Эх, дороги, пыль да туман проблем!

Рассказ
                Полвека громких обещаний
                и позорных обманов.

Санкт-Петербург – «окно в Европу», ставшее широкими воротами, распахнутыми Россией для всего остального Мира. Через эти ворота водным, воздушным и автомобильным транспортом движется нескончаемый поток отечественных и зарубежных граждан, различных грузов в обоих направлениях.
Значительная часть пассажирогрузового потока осуществляется через аэропорт «Пулково», являющимся наравне с Морским вокзалом в Гавани «лицом» не только северной столицы, но и всей страны, так как многие зарубежные гости впервые ступают на российскую землю именно здесь. И от их первого впечатления складывается мнение о всей России. Но как же встречает и провожает своих гостей великий город, великая Россия? В частности, как она обеспечивает авиапассажиров наземным транспортом?
Группы организованных туристов, различных делегаций обслуживают более-менее благополучно, доставляя пассажиров на автобусах к гостиницам и обратно в аэропорт, к местам и объектам города и области, запланированных в качестве культурных и деловых программ. Однако, пребывание в нашем городе отдельных граждан из-за рубежа, отдельных семей или групп людей в качестве самостоятельных гостей сопряжено с трудностями буквально с первого шага по российской земле. Даже в период проведения крупных спортивных мероприятий этих трудностей не пришлось избежать. Основная проблема состояла – как добраться до города, до станции метро? Кстати, аэропорт «Пулково» находится в городской черте.
Ещё в 60-е годы прошлого столетия на встрече со своими избирателями депутат Ленсовета торжественно провозгласил: «Открыв станцию метро «Дачное», мы вскоре откроем и станцию метро «Аэропорт», до которой остался всего лишь один перегон!» Но через несколько лет станцию «Дачное» закрыли, а тоннель метро проложили в жилой массив в западную сторону (станция «Проспект Ветеранов»). Безусловно, существующая в настоящее время ветка метро крайне необходима населению, живущему в том районе, но и ветка метро в сторону аэропорта не помешала бы, а наоборот способствовала бы решению весьма острой транспортной проблемы для всех горожан и их гостей.
В то же самое время в отличие от Пулково, расположенном на территории Петербурга, линии метро проложили и продолжают прокладывать в других местах за чертой города. Разве это не обидно для жителей авиагородка, работников аэропорта, авиапассажиров как отечественных, так и зарубежных.
В последние годы облик нашего города изменился не в лучшую сторону. Многочисленные дорожные развязки и надземные высотные автотрассы словно паутиной опутали его. Однако одна из главных транспортных проблем до сих пор не решена. Поэтому руководству города приходится предпринимать в «пожарном порядке» срочные меры по обеспечению пассажирским автотранспортом гостей и жителей города и в первую очередь доставку их из аэропорта и обратно.  Несомненно, это позор для такого великого города как Санкт-Петербург.
Автобусное же сообщение не способно в настоящее время в полной мере и цивилизованно обеспечить доставку пассажиров (не только авиа, но и обычных) до аэропорта и в обратном направлении. «Час пик» для этих людей существует круглосуточно, особенно для наших соотечественников и гостей из стран ближнего зарубежья, которые ожидают автобус на остановках (например, у станции метро «Московская») в стужу и жару, в дождь и снег, под пронизывающим северным ветром, а затем «штурмом берут» переполненные автобусы. Вот где наглядная картина отношения к ним наших городских руководителей – вопиющее пренебрежение и бесправие. К тому же следует добавить нервотрёпку в пути по Пулковскому шоссе -  постоянные пробки, частые кортежи, проверки и вообще перегруженность дороги транспортом.
Автобусное сообщение в нашем городе до одного из самых крупных в Европе аэропорта «Пулково» представляется весьма архаичным. Безусловно, автобус должен быть заменён более перспективным транспортом, обеспечивающим непрерывный массовый пассажиропоток.
По прогнозам, опубликованным в одном журнале, пассажиропоток в наш город значительно увеличится, соответственно резко возрастёт число встречающих и провожающих, работников аэропорта и сопутствующих многочисленных служб. К этому следует добавить, что к аэропорту примыкает жилой район – Авиагородок. Следовательно, неминуемо возникнет угроза наземного транспортного кризиса, обусловленного ограниченностью пропускной способности Пулковского шоссе и городских улиц, а также несоответствием автобусного парка общему (суммарному) количеству автопассажиров (в т.ч. авиапассажиров, встречающих-провожающих, работников порта, жителей близлежащих жилых районов и т.д.). При всём нашем желании нельзя увеличивать выше разумных пределов ширину улиц, шоссе, количество автобусов и т.п. Поэтому одновременно с расширением аэропорта должно осуществляться строительство новых станций метро: в «Пулково – 1, 2 и 3», к которым примыкает авиагородок – эту станцию обещали горожанам ещё в конце 60-х годов.
