Невеста Христова

Ольга и Тамара познакомились, когда учились вместе в полиграфическом техникуме.
Как оказалось они жили достаточно недалеко друг от друга и, бывало, сталкивались на улице.
Ольга была бойкой девушкой. Высокая и стройная, всегда одетая по фигуре она часто привлекала внимание молодых людей. Ее длинные черные волосы всегда были распущены. Красивые карие глаза Ольги всегда светились, а с тонких губ не сходила улыбка. Ольга, казалось, никогда не унывала. Ее никогда не видели задумчивой или грустной. Однако она просто мало с кем делились своим внутренним миром, не доверяя его посторонним. С Тамарой она сблизилась, потому что было что-то в той притягятельное, заставляющее забыть об условностях и доверить наболевшее в душе.
В отличие от Ольги Тамара была среднего роста. Ее нежно-голубые глаза, задумчиво смотрели на мир, а красиво уложенные волосы соломенного цвета всегда были подстрижены. Тамаре очень шла выбранная ей прическа – каре. Ее фигура была чуть полноватой, однако от нее исходила какая-то сила, которая заставляла забыть об этом. Мужчины часто засматривались на нее, однако Тамара была далека от того, чтобы сближаться с ними. Ее больше интересовали книги, которыми она зачитывалась с детства. Характер у нее был спокойный и уравновешенный. Она была склонна к обдуманным поступкам, не составляя особых хлопот для родителей. И когда она сблизилась с Ольгой, многие ее знакомые были этим удивлены, однако Тамара как будто не замечала этого. С Ольгой ей было спокойно, она была не против того, чтобы та делилась с ней своими заботами. Однако она редко делилась с той своими заботами и тем, что было на душе, хотя Ольге всегда было интересно, чем живет подруга. Ольга была ужасно любопытна и было не понятно, как она общается с Тамарой, которая больше молчала. Однако все объяснялось тем, что Тамаре в отличие от других людей можно было доверить многое без опасения быть непонятой и осмеянной.
Шло время. Ольга с Тамарой успешно окончили училище и нашли работу. Встречи стали более редкими. Тем не менее, когда удавалось выкроить время, они любили гулять вместе.
Однажды Ольга и Тамара гуляли по парку, слушая пение птиц и любуясь красивыми клумбами вдоль деревьев.
В какой-то момент Ольга начала рассказывать подруге о своих встречах и общении с молодыми людьми и пожаловалась ей на то, что пока ни один парень не приглашает ее замуж. Выслушав подругу, Тамара улыбнулась и сказала:
- Оль, да ты не переживай. Вот увидишь, все наладится в свое время. Просто ты еще не нашла такого парня, которому бы по-настоящему нравилась.
Однако Ольга была так расстроена, что не вникла в слова подруги, и  еще какое-то время продолжала жаловаться ей. Закончив свой рассказ, она спросила подругу:
- Тома, а ты? Что-то я не видела тебя ни разу ни с кем. У тебя есть парень?
В ответ та сказала:
- Да, Оля, есть.
- А как его зовут? – полюбопытствовала она.
Чуть поколебавшись, Тамара сказала:
- Владимир.
- И давно вы встречаетесь? – продолжила расспрашивать подругу Ольга.
- Года два, – чуть помедлив, ответила Тамара.
- Здорово. А когда свадьба? – не отставала Ольга.
- Ой, Оль, я бы не хотела это обсуждать, – сказала Тамара.
- Хорошо. Не хочешь, не говори, – вздохнула та.
Ей было очень любопытно узнать о подруге больше, но та всегда была несколько закрытой, и ей ничего не оставалось, как смириться с этим.
Нагулявшись в парке, они разошлись по делам.
После этого они долгое время не встречались, а если и виделись то только на улице, когда спешили куда-нибудь по делам, и времени на разговоры не было.
Шло время. Встречи становились более редкими.
В какой-то момент Ольга совсем перестала видеть подругу на улице.
