Они воевали в Испании ч. 10
Родился 18 июля 1891 г. в Бессарабии. Болгарин. Окончил 4 кл. гимназии. Работал токарем. В 1912 г. окончил учебную команду. Участвовал в Гражданской войне с 1917 г. в составе 1-й Конной армии С.М. Буденного, был командиром батареи, дивизиона. Член ВКП (б). Окончил повторные курсы комсостава в 1922 г. С 1929 г. командовал конно-армейским дивизионом 1-й особой кавалерийской бригады, затем был командиром 108-го артиллерийского полка 203-мм гаубиц. Присвоено звание полковника. В Испании с 1936 г., был советником по артиллерии. Умер 30. 12. 1936 г. в Испании от тяжёлого ранения, полученного в бою под Кордовой. Похоронен на городском кладбище Мадрида. Награждён орденом Красного Знамени в 1937 г. Символическая могила находится на Новодевичьем кладбище в Москве. Награжден двумя орденами Красного Знамени (0000, № 505 - 1930 г.), орденом «Знак Почета» - 14. 05. 1936 г. По другим данным, погиб в марте 1937 г. на Южном фронте и награждался тремя или даже четырьмя орденами.
53. ДОЛГОЧУБ ПЁТР АНДРЕЕВИЧ - ПОГИБ в воздушном бою в небе Испании.
Родился в 1910 г. на х. Кавалерский Егорлыкского р-на Ростовской обл.
54. ДОМБРОВСКИЙ ФЁДОР ПАВЛОВИЧ - ПОГИБ.
Родился в 1907 г. Жена - Раиса Борисовна, г. Гомель. Лейтенант, штурман звена. Кандидат в члены ВКП (б). Награждён орденом Красного Знамени в 1937 г. При налёте на Талаверу 7 декабря 1936 г. погиб в воздушном бою и похоронен в этот же день.
55. ДУДОЛАДОВ ВАСИЛИЙ ЗАХАРОВИЧ – танкист, ПОГИБ, имеется фото.
Родился в 1912 г. В звании мл. командира служил в танковых войсках. С ноября 1936 г. по 25 июля 1937 г. участвовал в национально-революционной войне в Испании. Погиб в бою 25 июля 1937 г. в районе г. Брунете. Награждён двумя орденами Красного Знамени - 17.07.1937 г., 03.11.1937 г., орденом Красной Звезды - 02.01.1937 г.
56. ДЬЯКОНОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ – ст. л-нт, лётчик, УМЕР от ран.
Родился в 1910 г. в г. Мичуринск Тамбовской обл. Русский. Призван в Красную Армию в 1932 г. Окончил авиашколу лётчиков, лейтенант. Член ВКП (б). Служил в Белорусском ВО, командовал звеном 40-й истребительной авиаэскадрильи 83-й истребительной авиабригады. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 14 июня по 7 июля 1937 г. в качестве пилота истребителя И-16. Около 7 час. утра 7 июля 1937 г. в районе Каса-де-Кампо под Мадридом, участвовал в большом воздушном бою с итальянскими истребителями Фиат-32 из 23-й истребительной группы «Клуб асов». В бою был сбит и скончался от ран. Похоронен на городском кладбище Мадрида. 28 октября 1937 г. старший лейтенант Н.А. Дьяконов награждён орденом Красного Знамени.
СРАЖЕНИЕ ПОД БРУНЕТЕ (ИЮЛЬ 1937 г.). ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ.
В конце июня 1937 г. республиканское командование спланировало наступательную операцию по окружению группировки войск националистов в районе Мадрида. Планом операции предусматривалось нанесение двух сходящихся ударов. Главный удар наносил V корпус из района Валдеморильо в направлении Брунете (деревня с населением около тысячи чел.) и далее в южном направлении, XVIII корпус наступал на Аларкон. Вспомогательный удар наносил II корпус из района южнее Мадрида (населенный пункт Виллаверде) в направлении Аларкона, где и должно было замкнуться кольцо окружения. Для выполнения этой задачи республиканцам удалось скрытно подтянуть 18 бригад (сведённых в 8 дивизий, которые, в свою очередь, были объединены в 3 корпуса, всего - около 35 тыс. чел.). Наступление поддерживали 164 артиллерийских орудия, 130 танков и бронемашин и вся боеготовая авиация республиканской Испании (без учета Северного фронта) - всего 136 самолётов (по др. данным - 133).
ХРОНИКА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ С 5 ПО 7 ИЮЛЯ.
5 ИЮЛЯ - К 16.00 закончилось сосредоточение всех 136 республиканских самолетов, предназначенных для участия в операции. На посадке были «подломаны» И-16 и СБ (скоростные бомбардировщики). В районе Мадрида было замечено до 25 истребителей противника, которые от воздушного боя уклонились. 7 бомбардировщиков противника под прикрытием 14 истребителей бомбили республиканские войска.
