Из жизни опального ветеринарного врача

Хештеги: #госслужба, #Путин, #Крым, #справедливый суд, #карманный профсоюз, #итальянская забастовка
--------------------------------------------

   Своей историей, связанной с государственной ветеринарной службой Иркутской области, о работе в областном государственном бюджетном учреждении "Братская станция по борьбе с болезнями животных" (коротко, ветеринарная станция), я делился лишь в кулуарных беседах, переписках в социальных сетях и  в виде заявлений, направляемых в контролирующие органы для проверки изложенных фактов.

   Федеральный судья Дмитрий Владимирович Новиков, разоблачивший судей г. Сочи, похитивших 100 млн. долларов, приватно высказался об этой истории дословно так: "Это же целая биография, приключения, отчёт за много лет...".
 
   В недалеком 2015 году я пытался сплотить работников ветеринарной станции в целях защиты их трудовых прав и соблюдения принципов социального партнерства, создания благоприятного психологического климата в коллективе. Забегая вперед, скажу, что, в итоге, моя инициатива не привела к желаемому результату.

   Работал я ветеринарным врачом, ветеринарно-санитарным экспертом в должности заведующего лабораторией рынка "Центральный". На сегодняшний день я не только бывший работник, но и бывший лидер так называемого Совета трудового коллектива учреждения, с которого я и начал свою безнадежную деятельность по созданию независимого движения работников; а также - бывший профсоюзный лидер...

   Хотя наша очень важная, считаю, профессия ветеринарного врача не вошла в "майские указы", на государственном  уровне с участием В.В.Путина все же решали вопрос о том, что необходимо повышать зарплаты ветеринарам, но воз был и ныне там: "Анализ средней заработной платы работников бюджетной сферы в субъектах Российской Федерации показывает, что у ветеринарных специалистов самая низкая оплата труда", пишут на сайте ветеринария.рф.
   
   За все время раза три, действительно, зарплата бюджетникам повышалась на 8 и (или) 10%.
   "Зарплата увеличится на 10%" -  сообщают нам!
   И что? Бюджетная часть зарплаты действительно увеличивается, а внебюджетная часть зарплаты (стимулирующие выплаты, премии) уменьшается ровно на те же 10%. Как установил позднее суд: никакого мошенничества!

   В мае 2017 года всем повысили оклады. Новость воодушевила. У меня был оклад 4800 рублей, повысили до 7000 рублей. В аккурат после совещания В.В.Путина с членами Правительства РФ, проведенного 24 мая 2017г, на котором, в частности, обсуждался вопрос оплаты труда тех категорий работников бюджетной сферы, которые не отмечены в майских указах 2012 года. Но... как получал я на тот период 30 тысяч рублей в среднем, так и продолжил получать! В чем фокус? А в том, что премиальные выплаты урезали ровно на разницу между старым и новым окладами - 2200 рублей (в моем случае). Раньше премию получал в среднем 16 тысяч рублей, а стал получать в среднем 14 тысяч рублей. Да, не спорю, если вдруг работодатель решит вовсе не платить премию, то зарплата со всякими надбавками (северные, районные, доплата за вредность, надбавка за выслугу лет) от оклада 7000 рублей будет лучше, чем зарплата рассчитанная с теми же выплатами от оклада 4800 рублей. Такого же мнения придерживается и государственная инспекция труда (ГИТ) Иркутской области, отвечая на одно из моих заявлений, но меня их ответ почему-то не удовлетворил.

   Суды первой инстанции по недоплаченной зарплате (премиям), словно маятник, то в мою сторону склонялись, то в сторону работодателя. После того, как я сложил полномочия председателя профсоюза, я решил отстаивать только свои права - уж простите за мой эгоизм, на то действительно были веские основания и об этом ниже! Стал подавать в суд на работодателя по любому поводу, нарушающего мои трудовые права. Я осознаю, что отчасти моей целью было доказать коллегам, что бороться за свои права можно и нужно, что напрасно они поддались давлению администрации и отступили, без боя сдали свои позиции.

   За последние два года я подал на работодателя 8 исков в суд первой инстанции, 2 иска в суд второй инстанции, 1 кассационную жалобу, 1 жалобу в СК ВС РФ. Все это время мне удавалось не поддаваться на провокации административного ресурса учреждения (отбиваться от незаконных переводов, служебных проверок и др.), оставаться при должности и получать своевременно зарплату, хоть и урезанную до минимума: 20-25 тысяч рублей; осенью 2018г пришлось пережить незаконное увольнение, а весной 2019г, через шесть месяцев после восстановления на работе, подвергнут фиктивному сокращению с легкой руки руководства Службы ветеринарии Иркутской области - уж больно я, вероятно, не соответствую образу послушного ветеринарного работника, указывая на недостатки в работе одного из ее учреждений, грубые нарушения законов Российской Федерации, в том числе предусмотренные Уголовным кодексом РФ...

   На сегодняшний день я имею 4 исполнительных листа уже исполненных работодателем и это уже позволяет мне считать себя победителем, хотя бы в некоторых эпизодах.

   Все вокруг говорят мне, что я не ту профессию выбрал, мол, надо было пойти учиться на юриста. А я действительно изучал гражданское, трудовое право самостоятельно. Самостоятельно формулировал исковые заявления (возражения, отзывы, уточнения и т.п.), лично присутствовал в каждом из судебных заседаний - старался не пропустить ни одного. В виду малого опыта состязательности в суде, неминуемо делал ошибки, но не унывал, так как становился с каждым судебным заседанием только мудрее и раскованнее. Я действительно мог бы уже полноценно защищать интересы других работников, возникни у них такое желание.

