Братская могила поселка Кассель

   Если быть  до  конца   искренним,  то   мне   не хотелось  браться   за описание событий,  связанных   с  гибелью   моих  односельчан, и   это нежелание   объяснялось   тем,  что   смерть  этих   людей   была  следствием  событий,  начавшихся  в  1917  году.  Не  хотелось вновь затрагивать тему о людских  потерях  революции и Гражданской  войны.

   Несомненно,  эти  потери  были,  и  об  этом все  уже  знают,  ведь  тема эта   достаточно  изучена,  и о ней  можно  прочитать  многое. Но как же быть с  Братской  могилой,  в  которой  похоронены  жители поселка Кассель?   Кого  тогда  похоронили, и  сколько  было  тогда  людей захоронено?  Почему  могила  возникла? Немаловажно,  что эта  Братская  могила  находится  не  на  территории  кладбища,  а  на   открытой местности,  на  расстоянии  более  одного  километра  в  южном  направлении  от  него.  Но  почему   умершие    были  захоронены  не  на  кладбище,   а  на  некотором  расстоянии   от него?   Конечно  же,  являясь  коренным жителем  посёлка Кассель,   я  просто  не  имел   права  оставить  эти   вопросы   без  ответов,  а  потому  начал  собирать  материалы   о  событиях  прошедших  лет -  о  том   времени,  когда   кассельцы   были  вынуждены  хоронить  своих   односельчан   в   общей  могиле.

   При  беседе с  пожилыми  жителями  п. Кассель   выяснилось,  что    это   братское   захоронение  появилось   после  зимы  1921-1922  г.г.,  когда  на  территории  всей  России   начался  страшный   голод.  Голод   действительно  был  страшным,  и  часть   людей,  доведенных  почти до  безумия  от постоянного,  ежесекундного   ощущения  голода,  начали   заниматься  людоедством. Вот как  описывают появление  каннибализма в те  годы И. Непеин и В. Боже: «В феврале месяце 1922 г. ежедневно умирает по 10-20 человек. Трупы убирать некому, настроение населения паническое. Собаки, кошки съедены. Развивается людоедство. 19 февраля в поселке Наследницком выяснено, что гражданки Прасковья и Елена Новиковы зарезали трех детей в пищу, взяв их из детской столовой под видом согреть у себя дома...».  Источник: И. Непеин // Жатва смерти: голод в Челябинской губернии в 1921-1922 гг. / В. Боже, И. Непеин. - Челябинск, 1997 г.   
Эти     данные    основаны  на  рапорте  милиционера  того  времени,  а    посёлок   Наследницкий - населенный  пункт   Верхнеуральского   уезда. В  этом  источнике  также  говорится  о  фактах  людоедства,  произошедших  в  ряде  поселений  нынешнего  Нагайбакского  района.  Однако,   я  решил   эту  тему  глубоко  не    затрагивать.  Кто  хочет  узнать  подробности,  источник   указан.  Были  ли  факты   людоедства  в посёлке  Кассель?  Мне  неизвестно.  Но  жители  этого  посёлка,  как  и  все  жители  России,  были   доведены   до  предела,  до  состояния  срыва и  умирали: кто  от голода,  кто  от  тифа,  кто  от  самоубийства. И именно массовая гибель кассельцев  явилась  причиной  возникновения Братской  могилы. С  целью  установления  имён    умерших  зимой 1921-1922 годов мною  были  посланы   запросы  в  Челябинский  государственный  архив,   однако, ответы  не  приходили,   и начатая  статья  лежала  незаконченной. 