На рубеже веков упомянутая проблема стала ещё более острой (письмо Законодательного Собрания №349-Д от 05.02.2001), которую безуспешно пытаются устранить до сих пор, предлагая различные варианты новых транспортных решений. Так десять лет назад Правительство Санкт-Петербурга рапортовало: «В настоящее время проводятся работы по разработке обоснования инвестиций от ул.Кубинская до аэропорта Пулково» (письмо Комитета по инвестициям и стратегическим проектам №01-33-1522/08-0-3 от 13.10.2008). Одновременно широко рекламировался новый вид пассажирского транспорта «Надземный экспресс», разработчики которого пытались «протолкнуть» его строительство в этой же части города.
В настоящее время возобновилась дискуссия о необходимости надёжного транспорта связывающего аэропорт с различными объектами города, в том числе спортивными. Явно запоздалые рассуждения. Предлагается по первому варианту построить нитку метро до станции «Ленинский проспект», по второму варианту – создать линию наземного транспорта от аэропорта до Витебского вокзала и т.д., и т.п. Даже устанавливают конкретные сроки начала и окончания строительства.
Возможны и другие альтернативные виды транспорта, обеспечивающие непрерывный массовый пассажиропоток. В качестве частичной временной меры (до завершения сооружения скоростной транспортной линии), с целью разгрузки Пулковского шоссе, явилось бы строительство параллельной ему дороги от проспекта Народного Ополчения в районе железнодорожной станции «Дачное» (недалеко от станции метро «Ленинский проспект») до «Пулково-2» с авиагородком. Строительство этой кратчайшей возможной автодороги обойдётся сравнительно недорого, но в какой-то мере обеспечит выход из создавшейся транспортной проблемы. Меньше будет сетований пассажиров на то, что на полёт затрачивается времени меньше, чем на поездку до метро от аэропорта.
И ещё очень важный момент – предоставится меньше возможности «греть руки» на этой проблеме автомобильным дельцам, обюрократившимся чиновникам и прочим прохиндеям, наживающимся за счёт пассажиров, вынужденных раскошеливаться за проезд на солидную «космическую» сумму. По-видимому, такое тесное «сотрудничество» этих преступных кланов («триумвират») и заблокировал успешное разрешение этой транспортной проблемы на многие годы и десятилетия. Они не желают лишаться такого источника дохода. Вот где «собака зарыта»!
Ещё свежи в памяти те события, когда в первой половине 90-х годов автолюбители своим транспортом практически блокировали автобусы 13-го маршрута в аэропорту «Пулково-2». Естественно, водители автобусов предъявляли своей администрации ультиматум, что откажутся обслуживать этот маршрут, если засилье со стороны «личников – частников» не прекратится. После этого с помощью милиции инцидент, как говорится, был к счастью исчерпан.
Простому пассажиру (трудяге – работяге), будь он нашим российским, или из дальнего или ближнего зарубежья, должен быть доступен надёжный недорогой общественный транспорт. Ни такси, ни «латание» устаревших автобусных маршрутов, ни тем более «услуги» автолюбителей не решат давно насущную эту транспортную проблему. Необходимы более кардинальные, оперативные меры её решения. Это положительно скажется на успешном проведении различных крупных общественных мероприятий, проходящих в нашем городе.
Хотелось бы видеть удовлетворенную улыбку благодарности их участников при встречах и проводах, да и всех пассажиров в обыденные дни. Вот тогда нам за Державу действительно не будет обидно.
22 марта 2019 года в газете «Петербургский дневник» представлена информация о том, что один из застройщиков нашего города предложил за свой счёт протянуть метро в Пулково. Таким образом устранено последнее препятствие к успешному решению многолетней проблемы – созданию сравнительно короткой ветки метро, долгожданной жителям Авиагородка, работниками аэропорта и авиапассажирами – многочисленными гостями нашего славного города, которым крайне необходимо метро, избавляющее их от нескончаемых страданий и мучений, чтобы добраться до места назначения.
Единственно правильным решением транспортной пассажирской проблемы в южных районах Санкт-Петербурга, считают его местные жители, это строительство метро, особенно до авиагородка и аэропорта «Пулково», которые страдают от перенасыщенности территории наземным транспортом.