   Сказанное выше - всего лишь маленькое вступление. С чего же начинается моя история?

   Еще в 2012 году я получал зарплату близкую к сегодняшней среднестатистической цифре по области 38000-43000 руб. В целом я был доволен собой и выбранной профессией. В тот период я выжимал из себя все соки и не считался с рабочим временем - приходил рано, уходил поздно, брал работу на дом (не дойную корову, конечно, а бумажную работу - всевозможные отчеты).

   Осенью 2012 года в учреждениях ветслужбы прошла реорганизация - учреждения разделились на две части: надзор отдельно, платные услуги отдельно. В надзоре должен был начальствовать главный ветеринарный инспектор, а платными услугами руководить начальник учреждения. С позиции инициаторов реорганизации, не может одна рука одновременно быть и карающей и взимающей дланью - должна быть обеспечена независимость платных ветеринарных услуг от ветеринарного надзора. Хотя, по сути, ничего не изменилось - часть от оказанных услуг, так или иначе, все равно превращалась в заработную плату ветеринарного инспектора, но, по крайней мере, уже не так очевидно: было 2х2=4, а стало 4=2х2.

   В общем, неожиданно для всех, вакантную должность главного государственного ветеринарного инспектора г. Братска и Братского района занял молодой, мало кому знакомый "специалист" - Федор Борисович Колганов*.
   Из биографии Феди (именно так сразу стали называть его подчиненные и закрепилось с тех пор) лишь можно подчеркнуть то, что он закончил Иркутский сельскохозяйственный институт, по окончании которого - с его слов, замечу, - какое-то время работал  разнорабочим (то ли электриком, то ли слесарем-сантехником), учетчиком грузов, поступивших по ЖД. Рассказывал мне лично, в том числе, про какие-то аферы с грузом, когда груз неожиданно "испортился" или был забракован по другой несуществующей причине; разницу в деньгах делили с получателем груза, но вряд ли возможно проверить данную информацию, поэтому она так и останется байкой. Лишь позднее Федя нашел работу близкую по специальности - в Россельхознадзоре занимался тем, что доставлял отобранные пробы до места исследования (нечто в роли экспедитора). Слыл в то время законченным пропойцей. Действующий в то время начальник Братской станции по этой же причине, помнится, не хотел брать его  на работу...

   Все, кто знал Федю, задавались недоуменным вопросом: как это возможно, взять на такую ответственную должность человека без опыта, с подпорченной репутацией, связанной со злоупотреблениями спиртными напитками? В голове не укладывалось. Тем не менее, благословил его на это место руководитель Службы ветеринарии Борис Николаевич Балыбердин**.

   Вспомнилось (ни к селу ни к городу, может), как Борис Николаевич хвастался тем, что однажды выкупил кресло, на котором сидел  сам  Путин. Об этом писал 3 июля 2002г Артур Скальский на сайте Babr24 с заголовком "Президентское кресло стоит пять тысяч рублей". Неизвестно, сидит ли Борис Николаевич на нем до сих пор или хранит под стеклянным куполом, но чувствуется какая-то сакральная связь, в общем, с усталостью нынешней вертикали власти.

   Вернемся.

   Вероятно, руководитель Службы ветеринарии заметил в Феде какое-то очень важное качество, ускользающее от глаз обычных работников и находящееся за пределами их узкого представления об управлении и менеджменте. Примечательно, что слово "менеджмент" первоначально относилось к сфере управления животными и обозначало искусство управлять лошадьми. Как это попадает в точку в отношении организации ветеринарной деятельности в целом и не только в отношении животных!

   Когда в том же 2012 году на действующего в то время начальника учреждения Бочарова Игоря Анатольевича начались гонения сверху (говорят, что он не стал ежемесячно платить дань в 100 тысяч рублей иркутскому руководству, саботировал закупки ветеринарных препаратов по завышенной цене в "нужных московских фирмах"), Федя, исправно выполняя непосредственные поручения вышнего руководства, всячески способствовал увольнению ставшего неугодным начальника.

   В начале 2013 года Бочаров И.А. был все-таки уволен. Вроде, договорились по собственному желанию, но до этого иркутская армия подчиненных работников (юристы, бухгалтера, заместители и т.п.) перевернули все вверх дном и даже фундамент проковыряли, обнаружив внутри старую арматуру вместо новой, сделав на этом акцент в акте комплексной проверки - тыкнули этим на всякий случай.
 
   Я так же стал невольным (?) помощником в увольнении своего шефа, так как, являясь заместителем начальника, тем не менее, изначально считался "оппозиционером действующей власти", судился также с учреждением, в социальных сетях вел рубрику о всяких глупостях, совершаемых руководством. Я без задней мысли подтверждал ошибки шефа, подкрепляя обличительные тексты своей подписью, считая любые изменения двигателем прогресса. Возможно, во мне возобладал иерархический инстинкт по Курпатову, когда все бедные поручики желают стать императорами. Затрудняюсь ответить, но, как бы то ни было, ни о чем не сожалею!

   Только спустя время роль Феди стала мне понятной. Тогда необходимо было любой ценой убрать Бочарова, чтобы поставить на его место своего человека. В то время ходили слухи, что кресло под Балыбердиным качается и вот-вот наш вышний рухнет с поста. В 13-ом году прокуратура, якобы, по письменной жалобе того же Бочарова завела дело, темой которого являлась необоснованная ежемесячная дань вышнему в размере 100 тысяч рублей. Но то ли знаменитое кресло с ямками от чресел Путина оказалось устойчивым к любым колебаниям по умолчанию, то ли за вышнего вступилось Министерство СХ РФ, что более правдоподобно, но пост сохранился.

