Поздняя любовь

                Рассказ написан на основании действительных
             событий. Автор лично был знаком с героями рассказа.

     Поселился в нашем доме новый сосед...
   Наша пятиэтажная хрущевка отмечала свой юбилей - сорок лет со дня заселения дома. Ордера на квартиры в основном получили шахтеры со своими семьями. Наш городок небольшой, всего на пятьдесят тысяч населения. И живут в нашем городе шахтеры, шахтостроители и просто строители. Со всех концов бывшего Советского Союза сюда  приезжали, как специалисты так и обыкновенные рабочие на строительство шахт.

    Мы решили устроить праздник. Накануне наши мужчины, по просьбе женщин, соорудили стол и две длинные скамейки, что бы всем хватило места за столом. Каждый принёс из дома, что у него было. Кто закуску, кто самогонку и домашнее вино, ложки, вилки, стаканы и стопки.

   Стол накрыли, стали подходить соседи,  нас было много, а детей ещё больше. Все шумели, галдели. Наконец успокоились и затянули протяжную украинскую песню. Украинские мелодии и песни очень красивы. Их можно слушать бесконечно.

     Голоса подобрались хорошие. И так мы ладно пели, что в соседних домах  открывались окна, жители выходили на балконы, что бы послушать нас...

       Началось застолье. Кто хотел, уже выпил, а кто только наливал. И вдруг...мы увидели нового соседа. Он шёл к нам с бутылкой водки.
   - За знакомство!- сказал он и поставил бутылку на стол. Меня зовут Сеня, Семен. Я поселился в вашем доме.
   - Присоединяйся к нам...,- загомонили мы.
Он сконфузился и покраснел. Ведь мы его внимательно рассматривали
Кто вы? Откуда и когда приехали или переехали? Вопросы сыпались со всех сторон.
   - Я бывший шахтер. Инвалид. Пенсионер.
   - А сколько вам лет?- раздался голос Тани, -Жена, дети есть? - не отступала она.
   - Да хватит тебе приставать...- зашумели мы.
   - Жена болеет. Она не выходит. А, дети есть, трое женатых сыновей.есть внуки, если вам так интересно...- обиделся он.
        Усадили соседа за стол и наши песни зазвучали вновь.
   - Раз вы один сейчас, я буду вам до пары, - смеялась наша певунья Таня.
        Певунья, потому что имела прекрасный голос. Была участницей городского хора. Часто выезжала с хором на концерты в другие города и даже побывала в Киеве.


 .      Ей было уже 65 лет. Давно овдовела. Похоронила двух мужей шахтеров. И, как у Семёна, было тоже трое женатых сыновей и куча внуков.
        Высокая, статная, с коротко подстриженными седыми волосам. Прическа у неё была естественная. Умела сказать крепкое слово, а иногда послать кое-кого, куда подальше. Её все уважали. Жила одна в трёх комнатной квартире, никого не хотела около себя видеть. Часто говорила,
   - Хочу пожить одна. Подняла на ноги троих сыновей, поженила и даже внуков к себе не очень привечаю,у них есть свои родители. - Никакие грехи за ней не водились. А тут, таки стала она бросать томные взгляды на соседа. Мы посмеивались над ней:
   - Таня, на соблазняй соседа, а то его жена тебе прическу испортит.
   - А я его не соблазняю, я его влюбляю....

    Смех, разговоры, шутки. Стук стаканов и стопок. Кому-то не хватило вилки, ели ложками. Иногда закуску брали руками. Выпили по одной, потом по второй и опять песни. Пели голосисто, ровно, красиво. И так хорошо и радостно становилось на душе.
       Первой всегда запевала Таня. Новый сосед, после стопки водки, с полуоткрытым ртом смотрел на Таню и не отводил взгляда. Она, шутя подмигивала ему, улыбалась... Она его влюбляла в себя...

       Подступала темнота. Наелись, насмеялись, наговорились и стали расходиться по домам, забирая со стола свои тарелки, стаканы. Хорошо мы отметили юбилей нашего общего дома. Ведь нам в нем ещё жить, да жить...