Спустя некоторое время вместе со своим новым молодым человеком она решила поехать на экскурсию за город.
Поездка была насыщенной и интересной. Ольга с большим интересом слушала экскурсовода, который увлеченно рассказывал о тех местах, куда они ехали.
Последним местом экскурсии был женский монастырь.
После экскурсии Ольга решила одна пройтись между зданиями монастыря, полюбоваться его живописными цветниками и сделать несколько фотографий.
Фотографируя одну из клумб монастыря, Ольга заметила молодую девушку в черном платке и подряснике.
Когда та обернулась на шум шагов, Ольга узнала в ней свою подругу Тамару.
- Тома, ты?.. Здесь?.. – удивлению Ольги не было предела.
- Да, Оля, я здесь, – спокойно ответила та.
- А как же жених? – в недоумении спросила та.
- Оля, ты помнишь его имя? – пристально посмотрела на нее Тамара с улыбкой.
- Насколько я помню, Владимир, – озадаченно ответила ей Ольга.
- Ты меня извини, конечно, что я ничего тебе не рассказывала об изменениях в своей жизни. Ты была так занята своими делами, что я засомневалась в том, что ты меня поймешь. Что касается имени, я не просто так спросила тебя, помнишь ли ты его. Имя Владимир означает «владеть миром», а кто в христианском понимании владеет миром, Ольга? – чуть улыбаясь, спросила Тамара.
- Бог, конечно, – живо отозвалась Ольга и тоже улыбнулась. – А-а-а, я поняла, ты прибегла к аллегории, говоря о Боге. Да?
- Да. Это так, – ответила ей Тамара. – Я рада, что ты меня поняла.
- И я даже понимаю, почему ты так мне тогда сказала о Боге, –  озабоченно сказала Ольга, – моя голова была слишком занята мужчинами, и это не ты должна передо мною извиняться, а я. Я была так занята своим, что не думала о том, что могла смущать тебя и ставить в неловкое положение. Прости меня.
- Да, что ты, Оль, я нисколько не обижаюсь на тебя, вот только, правда, ты порой меня смущала, но сейчас уже все давно в прошлом. Я здесь и счастлива как никогда, – улыбаясь, сказала Тамара.
- Ты проходишь послушания? – осторожно уточнила Ольга, понимая, что теперь с подругой не обо всем можно свободно поговорить.
- Да, – широко улыбаясь, сказала Тамара, – а ты здесь проездом?
- На экскурсии, – живо отозвалась Ольга.
В этот момент к ним подошел молодой человек, которого Тамара не знала.
- Оль, ты куда пропала? – сказал он, обращаясь к той. – Пойдем скорее, а то автобус без нас уедет.
- Уже пора? – спросила та. – Ой, Тома знакомься, это Анатолий. Мы уже полгода встречаемся.
- Оль, пошли скорее, а то…, – запнулся тот, глядя на молодую послушницу. – А кто это? Твоя подруга что ли?
- Да, Толь. Это Тамара, о которой я тебе рассказывала, – улыбаясь, сказала та. – Вот не знала, не гадала, встретились тут случайно. Ничего не знала о том, что она в монастырь ушла. А что ты хотел сказать?
- Да, вот… ждут нас, – как-то скованно сказал тот. – Пойдем скорее.
- Ой, Тома, я пойду. Всего хорошего тебе, – сказала Ольга и заторопилась.
- Тебе тоже всего хорошего, – отозвалась Тамара. – Ангела в пути.
Ей тоже надо было идти в том же направлении и, идя следом за ними, она увидела около входа в монастырь группу молодых людей с цветами и шарами, видела, как около ворот в монастырь Анатолий встал на одно колено и вручил Ольге шикарный букет цветов и маленькую коробочку. Хотя расстояние было значительным, и Тамара ничего не слышала, но она догадалась, что сказал ее подруге Анатолий, а по реакции Ольги итак было понятно, что она бесконечно счастлива.
