Об идеологии

Cильное государство имеет четыре главные точки опоры:
– экономика;
– военная сила;
– идеология, религия;
– культура (бытовая, санитарно-гигиеническая, духовная, коммуникативная, управленческая, в сфере искусства и др.).

Часто они взаимосвязаны и взаимно обусловлены. Всемирная история показывает, когда все они были задействованы, государства процветали. Примеры этого: Древние Греция и Рим,
средневековые европейские королевства, города-государства и республики и т. д. В Новое время процветающими являлись Португалия и Испания, Франция (Прекрасная Франция, Великобритания (Великая Британия), Российская, Османская и Австро-Венгерская империи, Соединённые Штаты, Советский Союз и др.

Так, Древний Рим в период расцвета имел мощную экономику, сильную армию и идеологию, основанную на уверенности в прочности «вечного Рима», крепости государства и вере в
своих богов-покровителей. При императоре Диоклетиане, одном из последних успешных римских императоров, господствовала триада: император – закон – государственная религия. Император обожествлялся, именовался господином, а граждане Рима именовались подданными. Император Константин ввёл единобожие и легализовал христианство. Благодаря этому Восточная империя просуществовала ещё тысячу лет (Византия).

Со временем экономика Древнего Рима, основанная в основном на рабском труде, стала хиреть из-за кризиса рабовладения. Труд свободных людей становился более производительным, чем рабов. В армии периода расцвета государства служили
римляне, то есть граждане Рима. Затем их заменили италики, то есть романизированные жители Апеннинского полуострова которых заменили варвары-наемники, жители из провинций Римской империи, то есть из завоёванных территорий. И они воевали не за непоколебимость «вечного Рима», а за деньги. Идеология, основанная на многобожии в Римской империи, стала уступать идеологии единобожия, внедрившейся в варварских
королевствах, окружавших империю. Одновременно наступал кризис в других сегментах идеологии. Труд среди свободных граждан презирался. Военная служба потеряла привлекательность и престижность, а свободных граждан в армии, как указано выше, заменили иноземцы-наемники. Широкое распространение получили стремление к богатству и роскоши, упадок нравов и распущенность. Господствовавший в течение столетий культ семьи стал сильно снижаться. Империя римлян слабела, а королевства соседних варваров укреплялись. Итог этого известен: римский император Ромул свергнут своими же телохранителями-иноземцами, а Рим пал и был разграблен. Империя распалась.

После распада Римской империи на её территории сформировались ряд самостоятельных варварских королевств. В течение последующих 300 лет они воевали между собой, пока не
возникло мощное и крупное государство германских племён франков – империя Карла Великого (Карл коронован в 800 году нашей эры). После его смерти империя распалась, войны возобновились и примерно через 150 лет германским королем Оттоном I Великим создана Священная Римская империя германской нации. Сформировались также государства, ставшие со временем Англий, Испанией, Францией и др.

В 1096 году началась почти 200-летняя эпоха крестовых походов рыцарей из указанных европейских государств на Ближний Восток. Походы осуществлялись под идеей освобождения Гроба Господня в Иерусалиме от захвативших его мусульман. Хотя действительной целью походов были завоевание и ограбление территорий мусульманского мира. Призывая к походам, римские папы обещали участникам и отпущение грехов. Идеология была могущественной силой. Крестовые походы совершались и в земли славянских и прибалтийских народов с целью обращения их в католическую веру.

Вскоре после окончания крестовых походов началась эпоха грандиозных географических открытий, захвата и освоения новых земель Американского, Азиатского и других континентов.
И все это осуществлялось под идеей обращения в христианство «неразумных» язычников. Португалия, Испания, Голландия, Англия, Франция и другие страны стали великими колониальными державами. Мореплаватели и колонизаторы объявлялись героями, посланниками божьими, а их поступки – великими деяниями и богоугодным делом.
В западных странах, особенно в США, идеология и сейчас играет очень важную роль. Борьба за ресурсы, рынки сбыта, за преобладание, лидерство и мировое господство объявляются
целью государственной политики. Соединённые Штаты объявляются их идеологами самой передовой на земле державой, несущей миру демократию, образцовый порядок, справедливые принципы общественного устройства. Этот миропорядок называется американским образом жизни (с гегемонией Вашингтона). Для населения страны, её союзников и сателлитов усиленно рекламируются и навязываются идеи общества потребления.

 Основная цель такого общества – достижение богатства любой ценой, получение  аксимальной прибыли и бесконечный рост потребления, увеличение получаемых удовольствий (гедонизм) и беспримерный эгоизм. Одним из лидеров этого направления является американский философ, публицист и апологет либерального американского капитализма Айн Рэнд, книги которой уступают по тиражам только Библии («Апология
капитализма», «Атлант расправил плечи», «Добродетель эгоизма», «Возвращение примитива» и др.). Кстати, А. Рэнд жила и училась в Санкт-Петербурге и в 1926 году эмигрировала в США. Была сторонником и лидером крайнего индивидуализма, эгоизма и невмешательства государства в экономику.