В настоящее время продолжается разработка мер по решению дорожно-транспортных проблем в Санкт-Петербурге, в частности, в зонах прилегания Кольцевой автодороги (КАД). Одним из возможных путей решения таких проблем на данных территориях Московского и Фрунзенского районов представляет прокладка рокадной автодороги вдоль железной дороги с внутри городской стороны параллельно КАД (аналогично проспекту Народного ополчения в Кировском районе) от Предпортовой улицы близ одноименной железнодорожной платформы у Часовни Святого Николая до Обухово в пересечении Московской железной дорогой посредством путепровода, соединившего Фрунзенский и Невский районы.
Следует отметить, что отдельные участки этой дороги уже существуют, проложенные по пустырям самостоятельно различными небольшими предприятиями, приютившимися вдоль железной дороги, и коллективами кооперативных гаражей, расположенных там же, и которым, несомненно, так же необходима надёжная дорожная связь с единой городской транспортной системой. Необходимо эти отрезки дорог соединить или продлить, состыковать с существующими магистралями, пересекающими железнодорожное полотно, и  благоустроить должным образом.
Осуществление такого несложного проекта, несомненно, резко снизит нагрузку на внутригородские магистрали, направив часть потока машин по новому транспортному руслу, освободив центральные кварталы города от чрезмерного проезда по ним посторонних автомобилей, создающих пробки. Естественно, экологическая обстановка в мегаполисе в результате введения в эксплуатацию этой новой периферийной комбинированной магистрали значительно улучшится.
Снижение загруженности автотранспортом внутригородских улиц послужит строительство (пробивка) продолжения крайней Малой Балканской улицы до Софийской улицы (всего один квартал от Карпатской улицы). Существующие железнодорожные пути, используемые весьма редко, ни в коей мере не могут быть причиной запрета строительства кратчайшей дороги, так как подобные дорожные пересечения существуют во многих местах города.
К большому сожалению руководство и специалисты по транспортному обеспечению города совершили серьезную ошибку в те годы, когда приняли решение – в первую очередь произвести реконструкцию Дунайского проспекта, совершено не продумав ситуацию и исключив другие варианты, в том числе вышеизложенный, что привело к весьма отрицательным последствиям для жизни местного населения.
В конце 2004 года был сдан в эксплуатацию путепровод, соединивший Дунайский проспект Московского и Фрунзенского районов, а впоследствии произведена реконструкция этого проспекта, превратившая его из бывшего зеленого бульвара, ранее излюбленного места прогулок и отдыха местных жителей, в перенасыщенную автостраду, что принесло немало бед и страданий населению прилегающих к проспекту домов. От вибраций, шума и загазованности не спасают никакие средства защиты. К тому же, невозможно все время жить с закрытыми форточками и окнами. Половина жильцов нашего дома по этой причине поменяла место своего здешнего проживания на другое.
По завершению реконструкции Дунайского проспекта, пересекающий его Загребский бульвар в своей проезжей части оказался разорванным, сквозной проезд по нему прекращён. Водителям автотранспорта приходится объезжать данный перекрёсток окольными путями по параллельным бульвару улицам (Будапештской и Бухарестской), перегруженными потоком машин.
В ответ на недовольные обращения граждан городские чиновники только разводят руками, мол, что тут поделаешь. Проспект «является транзитной магистралью» - так поясняет руководство Управления ГИБДД ГУ МВД России по С-Петербургу  Ленинградской области. Именно для обеспечения высокоскоростного режима движения наземного транспорта, согласно этому письму, осуществлена «ликвидация сквозного проезда по Загребскому бульвару», ранее пересекавшему Дунайский проспект.
В этих письмах приводятся цифры количества ДТП на упомянутом перекрёстке. Проживая более 30 лет на Дунайском проспекте мне до сих пор неизвестно о подобных случаях, которые незначительные, вероятно, бывали. И если по этой причине ликвидировать перекрёстки, то такой судьбы не избежали бы наверное все, особенно на которых произошли очень серьезные автоаварии. А пропускная способность Дунайского проспекта в этом месте осталась прежней, так как, повторяю, перекрёсток всё также регулируемый, обеспечивающий движение только пешеходов поперёк проспекта, но запрещающий подобное перемещение автотранспорту.