Тамара невольно улыбнулась.
Разговор с подругой ничуть не изменил ее душеное состояние. Она понимала, что все сделала правильно, уйдя в монастырь.
Пройдя по дороге, ведущей от монастырских ворот к храму, Тамара вошла в него, подошла к Распятию и опустилась на колени.
Минут пять она молилась в тишине, перебирая четки.
Глядя на лик Спасителя, она невольно вспомнила тот день, когда впервые увидела Его изображение в библиотечной книге.
Тот день стал судьбоносным в ее жизни.
Впервые взяв в библиотеке одну из духовных книг, стоявших на стеллаже, она открыла наудачу первую попавшуюся страницу. С открытой страницы на нее смотрел лик Спасителя. Ее поразили Его глаза, как будто заглядывавшие ей в душу. Тамара ощутила какое-то непривычное спокойствие и умиротворение. Ей никогда не было так хорошо.
Под влиянием эмоций, ни минуты не раздумывая, с книгой в руках она подошла к библиотекарю:
- Вот. Я возьму эту книгу.
- Закон Божий? – чуть удивленно уточнила библиотекарь, так как раньше Тамара никогда не брала православную литературу.
- Да-да. Именно.
- Да, конечно, – улыбаясь, сказала та. – Что-нибудь будете еще брать?
- Сегодня нет, – ответила Тамара.
В тот же день вечером она начала читать эту книгу.
Все написанное в ней так захватило ее, что в воскресенье она пошла в ближайший храм.
Было утро. Литургия уже закончилась, и в храме уже никого не было, кроме пожилого священника и женщины, сидевшей за свечным ящиком.
Войдя в храм и едва взглянув на них, Тамара застыла. С иконостаса на нее смотрели узнаваемые глаза Спасителя.
Забыв обо всем, она опустилась на колени и начала молиться своими словами.
Сколько она так стояла, Тамара не знала.
Опомнилась она тогда, когда около нее прошла женщина, убиравшаяся в храме.
Встав с колен, Тамара поспешила домой.
С этого дня она стала почти каждый день заходить в храм и молиться своими словами перед иконой Спасителя, ходила она и на всенощную службу по субботам.
Так прошел месяц.
В один из дней, когда она стояла на коленях и молилась, к ней подошел тот священник, которого она видела в первый день своего прихода в церковь. Ото всей его фигуры веяло спокойствием и уверенностью, так что при виде его Тамара невольно заулыбалась. Это был полный мужчина среднего роста. Его широкое улыбающееся лицо было усеяно веснушками, а рыжие длинные волосы и такая же длинная борода делали его похожим на святых с икон. Его глаза ласково смотрели на Тамару.
- Извините за беспокойство, – мягко сказал он. – Я уже не первый раз вижу вас здесь. У нас работница заболела, не могли бы вы помочь с уборкой храма?
- С радостью, – живо отозвалась Тамара, вставая с колен.
Убравшись в храме, она разговорилась со священником, которого звали отец Виталий.
Рассказав ему о себе, Тамара упомянула о своем желании креститься.
Задав ей ряд вопросов, отец Виталий улыбнулся и сказал:
- Ну, что я могу вам сказать, Тамара. Вы достаточно хорошо разобрались в азах православия, и ничего не мешает вам креститься, ну, например, на следующей неделе в два часа дня в воскресенье в нашем храме.
Подробно рассказав Тамаре о том, что нужно иметь при себе для крещения, он благословил ее.
Все так и произошло.
На следующей неделе в воскресенье в два часа дня Тамара была в храме.
Когда проходило Таинство, она внезапно ощутила в душе невероятное умиротворение. Ее тело как будто обволокло теплом. Крестивший ее отец Виталий, на некоторое время задержал на ней взгляд и невольно отвел взгляд, так сильно светилось ее лицо.
Когда Таинство крещения закончилось, Тамара подошла к нему и пытливо спросила:
- А что теперь? Теперь мне что делать?