В Российской империи главной идеей, объединявшей общество, была триада: самодержавие – православие – народность. В течение многих веков она объединяла династию Романовых с православием и населением Империи. Россия укреплялась, расширялась и становилась могущественнее. Но в последнем столетии правления Романовых российская армия и флот
потерпели ряд поражений, в том числе в Крымской войне, позорной русско-японской и в Первой мировой войне. Военное сословие теряло веру в авторитет самодержавия и умение управлять державой. Крестьянство было очень недовольно из-за обременительной и невыгодной земельной реформы 1861 года. Численность рабочего класса в России быстро росла, а вместе с этим и его активность, и организованность. Все чаще были выступления против предпринимателей и поддерживающего их самодержавия. Интеллигенция давно, со времён поражения в Крымской войне, стала отказывать в поддержке династии. Церковь становилась все слабее со времён Петровской церковной реформы и переставала быть надежной опорой самодержавия.

Атеизм быстро распространялся в стране. Центр мирового рабочего движения и ортодоксального марксизма перемещался в Россию. В условиях обострения политических, экономических, классовых и национальных проблем произошло отречение императора Николай II, являющегося Главнокомандующим всей армией, от престола. В ходе возникшей революции власть перешла в руки Временного правительства. Кризис был в политике, экономике, идеологии и военной сфере. Десятки тысяч резервистов, которых готовились отправить на фронт, поддались на уговоры большевиков и не захотели идти в окопы, поддержали митингующих и бастующих рабочих. Это было одним из важнейших факторов победы Февральской революции.

Сделаем небольшой экскурс в историю. В ХVII–ХVIII веках и первой половине ХIХ века Российское государство достигло невиданных успехов. Преодолены последствия смуты,
получены выходы к Балтийскому и Черному морям, а также к Тихому океану. Все это сопровождалось войнами, ростом налогов, большими потерями материальных и человеческих ресурсов. Но в целом в обществе превалировало понимание важности
происходивших событий для существования и расцвета великой России. Между правящей династией, элитой, церковью, интеллигенцией и населением существовало понимание и согласие. Было, как говорится, здоровое духовное состояние общества, эмоциональный подъем и уверенность в правильности действий власти.

Во второй половине ХIХ века положение Российской империи на международной арене ухудшилось. Укрепилось мнение, что Россия после побед в наполеоновских войнах стала
«жандармом Европы», подавляла революционные движения в других странах (Венгрии, Польше и др.). Росли самоуверенность и зазнайство российской элиты, в то время как держава стала отставать в экономическом развитии от западных стран.

Возник сложный период поиска выхода из создавшегося положения, начались многочисленные реформы. В духовной сфере и идеологии появились новые многочисленные течения благодаря большей открытости российского общества: движения, именуемые хождением в народ для его просвещения, организация и движение народовольцев, наконец,
первые в России рабочие организации («Освобождение труда» и др.). Стали широко распространяться идеи атеизма. Роль церкви в обществе падала. Это было началом идеологического кризиса в России. Ибо стало понятно, что так жить дальше
нельзя. Нужны перемены. Начались поиски, как России выходить из кризиса. Правительство проводило реформы: отмена крепостного права, судебная реформа, реформа земского управления и др. Экстремисты считали, что надо убить царя. Интеллигенция пошла в народ, чтобы его просвещать. Создавались организации для проведения революционной деятельности. И хотя в экономике наступил подъем: строились новые предприятия, прокладывались железные дороги, активно развивалось кооперативное движение и внешняя торговля, в идеологии царил кризис. Не было единого понимания путей дальнейшего развития России.

Позорное поражение в войне с Японией вызвало революцию 1905–1906 годов. Введение важных изменений в структуре власти (Государственная Дума, многопартийность), свобода
печати, столыпинская реформа в сельском хозяйстве и другие не привели к достижению консенсуса в обществе, к формированию единой идеологии. Страна шла к новым  конфликтам и революции.

В Советском Союзе идеология занимала также важнейшее место. Это был тот случай, когда идея, овладевшая массами, становится материальной силой. Марксизм в Ленинской интерпретации стал воистину новой религией, «Священным Писанием». Но он обещал обществу избавление от всех язв, пороков и противоречий, то есть райскую жизнь не в загробном мире, а при жизни нынешнего поколения. Рабочие, утверждали адепты марксизма, как и все трудящиеся самый передовой в истории класс, гегемон построения нового самого справедливого в истории общества. Советская Россия, Советский Союз – образец для
всех стран мира. Это вызвало невиданный энтузиазм, беспримерное трудолюбие и жертвенность. Столь мощная идеология стала одним из важнейших факторов успеха страны в промышленном, социальном и культурном строительстве.