       Как только наступала весна, с апреля месяца, в теплую погоду, мы часто собирались за дворовым столом, беседовали, наслаждались обществом соседей. Там же пенсионеры получали свои пенсии, газеты, журналы.

       Как всегда и на этот раз собралась небольшая кучка мужчин. Среди них был и Семён, наш новый сосед. Решили ближе познакомиться и стали расспрашивать его о семье.
   - Мы с сыном разменяли большую квартиру, где нас было много, на две небольшие. Жена моя давно болеет. Её стал раздражать шум маленьких детей и мы решили разъехаться,- рассказывал Семён.
   - А почему ты инвалид?
   - В шахте получил серьёзную травму головы. Я уже давно на пенсии по инвалидности.
   - А сколько же тебе лет?
   - В этом году будет 60...
   - А жена чем болеет?
   - У неё рассеянный склероз. Болезнь неожиданно её свалила. Мы не знали ничего об этой болезни. У неё отказывают ноги и руки. Передвигается с трудом и то, только по квартире. В руках держать ничего не может.
   - А кто вам помогает по хозяйству?
   - Никто. Я справляюсь сам. Научился все делать, даже консервацию на зиму..
   - Да..., здорово тебя жизнь поломала.

       Никто не заметил, как с края скамьи села Таня и внимательно прислушивалась к разговору.
    - Вот это мужик...думала она. - Я двоих мужей имела, но никто меня не жалел. Один даже мог ударить по пьянке. Вся работа по дому была на мне. На работу ходила, детей воспитывала. Здоровая я была или больная, никого это не интересовало. Ни цветов, ни подарков никогда не получала. Вот бы мне такого мужа... Она прислушивалась к разговору и мысленно сама с собой беседовала.
       Все давно разошлись и остались за столом двое,  Таня и Семён. Долго они ещё сидели и о чем-то беседовали...

       Семён, наверное, был примерным мужем. Наверное он ещё любил свою жену, но болезнь сделала её невыносимой. Она не хотела никого видеть, ни с кем общаться. И Семён был рад собеседнице - Тане.
Дома он готовил, стирал, купал жену, делал уборку и следил за собой. Мы никогда не видели его неопрятно одетым.
 
      Соседи наблюдали, как поздно вечером, Сеня поднимался к Тане на пятый этаж и уходил от неё поздно ночью.
      Соседи, народ любопытный. Им надо знать, кто с кем, где и когда. И стали они шушукаться и посмеиваться, а некоторые и осуждать. - При живой жене гуляет!- Но на каждый роток не накинешь платок. Жизнь брала своё. И в таком возрасте люди ищут общения, а иногда и любви.

       И так, год за годом их отношения крепли, а иногда и прерывались на некоторое время. Что происходило между ними, мы не знали, а они хранили молчание.
      Вместе ходили на рынок, по магазинам. Вместе гуляли в небольшом парке, сидели нам берегу озера. На день рождения Тани, Семён дарил ей серебряные и золотые украшения. Серебряную цепочку с крестиком. Золотое кольцо и золотые сережки. Таня гордилась этим и ни от кого не скрывала подарки.

       Как только был застроен наш микрорайон, на пустующем участке посадили саженцы берез и клёнов. каштаны и грецкие орехи. Маленькую речушку запрудили, углубили дно и образовалось небольшое озеро, чему все жители города были рады. Деревья выросли, получился небольшой парк или сквер. Мы назвали его парком. Кто-то построили красивый деревянный дом, в украинском стиле и открыл небольшой ресторанчик с верандой и беседками, где стояли накрытые столики. Все это было небольшим, аккуратным, красивым и приятно радовало глаз. Это стало любимым местом отдыха для горожан.

       Прошло около десяти лет.

 Жена у Семёна умерла. Остался он один. И стали Таня и Семён подумывать о том, что бы сойтись и жить вместе. Дошли разговоры и до их детей. Те взбунтовались. Устроили своим старым родителям скандал.
   - Какая женитьба! Вы,что на старости лет совсем с ума посходили! Посмотрите на себя... на кого вы похожи. Тебе уже семьдесят, а ей семьдесят пять! - так кричал старший сын Семёна.
   - А тебе, мать, любви захотелось! Я вам устрою любовь, - бунтовал сын Тани.