- Что делать? – переспросил отец Виталий, – Ходить по воскресеньям на Литургию, исповедоваться и причащаться со всеми. Ведь вы до сих пор не ходили по воскресеньям на службу.
- Да, я понимаю, – сказала Тамара, – но все же что мне делать? Как стать ближе к Богу? Какова цель жизни в православии?
- Цель жизни? – уточнил отец Виталий. – В единении с Богом, в непрестанной молитве и участии в Таинствах и в первую очередь, конечно, в Литургии. Есть неплохая книга «Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни», советую вам ее почитать. И вообще читайте больше духовных книг и не реже одного раза в неделю бывайте на службе в храме.
- А помогать? Могла бы я чем-то помогать вам в храме? – спросила Тамара.
- Помогать мне? – переспросил отец Виталий. – Спаси Вас Господи, дорогая Тамара. Нет, мне самому сейчас не нужна помощь. Вот разве что женскому монастырю помощь нужна, в который мои прихожане ездят. Нужны трудницы. Так что если хотите, можете монастырю помочь.
- Ой, я бы с радостью! – воскликнула Тамара.
- Тогда в ближайшее время я при встрече переговорю с теми, кто туда ездит, и познакомлю вас с ними, – обрадовался отец Виталий.
- Тамара, ты здесь? – вдруг услышала она знакомый голос.
Это говорила игуменья монастыря, в который Тамара начала ездить полтора года назад и в котором решила остаться на послушание по благословению отца Виталия. Это была высокая женщина с худым лицом и пронзительными серыми глазами. Всю ее фигуру и волосы скрывало монашеское облачение, однако чувствовалось, что она была очень худой, так как была строга к себе и вела очень воздержанную жизнь.
- Да, матушка игуменья, – сказала та, очнувшись от воспоминаний и вставая с колен.
- Я видела тебя на улице. С кем ты разговаривала? – спросила ее игуменья.
- С бывшей подругой столкнулась. Она в монастырь на экскурсию приехала, – улыбаясь, ответила та.
- Понятно. На кухне все порученное сделала? – спросила игуменья.
- Да, матушка игуменья. Благословите дальше на послушание идти, – заторопилась Тамара.
- Не торопись, – мягко сказала та. – Ты уже полгода у нас. В мир не тянет? А то я вижу, задумалась ты о чем-то?
- Да, задумалась. Вспомнилось, как к вере пришла и с отцом Виталием познакомилась, – призналась та.
- Ни о чем не жалеешь? – внимательно посмотрела на нее игуменья.
- Нет, матушка игуменья. Еще когда я лик Спасителя в библиотечной книге увидела, поняла, что все в душе перевернулось и изменилось, – взволнованно проговорила Тамара и тихо добавила, – я эту икону до сих пор забыть не могу. Для меня глаза Спасителя самые красивые в мире. Никто не сравнится с Ним, Его любовью, кротостью и спокойствием.
- Да, я понимаю, – мягко проговорила игуменья. – Вот что Тамара, я вижу, что ты любишь в храм ходить, молиться у Распятия. С завтрашнего дня у тебя будет новое послушание. Будешь учиться петь на клиросе.
- На клиросе?! – не ожидала Тамара. Ее глаза радостно засветились.
- Да, на клиросе, – улыбнулась игуменья.
- Как благословите, матушка игуменья, – сказала Тамара. – А сейчас мне матери Татьяне идти помогать?
- Нет, побудь тут за свечным ящиком, потому что матери Варваре я сейчас дам другое послушание, – сказала игуменья.
- Как скажете, матушка игуменья, – кротко сказала Тамара, с радостью взявшись за порученное ей послушание.
На душе у нее было спокойно и радостно. Она понимала, что находится только в начале пути, ведущему к монашескому постригу, но уже сейчас чувствовала, что ни на что не променяет радость общения с Богом и жизнь, которую обрела здесь в монастыре.


Рецензии