Причинность в метафизике духа

                               
     Образ мира — понятие, приравненное картине Мироздания. Глубина и сфера её охвата определяется нашими познаниями. Они пока недостаточны, чтобы выработать строго научное мировоззрение. Только религиозные представления, опирающиеся на всемогущество Бога, на Его организующую силу, непротиворечиво объясняют мир, в значительной степени удовлетворяют запросам внутреннего мира человека. На их базе сложились наши идеалы межличностных, общественных отношений - современный монотеизм.
     Философским аналогом такого взгляда на мир является мировоззрение детерминизма, в котором причина явлений нашего мира видится во внешней силе, стимуле. Впервые оно было сформулировано Платоном [1]. Он считал материю темной, инертной массой, которая оживляется восприятием идей световых истечений. Эта линия в философии, принимающая то религиозную, то научную окраску практически была завершена  Декартом [2] - творцом картезианства. Причины любых явлений в объектах мира он видел в воздействии на них внешних сил. При этом сложные явления сводились к сумме простых. В результате была сформулирована, так называемая, классическая концепция причинности, включающая три принципа: реактивность, каузальность и редукционизм. Они, в конечном счете, легли в основу методологии современной науки.
     Иное направления в философии обусловлено предположением,  что идея уже присутствует в каждой вещи, наделяя её стремлением к совершенному состоянию. Развивая эту мысль, Лейбниц утверждал, что материя состоит из живых монад. Ее активность при этом возрастает от состояния сна у минералов, до бодрствующего у животных [3]. Такое направление в философии, в котором нетрудно увидеть корни «язычества» с его обожествлением глубинных свойств явлений и предметов, развивается (хотя менее успешно, чем первое) и в последующие века. Так Уильям Крукс, известный в свое время английский естествоиспытатель, в 1895 г. утверждает: «Все качества атома (считавшегося тогда неделимым элементом) – энергия, интеллект, способность выбирать и отвергать, их притяжение и отталкивание, чувствительность, движение и желания очень напоминают психологию человека, но только в меньшей степени и в более ограниченных пределах». Пьер Тейяр де Шарден  в «Феномене человека» [4] пишет, что всякая энергия в материальном мире имеет психическую природу и может быть поделена на тангенциальную (энергию связи с другими элементами) и радиальную (энергию сосредоточения, усложнения внутреннего состояния). Позже, в  1965 г. Уайтхед заявляет: «Никакая сущность, никакие состояния не могут быть определены без активности. Пассивная материя не способна порождать созидающую Вселенную».
     Таким образом, вторая линия в философии наделяет материю свойством самоорганизации. Им объясняется возможность эволюции мира вопреки второму началу термодинамики и «вечное» существование атомов нашего вещественного мира. Но возникает вопрос: какие свойства  материи смогли обеспечить развитие ее до достигнутых форм?  Какими принципами она руководствуется в своем саморазвитии? Очевидно, что наиболее верный ответ мы найдем в поведении человека, самоорганизующаяся сущность которого не вызывает сомнений. То есть принципы саморазвития надо искать в трудах психологов, например: З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга [5].
     Психологи пришли к пониманию принципов самоорганизации, которыми должен руководствоваться человек, чтобы стать успешной, развивающейся (системой) личностью. Они включают внутреннюю активность, собственное целеполагание в развитии (цель становится причиной поступка) и иерархичностью (высшие ценности обретают приоритет над частными). В противном случае человек не видит себя внутри организованной системы, заболевает неврозами различных типов, утрачивает способность к эффективному функционированию. К этим системным принципам самоорганизации своей жизни можно придти и самостоятельно, внимательно анализируя внешний жизненный опыт, оценивая меру успешности в деятельности отдельных людей, а также наблюдая собственные духовные (психологические) переживания.
Полная противоположность системных принципов причинности картезианским - очевидна. Во-первых, в них в качестве причины выступает не внешняя сила, а внутренняя активность (стремление к  саморазвитию); внешнюю обусловленность сменяет собственное стремление к идеалу (будущее становится причиной поступков); приоритет высших ценностей, а не сумма предшествующих событий, обретает статус причины в поведении человека. Эти принципы в наибольшей степени свойственны поведению духовного человека [6].
     Но в таких, казалось бы, понятных представлениях о «движущих силах» психики человека, есть «темное облако», которое не позволяет считать их достаточно аргументированными. Оно состоит в том, что реализация указанных принципов причинности в психике человека обеспечивается (согласно современным представлениям) его таинственным «бессознательным». Только определив природу и механизм действия бессознательного, можно ставить вопрос о безусловной достоверности системных принципов причинности в человеке, тем более распространение их на весь вещественный мир. Имеет ли загадка «бессознательного», её глубинная природа всеобъемлющий характер – для всего видимого  мира.

               Литература

1. Лосев А.Ф., Тахо-Гади А.А. Платон, Аристотель. М. Молодая гвардия, 1993г.
2. Декарт Р. Сочинения. М. , 1989г.
3. Лейбниц Г. Сочинения. М. Мысль 1982г.
4. Теяр де Шарден П. Феномен человека. М. Наука, 1987г.
5. Большая психологическая энциклопедия М. «Эксмо» 2007г.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла М. Прогресс 1990 г.


Рецензии