Забегая вперед скажу, что в середине 2014 года  все учреждения получили уведомления о том, что они в добровольно-принудительном порядке стали членами "Ассоциации ветеринарии Иркутской области". Ассоциацию возглавила Дзюба Нина Филипповна — пенсионерка, в прошлом директор Иркутской областной ветеринарной лаборатории. Вот, думаю, каждому бы пенсионеру столько здоровья,  энергии и возможности и на закате дней создать свой бизнес!.. Честное слово, всем желаю иметь столь высокую популярность в профессиональной среде, чтобы ценой своего авторитета было возможно объединить все учреждения области.

   Так или иначе, отныне все начальники учреждений должны были делать ежемесячные взносы в ассоциацию в определенном размере. Среднемесячный взнос нашего учреждения, со слов тогда еще сговорчивой бухгалтерии, был установлен в 100 тысяч рублей, т.е в какой-то месяц приходилось отдавать 80 тысяч, а в какой-то и все 120, в зависимости от выручки учреждения. Интересный факт: когда об ассоциации стало известно работникам и то, что эта ежемесячная дань не учитывается в годовом плане по выручке учреждения (а это немногим немало 1 млн. 200 тыс. рублей в год в среднем, если посчитать), работники перед руководством поставили вопрос о значимости взносов для рядовых специалистов, ведь именно они прилагают усилия для достижения обозначенных в планах результатов, а значит, имеют право на свою долю от общего пирога. Один из заместителей вышнего "успокоил": вас это не будет касаться, деньги пойдут на командировки начальникам учреждений с целью обмена опытом и в интересах развития ветеринарной службы.

   Ну так вот, в начале 2013 года "своим человеком" на первое время стал засланец из Иркутска - племянник Балыбердина Б.Н. Тихенко Александр Сергеевич, учредитель, кстати, Областного Общественного Благотворительного Иркутского Фонда по Защите Животных "Верность". Кто знает какие средства гуляют в этом БФ, но непогашенные долги у БФ все-таки имелись, которые странным образом не смогли найти своего хозяина-должника.

   Тихенко А.С., на мой взгляд, неплохой ветеринарный врач-практик. Я бы по честному определил бы его рабочее место заведующим ветеринарной поликлиники, не больше. На все, что касалось управления организацией, он смотрел сквозь пальцы и в прямом и в переносном смысле, и сразу же по приходу обозначил черту: я здесь временно, ни во что меня не впутывайте, я лишь приехал сюда поднять лечебную деятельность, остальное -  сами, ну, как вы это делали раньше - и махнул на всё (всех) рукой. Этот сигнал сразу же подхватили не только руководители подразделений, но и их подчиненные. С тех пор каждый был сам себе начальник. Полный хаос! Отдел бухгалтерии сколотил свою "мафию счетоводов" и вертел племянником, как хотел, повышая рейтинг вседозволенности - бутончик произвола начал набухать. В середине 2013 года, например, главный бух Братской станции захотела воспользоваться ситуацией и помочь своему мужу, занимающего какой-то пост в ВТБ, прибрать паству учреждения в свой банк. Для этого уже готовые карты бухгалтерия просто распространила среди работников и объявила: зарплату работникам буду теперь перечислять не на карту СБ, как прежде, а на карту ВТБ. Я поднял шум: произвол, без согласия работников не имеете права! Притухли - оставили СБ.

   К тому времени я "передал" полномочия заместителя начальника, вернувшемуся из декретного отпуска работнику, а сам вернулся на рынок заведующим лабораторией. В сложившейся ситуации меня устраивал принцип: "чтобы сделать карьеру, одевайся во всё серое и держись подальше от начальства".

   Еще при известном уже племяннике, стали прилетать первые ласточки в виде урезания моей зарплаты. При этом мои обязанности никто не собирался урезать, в том числе оставили мне дополнительную работу с, якобы, дополнительной оплатой. При этом доносился слушок о мыслях вышнего - дяди Бори, о том, что в Братске слишком большие зарплаты у ветеринарных врачей по сравнению с другими районами. И когда я начинал спрашивать у племянника, где моя премия, мне он отвечал, понимаешь, есть временные трудности. Тут и бухгалтерия подогревала: с чего это Попович получает, как большой начальник какой-нибудь? Но я не понимаю, почему мы, работники успешно развивающегося учреждения, должны равняться на работников других учреждений, отстающих в развитии?

   В то время была запланирована очередная реорганизация учреждений, в ходе которой за счет ликвидации должностей начальников и бухгалтерских работников планировалось сэкономить более двух миллионов рублей: "Число Айболитов в ветеринарной службе Иркутской области увеличат за счет администраторов" (Байкал Инфо , 27/02/2014). Честное слово, я заметил только ликвидацию собственной зарплаты, а штат бухгалтеров, если и не увеличился, то остался в прежнем составе.

   Примерно в то же время по Братской станции прошла проверка, организованная Службой ветеринарии Иркутской области. Не без нарушений. В моем подразделении также выявили нарушения, с которыми я не согласился, утверждая, что все выявленные недочеты результат плохой организации деятельности учреждения в целом, а не мои личные, как руководителя подразделения. Племянник, смотря на меня сквозь пальцы попросил: "пожалуйста, мне нужно на тебя наложить дисциплинарное взыскание, пожалуйста, иначе мне...". Мне понравилось, когда меня уговаривают: "Ок, договорились, с учетом того, что через месяц взыскание снимается!" - выдал я подарком с барского плеча, дурак.