   Вынудила  меня  её  дописать  информация, которую  направил мне на электронный   адрес  мой   товарищ.   В  высланной информации  писалось  о  кладбище посёлка Кассель  и  о  находящихся  на  его  территории    надгробных   каменных  плитах.  Меня    удивило то, что  автор обращает  внимание  читателей только  на   отметины, нанесенные  на  эти плиты,  и  утверждает, что  эти  отметины  являются  родовыми   тамгами  нагайбаков!   Слово  «тамга»   с  нагайбакского   переводится как метка. Да, на старой  части   православного  кладбища  п. Кассель   вместо  крестов   стоят  вкопанные   камни,   но   как   они   появились,   какие  обстоятельства   вынудили   кассельцев вместо  надгробных    крестов установить  плиты из  бутового  камня?   Ответы   на  эти   вопросы  автором,  которого   заинтересовали  лишь  предполагаемые   родовые тамга,  не   даются.  Каждый   видит  то,   что  хочет  видеть,  и  с этим  ничего  не поделаешь.   

   Но  какова же история   появления  этих   плит?   И   что  об  этом  знают   и  помнят   кассельские  долгожители?  Чтобы  найти  ответы  на  эти   вопросы, мною   был  проведен   опрос   почти   всех   кассельцев   преклонного  возраста,   и,   учитывая    их  ответы  и  рассказы,  я  решил  описать     события,  связанные с  гибелью  не   одного  десятка  жителей  п. Кассель.  Ведь на  сегодняшний  день  просто  нет  другой    информационной   цепочки  между   теми   событиями   и  нами,   кроме  памяти, к  сожалению,  уже  немолодых  кассельцев.

   Оказалось, что вынужденная   установка     плит из бутового  камня  вместо  погребальных  крестов на  кладбище  п. Кассель и   возникновение  Братской   могилы  между  собой  тесно  связаны,  и  появление   их    было  вызвано голодом,  тифом, спровоцированных  революцией и Гражданской  войной.   Потому,   думаю,    будет  допустимо и  уместно  рассмотреть  историю их   возникновения  в  рамках  одной  статьи. 

   О существовании  коллективного  захоронения,  находящегося недалеко   от    кладбища,  жители  п. Кассель   знали и знают.  Помнят же благодаря Ишимову  Афанасию  Тихоновичу, которому удалось  убедить в  1976  году   директора  Кассельского  совхоза   Бочкарёва   Геннадия  Федоровича  заменить  ограду   вокруг  кладбища,   а  заодно     оградить и  Братскую  могилу.

   До  середины  шестидесятых  годов место массового захоронения  обозначено было  лишь камнями  с  нанесенными   на  них  крестами.  Уверен,   не  будь  настоящего ограждения,  не  будь  памятника, эти  надгробные камни  со  временем  исчезли  бы.  Ведь  ещё   во  время   освоения  так  называемых   целинных  земель  братское   захоронение   было  почти  распахано  и,  думаю, через   некоторое  время  мало   кто   обратил  бы    внимание  на  кучу   камней, лежащих   на  поле.   И  только  наличие  ритуального  памятника и  ограждения  являются  напоминанием,  что  на  этом  месте  захоронены  люди. Вечная  память нашему  неравнодушному земляку Ишимову  Афанасию  Тихоновичу, благодаря  стараниям которого появились и памятник, и ограждение.

