Они воевали в Испании ч. 10

52. ДМИТРИЕВ (Дмитров) ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ, УМЕР от ранения, имеется фото.

Родился 18 июля 1891 г. в Бессарабии. Болгарин. Окончил 4 кл. гимназии. Работал токарем. В 1912 г. окончил учебную команду. Участвовал в Гражданской войне с 1917 г. в составе 1-й Конной армии С.М. Буденного, был  командиром батареи, дивизиона. Член ВКП (б). Окончил повторные курсы комсостава в 1922 г. С 1929 г. командовал конно-армейским дивизионом 1-й особой кавалерийской бригады, затем был командиром 108-го артиллерийского полка 203-мм гаубиц. Присвоено звание полковника. В Испании с 1936 г., был советником по артиллерии. Умер 30. 12. 1936 г. в Испании от тяжёлого ранения, полученного в бою под Кордовой. Похоронен на городском кладбище Мадрида. Награждён орденом Красного Знамени в 1937 г. Символическая могила находится на Новодевичьем кладбище в Москве. Награжден двумя орденами Красного Знамени (0000, № 505 - 1930 г.), орденом «Знак Почета» - 14. 05. 1936 г. По другим данным, погиб в марте 1937 г. на Южном фронте и награждался тремя или даже четырьмя орденами.

53. ДОЛГОЧУБ ПЁТР АНДРЕЕВИЧ - ПОГИБ в воздушном бою в небе Испании.
Родился в 1910 г. на х. Кавалерский Егорлыкского р-на Ростовской обл.

54. ДОМБРОВСКИЙ ФЁДОР ПАВЛОВИЧ - ПОГИБ.

Родился в 1907 г. Жена - Раиса Борисовна, г. Гомель. Лейтенант, штурман звена. Кандидат в члены ВКП (б). Награждён орденом Красного Знамени в 1937 г. При налёте на Талаверу 7 декабря 1936 г. погиб в воздушном бою и похоронен в этот же день.

55. ДУДОЛАДОВ ВАСИЛИЙ ЗАХАРОВИЧ – танкист, ПОГИБ, имеется фото.

Родился в 1912 г. В звании мл. командира служил в танковых войсках. С ноября 1936 г. по 25 июля 1937 г. участвовал в национально-революционной войне в Испании. Погиб в бою 25 июля 1937 г. в районе г. Брунете. Награждён двумя орденами Красного Знамени - 17.07.1937 г., 03.11.1937 г., орденом Красной Звезды - 02.01.1937 г.

56. ДЬЯКОНОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ – ст. л-нт, лётчик, УМЕР от ран.

Родился в 1910 г. в г. Мичуринск Тамбовской обл. Русский. Призван в Красную  Армию в 1932 г. Окончил авиашколу лётчиков, лейтенант. Член ВКП (б). Служил в Белорусском ВО, командовал звеном 40-й истребительной авиаэскадрильи 83-й истребительной авиабригады. Участвовал  в  национально-революционной  войне  в  Испании с 14 июня по 7 июля 1937 г. в качестве пилота истребителя И-16. Около 7 час. утра 7 июля 1937 г. в районе Каса-де-Кампо под Мадридом, участвовал в большом воздушном бою с итальянскими истребителями Фиат-32 из 23-й истребительной группы «Клуб асов». В бою был сбит и скончался от ран. Похоронен на городском кладбище Мадрида. 28 октября 1937 г. старший лейтенант Н.А. Дьяконов награждён орденом Красного Знамени.

СРАЖЕНИЕ ПОД БРУНЕТЕ (ИЮЛЬ 1937 г.). ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ.

В конце июня 1937 г. республиканское командование спла­нировало наступательную операцию по окружению группировки войск националистов в районе Мадрида. Планом операции пре­дусматривалось нанесение двух сходящихся ударов. Главный удар наносил V корпус из района Валдеморильо в направлении Брунете (деревня с населением около тысячи чел.) и далее в южном направлении, XVIII корпус наступал на Аларкон. Вспомогатель­ный удар наносил II корпус из района южнее Мадрида (населен­ный пункт Виллаверде) в направлении Аларкона, где и должно было замкнуться кольцо окружения. Для выполнения этой задачи республиканцам удалось скрыт­но подтянуть 18 бригад (сведённых в 8 дивизий, которые, в свою очередь, были объединены в 3 корпуса, всего - около 35 тыс. чел.). Наступление поддерживали 164 артиллерийских орудия, 130 танков и бронемашин и вся боеготовая авиация рес­публиканской Испании (без учета Северного фронта) - всего 136 самолётов (по др. данным - 133).

ХРОНИКА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ С 5 ПО 7 ИЮЛЯ.

5 ИЮЛЯ - К 16.00 закончилось сосредоточение всех 136 республи­канских самолетов, предназначенных для участия в операции. На посадке были «подломаны» И-16 и СБ (скоростные бомбардировщики). В районе Мадрида было замечено до 25 истребителей против­ника, которые от воздушного боя уклонились. 7 бомбардировщиков противника под прикрытием 14 истребителей бомбили республиканские войска.