Но вместо наступления коммунизма нарастали кризисные явления: падали темпы роста производства, замедлялся научно-технический прогресс, дефицит становился всеобщим, особенно по продовольственным товарам. Вера в «светлое будущее», а вместе с ней и в коммунистическую идеологию рухнули, соответственно разрушился и Советский Союз.
Сейчас в России нет единой идеологии. Спорят между собой потомки «белых» и «красных», республиканцев и монархистов, коммунистов и либералов, сталинистов и их противников
и т. д. Какое общество мы строим? По какому пути должна идти Россия? Какова наша цель? Какова национальная идея? Исторический опыт показывает, в течение столетий и тысячелетий выживали те народы, у которых были мощное государство,
сильная армия, единство на основе передовой идеологии. Без
этого невозможно сохранить народу свою идентичность, государство, свободу и суверенитет, то есть самобытность и независимость.

 Обобщение международного опыта государственного и социального строительства последних веков показывает, что наибольших успехов добились страны, где государство заботится о благополучии своих граждан, а последние всемерно
стараются государство укрепить. Такие страны имеют в основе
своей экономики различные формы собственности и конкуренцию между ними, свободное предпринимательство, рыночное регулирование и соответствующую поддержку государства. На базе успешной экономики с разумным (индикативным) регулированием со стороны сильного государства строится мощная социальная политика. Для всех членов общества создаются равные возможности в воспитании, получении образования, выборе места жительства, трудоустройстве и профессиональном росте. Это означает для здоровых и энергичных – свободное предпринимательство, творчество, поиск нового, а для многодетных, больных, инвалидов – посильную работу и регулярную серьёзную социальную помощь из централизованных социальных фондов.

Отсюда следует, что России, находящейся одновременно и в Европе, и в Азии, следует сохранять все положительные традиции и обычаи, благодаря которым она выживала в течение многих веков и достигла уникальных успехов во многих сферах науки, образования, культуры и т. д. И в то же время не прекращать перенимать значимые достижения, имеющие место и в Европе, и на Востоке. Тогда мы получим цель, национальную идею и средства для её реализации. Например, она может быть такой: «Великая Россия и благополучный народ».

О величии государства люди мечтали с самых древних времён. Правители велели вырезать надписи на камнях и стелах о величии государства, сцены их подвигов и побед, сцены с поверженными врагами и т. д. Например, царь Вавилона Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.) был убеждён, что его государство является «могущественнейшим среди четырёх частей света» и возвещал об этом всему тогдашнему миру. На колонне Траяна в Древнем Риме (113 г. н. э.) изображены эпизоды войны с даками. Символами величия являются Вандомская колонна в честь побед Наполеона в 1805 году над австрийскими и русскими
войсками и Александровская колонна на дворцовой площади в Санкт-Петербурге в честь победы над Наполеоном. В названиях государств часто встречаются слова «великая» (Великая Британия, Великая Польша, Великая Россия (и её жители великороссы) и т. д. На этой почве и следует притушить острые споры о прошлом и путях развития России в будущем. Ибо всем жителям нашей страны хотелось бы, чтобы они жили долго и благополучно, а государство было сильным, могучим и могло все наши ресурсы и богатства охранять, использовать во благо всего населения, а всех нас защитить и поддержать.

О сбережении населения как важнейшей задаче государства ещё несколько веков назад говорил М. Ломоносов. Так, в трактате-письме графу И.И. Шувалову М. Ломоносов обосновывает необходимость принятия государственных мер, способствующих росту численности населения России, ибо в этом «росте состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей». Такую идею всемерно поддерживал и А. Солженицын. Это очень важно для любого государства, но для России это особенно актуально. Ибо в ХХ веке потери населения в нашей стране составляют около 100 миллионов человек (вместе с неродившимися детьми).
Для полного возрождения и восстановления величества России требуется, во-первых, мощная и эффективная экономика, не сырьевая, а перерабатывающая и с самыми передовыми
инновационными технологиями. Во-вторых, сильная и современная армия, которая внушает уважение государствам-любителям мирового доминирования и всем остальным. Армия
и силовые ведомства обеспечат нам безопасность и правопорядок. В-третьих, нужна соответствующая для настоящего времени идеология. В-четвёртых, в центре всей деятельности партий и государственных органов, служащих и работников всех уровней должен быть человек с его повседневными заботами и проблемами. Не обогащение, набивание карманов деньгами любой ценой, и чем быстрее и больше, тем лучше Достаток, благополучие, обеспеченность для россиянина – это да! Но не богатство любой ценой как самоцель (коррупция, распил бюджетов, мошенничество, рейдерство, обман партнеров и покупателей и т. п.). Это не в традициях россиянина.


Рецензии