   Однако,   мало  что   может   сделать   один  человек,  тем  более, не  обладающий   властью,   ведь  вокруг     кладбища п. Кассель   надо  было  убрать   старое   ограждение   и   поставить  новое.  Ко  всему,  надо  было  ещё  оградить Братскую  могилу,    а   для   того,   чтобы  выполнить   такой  объём  работ, нужны были  люди, нужна была  техника,  нужны   были  материалы.  Всё   это   мог  организовать только человек, наделенной   властью,  и  такой  руководитель  нашёлся.  Геннадий Федорович Бочкарёв пошёл   навстречу   просьбе  Афанасия  Тихоновича Ишимова.  Он  помог   кассельцам   навести   порядок   на   кладбище  и  способствовал тому,  чтобы   не  забылось то,   что  является   частью  их  истории. Светлая  память  этому  человеку,   сделавшему  так   много  для   возрождения  п. Кассель и становления  Кассельского  совхоза.
Получилось   так,   что  в  1982  году   Афанасий  Тихонович на  протяжении   некоторого  времени,  почти   ежедневно,  приходил   в  АТС    с   напоминанием,   что   мы, связисты, согласно  положению  об   участниках  Великой Отечественной войны, должны  установить   у  него   на   дому  телефон.  Ишимов   А.Т.  являлся   не   просто   участником  войны,  он  был   ещё   и   инвалидом   этой  войны.   И  мы  были обязаны  установить   телефон  по  месту  его  проживания,   но  свободных  номеров   не  было,   и  я  объяснил ему   это  и обещал,  что  при  освобождении  любого   номера   мы  удовлетворим  его   просьбу.  Но, несмотря  на  это,  Афанасий Тихонович продолжал некоторое  время   раз  в  неделю  приходить  в  АТС,  чтобы    напоминать  о  своей  просьбе.  Однажды  мы   с  ним   разговорились, и  он   мне   рассказал   следующую   историю  о  возникновении   этой  Братской   могилы.

   По   словам  Афанасия  Тихоновича,    это   захоронение  появилось   после Гражданской  войны,   и  похоронены   на   ней    кассельцы,   умершие  от  голода  и  тифа.  Эта  информация   оказалась   правдивой,  в чём  я  никогда и не сомневался,  и  была   подтверждена   рассказами ныне  живущих  жителей  п.  Кассель,   каждому  из  которых  более  восьмидесяти  лет.

   Как   известно   из  официальной  истории,  после   окончания  Гражданской  войны в  1921  году по  всей  России  была   организована так называемая  власть   рабочих  и  крестьян.  На самом  деле,  в 1921 году была  установлена  власть  партийной  структуры.   И  огромной  страной  стали  управлять  партийные  вожди -  самозванцы,  пришедшие  к  власти   после переворота.  Конечно  же,  многомиллионный   народ России  не  смирился   с незаконным  захватом  власти,   и   началась  Гражданская  война,  которая   длилась  более  четырех  лет,  и  в   течение  этого времени   в  России  засевались   не  все  поля.  Несомненно,   постоянные  недосевы,  засушливые  годы, в  какой-то  мере организованный  новой  властью дефицит   продуктов  питания спровоцировали  по  всей  стране небывалый голод.  Начиная  с  1921-го по  1923 год,  на  территории,  контролируемой  большевиками,  начался  голодомор. От систематического  недоедания  люди  начали  гибнуть. В  статье: «Голод  1921 – 1923  годов» //  Б.Р.Э.,  электронный вариант,  указано, что «дефицит населения за период с 1920 по 1922 г.г.  составил   5,1 миллионов человек».  И эти  огромные  потери  произошли    в  мирное  время  и  среди   мирного  населения.   Для   сравнения:    Русская армия   в  Первую  мировую войну  в 1914 -1917 годах,  по  расчетам  генерала Н. Головина,  потеряла  убитыми  1 миллион  300  тысяч   человек.

   Что  касается    п. Кассель, то  к   1921  году многие  из работоспособных   казаков   были   убиты,  кто  на  Первой  мировой  войне,  кто  на   Гражданской  войне, и,  конечно  же,  это   сказалось  на  подготовленности  кассельцев   к  зиме. Несомненно, такое  положение   сложилось   во  всех населенных   пунктах  всей  России,  в  том  числе   и  во  всем  Верхнеуральском  уезде.