А вот Комитет по развитию транспортной инфраструктуры в своём письме представил иную версию ликвидации сквозного проезда по Загребскому бульвару. По утверждению его руководителей это выполнено согласно проекта межевания планировки окружающей территории. Однако, эта территория вокруг перекрёстка осталась в прежнем виде кроме него самого. Безусловно, совершена глупость и её необходимо устранить, предоставив автотранспорту перемещаться по Загребскому бульвару через Дунайский проспект, как это проделывают в настоящее время пешеходы и вся проблема будет решена.
Надо же додуматься до того, что в «спальном» густонаселенном районе, в котором требуется максимальное ограничение скорости автотранспорта, власти считают возможно допустимым мчаться ему с бешеной скоростью. Общеизвестно и каждый трезвомыслящий человек понимает, что повышенная скорость автотранспорта – главная и основная причина возникновения серьезных аварий с трагическими последствиями. Кстати, городские чиновники противоречат сами себе, призывая соответствующие службы обеспечить в «спальных» районах беспрепятственные проезды, подъезды спецавтотранспорта (скорой помощи, пожарных, аварийных и т.п.) к различным объектам жилых массивов. Всё в данном случае делается наоборот, вопреки здравому смыслу, а ситуация доведена до идиотизма. Перекресток  по-прежнему оборудован светофором, останавливающим автотранспорт перемещающийся по Дунайскому проспекту, пропускающему пешеходов по переходу Загребского бульвара. Таким образом не может быть и речи, что за счет ликвидации сквозного проезда по бульвару увеличилась пропускная способность проспекта. В это же время параллельно пешеходам по бульвару перекрестка мог бы перемещаться и автотранспорт, если бы на нем восстановили проезжую часть, засыпанную землей поперёк бульвара в зоне перекрестка. Искусственно создана бессмысленная ситуация, вынуждающая водителей, пытающихся проехать на продолжение Загребского бульвара, объезжать данный перекресток, затрачивая дополнительное время и выполняя лишний путь с четырьмя обременительными поворотами. А если спецтранспорт спешит для оказания срочной помощи?
Чиновники Комитета по развитию транспортной инфраструктуры заверяют – перегруженность автотранспортом Дунайского проспекта будет осуществляться и в дальнейшем, что представляется сверхцинизмом в отношении здешнего населения в густонаселенном Фрунзенском районе, брошенным в жертву амбициям этих чиновников.
Возвращаясь к вопросу обустройства дороги вдоль железнодорожной ветки Южного полукольца, работники вышеназванного Комитета в том же своём письме утверждают, что против такого проекта будут возражать коллективы владельцев кооперативных гаражей, расположенных на предполагаемой трассе. Во-первых, подобный гаражный кооператив навряд ли будет против хорошей дороги, которая соединит их объект с общегородскими магистралями. Во-вторых, чем дольше откладывать выполнение такого проекта, тем все более будет усложняться проблема его реализации, так как, несомненно, число подобных гаражей на рассматриваемых территориях будет увеличиваться.  В подтверждение этому беспокойству служит возникшая с некоторых пор ситуация на проспекте 9-го Января, являющегося продолжением всё того же Дунайского проспекта, представляющий кратчайший путь проезда автотранспорта, особенно пассажирского, к железнодорожной станции «Обухово» и к одноименной станции метро. В настоящее время автобусы с пассажирами вынуждены перемещаться до этих станций и в обратном направлении в объезд проспекта 9-го Января, окольными путями, что причиняет им серьезные неудобства и дополнительные затраты времени. А проблема состоит в том, что кто-то из руководящих чиновников несколько лет назад разрешил массовое строительство частных гаражей вдоль этого проспекта, где ранее (10-15 лет назад) ютились одиночные, разрозненные подобные строения. Возникший таким путем гаражный кооператив занял значительную часть ширины этой магистрали, превратив её в узкий переулок, и наглухо перекрыл один из двух главных въездов-входов на кладбище «Памяти жертв 9-го Января» - Южные ворота его центральной аллеи, что представляется весьма циничным и кощунственным проявлением в отношении этого святого для горожан места.
А для транспортников это усложнило движение по магистрали, которая утратила статус проспекта, хотя этот статус по своему производственно- территориальному значению должен быть наравне с Дунайским проспектом, а может даже выше, исходя из его исторически значимого расположения.
Исходя из возможности улучшения транспортного обеспечения по важнейшему отрезку транспортной магистрали - проспекту 9-го Января местные жители предлагали переименовать его в Дунайский проспект, так он является его продолжением, тем более что подобное название (9-го Января) существует у парка в Кировском районе, да и у самого кладбища. Тогда бы к этому небольшому отрезку магистрали будет такое же серьезное отношение как и к ее основной части. По этому вопросу горожане обращались в Топонимическую комиссию Санкт-Петербурга, руководство которой заявило, что подобная просьба должна исходить от Администрации города.
