О справедливости. эссе

       Справедливость штука не простая и серьёзная, привлекающая к себе внимание людей с древнейших времён. Наверное ещё наши далёкие предки, отстоящие от нас на сотни тысяч, а может быть и на миллионы лет задумывались и задавались вопросами справедливости. И всё потому что сам человек, как и его далёкий предок существо изначально в высшей степени социализированное, в том плане что они могли выжить и благоприятно осуществляться, как вид и реализовывать себя и выживать в условиях дикой, враждебной среды только в стае, в группе себе подобных индивидуумов.
       Стаей, в группе проще выжить, проще противостоять враждебным силам природы. Стаей проще защищать свои территории, ареалы обитания. Легче добывать пищу, оберегать потомство. Но в тоже время в группе вольно или невольно создаются условия для расслоения социума, всегда выделяются особи, индивидуумы, которые более сильнее, более умнее, более сообразительнее, которым достаются куски и повкуснее и пожирнее. Что не могло не вызывать у других чувство неудовлетворённости, зависти и желания более лучшего места под солнцем.
      И естественно возникали мысли, что жизнь могла бы быть и устроена по другому, более справедливее, ведь все хотят поесть и вкусно и сытно. Конечно многие, а может быть и большинство принимали такие правила игры, мирились с таким положением и даже возможно считали, что всё идёт так как и должно идти и такой порядок, такое положение было и до них и поэтому свыкались с этой мыслью и терпеливо относились к такому положению вещей.
      Но всегда находились отдельные индивидуумы, бунтари, не желающие мириться с тем, что они находятся на вторых, а то и на третьих, четвёртых ролях и так или иначе стремились изменить ситуацию в свою пользу. Кто хитростью, а кто умом, а кто и силой совершали попытки изменения ситуации в лучшую для себя сторону. Естественно, что особенно привлекательным был положение, которое занимали глава, вожак, вождь рода - племени и приближённые к ним. Конечно добытчикам пищи, в особенности когда человек  в основном на стал употреблять  мясо и стал целенаправленно заниматься охотой. А это требовало особого умения и сноровки и хитрости, не говоря уже о силе, которая часто и определяла занимаемое место в иерархии. И конечно роль охотника, как главного добытчика пищи стала определяющей.
      Охотникам доставались лучшие куски и повкуснее и пожирнее. Естественно, что охота стала уделом чисто мужским и занимались охотой в основном мужчины, а женщины и дети оказались на нижней ступени иерархии и смирились с этим. Правда на мой взгляд такое положение в древности сохранялось не всегда. Был период так называемого, "Матриархата", когда женщины стали во главе рода - племени. Причины возникновения матриархата не совсем ясны, хотя и известно, что матриархат имел место быть, но и был относительно длительным периодом и женщины тогда занимали важную, ведущую роль и обладали весомыми правами и за ними было и последнее слово.
      По видимому только нечто весьма и весьма чрезвычайное поставило мужчин в такое положение, что они были вынуждены согласиться с диктатом женщин и согласились пребывать на вторых ролях. И этим "Нечто", на мой взгляд являлась пища, еда. Так называемый "Хлеб насущный", который очень длительное время, да и сегодня в некоторых странах достаётся тяжким трудом и на что уходят все заработанные деньги. Да и в странах развитых, к примеру в Западной Европе ещё в 19 веке на питание расходовалась львиная доля заработка. И ещё и сегодня миллионы людей не доедают и умирают от голода. Важность пищи нельзя переоценить, ибо от пищи зависит сама жизнь человека.
      Женщины находясь на нижней ступени иерархии общества, следили за очагом, присматривали за детьми и занимались "Собирательством", собирая в природе всё, что можно было употребить в пищу, в основном растительного происхождения. Собирали ягоды, коренья, плоды и зёрна дикорастущих растений ячменя, проса, пшеницы, что до поры до времени не было главным на столе, но служило хорошим подспорьем и даже было привлекательным усиливая вкус и способствуя аппетиту и не только.