   Особенность  расположения  п. Кассель    оказалось  такой,   что   в  момент    переселения   1842  года  вблизи  него  преобладали  хвойные  леса - сосна  и  лиственница,  которые  со  временем  были  вырублены, а  потому  в   непосредственной  близости  от   посёлка  леса не  осталось.  Это  обстоятельство во   время   разгула   голода   зимой  1921 -  1922  годов   сыграло  зловещую  роль.  Голод и лютый  холод.  Необходимо  ежедневно   топить,  а  основным  топливом  у  нагайбаков   тогда  был  кизяк (тизек), процесс   изготовления  которого    весьма трудоёмкий.  Думаю,   что    к  зиме  1921-1922 г.г.  у  большинства  запасы  кизяка  были   незначительны,  ведь  работать  было  некому.   Чтобы  растопить  кизяк,  нужны  дрова,   которых  не было,   а  до   леса   далеко,   потому  некоторые  кассельцы,  когда  ими  было  сожжено всё  деревянное   со  своего  двора,  были  вынуждены  идти  на  кладбище    спиливать  кресты   и  обогревать  своё   жильё, сжигая  их.  Такое   было  страшное  время. 

   Ко всему,   в  ту   голодную и холодную  зиму   началась   эпидемия  тифа,  и  люди   начали умирать.   Хоронить   трупы   умерших  было  некому,  и   потому   их  складывали  в  складском  помещении  и   хоронили  только  с наступлением  весенних,  тёплых  дней.  Конечно,   самым   простым   и  оптимальным   способом для  обессиленных   людей   было  захоронить всех  умерших   в  Братской  могиле.  Так  они   и  поступили.

   Однако это коллективное  захоронение   нельзя  было   совершить  непосредственно  на   кладбище,  ведь   большинство  кассельцев  той зимой умерли  от  тифа, поэтому  их  похоронили как  можно дальше  от  посёлка.  Но  захоронение    получилось неглубоким,   и  во  время   распахивания   этой  местности в  шестидесятые годы на  поверхность  начали   выходить   человеческие   кости.   Это  обстоятельство   вынудило  механизаторов предполагаемую  территорию   Братской  могилы  обложить   камнями.     Со временем,  в  начале  семидесятых  годов,  Ишимовым  А.Ф.   камни   с  нанесенными   крестами,   установленными  ещё  в 1922 году   в  центре  этого  захоронения,  были  обнесены решеткой, и на  этом  месте   был  высажен  тополь,  а  в  1976  году,  как   уже говорилось ранее,   вся предполагаемая территория   Братской  могилы  была   ограждена.

   Однако,  что  можно  было   сделать   с  обезображенным основным   кладбищем  п. Кассель,  на  котором  не  осталось крестов?  И  что  могли   сделать   для  этого  обессиленные    кассельцы,  которым   удалось  остаться  живыми  после  страшной  зимы 1921–1922 г.г.?   Изготовить  новые   кресты  и   установить   их?  Кто   этим   займется,  ведь  на  это  время   в   п.  Кассель  не   хватало      работоспособных  мужиков?     Ко  всему,   необходимо  было   заняться   посевными  работами.  Наверное,  поэтому     с  наступлением   тёплых   дней  кассельцы   установили   вместо   спиленных   крестов  плиты   бутового  камня,  которого было  много,  и  за  ним   не  надо  было  куда-либо  ехать,  ведь   в  то  время   кладбище   было   ограждено  невысокой  стеной  из  камня.   Мало  установить   каменные  плиты,   их   надо   было    ещё и  различать,   и  именно  с этой  целью   на     поверхности  этих  плит  были   нанесены    отметины.  Кто-то   отметил крестом,  кто-то    заглавной  буквой   фамилии   умершего, кто-то кривой  линией,   а  кто-то  отколол  край  камня.      

   Наносил   ли  кто-то  из   жителей  Касселя  на  этих   камнях    родовое  тамга, не  знаю.  Ведь тамга   наносится  обычно    на   скотине,   чтобы   её   узнавать  и не путать  с  чужой.    В  связи  с  этим,   думаю,  кассельцы  того   времени, глубоко  верующие,   не  стали   бы наносить  тамгу,   которой   они   отмечали   свою  скотину,   на   камень, установленный  на    месте,  где  похоронен  близкий им человек.  Ведь каждый   пришедший тогда на  кладбище,   чтобы  как-то  отметить  место  захоронения, думал  о Боге и вспоминал  умершего.  Смог  бы он в  такой   момент   отметить  камень   тамгой,   которой   он  метил   свою  скотину? Думаю,  нет,  ведь   этот   простой  камень  с  момента   его   установки становился  символом  памяти  об умершем  родном  человеке.

