Открытие
Однажды ему стало интересно, что же это такое. Почему мы так часто туда заглядываем...
Сынок подтащил табуретку, встал на неё и достал до зеркала. Он долго смотрел в него и , наконец, радостно воскликнул:
- Мама, я че во век!
Свидетельство о публикации №220031801624
Да, в народе было и есть отношение к зеркалу настороженное. С одной стороны, оно считалось магической реальностью, но коли посмотреть с другой (философской), то получится примерно то, о чем размышляет мой герой в повести "На фоне дней и ночей": "...человек – это прежде всего лицо. Укради его и что останется? Только яйцо… из него ничего не вылупится... Какому животному интересна собственная морда? Никакому. Иначе оно домогалось бы зеркала и крутилось возле него часами. А человеку издревле необходимо отражение его лица. Не для самолюбования. Для самопознания".
Вот у вашего сына и проявилась эта самая тяга к самопознанию. Умный мальчик, ничего не скажешь! Кем же он стал, когда вырос? Это интересно.
Миниатюра по объему совсем маленькая, но смысла в ней предостаточно. Поздравляю. И голосую.
Желаю светлого поста!
Простите грешного. Ибо есть за ЧТО :-).
С искренним уважением,
Виктор Кутковой 03.03.2025 02:45 Заявить о нарушении
Спасибо за содержательный и интересный отклик!
Он глубже, чем сама миниатюра).
Понравилось выражение, что животное не будет любоваться своей мордой).
Это только мы можем , правда с годами всё реже).
Свекровь придавала магическое значение, не философское…
Говорила, что ребёнок может испугаться, увидеть « духов»…
А сын стал экологом. Но лучше бы психологом). О очень хорошо разбирается в людях, лучше меня.
Спасибо за внимание и поддержку!
С уважением и признательностью
Марфа Каширина 03.03.2025 11:41 Заявить о нарушении
Привожу статью из культурологической энциклопедии о зеркале. Надеюсь, Вам будет интересно.
Итак:
"ЗЕРКАЛО – 1) инструмент визуальной магии; 2) мифологема отражения и альтернации реального; 3) позиция и образ проективного видения, универсалия культуры. Архаич. семантика З. синкретизирует свойства органики и качества артефакта: см. мифологию отражения в мифе о Нарциссе. В ритуале гадания (в частности, святочного) З. выполняет роль границы, маркирующей вход в потустороннее. Этимон "З." ("зрак") указывает на возможность нездешнего видения: З. указывает местонахождения пропавших предметов и существ, оно есть "экран", демонстрирующий картины прошлого и ветвящегося будущего (З. повелительницы эльфов во "Властелине Колец" Толкиена); покажет вора, злоумышленника, суженого; оно обладает автономной изобразит, памятью (прообраз фотографии; ср. зеркальные цветы в сказке Булычева "Сто лет тому вперед"). С другой стороны, З. является индикатором человеческого и даже личностного (нечисть безвидна; бесы не имеют своего лица и не отражаются в З.), оно наделено речью и характером. И все же физич. свойства и оптич. эффекты З. (инверсия левого и правого; бесстрастный "реализм" отражения) обеспечили З. демонич. репутацию; см. устойчивый мотив кривого З., подающего весть о мире кривды и запредельно-перевернутого мира и гротескные З. "комнаты смеха". З. – источник неосознанной тревоги и страха. В христ. атмосфере дома зеркало воспринималось как анти-икона или как пародия на нее; схожая реакция – на театр: З. и лицедей столь же неуместны в храме, как монах – в толпе ряженых. З. – атрибут лукавого, карнавального мира с акцентом на "женское"; в этом смысле языч. семантич. реликты в З. амбивалентны: оно может сулить чаемое (увидеть З. во сне – к свадьбе), но может быть и опасным предметом (даже после смерти владельца; ср.обычай занавешивания зеркальных поверхностей в доме покойника). Мифология З. возникла на упорном отрицании физики прямого отражения и перспективы. Самоочевидная симметрия трактуется как асимметрия, а равнодушная "объективность" зримого в нем есть умышленная деформация "объекта" с позиции неправого зрения и лживой зеркальной души. Человеку трудно согласиться со своим отражением, – и тогда последнее становится партнером по "диалогу" (по сути – овнешненному аутомонологу). Признание неадекватности подобия и растущее на этой почве недоверие к гносеологич. принципу отражения породили множественный мир псевдокопий,двойников, мимикрий и подделок под Я, к-рые образовали реальность теней, эстетич. действительность искусства (о ней и рассказывает миф о Нарциссе), ментальные пространства самосознания и его превращенных форм. З. обречено оказаться принципом и инструментом познания и персонологии, метафорой творчества, источником смутного ощущения "иного" и Другого, а в этом смысле – единственным бытовым предметом, "идея" к-рого больше его самого. Идея зеркальности как универсального онтологич. принципа не покидает филос. почвы с рождением многовидной эйдологии подобия (традиция "мимесиса") и с признанием за