   Каждый последующий месяц я стал недосчитываться одной тысячи, потом две тысячи, и так далее: тысячи-две. Моим естественным ответом стал отказ от части дополнительной работы. Вишенкой на торте моего противостояния с племянником, непосредственно перед его уходом, было обнаружение отсутствия сразу трех или пяти тысяч рублей премии в расчетном листе, точно не помню - не успел подать в суд, очень жалею. Схема такого подхода к недоначислению премии видится простой: недоплачивая мне по 1-2 тысячи в месяц, работодатель сводит к минимуму вероятность того, что я подам в суд. Ну, идиот что ли, рубится за копейки? Расчет был верен - я не обратился в суд и, надо признаться, оказался дураком.

   В общем, в марте 2015 года прошла неожиданная рокировка: племянник уехал туда, откуда приехал - в Иркутск. Работники заметили: приехал на старенькой Honde стоимостью 500 тысяч рублей максимум, а уехал на новенькой Honde стоимостью в два миллиона рублей минимум. А что, жил один, ел сухари и за квартиру не платил со своего кармана - накопить можно, оправдывал я его.

    Начальником учреждения утвердили Федю. Теперь, конечно, у Феди за плечами был богатый двухлетний опыт главного государственного ветеринарного инспектора. Я, так сказать, прошел сквозь огонь, воду и навозные реки... а утверждение прошло мимо меня. Я совершенно не стесняюсь того, что на тот момент желал, чтобы именно на меня обратили внимание в Службе ветеринарии, как на потенциального кандидата на вакантную должность. Для всех было ясно, что племянник - временный человек, а о кандидате на должность начальника учреждения не ходило даже слухов. Я искренне думал, всем сердцем болея за будущее ветеринарной службы г. Братска и Братского района, имея богатый 19-летний профессиональный опыт, заполнить образовавшийся пробел. При личном разговоре с Балыбердиным Б.Н. я узнал, что главное требование к кандидату: иметь опыт лечения мелких домашних животных, желательно многолетний, так как именно в этом направлении планируется развитие учреждения в дальнейшем. Да, я не имел такого опыта, но, между тем, я поднимался в должности из самого низа ветеринарной иерархии, дошел до заместителя начальника, неоднократно замещал должность начальника учреждения и при Бочарове и при Тихенко. Не смотря на то, что мои замещения должности начальника имели чисто формальный характер - не имел права никого принимать на работу,  увольнять с работы, - я прекрасно видел цели и задачи ветеринарной службы в целом, прекрасно взаимодействовал с контролирующими органами, вел переговоры с предпринимателями - клиентами учреждения, отстаивая интересы ветеринарной службы.

   К слову сказать, однажды, замещая Тихенко А.С., я вынужден был участвовать в видеоконференции (еженедельной планерке по понедельникам) с участием руководства Службы ветеринарии и начальников учреждения, где я открыто раскритиковал деятельность действующего начальника Братской станции Тихенко, привел аналитический разбор выявленных мной недочетов в работе учреждения и, что немаловажно, высказал свое видение решения поставленных перед ветеринарной службой вопросов.  Балыбердин, помнится, сразу отвел в сторону разговор, а Назаренко - начальник Ангарской станции, даже пытался приструнить меня обидными словами в прямом эфире, что называется, но я не обиделся, хоть и дословно запомнил его слова. Уже тогда я подумал, что Назаркенко выполняет у Балыбердина роль эдакого цепного пса, когда кончались собственные аргументы. По крайней, мере, на видеоконфиренциях он вел себя крайне дерзко.

    Здесь, как говорят, и поставили на мне крест - больше никогда мне не предлагали замещать должность начальника учреждения. Между тем, в качестве, видимо, успокоительного средства, мне предложили занять вакантную должность начальника учреждения Нижнеудинской станции с заработной платой 40 тысяч в месяц, в чем я вежливо отказал - все-таки, те же 40 тысяч я получал на тот момент в должности заместителя начальника Братской станции да и кочевать с семьей в другой город не видел при этом смысла, когда имелся профессиональный кочевник Тихенко А.С., без семейных обязательств на то время.

   В общем, Федя с уходом племянника, перенял эстафету - священное обрезание моей зарплаты продолжилось. И на то оказались, со слов Феди, две основополагающие причины: мировой экономический кризис и Крым. "Все деньги уходят в Крым!" - говорит, и я должен был, вероятно, испытать чувство сопереживания за соотечественников, а своим детям сказать: "Со следующего месяца, детишки, вы не будете посещать уроки танцев,

ЗАТО У НАС ЕСТЬ КРЫМ, УРА!"

   Балыбердин Б.Н. про Крым ничего не говорил, но предписал всем начальникам соблюдать режим строгой экономии средств на содержание учреждения и персонала, сославшись на замедление темпов экономического роста и дефицит областного бюджета. Меня волновало, почему наше учреждение, приносящее стабильный доход (выручка учреждения при этом не падала, надо заметить!), не может решить вопрос достойной оплаты труда своих же работников? Я имел право на такой вопрос, а учредитель имел право определять размеры и условия оплаты труда работников учреждений.

  В общем, уровень недовольства работников Братской станции поднялся до критической отметки. На всех уровнях обсуждались проблемы ветеринарных специалистов: низкие зарплаты, никчемная ветеринарная ассоциация, раздутый штат бухгалтерии, плохая организация деятельности учреждения и многое, многое другое.