6 ИЮЛЯ - Первый воздушный бой прошёл днём. Эскадрилья Р-Зет, прикрываемая И-16, штурмовала колонну противника. В момент выхода Р-Зет из атаки они подверглись нападению 12 «фиатов». Итальянцы без потерь смогли сбить 1 Р-Зет, в бою с истребительным прикрытием - 2 И-16. Об экипаже Р-Зет известно только то, что один из его членов смог покинуть самолет над тер­риторией противника. Об истребителях известно немногим боль­ше. Первоначально не вернувшихся летчиков посчитали погибшими. На одном И-16 погиб л-т Алексей Трусов, его самолёт упал на чужой территории. Второму лётчику, л-ту Г. Хозяинову удалось посадить повреждённую машину на территории, занятой врагом. Лётчик остался жив и попал в плен. (Позже л-та Хозяинова судили, приговорили к расстрелу. Приговор не исполнен. В начале 1939 г. лётчик вернулся на родину). Днём на аэродроме был потерян ещё один Р-Зет. Он взорвал­ся на своей бомбе, самолёт сгорел, штурман погиб, лётчик полу­чил ранение. Вечером этого дня произошло ещё два боя. Над Сесеньей 3 наших СБ встретились с перелетавшей с северного фронта и/88. В результате все бомбёры получили пробоины, но смог­ли оторваться от врага. Самолёт одного из нападавших, Харро Хардера, получил повреждения и совершил вынужденную посадку. 19-я эскадрилья (10 «фиатов») из группы «Абзо ей ВазШш» ата­ковала возвращавшуюся с разведки эскадрилью Еременко (12 И-15). Но утренний успех им повторить не удалось. Участник этого боя Михаил Якушин так описывает его в сборнике «Поэма о крыльях»: «Полёт подходил к концу, и мы уже возвращались на свой аэро­дром. Вдруг в 30-40 км от линии фронта над вражеской территорией значительно выше нас встречно-пересекающимся кур­сом прошла группа неизвестных самолетов.

Знаков на них не было видно, тип самолета тоже не ясен, но по их серебристо-серой окра­ске можно было почти безошибочно определить, что это были само­лёты мятежников. Они прошли над нами в сторону заходящего солн­ца, которое было от нас слева сзади. Казалось, что лётчики против­ника нас не видят, так как они не проявляли никаких внешних признаков агрессивных намерений. Но мы зорко следили за ними. Враг имел большие преимущества: первое - это разность в высоте, второе - возможность атаковать со стороны солнца. Кроме того, фашистские летчики полагали, и это был их глав­ный просчёт, что они остались незамеченными. При наличии таких преимуществ (высота, солнце, внезапность) они решили вступить с нами в бой. Каждый из нас был уверен, что противник не упустит благо­приятный момент для нападения, и мы были к этому готовы. Незаметно левое звено перешло на правую сторону, чтобы не сковывать маневра эскадрильи при левом развороте в сторону противника, если он решит нас атаковать. Наши ожидания оправдались. Группа истребителей перешла в атаку. Это мы определили по тому, как звенья вражеской группы одно за другим переходили в пикирование, разворачиваясь в нашу сторону. Нашей эскадрилье было невыгодно вступать в бой, так как полёт подходил к концу и горючее в баках было на исходе. Однако нам ниче­го не оставалось, как по команде командира эскадрильи энергично развернуться в сторону противника и встретить его лобовой ата­кой. Начался бой. Все 24 самолёта завязали тот зна­менитый «клубок», который был характерен для воздушных боев тех времен. Теперь вблизи мы смогли разглядеть друг друга. Это бы­ли серебристо-серые «фиаты» с жёлто-зелёным камуфляжем и чёр­ными крестами на крыльях и рулях поворота.

По маневренности они немного уступали нашим лёгким и юрким «чатос», и мы без особого труда быстро занимали выгодные положения для атаки. Дружное начало боя определило его дальнейший ход. Наши атаки становились всё настойчивее и смелее. Несколько вражеских самолётов уже рух­нули на землю. «Фиаты», не выдерживая наших атак, всё чаще пы­тались уйти от них переворотами, на которых они зависали,    под­ставляя тем самым свои «животы» под огонь наших истребителей. Постепенно в воздухе стало свободнее, а вскоре фашистские истре­бители покинули поле боя. По приказу командира, который уже взял курс на свою территорию, все стали пристраиваться к нему, на хо­ду разбираясь по звеньям. Какова же была наша радость, когда мы увидели, что все наши самолёты оказались невредимы. Первый бой, и без потерь - вот это победа!» Это был серьёзный успех - мало того, что, приняв бой в не­выгодном для себя положении, республиканские лётчики не только не понесли потерь, но и смогли рассчитаться за утреннюю неудачу. Как такое могло произойти? Ведь практически для всех на­ших лётчиков это был первый воздушный бой. Достаточно ска­зать, что в предыдущем вылете звено Анатолия Серова, в которое входил и Михаил Якушин, вылетев на разведку, пыталось атако­вать разрывы зенитных снарядов, приняв их за самолёты против­ника.

Причина успеха была заложена в грамотных действиях  ко­мандира эскадрильи Ивана Еременко, а исход боя решался уже индивидуальным мастерством пилотов. Среди них надо отметить Анатолия Серова. Серов, лётчик-испытатель НИИ ВВС, был са­мым опытным среди пилотов эскадрильи. Потери противника в этом бою, по одним данным, составили 5 истребителей (2 сгорели в воздухе и 3 упали на землю), по дру­гим - 2 самолёта были сбиты и 3 подбиты. Зная, что итальянцы признали за 6-7 июля потерю 3 «фиатов» и 2 лётчиков, можно с достаточной точностью конкретизировать потери: в одном сбитом истребителе погиб итальянец Марио Верчеллио (Mario Vercellio), ещё один пилот покинул сбитую ма­шину с парашютом, а три других, получив повреждения, произве­ли вынужденные посадки. Среди сбитых упоминаются А. Маттаи (A. Mariai) и командир группы А. Зотти (A. Zotti), имевший 9 по­бед. В этот день командование республиканских ВВС впервые от­метило нехватку истребителей: «Республиканская авиация имеет недостаточно истребителей, которые в основном прикрывают на­лёты шести эскадрилий Р-Зет».

Продолжение следует в части  11                http://proza.ru/2020/03/18/1881


Рецензии