6 ИЮЛЯ - Первый воздушный бой прошёл днём. Эскадрилья Р-Зет, прикрываемая И-16, штурмовала колонну противника. В момент выхода Р-Зет из атаки они подверглись нападению 12 «фиатов». Итальянцы без потерь смогли сбить 1 Р-Зет, в бою с истребительным прикрытием - 2 И-16. Об экипаже Р-Зет известно только то, что один из его членов смог покинуть самолет над территорией противника. Об истребителях известно немногим больше. Первоначально не вернувшихся летчиков посчитали погибшими. На одном И-16 погиб л-т Алексей Трусов, его самолёт упал на чужой территории. Второму лётчику, л-ту Г. Хозяинову удалось посадить повреждённую машину на территории, занятой врагом. Лётчик остался жив и попал в плен. (Позже л-та Хозяинова судили, приговорили к расстрелу. Приговор не исполнен. В начале 1939 г. лётчик вернулся на родину). Днём на аэродроме был потерян ещё один Р-Зет. Он взорвался на своей бомбе, самолёт сгорел, штурман погиб, лётчик получил ранение. Вечером этого дня произошло ещё два боя. Над Сесеньей 3 наших СБ встретились с перелетавшей с северного фронта и/88. В результате все бомбёры получили пробоины, но смогли оторваться от врага. Самолёт одного из нападавших, Харро Хардера, получил повреждения и совершил вынужденную посадку. 19-я эскадрилья (10 «фиатов») из группы «Абзо ей ВазШш» атаковала возвращавшуюся с разведки эскадрилью Еременко (12 И-15). Но утренний успех им повторить не удалось. Участник этого боя Михаил Якушин так описывает его в сборнике «Поэма о крыльях»: «Полёт подходил к концу, и мы уже возвращались на свой аэродром. Вдруг в 30-40 км от линии фронта над вражеской территорией значительно выше нас встречно-пересекающимся курсом прошла группа неизвестных самолетов.
Знаков на них не было видно, тип самолета тоже не ясен, но по их серебристо-серой окраске можно было почти безошибочно определить, что это были самолёты мятежников. Они прошли над нами в сторону заходящего солнца, которое было от нас слева сзади. Казалось, что лётчики противника нас не видят, так как они не проявляли никаких внешних признаков агрессивных намерений. Но мы зорко следили за ними. Враг имел большие преимущества: первое - это разность в высоте, второе - возможность атаковать со стороны солнца. Кроме того, фашистские летчики полагали, и это был их главный просчёт, что они остались незамеченными. При наличии таких преимуществ (высота, солнце, внезапность) они решили вступить с нами в бой. Каждый из нас был уверен, что противник не упустит благоприятный момент для нападения, и мы были к этому готовы. Незаметно левое звено перешло на правую сторону, чтобы не сковывать маневра эскадрильи при левом развороте в сторону противника, если он решит нас атаковать. Наши ожидания оправдались. Группа истребителей перешла в атаку. Это мы определили по тому, как звенья вражеской группы одно за другим переходили в пикирование, разворачиваясь в нашу сторону. Нашей эскадрилье было невыгодно вступать в бой, так как полёт подходил к концу и горючее в баках было на исходе. Однако нам ничего не оставалось, как по команде командира эскадрильи энергично развернуться в сторону противника и встретить его лобовой атакой. Начался бой. Все 24 самолёта завязали тот знаменитый «клубок», который был характерен для воздушных боев тех времен. Теперь вблизи мы смогли разглядеть друг друга. Это были серебристо-серые «фиаты» с жёлто-зелёным камуфляжем и чёрными крестами на крыльях и рулях поворота.
По маневренности они немного уступали нашим лёгким и юрким «чатос», и мы без особого труда быстро занимали выгодные положения для атаки. Дружное начало боя определило его дальнейший ход. Наши атаки становились всё настойчивее и смелее. Несколько вражеских самолётов уже рухнули на землю. «Фиаты», не выдерживая наших атак, всё чаще пытались уйти от них переворотами, на которых они зависали, подставляя тем самым свои «животы» под огонь наших истребителей. Постепенно в воздухе стало свободнее, а вскоре фашистские истребители покинули поле боя. По приказу командира, который уже взял курс на свою территорию, все стали пристраиваться к нему, на ходу разбираясь по звеньям. Какова же была наша радость, когда мы увидели, что все наши самолёты оказались невредимы. Первый бой, и без потерь - вот это победа!» Это был серьёзный успех - мало того, что, приняв бой в невыгодном для себя положении, республиканские лётчики не только не понесли потерь, но и смогли рассчитаться за утреннюю неудачу. Как такое могло произойти? Ведь практически для всех наших лётчиков это был первый воздушный бой. Достаточно сказать, что в предыдущем вылете звено Анатолия Серова, в которое входил и Михаил Якушин, вылетев на разведку, пыталось атаковать разрывы зенитных снарядов, приняв их за самолёты противника.
Причина успеха была заложена в грамотных действиях командира эскадрильи Ивана Еременко, а исход боя решался уже индивидуальным мастерством пилотов. Среди них надо отметить Анатолия Серова. Серов, лётчик-испытатель НИИ ВВС, был самым опытным среди пилотов эскадрильи. Потери противника в этом бою, по одним данным, составили 5 истребителей (2 сгорели в воздухе и 3 упали на землю), по другим - 2 самолёта были сбиты и 3 подбиты. Зная, что итальянцы признали за 6-7 июля потерю 3 «фиатов» и 2 лётчиков, можно с достаточной точностью конкретизировать потери: в одном сбитом истребителе погиб итальянец Марио Верчеллио (Mario Vercellio), ещё один пилот покинул сбитую машину с парашютом, а три других, получив повреждения, произвели вынужденные посадки. Среди сбитых упоминаются А. Маттаи (A. Mariai) и командир группы А. Зотти (A. Zotti), имевший 9 побед. В этот день командование республиканских ВВС впервые отметило нехватку истребителей: «Республиканская авиация имеет недостаточно истребителей, которые в основном прикрывают налёты шести эскадрилий Р-Зет».
Продолжение следует в части 11 http://proza.ru/2020/03/18/1881
Свидетельство о публикации №220031801848