   В декабре 2015 года я выступил с докладом перед работниками на собрании, посвященном подведению итогов уходящего года, где также планировалось переизбрание членов в Совет трудового коллектива (СТК) на очередные три года. Возглавил собрание Федя. По сути, руководством рассчитывалось оставить прежний состав СТК, члены которого представляли администрирующий состав (бухгалтер, юрист, отдел кадров и тому подобные - ну, мафия, в общем). В своем выступлении я указал на тот факт, что существующий СТК - это карманный орган работодателя, который действует лишь в угоду самому работодателю, никаких прав работников такой орган не будет защищать и поэтому к избранию членов СТК нужно подойти ответственно. Наглядно продемонстрировал коллективу Положение о премировании, которое чудесным образом с помощью действующего состава СТК поменялось в один день по щелчку, именно тогда, когда это стало необходимо работодателю. Все меня поддержали тогда - все 100% работников! Не скрою, что такому результату предшествовала серьезная подготовка трудящихся масс и моя пламенная речь на собрании. Выбор работники сделали правильный - выбрали от каждого подразделения активного представителя. Правда, административный персонал демонстративно отказался от членства в СТК, хотя я вносил такие предложения на голосование.

   По прошествии времени, мне стало ясно, что каждый работник из массы указал на активиста только ради того, чтобы вдруг не оказаться в составе тех, кто будет принимать решения, с кого будут потом спрашивать. Словно куры, они начали грести от себя, только от себя, подальше - чур не я!
   Я ощущал нервозность Феди на собрании. Он старался всячески оставить прежний состав СТК, пытаясь навязать своих кандидатов, но не смог только по тому, что я практически настоял на голосовании за конкретного кандидата в отдельности, которого выберет коллектив, а не за предложенный Федей список. Хотя я настаивал на закрытом голосовании, чтобы работники не ощутили на себе впоследствии кару разящую начальства, но, в нарушение Трудового кодекса голосование прошло в открытой форме. Я не стал оспаривать сей факт - в конце концов, меня итоги голосования устраивали. Я посчитал: теперь уж мы не позволим нарушать права работников и подделывать документы. Как бы не так! Начитался, понимаешь, всяких кодексов, выскочка!!!

  На первом заседании СТК, меня выбрали председателем. Я сразу же стал проводить заседания, планировать деятельность представительного органа на 2016 год да вот беда: бухгалтерия не согласовывала ни один мой проект. Денег на мероприятия нет и не ожидаются, мол. Отклонялись также представленные Советом кандидаты на награждение ведомственными наградами по случаю профессионального праздника. В итоге, в список награждаемых Федей были внесены самостоятельные коррекции (об этом я узнал уже позже и расскажу ниже). Администрация учреждения под руководством Феди неоднократно пыталась ввести Положение о премировании, которое нарушало бы права работников, но всякий раз получала мотивированный ответ СТК с отказом принять локальный нормативный документ. Тем работникам, которые были заняты на вредных условиях труда, однажды прекратили выдавать молоко. Я указывал на это Феде, а работников настраивал на победу, что несомненно мы заставим начальство исполнять свои обязанности, закрепленные в коллективном договоре. "Обиженные работники" не стали качать свои права, но я, как председатель СТК, был крайне возмущен, писал письма в Службу ветеринарии, в Министерство сельского хозяйства, в трудовую инспекцию, в прокуратуру - отовсюду шли либо отписки, либо играли в молчанки. Здесь я понял, что имею дело с системной ошибкой!  Понял, видимо, но не осознал.

   Балыбердин Б.Н. стал присылать указания, какую работу нужно проводить СТК и даже дал распоряжение отчитываться перед ним. Я спрашивал: как? Как ты можешь вмешиваться в дела работников, которые добровольно объединились для защиты своих прав и интересов, какой отчет? Первое его письмо, адресованное начальникам и председателям СТК, требовало предоставить информацию о деятельности СТК. Целью письма было показать, вероятно, неэффективность работы СТК при моем председательствовании, поставив перед СТК единолично нерешаемые вопросы, т.е. требующие одобрения работодателя и его непосредственных распоряжений, если дело касалось финансирования. Я собрал все протоколы заседаний СТК и направил ответ на письмо, где показывал на полное игнорирование работодателя в решении нескольких важных вопросов, стоящих на повестке СТК. Мало-помалу я начал чувствовать волнения коллектива, мол, все напрасно, начальство делает, что хочет и плевал он (Федя) на тебя и на твои письма. "Плевал на тебя и на твои письма" - говорили так, будто мне одному только это надо было, будто я только ради себя это затеял! Какие привилегии я получал? Никаких, лишь усугублял конфликт с работодателем. Мой авторитет начал подрываться, массы начали дистанцироваться от активного участия в трудовой жизни коллектива, но я не опускал руки. Здесь, может, на этой стадии, мне следовало остановиться, но я пошел дальше...

   Хотел бы поделиться еще одним событием моей истории, вскользь упомянутой выше, так как сломал об эту проблему множество копий - мои государственные защитники оказались отлиты в цельном граните и пробить своей жалобой в самое их сердце я не смог. Речь идет о награждениях работников ведомственными наградами.