   Через несколько месяцев к Семёну подселили внучку с мужем и ребёнком. Для контроля. Семён слабо протестовал.
   - Отречемся от тебя...- кричали сыновья,
   - Мы тебя посадим в психушку. Ведь у тебя инвалидность из-за травмы головы. Ты инвалид. Ненормальный! Жениться он хочет...
Семён испугался. Инвалид, с тяжёлой травмой головы. Травму получил в забое на шахте. Долго лечился. Время от времени подлечивался. Страдал головными болями. Но соседи ни каких странностей за ним не замечали. Только иногда бывал сильно вспыльчив.

   А, как же Таня? Она отстояла свою территорию и независимость. Словами, украшенными матом, послала своих сыновей куда подальше. Сильная женщина.
   Но дети не отступали. Стали родителей контролировать. Особенно Таню. У Семёна и так уже был контроль, внучка и зять. Они контролировали не только его поступки, но и пенсию...

   Не смотря ни на какой контроль, любовь их продолжалась. Окруженные большими семьями, они оказались изолированными, одинокими, как две щепки в бушующем море, цеплялись друг за друга, что бы пожить друг для друга. Они находили друг у друга слова одобрения и поддержки. Днём, когда контроль ослабевал, все уходили на работу, они поднимались в квартиру Татьяны на несколько часов, что бы побыть вместе.

   Чем старше ты становишься, тем больше болячек появляется. Таня стала стремительно слепнуть. Уже с трудом передвигалась и ходила с палочкой. Семён везде её сопровождал, заботился о ней...Любил её такой, какой она стала. Получив пенсию ехал на рынок и покупал ей продукты, готовил ей еду, кормил ее иногда с ложечки...Но не бросал.

       Прошло ещё около десяти лет.

 Семёну исполнилось восемьдесят, а Татьяне - восемьдесят пять. И у Семёна уже в руках была палочка. К Тане поднимался все реже...не хватало сил. Но все же поднимался на пятый этаж, что бы проведать и накормить Таню.
   Иногда мы наблюдали, как Семён выводил Таню на улицу, подводил к столу, из пакета вытаскивал, что-то вкусненькое и кормил Таню. Она уже его не видела, а только руками трогала его лицо. Ласкала в знак благодарности...

   Тане становилось все хуже, она не встала с постели. Слепая, полуглухая оставалась одна в квартире. Каждый день приходила одна из невесток, что бы приготовить покушать, покормить и уходила, оставив её одну.
   Пару раз соседи слышали, как Таня кричала: - Выпустите меня, помогите! - Она подползала к дверям, стучала и плакала. Ни у кого не было ключей от ее квартиры. Дорогие дети не доверяли соседям.. Никто не мог открыть ей дверь, выпустить. Сыновья и невестки никого не подпускали к Тане. Только участковая медсестра, созвонившись с родственниками, посещала её. Соседи у неё спрашивали, как там Таня...
   - Плохо...,очень похудела, образовались пролежни. Её некому переворачивать.. Почти ничего не ест. Только все зовёт какого-то Сеню...
   А Семён? Он уже стал мешать внучке и зятю и они его отправили к сыну. Больше мы Семёна не видели живым.

    Таня тихо умерла в день своего дня рождения.
   Семёну о её смерти не сообщили. Он уже не раз просил отвезти его к Тане или привезти её к нему. Пережил он Таню всего на три месяца. И все эти три месяца в полубреду звал Таню.
   - Позвоните Тане, пусть придет. Я хочу с ней попрощаться. В бреду все твердил: - Таня! Таня!

       Может быть там, на небесах они и встретятся в последний раз.


                29 мая 2019 г.


Рецензии
...трогательная история,...мы сами воспитываем своих детей эгоистами - всё для них!...они у нас свет в окошке!...спасибо,Лида!...быть добру!...с уважением,Лидия.

Лидия Толченникова   28.01.2022 19:52     Заявить о нарушении
Лидочка! Большое спасибо за теплый отзыв. С приветом)))Лида

Лидия Шевелева   29.01.2022 19:41   Заявить о нарушении