Каракол. История одного переселения

Сальников Валентин Михайлович










Каракол. История одного переселения

Из цикла История Хлыстовки



















Краснополье-Фрязино
2020

                Каракол. История одного переселения.

     Историю эту мне поведал Григорий Васильевич Козеняшев. Сам он родился в Заречной Казачьей сотне, ныне деревня Зарека, что раскинулась на правом берегу Мокши, напротив Красной Слободы (Краснослободска). А отец его Василий Михайлович родом из Хлыстовки. Козеняшевы, одна из ветвей рода Репниковых-Родькиных. Семья традиционна была большой. Кроме него в семье было ещё два брата и несколько сестёр.
    К началу двадцатого века в Краснослободском уезде ощущалась нехватка земли, как и во всей центральной России. Население уезда доходило до двухсот тысяч. Для сравнения в нынешнем Краснослободском районе едва наберётся и двадцать тысяч человек. Встал вопрос о переселениях на малоосвоенные территории Российской империи. В процессе аграрной реформы Столыпина на новые места  из Европейской России направилось значительное количество переселенцев. Так только Алтай принял около семисот тысяч человек.
     Мне же Григорий Васильевич поведал о переселении в окрестности озера  Иссык-Куль, что в нынешнем Кыргызстане. Киргизия. Город Пржевальск, ныне переименованный в Каракол, центр Иссык-Кульской области. Кроме областного центр такое названия носят ещё два населённых пункта, горное ущелье и река. Остаётся открытым вопрос, что же потянуло жителей равнинной Пензенской губернии в горы. Ведь само озеро Иссык-Куль расположено высоко в горах. Надо сказать, что к моменту начала аграрной реформы в тех краях уже имелось значительное количество казачьих поселений. Вспомним казачью крепость Верную, ныне город Алмааты (Алма-Ата).  Даже на современной карте Киргизии сохранились поселения с чисто славянскими названиями. Не поленимся перечислить некоторые из них. Начну с с Быстровки и  Орловки. Об этих крупных поселениях я и сам знал со времён своей инженерной молодости. В этих посёлках располагались заводы по производству полупроводниковых материалов. И мы заводчане с ними сотрудничали. А вот целая череда поселений: Ананьево, Богатыровка, Григорьевка, Липенка, Михайловка Николаевка, Нововознесеновка, Орлиное, Отрадное, Рыбачье (Балыкчы), Семёновка, Теплоключенка. Ну и ещё ряд поселений. Возможно, некоторые носят уже киргизские названия.
    После распада СССР часть специалистов с Быстровки и Орловки с семьями переехали в центральную Россию. Ведь многие из них знали о корнях своих предков.
    Два брата, - Иван Михайлович и Василий Михайлович оказались в числе переселенцев в Каракол, что рядом с поселением Орлиное. У старшего, - Ивана Михайловича уже была семья и двое детей: дочь и сын. Василий Михайлович оказался неудачником. Два брака и две преждевременные смерти жён. К началу Перовой мировой войны братья освоились на новом месте, обзавелись хозяйством, жили вполне зажиточно. Началась первая мировая война. Василия Михайловича призвали в армию. После демобилизации в Киргизию он больше не вернулся, осел в Зареке, обзавелся новой семьёй. Со старшим братом поддерживал немногочисленные  контакты, учитывая особенность региона.
    Продолжу о воспоминаниях Григория Васильевича. Судьба семьи его брата была трагичной. Во время националистического бунта в 1916 году были убиты его жена и дочь. Он остался один с маленьким сыном на руках. По хозяйственным делам часто бывал на пристани в Пржевальске. Как правило сына брал с собой, не оставлял без присмотра. Но вовремя одной из поездок он оставил сына дома без присмотра. Вернувшись, он не обнаружил сына в доме. Мысль была одна, - выкрали. Основания на то были. Один богатый бездетный киргиз неоднократно предлагал продать ему сына. На что он пойти не мог. Больше он сына не видел. Через некоторое время Иван Михайлович женился. Детей в новой семье не было. Возможно, в его планах было возвращение на родину. Но он остался в Караколе. В 1944 году его не стало.
    Григорий Васильевич, будучи человеком военным, по наказу отца посетил те края в шестидесятые годы прошлого столетия. Нашёл дом, где проживал дядя. Ещё была жива жена Ивана Михайловича. Поселение понравилось Григорию Васильевичу своей планировкой и ухоженностью.
    Вспомнил он и рассказ отца о встрече с земляком, в поездке на пристань Пржевальска за товаром. На полпути они с товарищами встретили конный казачий разъезд. Казаки предупредили их о том, что начался националистический бунт и находится в Пржевальске опасно. Но самое главное он узнал в одном из казаков своего земляка. К сожалению ни имени, ни фамилии земляка память не сохранила. Нёс ли он срочную службу или был уже из местных жителей, выполнявшим сторожевые функции осталось загадкой.
    Вот такие эпизоды из жизни переселенцев Хлыстовки дошли до нас.
    Как же складывается жизнь потомков бывших переселенцев?  Как им живётся теперь уже в другом государстве. К сожалению, мы мало об том знаем.
    Как то я позвонил в паспортный стол Каракола. Трубку подняла женщина, которая ответила на чистом русском языке. Я подумал, что она русская. Мелькнуло, повезло, сразу попал на соотечественницу. Но она оказалась этнической киргизкой. Я спросил о её знании русского языка. Она ответила, что в школе по русскому языку у неё были одни пятёрки. Вот таким оказалось влияние наших соотечественников на местное население.
    Я отправил им перечень хлыстовских фамилий характерных для  начала прошлого века на предмет наличия таковых в настоящее время. Но, к сожалению, ответ был отрицательным.
     Привожу этот перечень в надежде на отклик со стороны прочитавших статью.