   В мае 2016 года от Феди я получил письмо "О подготовке наградных документов". Действительно, согласно п. 7.15 действующего коллективного договора, утверждение кандидатур к награждению происходит по решению заседания СТК. Кандидатуры были рассмотрены в двух заседаниях и предоставлены работодателю. По телефону Федя всякий раз уверял меня, что именно наш список и был подан в Службу ветеринарии. На деле оказалось, что Федя самовольно внес в него изменения. Я подал жалобу в Министерство СХ РФ... далее я наблюдал за отделяющиеся ступенями бюрократической машины, откуда узнал, что меня откровенно послали со своим трудовым советом. Одновременно я подал жалобу и в трудовую инспекцию через сайт  "Онлайнинспекция.рф" Получив отписку с МСХ Иркутской области и не получив ответа с онлайнинспекции, я дублировал жалобу в трудовую инспекцию г. Братска почтой, расширив заявление с учетом неудовлетворяющего меня ответа МСХ РФ Иркутской области. Трудовая инспекция долго соображала, видать, что делать с очевидным нарушением ТК РФ, ответственность работодателя за которое предусматривалась ст. 55 ТК РФ, и решила вообще проигнорировать мою жалобу. В это время я веду переписку с администратором сайта "Онлайнинспекция.рф" и получаю ответ, из которого узнаю, что срок  рассмотрения моего обращения о нарушении трудовых прав продлен по 29 ноября 2016г. включительно и что о результатах проверки меня проинформируют дополнительно. На этом трудовая инспекция поставила жирнющую точку, никто так и не проинформировал меня дополнительно, и проблема моя была оказалась закрыта на сайте "Онлайнинспекция.рф" спустя 287 дней (!). При посещении ГИТ в г. Братске 07 июня 2017 года я выяснил, что мое заявление "утеряно, а возможно даже утилизировано секретарем". Мне предложили еще раз написать заявление по тому же факту. Я послал их к чертям - ну год прошел, ребята! В июле 2017 года я все-таки подал жалобу в ГИТ по поводу утери моего заявления и получил ответ: так и так, провели служебную проверку, выяснили, что инспектор Иванова Ю.В. утратила Ваше обращение, но наказать ее не представляется возможным в связи с ее увольнением. Не знаю, правда, действительно ли она уволилась или же это была инсценировка увольнения и ее вновь взяли на работу, когда все улеглось...

   Отдельно хотел бы остановиться еще на одной истории, упомянутой выше, про качающееся кресло Путина, закупки ветеринарных препаратов по завышенной цене и возможную роль Министерства СХ РФ в желании сохранить устойчивость того самого кресла.

   В 2015-2016гг (около того) расползались слухи о том, что некоторые начальники учреждений начали вести переговоры о поставках ветеринарных препаратов и добавок для животных с представителем фирмы из Новосибирска. Представитель фирмы (женщина) и раньше прекрасно работала с некоторыми ветеринарными учреждениями, в том числе и с нашим. Фирма зарекомендовала себя, как отличный поставщик недорогих и качественных товаров. Сами ветеринарные врачи на местах и их клиенты оценили качество и доступность медикаментов, закупаемых из Новосибирска.

   Представитель фирмы поведала также о состоявшемся разговоре с вышним, в частности пожаловалась, якобы, одному из начальников учреждений на то, что при личном разговоре Балыбердин Б.Н. предложил ей "откатать" невероятную сумму, которую фирме не потянуть и речь будто шла об одном миллионе рублей в месяц. В сердцах сказала, что больше с Иркутской областью дел никаких иметь не будет! Еще пара случайных свидетелей, якобы,  слышала разговор вышнего по телефону с одним из начальников учреждения, когда тот всякими угрозами запрещал подписывать контракты с представителем из Новосибирска и заставлял подписать контракт с некой московской фирмой "ВИК".

    Товары крупнейшего российского производителя ветеринарных препаратов «ВИК – здоровье животных», входящий в ГРУППУ КОМПАНИЙ ВИК не из дешевых, при этом со слов практикующих ветеринарных врачей, качество товаров оставляет желать лучшего. Но почему же выбор начальников учреждений должен пасть именно на эту фирму в качестве основного поставщика, если выгоднее покупать недорого и привлекать народ небольшой наценкой на товары из Новосибирска? В кулуарных беседах с начальниками учреждений вышний, якобы, объяснил, что "ВИК"  - это фирма приближенная к Министерству сельского хозяйства РФ и что при случае министерство попросту  будет "крышевать" Службу ветеринарии!

   Известно, что вышний отправил делегацию, в том числе и Федю, в Москву для подписания контрактов с фирмой "ВИК". Естественно, нужно было сделать вид, что эта инициатива принадлежит исключительно на основании свободного волеизъявления начальников учреждений.

   Не все начальники поехали в Москву подписывать контракты с "ВИК"! Есть такие, которые горой стояли за старые налаженные отношения с Новосибирском (таких было... ровно один!).  Тех, кто успешно справился с задачей, ждал сюрприз - поездка в Крым на неделю под предлогом "обмена опытом и сотрудничества". Только, вот, вопрос: в приказе о командировке указано, что поездка должна осуществиться за счет средств учреждения, позвольте, а почему же не за счет Ассоциации ветеринарии? Однако!..

   В заключение нужно отметить, что периодически сверху спускалось распоряжение о необходимости закупить партию товаров "ВИК" на 300 или 500 тысяч, и не важно, нужен этот товар учреждениям и населению или не нужен. В результате, куча товара отлеживается на складах и в ветеринарных аптеках без востребования до тех пор, пока также оптом не спишется.

   Сдается мне, что таким образом списывалась и моя часть зарплаты, и часть зарплаты других ветеринарных специалистов!

   Сижу, значит, пла;чу: деньги, ведь, учреждение реально зарабатывает, планы по выручке выполняются, а зарплата нищенская. Что за цель преследует Служба ветеринарии, когда устанавливает лимит на заработную плату лишь до 40% от дохода учреждения, когда покупает неоправданно дорогой автомобиль в условиях экономии бюджетных средств (о чем 15 января 2016 писали Вести.ру под заголовком "Ветлаборатория Иркутска затребовала люксовое авто для выезда к четвероногим"); когда заставляет закупать никому ненужные ветпрепараты, выкидывая деньги на ветер (жаль, недоступны отчеты, чего и сколько). Служба финансируется за счет средств областного бюджета в порядке, установленном законодательством, а на что расходуются те 60% средств, оставшиеся от дохода учреждения? Ответа нет!

