Открытие

Моему сыну в детстве долго не разрешали смотреть в зеркало. Свекровь говорила, что это плохая примета. Он рос и не видел себя. И зеркал больших в доме не было. Но одно маленькое зеркало стояло высоко на полке.
   Однажды ему стало интересно, что же это такое. Почему мы так часто туда заглядываем...
   Сынок подтащил табуретку, встал на неё и достал до зеркала. Он долго смотрел в него и , наконец, радостно воскликнул:
   - Мама, я че во век!


Рецензии
Доброго здоровья, Марта Павловна!
Да, в народе было и есть отношение к зеркалу настороженное. С одной стороны, оно считалось магической реальностью, но коли посмотреть с другой (философской), то получится примерно то, о чем размышляет мой герой в повести "На фоне дней и ночей": "...человек – это прежде всего лицо. Укради его и что останется? Только яйцо… из него ничего не вылупится... Какому животному интересна собственная морда? Никакому. Иначе оно домогалось бы зеркала и крутилось возле него часами. А человеку издревле необходимо отражение его лица. Не для самолюбования. Для самопознания".
Вот у вашего сына и проявилась эта самая тяга к самопознанию. Умный мальчик, ничего не скажешь! Кем же он стал, когда вырос? Это интересно.
Миниатюра по объему совсем маленькая, но смысла в ней предостаточно. Поздравляю. И голосую.
Желаю светлого поста!
Простите грешного. Ибо есть за ЧТО :-).
С искренним уважением,

Виктор Кутковой   03.03.2025 02:45     Заявить о нарушении
Добрый день!
Спасибо за содержательный и интересный отклик!
Он глубже, чем сама миниатюра).
Понравилось выражение, что животное не будет любоваться своей мордой).
Это только мы можем , правда с годами всё реже).

Свекровь придавала магическое значение, не философское…
Говорила, что ребёнок может испугаться, увидеть « духов»…

А сын стал экологом. Но лучше бы психологом). О очень хорошо разбирается в людях, лучше меня.
Спасибо за внимание и поддержку!
С уважением и признательностью

