номер его телефона. Созвонились.  Отправил Дёмину на почту текст и мелодию, которую наиграл на гитаре. Уже через сутки Слава набрал меня и сказал, что слова к патриотической песне очень хорошие, а мелодия не очень. Что он напишет свою и сделает аранжировку. Песня в итоге получилась сильная.
   Показал песню композитору Якову Машарскому. Тот дал короткое резюме: "Песня воспевает город Севастополь и его жителей. Передает героический дух различных эпох. Несет сохранение, популяризацию отечественной культуры в развитии межрегиональных культурных связей, имеющих важное значение для всего российского общества. Станет достойным вкладом в героико-патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения". Рекомендовал найти хорошего исполнителя в столице.
   С такой характеристикой песни я отправился в Москву. Там меня познакомили с солистом Академического ансамбля песни и пляски войск национальной гвардии России народным артистом РФ Владимиром Романовым. Позже было сделано сведение и мастеринг к песне, добавили еще несколько музыкальных инструментов и сделали запись вокального исполнения Романовым. Видные музыканты, проработавшие более пятидесяти лет, дали очень высокую оценку аранжировке Вячеслава Дёмина. Премьера песни состоялась в Севастополе на площади Нахимова в День России 12 июня 2017 года.
   Песня "Гавань русских кораблей" стала лауреатом Международного фестиваля-конкурса патриотической песни "Красная гвоздика-2017". На торжественном гала-концерте фестиваля она звучала финальным номером в исполнении Владимира Романова. Была тепло встречена аплодисментами и подняла зал.
   Вячеслав Дёмин, с которым меня связывают тесная дружба и работа, вносит огромный вклад в культуру города. Вот небольшой перечень песен, где он одновременно выступает и как автор музыки, но, зачастую, больше как аранжировщик, так как я сам пишу мелодии: "35 батарея", "Парк Патриот", "Площадь Нахимова", "Бессмертный полк", "Большой войны последним ветеранам", "Письмо солдата сыну", "Пост №1". А это только песни патриотической направленности. Написаны гимны политической партии, учебным заведениям, предприятиям и фестивалям, а также песни для детских коллективов: "Мы строим мост", "Золотая балка", "Мы учимся, чтобы лучше жить", "Колледж", "Школа – Пчёлка №19", "Котенок", "Песня о Ноэле", "Песня о дружбе", "Футбол-2018", "Храм Солнца".
   — Что вы добавите? — обратилась я к Дёмину.
   — Именно такими песнями должен звучать наш город.
   — У вас выработался свой почерк. Свою работу вы узнаете  из тысяч. В чём ваша фишка?
   — Свои гармонические хода. Свой выбор звуков. В маршах — трубы, тромбоны, бас-туба, валторны, кларнеты, флейта. В лирике — клавишные, саксофон. И ещё в мои песни вложена моя душа.

   Дёмин строит музыку по законам красоты. Вкладывая душу, делает её одухотворённой. Сосредоточивает внимание на музыкальной теме и, меняя тона, показывает её в разном освещении, до конца исчерпывая все выразительные возможности. В его музыке нашли отражение и насыщенная духом борьбы патриотика, и задушевная любовная лирика, и живая природа. Прозвучали напевы народных песен. Для его мелодий характерны любовь и чуткость к поэзии. Умение передать в музыке не только общее настроение стихотворения, но и своеобразие стиля поэта, его интонацию, выражающие чувства, наполняющие слова.
Окончание http://proza.ru/2020/03/21/1267


Рецензии