   В конце лета 2016 года, когда стало понятно, что деятельность СТК не может повлиять на работодателя, а трудовая инспекция покрывает нарушения трудового законодательства, я начал вести пропаганду среди работников о необходимости создания профсоюза. Перед этим я встретился с профкомом одного из территориальных отделов профсоюза - это была женщина, обсудили с ней создание "первички", я получил от нее заверения об юридической поддержке вышестоящего областного профсоюза. Не хотел я замечать ее неуверенную речь, касательно трудовых споров, не хотел я замечать ее бегающие и хлопающие большими ресницами глаза, когда спрашивал, могу ли я рассчитывать на реальную помощь профсоюза, в случае конфликтной ситуации с работодателем.

   Коллегам по работе я говорил, что СТК недостаточно сильный орган, что профсоюзу в Трудовом кодексе отведена заметная роль, и что с кем с кем, а с профсоюзом придется считаться - за спиной у нас сильная юридическая поддержка областного профсоюза (получается соврал). Я объездил все подразделения, воодушевлял работников на сплочение, при этом не скрывал, что членство в профсоюзе абсолютно дело добровольное и при желании можно будет выйти из него в любое время. В результате нас собралось 36% из числа всех работников, которые не побоялись открыто вступить в профсоюз. Уведомили работодателя, как полагается. И так 5-го сентября 2016 года я стал председателем профсоюзного комитета.

   Численность наша была недостаточной, чтобы можно было диктовать условия - я это понимал, тем более, что всех членов профсоюза Федя знал из заявлений, представленных в бухгалтерию для удержания взносов, а взимание взносов наличными положением о профсоюзе не предусматривалось. Впрочем, именно в это время Федя сменил тактику и перестал вообще замечать тот факт, что в учреждении действует профсоюз. Уверен, что ему сверху подсказывали, как себя вести. Все письма он направлял мне, как председателю СТК, а я ему в ответ писал от имени председателя "первички". Работники также разделились на два основных лагеря - на тех, кто поддерживает профсоюз (не боится последствий) и на тех, кто не поддерживает профсоюз (читай, боится последствий). Пошли первые увольнения из числа моих последователей - уволилась руководитель большого подразделения, что сильно подорвало деятельность профсоюза, затем вышла из профсоюза руководитель другого большого подразделения и оттуда уволилась активистка, перестав быть моим глашатаем там. Появились первые "перебежчики". Так на одном из собраний трудового коллектива работница, в прошлом активистка при СТК, но не пожелавшая вступить в профсоюз, ставила в упрек мою деятельность как в СТК, так и в профсоюзе, не считаясь с тем, что мне было прямо отказано работодателем в финансировании проектов СТК; другая вспомнила про мою неудачу с выдачей молока работникам, занятым на вредных условиях труда, на реализацию чего я так же не мог повлиять, так как Федя просто не платил, хотя в коллективном договоре отражалась такая обязанность. Боюсь, что им пообещали прибавку к зарплате, если они выйдут из профсоюза, а еще лучше, если вставят пару негативных слов в мой адрес. Что ж, если это действительно так, - успокаивал я себя, - если в итоге работники получили прибавку к зарплате, то моя деятельность была не напрасна.

   Я поймал себя на мысли, что моя борьба в поисках справедливости зашла так далеко, что по аналогии любого военного конфликта, никто уже не разберется, кто прав, кто виноват. У каждой стороны находится своя правда, за которую готовы умереть (я уж точно!). Близкие люди мне больше сочувствуют, чем поддерживают. Мнение супруги в отношении моей активной позиции сводится к вопросу: чем платить за ипотеку, кредит за машину, на что учить детей и на что жить вообще дальше? Мнение толпы: сам виноват, нечего было ссать против ветра! Я понимаю, что своими инициативами вывел из зоны комфорта большую часть коллектива. Страх перемен теребят их сердца, что сказать...
 
   Я видел, что массы стали неуправляемыми и подверженными мнению руководства о вреде деятельности профсоюза в развитии организации. Я подозревал, что в отношении каждого в отдельности работника запустилась административная машина запугивания. Кто-то и сам предупредительно сдался, почуяв конфликт.

     В один из декабрьских дней 2016 года работодатель объявил о собрании трудового коллектива, на котором будет обсуждаться новый состав СТК. Я решил, что не буду присутствовать на этом собрании, подумал: а пусть работники примут самостоятельное решение, без моей подсказки, вот, как решат, так и будет! Ведь, галдят, есть недовольные, пусть и решают. Но решения тогда никакого не приняли - ждали меня, но я не приехал. Подвел, говорят, хотя я так не думаю. Коллектив мог бы проголосовать за прежний состав СТК и таким образом проблема была бы решена, но... всякому коллективу нужен пастырь, как я понял, и моя ошибка была в том, что я в тот день бросил свое стадо (естественно, это просто такой образ). Надо было прекратить эксперименты с коллективной ответственностью, надо было приехать и сказать этому коллективу, что нужно делать, а получилось то, что волки окружили потенциальных жертв и смогли утащить себе в логово часть из них.