   Не   могу   себе   представить,   чтобы   мой  дед  по  линии   моей  мамы   или   его  братья    нанесли  бы  на  плиты   свою  тамга,   представляющую   из себя  полуокружность,  ведь    такая   тамга   на  плоской   поверхности   представляла  бы из  себя  полумесяц.  Могли  ли   мои  предки,  глубоко  верующие,   пойти   на  такое?   Конечно,   нет!   Такое   мое   утверждение подтверждается  тем,  что  ни  один  из  опрошенных мною кассельцев  даже не намекнул на то,  что те  отметины   имеют  некую связь  с  родовыми  тамгами  нагайбаков.

   Ко  всему,  в  то  время   ещё   работала   церковь,   и,   думаю,  что  священник  церкви п.  Кассель  Архипов  Иоанн знал,  что  делается на кладбище, и не допустил бы, чтобы  на   ритуальные  камни   наносились   тамгалар,  которыми  нагайбаки   отмечали   своих   животных. Ведь,  по  канонам  православной  Веры   из  всего  множества  животных  и  птиц   только   изображение   голубя - символа  Святого  Духа  -  разрешается  наносить  на  ритуальные   предметы.  Кто-то  может   возразить: «Но   почему  же  батюшка   допустил  спиливание   крестов  и  их  сжигание?».  Несомненно,   Батюшка  знал  об  этом  и  прощал,  ведь    кресты   сжигались от   безысходности,  когда  у   многих  вдов не  было   дров  даже для  приготовления  нехитрой  похлебки   своим  голодным   детям,   чтобы  спасти их от  смерти.

   Эти  каменные  плиты   простояли,  в  своем   большинстве, до   наших дней.  Этому  способствовало то  обстоятельство,   что  Советская Россия  должна  была  стать   страной  атеистов.   Конечно же,  новой  властью  многое   делалось   для  этого:  разрушались  и  закрывались  церкви, арестовывались   и расстреливались  священники. Люди   должны  были  стать   безбожниками и верить  только в  светлое   будущее,   ведущее,  как  оказалось,  в  никуда. 
И намеченные большевиками изменения  произошли.  Ведь  мы  начали даже  хоронить под   пятиконечной  звездой,  а   факт  наличия   на   территории   кладбища   каменных  плит  мало  кого стал  волновать.  Не  скрою,   на  меня  эти  камни  действовали всегда угнетающим   образом.   Однажды,  думаю, это  был  2002  год,  при   посещении       кладбища,   увидев  большое   количество снятых  памятников,  валяющихся  за   пределами его  территории,  я  решил  обратиться  к  главе Кассельского  сельского  поселения  Ишимовой   Галине   Леонидовне с  предложением   поменять  эти  каменные  плиты   на   снятые,  уже  никому   не нужные  памятники.

   Выслушав  меня,  Галина  Леонидовна  ответила  вопросом:  «Зачем,   ведь   эти   камни  говорят   о  вашей  истории?».  Я  ничего  не  смог ответить Галине  Леонидовне   ни  тогда  и   не смогу  что-либо сказать и сейчас.  Её   ответ был достаточно   мудрый,  а    потому  не требуются   ни  комментарии,  ни  возражения.   Ведь и на  самом  деле,  в этих  каменных   плитах - история  жителей п. Кассель,  и плиты являются    свидетелями    глумления  над  людьми  и   унижения  их, доведенных  до  отчаяния, решившихся  на   поступок,  не  совместимый   с   их  Верой.  Не  надо  их менять  и  трогать,   пусть  остаются,  являясь   символом   тех  страшных  лет.