Богомудровы, Борисовы, Васины, Вилковы, Волковы, Геранюшкины (Ганнушкины, Гаранушкины, Гаранюшкины), Долгочевы (Долгачевы), Дугачевы, Дугонины, Европейцевы, Енькины, Ералашкины, Еронюшкины, Ёркины, Каляевы, Климкины, Козеняшевы, Королёвы, Лемясевы, Лёвины, Маляновы, Обрасцовы (Образцовы), Панины, Потехины, Пузанковы, Репниковы, Руковы, Сальниковы, Севостьяновы, Сланчевы, Стольниковы, Тузовы, Усановы.

    А это небольшое продолжение. У кого - то возможно есть желание больше узнать о семье Ивана Михайловича. Для этого я просмотрел в очередной раз метрические книги Хлыстовского прихода. Родился он в 1874 году в многодетной семье. В 1893 году его женили в возрасте 19-ти лет, бракосочетание состоялось 15 января. Его женой стала Мария Ивановна Русова, 17-ти лет, из местных. Я не оговорился в том, что его женили. В те времена решение о женитьбе сына принимали родители, они же выбирали будущую сноху.
    18 июня 1896 года у них родился сын Иван, который прожил всего несколько дней. Обычное явление, много детей умирало через несколько дней после рождения. Второй сын Матвей родился 7 августа 1899 года.  Неожиданно заболела чахоткой жена, и 7 мая 1901 года она скончалась. Второй его женой стала вдова Прасковья Яковлевна, брак зафиксирован 8 февраля 1902 года. В этом браке родилась дочь Матрёна (8 ноября 1902 года) и сын Николай (5 мая 1905 года). Старший сын Матвей сильно простудился и  умер 22 февраля 1908 года. В дальнейшем сведения о семье Ивана Михайловича отсутствуют, по той причине, что семья перебралась на новые земли, на новое, как говорили тогда. Так с женой, дочерью и сыном он оказался в Средней Азии. Там они и стали жертвами трагических событий. К сожалению семейного счастья, на новых землях Иван Михайлович не обрёл.

    Вот такая история одного переселения.


К сему,
Валентин Михайлович Сальников.
E-mail: elcomvms@rambler.ru
Телефон: 8-903-664-20-20; 8-968-803-39-22.


Рецензии