   Уже 9 января 2017 года Федя издал приказ, в котором единолично определил новый состав Совета трудового коллектива (с карманными, естественно членами) и разослал этот приказ по подразделениям. Приказ есть приказ, работники безропотно подчинились ему и даже не задали ни одного вопроса по этому поводу, лишь видится их немое восклицание: "Слава богу, что не я", и все в таком духе! Запахло жаренным - возможным конфликтом с начальством, лишением премии, отсутствием внимания на проблемы в подразделениях со стороны начальства и тому подобное. Так 23 января 2017 года состоялось собрание трудового коллектива по инициативе работодателя. Не помню по какой причине я также не смог присутствовать на собрании - это точно был понедельник, мой выходной день и, возможно, мне надо было уехать по делам. Предварительно я разослал по всем подразделениям (и лично работникам, чей электронный адрес знал) сообщение, в котором призывал  коллег обратить внимание на преследуемую работодателем истинную цель. Если честно, уже тогда не на кого было положиться, некому было поручить проследить за ходом собрания, направить мысли работников в нужное направление. В общем, вновь подвел коллектив, получается и на это наверняка обратил внимание работников Федя. Так или иначе,  после того, как я поздравил от профсоюза всех женщин с 8 марта и вручил скромные подарки, массово посыпались заявления о выходе из профсоюза... Ну это, как снежный ком, или массовый психоз, не знаю. Все смотрят друг на друга и стараются придерживаться мнения большинства, как я понимаю. Не понимаю я одного: почему работник выбирает большинство не ради того, чтобы самостоятельно решать свои насущные вопросы будучи на одном уровне с работодателем, одной из договаривающихся сторон, а предпочитают выбрать большинство, где ничего не надо делать, где за тебя решат, каким будет твое же будущее и, в случае необходимости, заставят уволиться.

      На январь 2019г моя заработная плата установилась в размере около 23 тысяч рублей. К этому времени я скинул с себя оставшуюся дополнительную работу, а итальянская забастовка стала для меня основой трудовых отношений. Любую работу, предлагаемую мне работодателем, не отраженную в трудовом договоре и должностной инструкции, я воспринимал как повод потребовать дополнительную оплату (все строго по труд-шую!). Но у Феди на этот счет было мнение "мафии счетоводов": платить нельзя работать даром © (запятую намеренно не ставлю, чтобы читатели сошли с ума от дилеммы)!

Но, между тем, в марте 2019г произошли положительные изменения в части заработной платы ветеринарных врачей - оклад уровняли с минимальным размером оплаты труда. Согласитесь, теперь 11240 рублей лучше, чем 7000 рублей!

   За все время моего противостояния с огромной административной машиной (у страха глаза велики, как известно) меня пытались перевести на другую работу на должность ниже, перестали платить премию, грубо нарушая Положение о премировании и подделывая задним числом документы, и даже умудрились уволить. При этом (трудовая инспекция бездействовала и защищала интересы работодателя - отличалась, в том числе, некомпетентными комментариями, представляемыми в суд, но, не смотря на это, я восстановился на работе. Частично я не признал решение суда по восстановлению на работе, подал апелляцию и суд высшей инстанции принял мою сторону, восстановив мои нарушенные трудовые права в полном объеме.

   Кстати сказать, суд первой инстанции отменил приказ об увольнении, но не захотел признавать незаконным дисциплинарное взыскание, являющееся основанием для издания того же приказа. Мне стало понятно, что приказ о дисциплинарном взыскании оставлен в силе, скорее всего, для того, чтобы впоследствии работодатель мог воспользоваться им для последующего моего увольнения - других причин я просто не вижу. Примерно в то же время суд первой инстанции (все тот же судья) принял в качестве доказательства поддельные, по моему мнению, документы ответчика и отказал в исковых требованиях по недоплаченной премии в период 2017-2018гг, в чем еще следует разобраться Судебной коллегии Верховного суда РФ, чтобы направить дело на новое рассмотрение.

   В период с декабря 2018 года по май 2019 года я неоднократно сообщал начальнику Братской станции и ставил в известность Службу ветеринарии Иркутской области о нарушениях в области ветеринарии, совершенными как предпринимателями, так и самим начальником учреждения, подтверждая свои сообщения документальными доказательствами. Начальник учреждения безмолвствовал, а Служба ветеринарии занималась откровенными отписками, основываясь лишь на лживых объяснениях Колганова Ф.Б., не проверяя факты, судя по их ответу. В одном из сообщений в Службу ветеринарии я уличил начальника учреждения Колганова Ф.Б. в служебном подлоге, квалифицируемом статьей 292 Уголовного кодекса РФ. В ответе мне прямо указали, кто начальник, кто дурак...

   28 марта 2019 года меня уведомили о сокращении штата - мою должность сокращают, не объясняя причины. Служба ветеринарии подготовило распоряжение так, чтобы у меня не было возможности воспользоваться вакансией. В этой связи, вдруг, в то самое время, единственная (под большим еще вопросом) штатная единица ведущего ветеринарного врача срочно понадобилась в Боханскую станцию, где, уверен, продолжает висеть невостребованным балластом, лишь бы не досталась Поповичу, а то, не дай бог, воспользуется и останется в ветеринарной службе, начнет снова критиковать "слаженную" работу Службы ветеринарии.

   Итак, 1 июня 2019г я стал безработным. Мое подразделение прекратило свое существование... но только на бумаге! Фактически подразделение осуществляет свою деятельность в прежнем режиме по старому адресу. Это значит лишь одно:  моя история имеет продолжение...

________________________________________

Федор Борисович Колганов* осужден в 2021 году по статье 228 Уголовного кодекса РФ (незаконный оборот наркотиков).
Борис Николаевич Балыбердин** отправлен в отставку 23 декабря 2019 года в связи с утратой доверия (коррупция).


Рецензии