Относительно построенных гаражей вдоль проспекта 9-го Января, наглухо перекрывшими главный южный въезд-вход на одноименное кладбище, следует отметить, что ранее существовавшие эти ворота кладбища завершали его центральную, главную сквозную аллею, а с другой стороны заканчивающуюся воротами северного въезда-входа на проспект Александровской фермы, что было весьма удобно для посетителей и обслуживающего персонала. Работники Администрации Фрунзенского района, согласно упомянутому их письму, предлагают вместо утраченных южных ворот пользоваться дорогой со стороны станции метро «Обухово», пересекая территорию гаражной стоянки. Эту восточную дорогу в народе назвали «чёрным ходом» и она весьма неудобна.
В те же годы руководящими чиновниками города совместно с крупными дорожными дельцами была попытка навязать проекты строительства так называемых «надземного экспресса» и «скоростного трамвая». Уже были запланированы конкретные сроки сдачи в эксплуатацию экспресса: первой очереди в 2009 году, а второй - в 2011. Возмущению жителей Московского и Кировского районов не было предела. Они митинговали на улицах, выступали в СМИ. Например, жители Дачного проспекта опубликовали свои протесты в газете «Петербургский час пик» в 2005 году (№№ 34, 36, 38, 41 и др.). Подобное недовольство проявляли жители Кировского и Красносельского районов, опубликовав его в газете «Мой район» в 2008 году (№№ 4, 6, 7, 8, 10, 12 и др.). И вот десятилетие спустя дельцы снова стремятся «пробить» свои проекты по строительству линии железнодорожного сообщения и «скоростного трамвая» фактически по тому же маршруту.
Пешеходов же более волнует проблема, возникающая с проспектом Славы после возведения над ним надземных переходов, значительно ухудшивших перемещение людей через проспект. Местные жители обзывают эти переходы, кто как может (спруты, монстры, страшилища, чудовища и т.п.). Тысячами их обращения адресовались в различные инстанции с просьбами немедленно демонтировать эти «спруты», которые физически тяжело преодолевать особенно пожилым и больным людям, тем более в сложных погодных и дорожных условиях.
Несомненно, как всегда в подобных ситуациях находятся защитники этих чудовищных сооружений, вероятно причастных к их возведению, которые противятся предложениям граждан заменить эти надземные переходы («спруты») на подземные или же вернуться к прежним наземным переходам с «зеброй». Демонтированные конструкции «спрутов» можно с успехом использовать в дальнейшем в качестве пешеходных переходов над железной дорогой, где существует большая потребность в подобных устройствах, и там они окажут хорошую службу жителям тех территорий.
Местных жителей удивляет, что чиновники и специалисты, которым поручена разработка дорожно-транспортных и пешеходных развязок, не догадались использовать затраченные средства не на упомянутые неудобные для пешеходов страшилища, а, в первую очередь, направить их на строительство моста (путепровода), параллельному железнодорожному, соединяющего Белградскую улицу над проспектом Славы, что обеспечивало бы сквозной безостановочный проезд по нему автотранспорта и прохода пешеходов, уменьшив пробки на дорогах.
Наплевательское отношение руководящих чиновников к толковым предложениям местных жителей и их постоянные просчёты и ошибки в решении дорожных проблем наводят на мысль, а вообще знакомы ли эти чиновники с реальным положением ситуации на местах, и какова их компетентность в данной отрасли городского хозяйства.
Изложенные в этом тексте дорожные проблемы - одни из немногих существующих в Санкт-Петербурге, но некоторых из них можно было бы избежать, если бы руководящие чиновники и специалисты-профессионалы, работающие в данной отрасли городского хозяйства, по вине которых происходят немалые различные ошибки и просчёты, не отвергали бы толковых предложений местных жителей по решению этих проблем. Ведь именно этим людям, исходившим многие годы вдоль и поперёк ближние и дальние окрестности, довелось познать правильное направление выхода из давно возникшей сложной ситуации. Прислушиваясь к их советам и мнениям можно принять верное решение удовлетворяющее большинство горожан. Это постоянно требует от чиновников Президент России. При  этом с большой вероятностью можно утверждать, что при всеобщей согласованности проектов их реализация потребует наименьших  финансовых, материальных и трудовых затрат.
Горожане живут прежней надеждой, что руководство города Санкт-Петербурга не оставит без внимания их пожеланий.


Ноябрь 2014 - март 2020 гг.


Рецензии