Марфа Каширина   03.03.2025 11:41   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марта Павловна!
Привожу статью из культурологической энциклопедии о зеркале. Надеюсь, Вам будет интересно.
Итак:
"ЗЕРКАЛО – 1) инструмент визуальной магии; 2) мифологема отражения и альтернации реального; 3) позиция и образ проективного видения, универсалия культуры. Архаич. семантика З. синкретизирует свойства органики и качества артефакта: см. мифологию отражения в мифе о Нарциссе. В ритуале гадания (в частности, святочного) З. выполняет роль границы, маркирующей вход в потустороннее. Этимон "З." ("зрак") указывает на возможность нездешнего видения: З. указывает местонахождения пропавших предметов и существ, оно есть "экран", демонстрирующий картины прошлого и ветвящегося будущего (З. повелительницы эльфов во "Властелине Колец" Толкиена); покажет вора, злоумышленника, суженого; оно обладает автономной изобразит, памятью (прообраз фотографии; ср. зеркальные цветы в сказке Булычева "Сто лет тому вперед"). С другой стороны, З. является индикатором человеческого и даже личностного (нечисть безвидна; бесы не имеют своего лица и не отражаются в З.), оно наделено речью и характером. И все же физич. свойства и оптич. эффекты З. (инверсия левого и правого; бесстрастный "реализм" отражения) обеспечили З. демонич. репутацию; см. устойчивый мотив кривого З., подающего весть о мире кривды и запредельно-перевернутого мира и гротескные З. "комнаты смеха". З. – источник неосознанной тревоги и страха. В христ. атмосфере дома зеркало воспринималось как анти-икона или как пародия на нее; схожая реакция – на театр: З. и лицедей столь же неуместны в храме, как монах – в толпе ряженых. З. – атрибут лукавого, карнавального мира с акцентом на "женское"; в этом смысле языч. семантич. реликты в З. амбивалентны: оно может сулить чаемое (увидеть З. во сне – к свадьбе), но может быть и опасным предметом (даже после смерти владельца; ср.обычай занавешивания зеркальных поверхностей в доме покойника). Мифология З. возникла на упорном отрицании физики прямого отражения и перспективы. Самоочевидная симметрия трактуется как асимметрия, а равнодушная "объективность" зримого в нем есть умышленная деформация "объекта" с позиции неправого зрения и лживой зеркальной души. Человеку трудно согласиться со своим отражением, – и тогда последнее становится партнером по "диалогу" (по сути – овнешненному аутомонологу). Признание неадекватности подобия и растущее на этой почве недоверие к гносеологич. принципу отражения породили множественный мир псевдокопий,двойников, мимикрий и подделок под Я, к-рые образовали реальность теней, эстетич. действительность искусства (о ней и рассказывает миф о Нарциссе), ментальные пространства самосознания и его превращенных форм. З. обречено оказаться принципом и инструментом познания и персонологии, метафорой творчества, источником смутного ощущения "иного" и Другого, а в этом смысле – единственным бытовым предметом, "идея" к-рого больше его самого. Идея зеркальности как универсального онтологич. принципа не покидает филос. почвы с рождением многовидной эйдологии подобия (традиция "мимесиса") и с признанием за Универсумом свойств еди-номножественной целостности, смыслоозаренное единство к-рой может быть описано на языке зеркальной стереометрии, включающей в свои объемы динамич. проекции, развертки, иерархии и ярусы. Целостность (мира, организма, текста) проявлена в способности каждого значимого элемента нести в себе (отражать") свойства, смысл и память целого (атом, живая клетка, лексема). Слово "зеркало" не стало термином философии, но в составе аргументивной лексики сохранило внутр. энергию убеждения, особенно в ситуациях кардинальной смены картин мира. Примером таковой может послужить творчество Николая Кузанского, с его представлениями об активной онтологии свертывания/ развертывания, где образ зеркала призван к означению единства космогонического и энтропийного демиургич. "человеч. Бога" (Humanis Dei). Кузанец согласен с мыслью Плотина о том, что весь мир есть царство взаимных созерцаний и зеркальных пересечений. Самоочевидная соразмерность мира суть "как бы приспособленность вертикальной поверхности к отражению образа" У Кузанца обе стороны З. Мира обладают способностью отражения, причем плоскости могут свернуться в одну точку, развернуться в мировой зеркальный Шар с переменным объемом. Образ зеркально-шаровидного мира, насыщенного памятью симультанных состояний времен и пространств, стал достоянием гносеологич. утопий в лит-ре; традицию эту суммировал Борхес. Как Божье Зеркало восприняли природу пантеизм и поэтич. натурфилософия (Тютчев). Кардинальную роль сыграло З. в открытии и утверждении канонов прямой живописной перспективы; ср. увлечение ренессансными художниками образами окна и З. Примерно тогда же возникает и своего рода риторика З.: зеркальное стекло вставляют в портретную раму, отражение воспринимается как натурный "автопортрет". Зеркальная эстетика жизнеподобия, предъявившая искусству требования наивного реализма, также не заставила себя ждать (она дожила до эпохи соцреализма и соцдадаизма). На архетип З. ("Юности честное зерцало") опиралась канонич. этика долженствования. С победой релятивистских картин мира З. актуализует научно-худож. парадоксы возможных миров (по модели Л. Кэрролла) и тексты, в к-рых истор. эпохи смотрятся друг в друга на манер сопоставленных З. (М. Булгаков, С. Кирсанов,ср.параллельное кино и поэтику "Зеркала" Тарковского). Поэтика авангарда 20 в. использует З. как эстетич. принцип распыления реальности, в противоположность принципу зеркального собирания мира вокруг напряженного рефлектирующего Я – см. прозу Кьеркегора. З. эстетизируется в эротич. лирике (у Брюсова зеркало – свидетель свидания и соглядатай; у Ахматовой – шкатулка памяти). А. Белый и Вознесенский увидели в З. инструмент построения "иношних" альтернаций бытия, с его кубистич. и супрематич. разломами и перевертышами; Хлебников увлечен созданием текстов для зеркального чтения (палиндром), а Платонов – зеркального синтаксиса прозы с инверсией причин и следствий (золу в "Чевенгуре", <с 1929> "не разгребают куры, потому что их поели"). Авторитет З. как инициатора визуальной наглядности окончательно подорван трансцендентальной эстетикой лица (см. Лик\лицо\личина) и философией Другого. Комментируя ситуацию "человек перед З." М. Бахтин говорит, что в З. личность видит не себя (для этого потребна эстетически компетентная позиция Другого), но 1) лицо, к-рое Я намерено показать Другому; 2) реакцию на него Другого; 3) реакцию на реакцию Другого. Эта триада, заслоняющая Я от себя (сходная с триединой структурой театральной игры по Брехту) неявно намекает на старинную репутацию З. как дьявольского стекла. Поэтому в присутствии З. человек не избавлен от одиночества, но углубляет его: в З. происходит дурная объективация и насильств. коррекция сложившегося в памяти Я автообраза. З. подает "я" принципиально чужое лицо; ср. эффект неузнавания себя на офиц. фотоснимках (Ходасевич: "Разве мама любила такого?"). Если с позиции Другого подлинность лица удостоверяется как "З. души", то мертвый буквализм отражения в стекле способен спровоцировать на истерию и смертельный поединок с зеркальным двойником, агрессивным и эпатирующим (Брюсов). Если об-лик человеческий хранит наследно-родовое богоподобие, то З. кажет Я обезьянью карикатуру на него (З. изобрел дьявол – Обезьяна Бога); человек улыбается своему отражению со смешанным чувством удивления и недоумения (подобное чувство возникает при сравнении портрета известной личности и посмертной маски). Двое перед З. не в состоянии сохранить серьезную мину: зеркальное тождество избыточно и внеэстетично, оно воспринимается в категории нелепого".
К. Г. Исупов

Виктор Кутковой   03.03.2025 14:03   Заявить о нарушении
Большое спасибо за статью о зеркалах!
Столько новой информации для меня.
Прочитала внимательно.
Благодарю за потраченное время.

С уважением и благодарностью

Марфа Каширина   03.03.2025 21:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.