      Наступил период, когда охотничьи угодья стали сокращаться, уменьшилось значительно и число животных, которые являлись объектами охоты и мясо из разряда повседневной пищи, перешло в разряд, если так можно выразиться - деликатеса. А основной пищей стала еда растительного происхождения, из которых злаковые заняли почётное место на столе. И вот тогда значение и роль женщины возросли многократно и женщины заняли главенствующее, определяющее положение. Так ка за многие поколения, что они занимались собирательством обрели не только опыт, но, что гораздо важнее - знания, который передавался от матери к дочери. Но матриархат продолжался относительно не долгое время, где - то от 1,5 до 2 - х тысячелетий, пока собирательство было чуть ли не основным источником пищи. Мужчины продолжали охотиться, но охота уже удовлетворяла потребности рода в пище.
      Постепенно от собирательства человек пришёл к посеву семян, научился обрабатывать и возделывать землю, и как только это произошло мужчины опять заняли ведущие роли так как были физически сильнее, а обработка земли требовала не малых усилий. К тому же всё больше и больше требовалось и воинское умение мужчин для защиты своих семей  и поселений и выращенного не лёгким трудом урожая, на который появилось много желающих со стороны. И  женщин вольно или невольно снова оказались отодвинутыми на второй план, на котором они и пребывали почти до 21 века нашей эры.
Лишь в двадцатом столетии, во второй её половине женщины стали обретать равные с мужчинами правами, что позволило им брать в свои руки и бразды правления государством и занимать любые должности и на работе и в обществе.
      Справедливость не отделима от такого понятия как "Равноправие", ибо именно равноправие позволяет всем членам общества чувствовать себя не обделёнными хотя бы в политическом отношении. Равноправное положение всех и вся в обществе имеет не преходящую ценность, но до сих пор в этом деле нет идеала и возможно ли оно не ясно.
Достижим ли идеал в равноправии, когда справедливость будет на таком уровне, что любой член общества может заявить о том, что он доволен своим положением на все на сто и не имеет претензий по справедливости. А пока лозунги о братстве, равноправии, справедливости остаются актуальными, как и в  недавнем так и в далёком прошлом.
       Под этими лозунгами и во имя равенства и справедливости люди объединялись и воодушевлённые общей идеей устраивали восстания и революции, шли на баррикады, устраивали войны, чаще гражданские, где друг другу противостояли граждане одной страны. Лилась кровь, люди погибали ибо не желали мириться с существующим положением, а их противники не желали расставаться с теми привилегиями и преимуществами, которыми они обладали и так просто не желали расставаться с положением, которое они занимали. Разве, что за редким исключением, когда отдельные представители привилегированного слоя общества, как минимум старались улучшить положение обездоленных помогая им разными способами, а по максимуму сами отказывались от того, что имели в пользу малоимущих и уходили в народ.
      Постепенно положение  всех членов общества выравнивалось, обретались политические права и свободы, принятые абсолютным большинством стран. Но и сегодня  равноправие касается в основном политики и некоторых сторон  жизни общества, как - то равенство перед законом, равные права на труд, права на получение образование и т.п. И если в этой области с равноправием всё более - менее относительно хорошо, то равенства в удовлетворение потребностей в том числе и распределении благ по справедливости как не было так и нет. Конечно это во многом зависит от того какое место занимает человек в обществе, от того какую он приносит пользу и насколько значимо для общества то чем человек занимается.
      И сегодня кто - то занимает привилегированное положение и ему доступны большие блага, чем рядовому члену общества, не выделяющегося и занимающегося обычной деятельностью, которая присуща абсолютному большинству. Причины этому понятны и ясны и лежат на поверхности. Кто - то обладает этими правами по праву рождения и пользуется всем, что было наработана всеми предыдущими поколениями его предков. Кто - то обрёл такое положение благодаря своему уму, силе воли, таланту, благодаря сильному пробивным характеру, способностями к предпринимательству. И человек, обладающими не тривиальными характеристиками и сегодня способен многого достичь и имеет возможность занять такое положение, которое в той или иной степени его устраивает, хотя бы на данный момент, какой - то период времени.
      Такое состояние общества формировалось на протяжении тысячелетий и абсолютным   большинством принимается и не отвергается и даже больше, можно сказать, что в той или иной степени устраивает, за исключением некоторого малого количества, которые ради удовлетворения своих потребностей нарушают законы и мораль, рвутся к вожделенному и желаемому, прилагая для этого максимум  своих сил. Люди такого склада характера были и есть всегда во все времена и при любом социальном устройстве.