   Что   их  довели  и  что  голод    в  п. Кассель  был   вызван   действиями   новой   власти  большевиков,    написано   в  дневнике   Утешева  Филиппа  Матвеевича: « … приехал  Зудов   со  своим  отрядом  с   целью   заготовки  хлеба  для   голодающих…».     Датирована   эта   запись   27. 04. 1918  года.   Выходит,  что   уже   в   1918  году   хлеба  не  хватало, и этому  не   стоит   удивляться,  ведь  Российская   империя  ещё  в  1914  году   начала   воевать и,  думаю,   что  уже   с  началом   войны не все   посевные   площади   засевались.
   
   Обвинив   жителей  Касселя,  что «Хлеб  у  вас  гниёт…»,    Зудов   со  своим   отрядом  изъял  у  них  хлеб   и,   возможно,   уже   тогда   часть  кассельцев решила  сеять  меньше,   зная,   что   излишки   у  них   отберут. Таких  отрядов, как у Зудова,  по  всей  стране   было   много, и  они  неоднократно  отбирали   хлеб  у  крестьян,  в том  числе  и   у наших  предков-казаков,  ведь новая  власть,  боясь  голодных  бунтов   городского  населения,  отбирала  последнее   у   сельского.

   Ко  всему,   надо   учитывать,   что  против   казаков    новой   властью   был   организован  настоящий   геноцид,  и    голодом   они   добивали   последних   из  них,  способных   им   противостоять.   Ведь от недоедания,  в  первую  очередь,   умирают   крупные,  взрослые   люди.  Доказательством того,   что  голод   в  казачьих  уездах  был  страшным  и  невыносимым,  является  тот  факт,  что  именно  в  этих  уездах  было  зарегистрировано  самое  большое   количество   случаев  людоедства:
   
   «В общем, людоедство получило в губернии довольно широкое распространение. Особенное развитие оно получило в В-Уральском уезде, наиболее тяжело голодающем уезде губернии, где за август месяц зарегистрировано всего 86 случаев людоедства. В общем, по губернии зарегистрировано следующее количество случаев людоедства в 3-х наиболее голодных уездах: В-Уральском - 84, Троицком - 5, Миасском - 7. Всего по губернии 98»// Жатва смерти: голод в Челябинской губернии в 1921-1922 гг. / В. Боже, И. Непеин. - Челябинск, 1997.

   Организованный   голод,  коллективизация  и   раскулачивание  сделали  свое  дело,   и,  по сути,  исчезла  российская  деревня,  которая   когда-то  кормила  почти  всю  Европу. Однако, мы меняемся,   учимся самостоятельно  работать   на  земле,  восстанавливаем  и  строим  церкви,   начинаем   из  безбожников  превращаться  в  людей  верующих   и,  наверное,  потому   через  90  лет  эти  плиты  из  бутового камня  убираются,    а  на  место   их  устанавливаются  Кресты  или  Памятники.  Но, думаю,  что  часть  из  них всё-таки  останется,  ведь   осталось  очень  мало  людей,  помнящих  под  каким   камнем   похоронен  им   близкий   человек. А что   нанесено   на  их   поверхности,  не  имеет  абсолютно никакого   значения   ни   для  кассельцев,  ни  для  родственников  давно  умерших людей.  Главное  ведь   то,   что   кому   надо, тот   знает,  что под  камнем,   отмеченным   какой-то   чертой,   лежит близкий ему человек.  Является   ли  эта кривая   черта,   нанесенная,  возможно, рукой  обессиленного,  измученного  голодом   и  тифом   подростка, родовой  тамгой  нагайбаков?   Не   знаю.  Всё   зависит  от  человека,  решившего их изучить, увидев  в   этих  отметинах для  себя желаемое,  совершенно  не  думая   о  трагедии,   возникшей  в  те  страшные  годы…

п. Кассель,  Руслан   Утешев.         

               


Рецензии