Универсумом свойств еди-номножественной целостности, смыслоозаренное единство к-рой может быть описано на языке зеркальной стереометрии, включающей в свои объемы динамич. проекции, развертки, иерархии и ярусы. Целостность (мира, организма, текста) проявлена в способности каждого значимого элемента нести в себе (отражать") свойства, смысл и память целого (атом, живая клетка, лексема). Слово "зеркало" не стало термином философии, но в составе аргументивной лексики сохранило внутр. энергию убеждения, особенно в ситуациях кардинальной смены картин мира. Примером таковой может послужить творчество Николая Кузанского, с его представлениями об активной онтологии свертывания/ развертывания, где образ зеркала призван к означению единства космогонического и энтропийного демиургич. "человеч. Бога" (Humanis Dei). Кузанец согласен с мыслью Плотина о том, что весь мир есть царство взаимных созерцаний и зеркальных пересечений. Самоочевидная соразмерность мира суть "как бы приспособленность вертикальной поверхности к отражению образа" У Кузанца обе стороны З. Мира обладают способностью отражения, причем плоскости могут свернуться в одну точку, развернуться в мировой зеркальный Шар с переменным объемом. Образ зеркально-шаровидного мира, насыщенного памятью симультанных состояний времен и пространств, стал достоянием гносеологич. утопий в лит-ре; традицию эту суммировал Борхес. Как Божье Зеркало восприняли природу пантеизм и поэтич. натурфилософия (Тютчев). Кардинальную роль сыграло З. в открытии и утверждении канонов прямой живописной перспективы; ср. увлечение ренессансными художниками образами окна и З. Примерно тогда же возникает и своего рода риторика З.: зеркальное стекло вставляют в портретную раму, отражение воспринимается как натурный "автопортрет". Зеркальная эстетика жизнеподобия, предъявившая искусству требования наивного реализма, также не заставила себя ждать (она дожила до эпохи соцреализма и соцдадаизма). На архетип З. ("Юности честное зерцало") опиралась канонич. этика долженствования. С победой релятивистских картин мира З. актуализует научно-худож. парадоксы возможных миров (по модели Л. Кэрролла) и тексты, в к-рых истор. эпохи смотрятся друг в друга на манер сопоставленных З. (М. Булгаков, С. Кирсанов,ср.параллельное кино и поэтику "Зеркала" Тарковского). Поэтика авангарда 20 в. использует З. как эстетич. принцип распыления реальности, в противоположность принципу зеркального собирания мира вокруг напряженного рефлектирующего Я – см. прозу Кьеркегора. З. эстетизируется в эротич. лирике (у Брюсова зеркало – свидетель свидания и соглядатай; у Ахматовой – шкатулка памяти). А. Белый и Вознесенский увидели в З. инструмент построения "иношних" альтернаций бытия, с его кубистич. и супрематич. разломами и перевертышами; Хлебников увлечен созданием текстов для зеркального чтения (палиндром), а Платонов – зеркального синтаксиса прозы с инверсией причин и следствий (золу в "Чевенгуре", <с 1929> "не разгребают куры, потому что их поели"). Авторитет З. как инициатора визуальной наглядности окончательно подорван трансцендентальной эстетикой лица (см. Лик\лицо\личина) и философией Другого. Комментируя ситуацию "человек перед З." М. Бахтин говорит, что в З. личность видит не себя (для этого потребна эстетически компетентная позиция Другого), но 1) лицо, к-рое Я намерено показать Другому; 2) реакцию на него Другого; 3) реакцию на реакцию Другого. Эта триада, заслоняющая Я от себя (сходная с триединой структурой театральной игры по Брехту) неявно намекает на старинную репутацию З. как дьявольского стекла. Поэтому в присутствии З. человек не избавлен от одиночества, но углубляет его: в З. происходит дурная объективация и насильств. коррекция сложившегося в памяти Я автообраза. З. подает "я" принципиально чужое лицо; ср. эффект неузнавания себя на офиц. фотоснимках (Ходасевич: "Разве мама любила такого?"). Если с позиции Другого подлинность лица удостоверяется как "З. души", то мертвый буквализм отражения в стекле способен спровоцировать на истерию и смертельный поединок с зеркальным двойником, агрессивным и эпатирующим (Брюсов). Если об-лик человеческий хранит наследно-родовое богоподобие, то З. кажет Я обезьянью карикатуру на него (З. изобрел дьявол – Обезьяна Бога); человек улыбается своему отражению со смешанным чувством удивления и недоумения (подобное чувство возникает при сравнении портрета известной личности и посмертной маски). Двое перед З. не в состоянии сохранить серьезную мину: зеркальное тождество избыточно и внеэстетично, оно воспринимается в категории нелепого".
К. Г. Исупов
Виктор Кутковой 03.03.2025 14:03 Заявить о нарушении
Столько новой информации для меня.
Прочитала внимательно.
Благодарю за потраченное время.
С уважением и благодарностью
Марфа Каширина 03.03.2025 21:39 Заявить о нарушении