      Возникает вопрос, возможно ли создание таких условий в обществе, когда все члены общества, вне зависимости от каких - либо факторов будут обладать абсолютно равными правами и абсолютно все будут иметь доступ ко всему, что существует из благ в данном обществе и на данный момент. Возможно ли такое идеальное общество на деле. Будет ли такое положение реализовано хотя бы в отдалённом будущем. Для этого, на мой взгляд необходимо исполнение одного, но важного условия. Всех материальных благ, производимые человеком должно быть такое количество, что бы их хватало на всех без исключения и каждый человек легко может обрести то, что он желает в своё исключительное пользование. Возможно ли это?
      Человек всё время своего существования, на протяжении всей своей истории находится в зависимости от природных ресурсов, которые как известно ограничены и такое положение сохраняется и сегодня. И в первую очередь человек нуждается в пище, желательно разнообразной. А производство продуктов питания, как растительного, так и животного происхождения находится в принципе на таком же уровне, как и тысячелетия назад. И во многом зависит от прихотей природы. Человек как и его далёкий предок обрабатывает землю, бросает зерно или семечко, обрабатывает, ухаживает за всходами, ждёт созревания и собирает урожай, складирует, перерабатывает и получает к примеру муку. И так же и с животными, которые требуют ухода, корма и приносят потомство за которым опять требуется уход и попутно получает мясо, молоко, шерсть, шкуру. Ничего в принципе не изменилось, изменились лишь технологии обработки почвы, механизированы многие процессы, но принцип остается тот же, что и в древности. Обработка земли - посев - уборка урожая - переработка. То есть человек находится в полной зависимости от прихотей природы и любой природный катаклизм засуха или наоборот наводнение или что иное могут оставить человека без урожая, а если такое будет происходить несколько лет подряд, то это уже грозит голодом и катастрофой для общества.
       Блага, предоставляемые природой в силу своей ограниченности становятся дефицитными и доступны далеко не каждому. В первую очередь из - за цены, которые на некоторые продукты заоблачные. Правда многие и даже большинство вполне спокойно
обходятся и без этого дефицита ибо оно не является жизненно необходимым, но всё же имеет притягательную силу и большинство если бы имели такую возможность то конечно бы не отказались от его употребления.
      Отсюда следует, что достичь изобилия всего можно лишь при условии, когда человек перестанет быть зависимым от природы и всё что он получает от природы он может получить сам с помощью знания и научно - технического прогресса. Устремлённость человека в познание и его неуёмность в этом деле, постоянное овладение новыми знаниями, создание всё новых и новых машин самого различного назначения и усовершенствование различных технологий не исключают достижения такого момента, когда человек овладеет знаниями настолько, что сумеет не только восполнить ограниченные природные ресурсы, но и сумеет сам получать всё необходимое для себя. К примеру изменяя атомное строение получать из одного вещества, совершенно другое с нужными его характеристиками и которое ничем не будет отличаться от природного, естественного аналога. На данный момент это фантастика, но то что сегодня является фантастикой может завтра обрести черты реальности, а послезавтра стать реальной обыденной вещью или продуктом.
      Остаётся вопрос - что же будет человек  в таком положении, когда любые материальные блага станут легко доступными и будет. Не исчезнет ли у человека стимул к существованию в мире где изобилие всего. Не выродиться ли человек, не деградирует ли он, как человек разумный. Не превратится ли в некое подобие человека похожее лишь внешне, не станет ли он неким примитивным существом, способным лишь потреблять пищу и лишь примитивно развлекаться.
      Таким образом изобилие всего и вся, полный доступ всех ко всем благам,полное
равноправие и такая желаемая справедливость могут иметь весьма и весьма не приятные последствия для всего человечества. У человечества лишь один путь - это развиваться духовно, что бы материальные блага не возобладали над человеком и лишь достигнув высших ступеней в своём духовном развитии человек сумеет правильно распорядиться своими знаниями и научно - технический прогресс принесёт человеку лишь благо. А пока мы наблюдаем иную картину, научно-технический прогресс опережает духовное развитие.
Может быть это происходит в силу того, что НТП, начавшийся в 19 столетии, в  20 веке был настолько стремительным, что ошеломил человека и он с горящими глазами кинулся потреблять и потреблять, с разинутым ртом наблюдая за достижениями науки и техники.

                17.03.2020 г.
      
      


Рецензии